Развитие рефлексии педагогов ДОУ с помощью метода арт-терапии | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 24.04.2020

Статья просмотрена: 594 раза

Библиографическое описание:

Якимова, М. С. Развитие рефлексии педагогов ДОУ с помощью метода арт-терапии / М. С. Якимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5154/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье определяется важность развития способности к рефлексии у педагогов ДОУ, даётся определение рефлексии. Рассматривается арт-терапия как метод психологической работы, направленный на развитие рефлексии, описаны преимущества данного метода. Приводится описание конкретного арт-терапевтического упражнения, которое можно использовать на семинарах-практикумах или тренингах с педагогами ДОУ.

Ключевые слова: рефлексия, арт-терапия, арт-терапевтическое упражнение «Моя планета».

В условиях современного общества с его высокими требованиями к профессиональной пригодности и компетентности специалистов разных образовательных учреждений, психическое состояние педагогов ДОУ может вызывать серьёзную тревогу [9].

Необходимость взаимодействия с разными участниками образовательного процесса (дети, их родители, педагоги-коллеги, администрация ДОУ), осуществление самой образовательной деятельность, потребность в постоянном профессиональном развитии и самосовершенствовании, стремление творчески подходить к выполняемым обязанностям − часто бывают связаны с серьёзными интеллектуальными и эмоциональными нагрузками на членов педагогического коллектива.

Е. М. Семёнова считает, что у педагогов может наблюдаться агрессивность, повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события или, наоборот, чувство неосознанного беспокойства, тревожность, общая апатия. Все это может привести к эмоциональному выгоранию педагога, что не может не сказаться на результатах выполняемой им деятельности [6]. Для сохранения собственного психического здоровья педагогам ДОУ важно уметь отслеживать свои эмоциональные состояния, чувства, переживания, то есть иметь развитую рефлексию.

Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко определяют рефлексию как мыслительный или рациональный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя, собственных действий, чувств, поведения, опыта, способностей, отношений с другими людьми [4].

Рефлексия включает так же процессы понимания и оценки другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей. Рефлексия может быть направлена на разные сферы жизни человека: на процесс общения с другими людьми (коммуникативная или социальная рефлексия), на профессиональную деятельность или всю личность человека, его чувства, эмоции, переживания (личностная рефлексия).

Т. А. Алиева считает, что, рефлексируя, анализируя свои поступки, мысли, чувства, мотивы и пытаясь понять других людей, воспитатели ДОУ могут познать себя, раскрыть свои сильные и слабые стороны. Они так же учатся контролировать актуальную ситуацию, видеть объективные причины возникающих проблем и активнее влиять на окружающую действительность [1].

В качестве инструмента, предназначенного для развития способности к рефлексии у педагогов ДОУ, можно рассматривать один из методов психологической работы, который в последнее время активно применяется педагогами-психологами — метод арт-терапии.

Российской арт-терапевтической ассоциацией арт-терапия характеризуется как система психологических коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиента изобразительной деятельностью и построение психотерапевтических отношений. [3]. С помощью арт-терапии можно достичь положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

И. В. Сусанина в современной арт-терапии выделяет множество разновидностей: изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, куклотерапия и т. д. [7].

Арт-терапия является достаточно безопасными и эффективным методом при работе педагога-психолога ДОУ с детьми и взрослыми. А. И. Копытин объясняет это следующими особенностями данного метода [5]:

− в арт-терапевтической работе может участвовать каждый человек — она не требует каких-то специальных способностей или навыков художественной деятельности, так же нет каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе;

− арт-терапия — это средство преимущественно невербального общения, она способствует самопроявлению как людей, недостаточно хорошо владеющих речью, так и людей, чрезмерно сконцентрированных на речевом общении;

− изобразительная деятельность может выступать своеобразным мостом между клиентом и терапевтом при обсуждении слишком сложного и деликатного предмета, а также позволяет исследовать бессознательные процессы, которые слабо проявляются в повседневной жизни;

− арт-терапия имеет «инсайт-ориентированный» характер, предполагает высокую степень доверия и внимание к внутреннему миру человека, позволяет преодолеть апатию и безынициативность, которые могут возникнуть в ходе работы, вызывает у людей положительные эмоции.

Одним из арт-терапевтических упражнений, которое может быть использовано на семинарах-практикумах с педагогами ДОУ и которое направлено на развитие рефлексии, является упражнение «Моя планета». За основу было взято упражнение «Маленький принц» из программы «Тропинка к своему Я» О. В. Хухлаевой [8].

Цель данного упражнения заключается в развитии способности к рефлексии и самопознанию, снятие эмоционального напряжения.

Педагогам предлагается представить собственную планету и нарисовать её. После выполнения рисунка необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Какая среда на этой планете (благоприятная/неблагоприятная)?
  2. Кто населяет эту планету?
  3. Легко ли до неё добраться? И как можно вообще до неё добраться?
  4. По каким законам на ней живут? За что могут выгнать с этой планеты?

Затем педагог-психолог даёт интерпретацию рисунков и ответов на вопросы. Интерпретация рисунка происходит на основе анализа использованной цветовой гаммы, а так же размера и расположения, степени прорисовки изображения [2].

Интерпретация ответов на вопросы происходит следующим образом. Ответ на первый вопрос (благоприятная среда на планете или нет) может говорить о том, насколько человеку в психологическом плане «комфортно» с самим собой. Ответ на второй вопрос может дать информацию о важных составляющих внутреннего мира автора рисунка, ответ на третий вопрос — об особенностях контакта с ним, способах установления доверительных отношений, четвертый вопрос поможет узнать о правилах взаимодействия с человеком, степень его терпения и выдержки при неблагоприятных воздействиях извне. Основная идея данного упражнения заключается в том, что изображенная планета является «отражением» внутреннего мира человека, его эмоциональных, коммуникативных и личностных особенностей.

После проведенной интерпретации рисунка важно, чтобы педагоги дали обратную связь, и рассказали, насколько данные, полученные в ходе анализа рисунка, соответствуют их собственным представлениям о себе. Это будет стимулировать процесс осознания педагогами своих личностных особенностей, то есть развивать способность к рефлексии.

Как показывает опыт применения данного упражнения в ходе работы с педагогическим коллективом ДОУ — оно является достаточно эффективным в активизации процесса самопознания, чаще всего связано с переживанием положительных эмоций и не вызывает сопротивления в процессе выполнения.

Аналогичными упражнениями, способствующими активизации процесса самопознания и развитию рефлексии, могут выступать рисуночные упражнения «Дерево» [2], «Проективный рисунок», «Мой портрет глазами группы», коллаж на тему «Мой внутренний мир» и т. д. [6].

Таким образом, метод арт-терапии может выступать эффективным, но мягким инструментом в работе с педагогами ДОУ при формировании у них способности к рефлексии, развитии процессов самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей.

Литература:

  1. Алиева Т. М. О необходимости формирования рефлексивных способностей будущих воспитателей ДОУ / Т. М. Алиева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2016. — Т. 15. − № 2. — С. 118–122.
  2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. — Москва: Владос-Пресс, 2003. — 160 с.
  3. Копытин А. И. Терапия искусством в системе образования / А. И. Копытин // Школьный психолог. — 2011. − № 1. — С. 6–10.
  4. Мещеряков Б. П. Большой психологический словарь / Б. П. Мещеряков, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2003. − 632 с.
  5. Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытина — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 448 с.
  6. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога / Е. М. Семёнова. — Москва: Психотерапия, 2006. — 256 с.
  7. Сусанина И. В. Введение в арт-терапию / И. В. Сусанина. — Москва: Когито-центр, 2007. — 90 с.
  8. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1–4 класс) / О. В. Хухлаева. — Москва: Генезис, 2017. — 312 с.
  9. Юкарева Ю. В. Становление профессиональной рефлексии педагогов ДОУ / Ю. В. Юкарева // Молодежь в меняющимся мире: вызовы современности (Материалы IX Международной научно-практической конференции молодых учёных) — 2018. — С. 190–197.
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, развитие рефлексии, рефлексия, упражнение, активизация процесса самопознания, арт-терапевтическое упражнение, внутренний мир человека, изобразительная деятельность, педагогический коллектив, психологическая работа, развитие способности, ходя работы, чувство.

Ключевые слова

рефлексия, арт-терапия, арт-терапевтическое упражнение «Моя планета»

Похожие статьи

Формирование рефлексии у старших школьников на уроке математики

В статье рассматривается понятие «рефлексия» с точки зрения педагогики и психологии. Описываются различные методы организации рефлексивной деятельности на уроках математики. Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование рефлексии являе...

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена обсуждению возможностей психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения подростков. В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны ...

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ

Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ...

Особенности образовательного процесса хореографического отделения детской школы искусств в условиях дистанционного обучения

В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение и пути их решения. Само дистанционное обучение рассматривается применительно к хореографическим дисциплинам д...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Похожие статьи

Формирование рефлексии у старших школьников на уроке математики

В статье рассматривается понятие «рефлексия» с точки зрения педагогики и психологии. Описываются различные методы организации рефлексивной деятельности на уроках математики. Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование рефлексии являе...

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена обсуждению возможностей психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения подростков. В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны ...

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ

Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ...

Особенности образовательного процесса хореографического отделения детской школы искусств в условиях дистанционного обучения

В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение и пути их решения. Само дистанционное обучение рассматривается применительно к хореографическим дисциплинам д...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Задать вопрос