Художественно-эстетическое развитие как новое направление в работе учителя-логопеда | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Дата публикации: 24.02.2020

Статья просмотрена: 665 раз

Библиографическое описание:

Волковская, Е. А. Художественно-эстетическое развитие как новое направление в работе учителя-логопеда / Е. А. Волковская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4939/ (дата обращения: 26.04.2024).



Дошкольный возраст — яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Ни для кого не секрет, что именно этот возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Знакомясь с окружающим миром, дети чаще всего пытаются отразить его в своей деятельности — в играх, рассказах, лепке, рисовании, поделках и т. п. Богатые возможности в этом отношении представляет занятия творчеством, так как детское творчество — это мир ярких, удивительных образов. Ребят дошкольного возраста увлекает сам процесс работы и, конечно же, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил можно играть, а можно ее просто подарить. Поделки ребят часто поражают окружающих своей оригинальностью, необычностью, неординарностью, красочной фантазией. В изготовлении каждой поделки ребенок как бы самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.

Занятия творчеством приносят детям не только положительные эмоции, но и много пользы. Они помогают обогащать представления о мире и словарный запас ребенка, развивать интеллект, мышление, художественный вкус, мелкую моторику и, конечно же, речь. Одним из новых приемов в работе учителя-логопеда, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка и для развития речи, является организация работы с детьми по изготовлению поделок своими руками с применением природного, бросового материала и подручных средств.

Использование данного приема помогут интересно организовать логопедические занятия. Эти способы развития речи достаточно просты и напоминают просто игру. Каждому ребенку просто интересно превратить ненужные вещи в красивую и необычную игрушку. Нетрадиционные методы художественно-эстетического развития демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Материалы могут быть какие угодно — это бумага, картон, пробки от пластиковых бутылок, медицинские шпатели, палочки от мороженного, одноразовые стаканчики и тарелки котельные трубочки, лотки от яиц, шерстяные нити, листочки, шишки и многое другое. Все эти предметы детей не просто занимают, но и в, то, же время, вовлекают в творческий процесс изготовления поделок именно своими руками.

Творчество — один из самых любимых видов детской деятельности и позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будут развиваться детские способности. Применяя и комбинируя разные способы и приемы в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, как сделать так, чтобы образ получился более выразительным, а развитие таких качеств немало важны для совершенствования речи детей с тяжелыми нарушениями.

Во время работы развивается мелкая моторика дошкольников, пальцами и ладошками ребенок получает чувственное наслаждение при тактильных контактах с разными предметами: красками, водой, крупой, ватой, листьями, бусинами и т. д. Также развивается и речь ребенка: занятия можно приурочить к звукоподражаниям животных, которых они делают (пожужжи как жук, пошипи как гусь, как фыркает ежик, какой звук издает собака — волк — тигр? И т. д.), звукам листвы, воды, ветра, бумаги (как шуршит листва, как звучит водичка, как свистит ветер, как скрипит бумага и т. д.). Можно использовать самые разные дидактические игры: «Какой-какая-какие?», «Скажи ласково», «Один-много», «Чего не стало?» и т. д.

Несомненно, такое направления работы в деятельности учителя-логопеда является универсальным. Данный прием работы очень интересен и доступен любому педагогу. Именно поэтому данный нетрадиционный метод работы учителя-логопеда очень привлекателен не только для детей, но и для любого специалиста. Он открывает большие возможности для развития фантазий, желаний, самовыражений дошкольников, а также для обогащения словарного запаса, закрепления лексико-грамматических категорий, развития психических и фонематических процессов, мелкой моторики, и, конечно же, речи в целом.

Примеры нескольких занятий сдетьми среднего дошкольного возраста стяжелыми нарушениями речи, направленные на развитие речи через художественно-эстетическое творчество

«Украденное солнышко»

Ребят средней дошкольной группы на занятии ждала неожиданная неприятность: злая могучая волшебница украла солнышко, и перед ними встал вопрос «Как же его вернуть?». Мы побеседовали с ребятами о том, куда же могло деться солнце и почему оно стало другим? Стояла непростая задача вернуть его, и мы вместе стали думать «Как же это сделать?». Разбираясь в этом, мы выполняли различные упражнения и играли в игры. Очень понравилось изображать разные эмоции солнышка: оно было и веселым, и добрым, и грустным, и даже злым. Я предложила ребятам выбрать ту эмоцию, которая была им ближе всего и сделать из нее украденное солнышко своими руками. Во время работы не забывала и о развитии речи, мы поговорили о том, «Что такое осень? Какие ее признаки? Какие дары она приносит? Не забыли сделать артикуляционную гимнастику и звукоподражание «Как листва шуршит: ш-ш-ш», «Как насекомые улетают: ж-ж-ж; з-з-з», «Как ветер свистит: с-с-с».

«В мире домашних животных»

Ребята средней дошкольной группы познакомились с разными домашними животными, поговорили о их внешнем виде и образе жизни, выяснили их главные отличия от диких животных. На занятии играли в дидактические и подвижные игры, отгадывали загадки, читали сказки, изображали животных и звуки, которые они издают. Для закрепления обобщающего понятия «Домашние животные» я предложила ребятам изготовить животных своими руками. Ребята выбрали самое понравившееся животное и подобрали материал, наиболее подходящий для его изготовления. Результатом работы стали разнообразные поделки животных: собачки, коровки, овечки, кошечки, благодаря чему ребята узнали, кто такие домашние животные и как они выглядят.

«В поисках зимы»

Ребята средней дошкольной группы на занятии обнаружили странные предметы. Мальчишки и девчонки тут же догадались, что это снежинки: «Откуда они здесь? Зачем появились? И почему они совсем не снежные?». Много вопросов и ожидание ответов. Я не спешила отвечать, а предложила ребятам подумать и самим найти ответы на свои вопросы. На занятии мы играли в разнообразные игры и выполняли упражнения: подвижные игры «Зимняя прогулка», «Снежки»; дидактические игры: «Собираемся на зимнюю прогулку», «Что нужно зиме?», а также выполняли самомассаж «Снежок» и дыхательную гимнастику «Греем руки», «Сдуем снежинку». В завершении занятия решили оживить снежинку и сделать ее снежной. Ребята с огромным удовольствием принялись за работу: выбирали материал и готовили для нее наряд. Снежинки получились волшебные, удивительно красивые и необычные.

«К нам шагает Дед Мороз»

Новый год — всегда ожидание чуда, волшебных превращений и приключений. Я предложила ребятам средней дошкольной группы отправиться на поиски Деда Мороза. Но, к сожалению, они обнаружили только его послание. «Что же он хотел сказать? Зачем оставил свою перчатку? Почему-то она совсем не красная? Что же делать?». И тут ребята догадались, что Дед Мороз уже в пути, но только перчатки его совсем не праздничные и он хочет, чтобы они ему помогли. Ребята не раздумывая, решили помочь сказочному герою и принялись за работу. Перчатки Деда Мороза изготовили и стали дожидаться новогоднего праздника и Деда Мороза с подарками.

«Дизайнер— кто он?»

Ребят средней дошкольной группы заинтересовал вопрос «Откуда же берется такая красивая одежда, которую им покупают родители?». Так появилась новая тема для обсуждения «Дизайнер — кто он?». Во время занятия мы побеседовали об этой интересной профессии, вспомнили предметы одежды и из каких частей она состоит и даже побывали в роли «дизайнера». Я просто предложила им украсить совсем неприметную футболку, чтобы она стала самой красивой и необычной. Им оставалось только подключить свою фантазию и взять с собой хорошее настроение, в чем помогло выполнение упражнений релаксации «Фантазер» и психогимнастики «Настроение». Результатом работы стала дизайнерская футболка, которой ребята дали название «Мечта».

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная группа, ребята, дошкольный возраст, игра, развитие речи, ребенок, время работы, занятие творчеством, мелкая моторика, прием работы.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в

В работе с дошкольниками мы используем комплекс игр и упражнений для развития мелкой

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи. Игра, кисть рук, мелкая моторика...

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дошкольное воспитание. № 1. 2005. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии

Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребенка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации...

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием... мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. 1. В работе с младшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта, развития...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид...

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, творчество, продуктивно-творческая деятельность. Abstract.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Начинать работу по развитию мелкой моторики можно и нужно с самого раннего возраста.

Лепка. Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников.

Игры-шнуровки. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

Поэтому в дошкольном возрасте уровень развития мелкой моторики и речи является диагностическим фактором.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством...

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в

В работе с дошкольниками мы используем комплекс игр и упражнений для развития мелкой

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи. Игра, кисть рук, мелкая моторика...

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дошкольное воспитание. № 1. 2005. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии

Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребенка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации...

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием... мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. 1. В работе с младшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта, развития...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид...

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, творчество, продуктивно-творческая деятельность. Abstract.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Начинать работу по развитию мелкой моторики можно и нужно с самого раннего возраста.

Лепка. Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников.

Игры-шнуровки. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

Поэтому в дошкольном возрасте уровень развития мелкой моторики и речи является диагностическим фактором.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством...

Задать вопрос