Оригами как универсальное средство формирования у детей интереса к искусству и раскрытия творческого потенциала | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Оригами как универсальное средство формирования у детей интереса к искусству и раскрытия творческого потенциала / Р. М. Лукьянова, Т. Н. Дашевская, Т. Ю. Питякина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4777/ (дата обращения: 16.12.2024).



Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвется, мнется, сгибается, скручивается и т. д. Но мало кто из ребят знает, что, перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства — оригами.

Оригами может быть интересно и детям и взрослым. При помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры из бумаги. Сделать оригинальный подарок близким и просто сделать что-то своими руками из бумаги — одно удовольствие, оригами это всегда красиво и оригинально.

Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо!

Аристотель говорил: «Рука — это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука — это своего рода внешний мозг».

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня, как педагога заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами: развивать конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развивать мелкую моторику, глазомер, развивать художественный вкус, творческое воображение, конструктивное мышление.

Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! Освоение последовательности приёмов оригами помогает решать творческие задачи на доступном, интересном материале.

Общие правила при обучении технике оригами:

  1. Заготовки должны иметь точно квадратную форму.
  2. Бумага должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
  3. Показ должен проводиться на столе, заготовка должна быть в два раза больше, чем у ребёнка.
  4. При показе не должно быть лишних переворотов и поворотов изделия.
  5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма-выполнение ребёнком, показ второго — выполнение ребёнком.
  6. Линии сгибов должны тщательно проглаживаться.
  7. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Почему именно оригами? Занятия оригами превращает детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные поделки из простого листа бумаги.

Известный в России и за рубежом популяризатор оригами С. Ю. Афонькин писал: «Вы берете в руки простой лист бумаги, и… совершается чудо: он превращается в бабочку, собаку, елочное украшение, цветок, изящную коробочку, удобную кепку. Лист может превратиться в тысячи других изделий по вашему желанию. Нужно только уметь с ним обращаться» [1].

В процессе занятий каждый ребенок может работать на своем уровне сложности и с учетом своих психологических особенностей. Японская пословица гласит: «Расскажи мне — я услышу. Покажи мне — я запомню. Дай мне сделать самому — я пойму!»

Занятия оригами полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю», так как дети слышат устные объяснения порядка сборки изделия, видят последовательность работы на инструкционных картах или схемах, неоднократно делают эти изделия сами. На протяжении обучения возрастает сложность работ, которые дети выполняют на занятиях.

По мнению Г. Морозова, «Принципиально значимой является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребёнок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образцы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром и т. п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной» [4, с. 16–19].

По словам Сакулиной Н. П., «Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений, развивает точность движений пальцев» [8, с. 7].

Упражнения заключаются в складывании, проглаживании сгибов пальчиками, точности и четкости движений, раскрашивании в различных направлениях. В процессе таких упражнений дети учатся аккуратности, четкости движений, соблюдаются пределы раскрашивания [6, с. 29].

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и так далее). Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами [3, с. 17].

Занятие оригами имеет большое значение для гармоничного развития детей. Они способствую развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают умение, чувство формы, глазомер и цветоощущения [7, с. 107].

В процессе овладения умением выполнять из бумаги различные поделки развивается чувство цвета. «Чувство же цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще» — писал К. Маркс. Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса.

Оригами — прекрасное средство оформления наглядных пособий. Творчески работающие воспитатели их широко используют в учебном процессе. Правильное изменение наглядности повышает эффективность усвоения детьми нового материала, создает условия для поиска новых приемов и методов работы [6, с. 59]

В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и тому подобное). [6, с. 69]

Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Совместная деятельность по оригами дает возможность использовать разнообразные формы работы, в первую очередь, через беседы, рассматривание готовых образцов, дидактические игры. Оригами расширяет представление детей об окружающем мире, является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Таким образом, использование оригами на занятиях формирует у ребенка конструктивные представления и конструктивное мышление, творческие способности, способствует формированию у детей интереса к искусству оригами и раскрытию творческого потенциала детей.

Все это является необходимым условием не только умственного развития дошкольника, но и развития личности в целом.

Литература:

  1. Афонькин С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. / СПб.: Химия, 1994.
  2. Богатырева З. А. Чудесные поделки из бумаги. / М.: Просвещение, 1992.
  3. Гульянц, Э. К. Учите детей мастерить: методическое пособие для воспитателей / Э. К. Гульянц. -М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  4. Кудрявцев В. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3. — С. 71–78.; — № 5. — С. 71–78; — 2007. — № 2 — С.18–27; — 2008. — № 5. -С. 29–35.
  5. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979. — № 2. — С. 16–19.
  6. Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. — СПб.: Детство-Пресс, 2000. — 32 с.
  7. Роговин А. Хочу сделать сам. — М.: Педагогика, 1984. — 174 с.
  8. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Просвещение, 1973. — 208 с.
  9. Соколова С. В. Театр оригами. Игрушки из оригами [текст] / Соколова С. В. — М.: Эскимо, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие оригами, искусство оригами, оригами, художественный вкус, конструктивное мышление, мелкая моторика, обыкновенный квадратик бумаги, простой лист бумаги, четкость движений.

Похожие статьи

Эмоциональное воздействие на личность учащегося через синтез искусств

Интеграция видов детского художественного творчества через синтез искусств — новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве

Синтез искусств на уроках в начальной школе как средство эстетического воспитания младших школьников

Прозрачный мольберт как средство вовлечения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в совместную творческую деятельность

Стратегические идеи содержательного аспекта универсальных творческих действий студентов как направление проектирования работы над курсом «Окружающий мир» в начальной школе

Алгоритмизация как один из способов формирования активной интеллектуальной деятельности обучающихся на уроках истории обществознания и литературы

Невербальная выразительность и культура движения как компонент педагогического общения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей

Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания

Похожие статьи

Эмоциональное воздействие на личность учащегося через синтез искусств

Интеграция видов детского художественного творчества через синтез искусств — новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве

Синтез искусств на уроках в начальной школе как средство эстетического воспитания младших школьников

Прозрачный мольберт как средство вовлечения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в совместную творческую деятельность

Стратегические идеи содержательного аспекта универсальных творческих действий студентов как направление проектирования работы над курсом «Окружающий мир» в начальной школе

Алгоритмизация как один из способов формирования активной интеллектуальной деятельности обучающихся на уроках истории обществознания и литературы

Невербальная выразительность и культура движения как компонент педагогического общения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей

Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания

Задать вопрос