Помощь в социализация детей в условиях военного городка населенного пункта Тусхарой Чеченской республики
Автор: Жарина Татьяна Валерьевна
Рубрика: Подготовка к школе
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.
Дата публикации: 22.04.2019
Статья просмотрена: 108 раз
Библиографическое описание:
Жарина, Т. В. Помощь в социализация детей в условиях военного городка населенного пункта Тусхарой Чеченской республики / Т. В. Жарина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4158/ (дата обращения: 19.12.2024).
Актуальность данной темы обусловлена тем, что социализация личности идет на протяжении всей жизни человека. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Основы успешной реализации этого процесса заложены именно в детстве. Дошкольное детство период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения. Важность социальной зрелости для перехода на следующий этап развития и поступления в школу недооценивается. А ведь именно этот фактор является основным при переходе ребенка на новый этап его жизни — начало взросления и школьное обучение. Если ребенок не будет уметь существовать в согласии с социумом, который будет его окружать следующие 9–11 лет в школе, неизбежно начнутся проблемы в учебе, с классом, с педагогами, в семье. Обычно такие дети как бы отделяются от класса, начинают вести себя вызывающе, начинается процесс девиации. Но ведь «болезнь проще предупредить, чем лечить», поэтому так важно развивать и корректировать социализированность детей в дошкольном возрасте.
Географическое положение военного городка делает практически невозможным посещение ребёнком дополнительных секций и кружков по интересам, которые отсутствуют в пространстве военного гарнизона. В результате этого досуговые практики детей пребывают в скудных рамках, обусловленных инфраструктурой военного городка. Зависимость ребенка от социальных условий семьи, проживание в городках компактного типа с малой численностью населения способствует ограничению в выборе круга сверстников и отсутствием занятости в свободное время. Что приводит к более сложному процессу социализации, адаптации детей в социуме.
В данный период, на территории военного городка, отсутствовали какие — либо социальные объекты, не было ни школ, ни детских садов. Поэтому, созданный женами военнослужащих, «Женсовет» — участником, которого я являлась, вынужден был взять на себя функцию социализации детей в данной среде.
Сроки реализации проекта: 7 мес.(февраля по август 2017г).
Участники: дети дошкольного возраста и родители, проживающие на территории военного городка Чеченской республики, н. п. Тусхарой.
Основные цели изадачи реализации:
Цель: создание благоприятных условий для успешной социализации детей, живущих в социуме военного городка, посредством привлечения их к различным социально-значимым мероприятиям.
Задачи:
– создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
– вовлечь детей в творческую, активную деятельность, согласно их возможностям, интересам и способностям;
– оказать посильную помощь семьям, развить навыки общения;
– воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях ограниченной социальной активности;
– формирование социальной активности, гуманистических норм жизнедеятельности.
Ожидаемые результаты:
- Сформированность ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей, самооценки в процессе реализации проекта.
- Становление основ социальной компетентности у детей дошкольного возраста;
- Понимание ребенком своего места в мире, своей уникальности и ценности;
- Приобщение детей к системе культурных ценностей и выработка своего отношения к ним;
- Повышение уровня педагогической культуры родителей;
План реализации проекта:
Подготовительный этап (февраль— март 2017г)
№ |
Мероприятия |
Цель |
1. |
Подборка материала по теме проекта |
Систематизировать полученный материал |
2. |
Планирование деятельности по теме |
Систематизировать полученный материал |
3. |
Познакомить родителей с проектом |
Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта |
4 |
Социальный опрос о необходимости работы с детьми в данном направлении |
Выявить необходимость повышения уровня социализации детей |
Основной этап: апрель— июль 2017г.
№ |
Мероприятия |
Цель |
5 |
Беседы с детьми и родителями: «Я и моя семья», «Мой лучший друг», «Поведение в общественных местах», «Мои лучшие качества», «Хорошие поступки», «Задушевные посиделки». |
Выявить у ребенка отношение в семье, отношения в группе, уточнить поведение, которое считается нормой поведения в социуме, выявить самооценку ребенка, взаимоотношения между ребенком и родителями. |
6 |
Занятия: По подготовке к школе, детей 5–6 лет»; Занятия с детьми раннего возраста; |
Подготовка к школе; Развитие социально-личностных качеств; развитие психических процессов, обучение чтению, формировать культуру общения между детьми. |
7 |
Мастер-классы: «Печенье для мамы»: «Валентинка» «Открытка на 8 марта» |
Развитие умений и навыков, воспитание аккуратности, умение доводить начатое дело до конца. |
8. |
Театрализованное представление: «Возвращение колобка»; «Волк и семеро козлят»; «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка». |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим, расширение кругозора, прививать любовь к театру и искусству |
9. |
Развлечения: «Планетарий»; «Конкурс рисунков на асфальте» «Кинотеатр для детей и взрослых. |
Расширить кругозор детей, воспитывать культуру поведения, принести радость детям, |
10. |
Досуг: «Пикник на природе» |
Прививать любовь к природе, Развитие эмоционально-коммуникативной сферы |
11. |
Культурно-массовые мероприятия совместно с родителями: «Концерт посвященный 72 годовщине в Великой Отечественной Войне»; «День защиты детей»; «Масленица»; «День Защитника Отечества» |
Развитие речи и интеллекта, воспитание выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности, патриотизма, пропаганда активного семейного отдыха, создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между детьми, родителями и педагогами в воспитании детей |
12. |
Мероприятие: «День добрых дел»- помощь родителям в уборке территории, детских площадок. |
Создание положительной атмосферы, приобщение к труду взрослых, воспитание чувств эмпатии, взаимопомощи. |
Заключительный этап: август 2017 г.
№ |
мероприятия |
Цель |
13. |
Итоговая отчетная презентация о проделанной работе. |
|
14. |
Анализ динамики повышения уровня социализации детей |
Выявить изменения |
Заключение:
Поставленные задачи были решены, ожидаемые результаты достигнуты. Организация занятий, Культурно-массовых мероприятий, вечеров развлечений, театрализованных представлений и др., позволили значительно повысить уровень социализации детей дошкольного возраста, на территории закрытого военного городка Чеченской республики, н. п. Тусхарой.
Литература:
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. — М., 2001.
- Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5–7 лет. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Васильева Н. Н., Новотворцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. — Ярославль, 1997.
- Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем. Занятия с дошкольниками. — М., 2002.
- Иванова Н. В. «Социальное развитие детей в ДОУ» методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008–128 с.
- Козлова С. А. Я — человек. Программа социального развития ребенка. — М.: Школьная пресса, 2004. — 48 с. (Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание дошкольников»; Вып. 33).
- Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Мой организм. — М., 2001.
- Козлова С. А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста / Сб. научных трудов «Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников». — М., 2001.
- Курочкина И. Н. Культура поведения ребенка. Практические советы педагога. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 32 с. / Серия: Ребенок XXI века от рождения до школы. Программа «Я — человек» («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 87.)
- Эрик Эриксон. Детство и общество. — СПб., 2000.
- Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: Валерии CПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 г.