Проектная деятельность как средство реализации ФГОС до в процессе формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 25.11.2015

Статья просмотрена: 719 раз

Библиографическое описание:

Хатаева, Т. Р. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС до в процессе формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста / Т. Р. Хатаева, Н. В. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/489/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

The article deals with the application of project activities in the conditions of preschool educational institution in the framework of the GEF to promote a culture of dialogue preschooler. We consider the construction of the axioms of project activities. The data of the theoretical studies Bachelor of final qualifying work on the theme «Building a culture of dialogue at the senior preschool children in the project activities».

Keywords: project activities, culture, communication, pre-school educational institution, innovative activity, the GEF to.

 

Современные условия культурного развития дошкольника представляют педагогу дошкольного учреждения возможности реализации инновационных технологий в практическую профессиональную деятельность. Проектная деятельность — один из методов внедрения ФГОС ДО. Метод проектов относится к современным мировым тенденциям в области образовательных технологий. Основное педагогическое знание на этом пути — учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста и отрицание школьных методик проектной деятельности в ДОУ.

Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Метод проектов представляется как способ организации педагогического процесса, организованного на взаимодействии воспитанника и педагога, поэтапная практико-ориентированная деятельность по достижению цели, способ сотрудничества с окружающей средой.

Основными требованиями к применению метода проектов в ДОУ являются следующие аксиомы:

                    основанием проекта является проблема, и только исследовательский поиск требуется для ее решения;

                    проект — это «игра всерьёз», результаты её важны для детей и взрослых;

                    элементы проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, формирование культуры общения, развитие коммуникативных способностей детей, творческих и познавательных навыков, а также применение дошкольниками приобретенных знаний на практике.

Формируя культуру общения у детей старшего дошкольного возраста, в практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1.                Исследовательско–творческие. Данный тип обусловлен экспериментальной деятельностью воспитанников, которая впоследствии находит свое отражение в оформлении газет, драматизации, детского дизайна;
  2.                Ролево–игровые (с элементами творческих игр). Вхождение детьми в образ персонажей сказки, рассказа и индивидуальное решение поставленных автором литературных произведений проблемы;
  3.                Информационно–практико–ориентированные. Сбор детьми информации о социальных интересах и реализация её в виде оформления и дизайна группы, создание витражей и т. п.;
  4.                Творческие. Оформление результата проекта в виде детского праздника, или тематической недели 1, 59.

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие — монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть изменяемой, гибкой, дающая возможность воспитателю ненавязчиво направлять работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей по ФГОС ДО: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, развитие познавательных способностей, развитие творческого воображения, развитие творческого мышления, развитие коммуникативных навыков 2, 52.

Для старшего дошкольного возраста, формируя культуру общения у детей через проектную деятельность, воспитатель развивает предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивает умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Внедрение проектной деятельности в образовательное пространство детского сада помогает воспитаннику пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности, что безусловно обогащает словарный запас дошкольника и вместе с тем способствует плавному формированию культуры общения ребенка и со сверстниками и со взрослыми, что неизбежно развивает способность адаптивности к ситуации школьного обучения.

 

Литература:

 

  1.                Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. — сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 4 — е изд. Испр. И доп. — М. АРК-ТИ, 2010–112с.
  2.                Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С. В. Кузнецова и кол. Авт. — М. ТЦ сфера. 2010–114 с.
Основные термины (генерируются автоматически): GEF, метод проектов, проектная деятельность, детский сад, культура общения, развитие, старший дошкольный возраст.

Похожие статьи

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...

Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей

В статье рассматриваются актуальность проблемы развития этнокультурного образования, особенности этнокультурного развития личности ребенка, различные аспекты организации содержания регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образо...

Театрализованная деятельность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Данная статья рассматривает роль театрализованной деятельности в детском саду и ее значимость для развития творческого потенциала и творческой направленности детей. Автор обсуждает важность учета требований Федеральной образовательной программы дошко...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения

В статье раскрыта сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и ее характеристика, описаны факторы и условия влияющие на успешность профессиональной деятельности, выделены уровни развития иннова...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Похожие статьи

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...

Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей

В статье рассматриваются актуальность проблемы развития этнокультурного образования, особенности этнокультурного развития личности ребенка, различные аспекты организации содержания регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образо...

Театрализованная деятельность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Данная статья рассматривает роль театрализованной деятельности в детском саду и ее значимость для развития творческого потенциала и творческой направленности детей. Автор обсуждает важность учета требований Федеральной образовательной программы дошко...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения

В статье раскрыта сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и ее характеристика, описаны факторы и условия влияющие на успешность профессиональной деятельности, выделены уровни развития иннова...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Задать вопрос