Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 03.12.2015

Статья просмотрена: 1927 раз

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / О. В. Барсукова, Е. Н. Гавриш. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/488/ (дата обращения: 30.10.2024).



 

Встатьепредставлено обобщение практического опыта педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения. Материал посвящен организации развивающей и психокоррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях полифункциональной среды сенсорных комнат.

Ключевые слова: восприятие, занятия, игра, младший дошкольный, развитие, ранний возраст, родители, сенсорная комната.

 

Введение Федерального государственного образовательного стандарта открывает новые возможности для активизации работы дошкольной образовательной организации с детьми и семьей, а также разработки и внедрения в практику такого инновационного метода психологической коррекции, как сенсорная комната, полифункциональная среда которой оказывает комплексное воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка.

Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, которая с помощью различных элементов создает ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с различными потребностями.

Первые сенсорные комнаты в качестве средства психического оздоровления детей появились в 70-х годах XIX столетия в Голландии и в 80-х — в Великобритании. Опыт их использования есть и в России, где в 2004 году прошел Первый международный семинар по применению сенсорных комнат для корригирования отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере развития детей. В специальной педагогической и медицинской литературе все чаще публикуются материалы по данной проблеме, однако вопрос эффективного использования сенсорных комнат в качестве средства коррекции и психофизического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, в настоящее время до конца не изучен.

В нашем дошкольном образовательном учреждении сенсорная комната появилась в 2008 году. Наши специалисты используют сенсорную комнату как дополнительный инструмент, повышающий эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья детей.

Сенсорная комната как среда для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста используется нами в следующих целях:

          для развития у детей эмоциональных ощущений в комплексе с формированием сенсорно-перцептивных представлений о цвете, форме, звуке, движении и т. п.;

          для организации эмоционально насыщенного общения детей и родителей, практического игрового взаимодействия;

          для развития двигательной и познавательной активности, обогащения сенсорного и тактильного опыта;

          для возможности преодолеть страх новизны и самостоятельно обследовать окружающие предметы;

          для диагностики особенностей развития и выявления детей с потребностями, требующими квалифицированной помощи;

          для проведения развивающих занятий на основе комплексного использования интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты, направленных на развитие функций кинестетического, слухового, зрительного анализаторов, психических процессов, навыков невербального общения с окружающими.

Специалистам известно, что успешность физического, умственного, речевого и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Сегодня многие педагоги и психологи констатирую тот факт, что у большинства современных детей отмечается как общее сенсомоторное отставание, так и слабое развитие тонкой моторики рук, в особенности это относится к городским детям. Это подтверждается также и нашими исследованиями уровней развития детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста. Отмечается достаточно высокий процент детей, которые на первичном этапе работы имели бедность сенсорного и тактильного опыта, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук малышей часто бывают неловкими, соотносящие движения несогласованными, пальцы рук недифференцироваными и слабыми. Такая моторная слабость часто приводит к задержке этапов речевого развития ребенка, а в более запущенных случаях и психического.

Сенсорное восприятие предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности, поскольку в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

Период раннего детства является важнейшим этапом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие траекторию дальнейшего развития человека. В этот период формируются такие ключевые качества как познавательная активность, речь и общение, доверие к миру, творческие возможности, общая жизненная активности и многое другое.

Специфика работы педагога-психолога с детьми раннего возраста в условиях сенсорной комнаты определяется несколькими аспектами, связанными, прежде всего с возрастными особенностями детей раннего возраста. Необходима эмоциональная включенность специалиста в детскую деятельность, личная обращенность к конкретному ребенку. Выработка индивидуального подхода к каждому ребенку очевидна для всех возрастов, однако в раннем возрасте он имеет решающее значение. Маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши до 3–4 лет не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и окружающие предметы, движения, звуки для них гораздо более сильные побудители, чем значение слов взрослого. Кроме того, дети раннего возраста отличаются эмоциональной неустойчивостью: они быстро переходят от бурной радости к отчаянию или от полной открытости к замкнутости и напряжению. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста характерна слабость нервных процессов и быстрая утомляемость, поэтому необходимо часто менять виды деятельности в сенсорных комнатах, чередовать умственную, речевую и двигательную активность детей во время занятий и игр детей с полифункциональным интерактивным оборудованием.

Тем не менее, крайне важно осознавать, что именно этап раннего детства представляет наиболее широкие возможности развития и коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка.

Попадая в сенсорную комнату,ребенок, как правило, проявляет познавательную активность, проявляет инициативу и заинтересованность. Во время игр с использованием полифункционального игрового оборудования развиваются процессы внимания, воображения, память, мышление ребенка, развивается его речь. Именно в таких играх с сенсорным оборудованием в светлой сенсорной комнате, а также в среде темной сенсорной комнаты, особым образом структурированной и наполненной необычными световыми, аудиальными и другими стимуляторами, наиболее успешно возможно формирование положительных взаимоотношений детей, что является важным в период первичной адаптации и социализации детей к дошкольному учреждению.

Занятия с ребенком с использованием полифункционального интерактивного оборудования, в отличие от его самостоятельной предметной и игровой деятельности, направлены на формирование у него тех умений и навыков, которые имеют наибольшее значение для здоровьесбережения, сенсорно-перцептивного развития, развития координационных способностей и речи. В результате занятий в специально оборудованной среде темной и светлой сенсорной комнаты ребенок овладевает способностью обучаться: воспринимать, понимать, запоминать и воспроизводить действия с дидактическим материалом.

Пребывание в сенсорной комнате оказывает интенсивное комплексное воздействие на все анализаторы: зрение, слух, тактильный и проприорецепторный. При работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать не только возрастные психофизиологические и индивидуальные особенности каждого ребенка, важно также гармонично распределять и дозировать нагрузку на центральную нервную систему. Так, например, в адаптационный период, на занятия в сенсорную комнату педагог-психолог приглашает не более 4 детей. Эти дети уже прошли этап первичной адаптации, не проявляют острых реакций адаптационного синдрома и не имеют противопоказаний к посещению сенсорных комнат. Занятия и упражнения тщательно подготавливаются и корректируются исходя из индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка. На первых занятиях важно прибегать к изолированному использованию специальных сенсорных эффектов и сенсорного оборудования, дозировать по времени и мягко направлять активность детей во время знакомства с возможностями сенсорной комнаты.Длительность и насыщенность занятий в новых условиях увеличиваются постепенно, при этом тщательно отслеживается психоэмоциональное состояние детей в процессе сенсорной нагрузки.

Таким образом, практическая работа в сенсорной комнате ведется нами поэтапно: чтобы не вызвать у малышей отрицательных эмоций, на первых занятиях мы не включаем световые тренажеры. На начальном этапе активно используем игры, упражнения, направленные на развитие общей чувствительности (развитие рецепторов, расположенных на коже, в мышцах). Мы последовательно формируем базу для развития зрительного, слухового и тактильного восприятия, активно используя сенсорные панели и тактильные стимуляторы (рамки, вкладыши, дорожки) и т. д. Работая с материалами, которые имеют различную форму и фактуру: ткань, дерево, пластмассу, ворс, ребенок учится различать свойства предметов: теплый — холодный; мягкий — жесткий; круглый — квадратный. Таким образом, данные занятия развивают зрительно-моторную координацию, чувствительность пальцев для освоения новых ощущений.

Затем мы подключаем игры, упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности. Например, игра «Волшебный мешочек»: в зависимости от темы в непрозрачный мешочек кладутся разнообразные по форме и материалу предметы, которые ребенок должен найти на ощупь. Для развития тактильных ощущений, формирования и совершенствования тонкой моторики кисти и пальцев руки мы используем тренажер «Звездный дождь». Фиброоптические волокна можно перебирать в руках, обматывать вокруг пальцев, т. е. познавать их свойства и качества зрительно и тактильно. Чрезвычайно эффективно работает этот тренажер с тревожными детьми. На первых занятиях дети «боятся» прикасаться к «волшебным ниточкам», затем «тактильная среда» позволяет не только освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, но и расслабляет и успокаивает ребенка.

На занятиях в «темной сенсорной комнате» применяются различные источники света, звуков. Поэтому перед началом основной работы мы знакомим детей с каждым прибором, учим концентрировать на них внимание, выполнять необходимые определенные действия, принимать удобные для занятия позы и т. п. Включение световых тренажеров и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, требует постепенности и периодичности.

Знакомство с интерактивным оборудованием проводится постепенно: сначала мы включаем приборы (по одному) в освещенной комнате, а затем говорим ребенку о том, что в комнате станет темнее, так как выключим свет, и он сможет увидеть, например, как прыгают «солнечные зайчики» или «волшебные звездочки». Затем выключаем общее освещение и оставляем включенным только «Зеркальный шар», который вращается в луче направленного на него света. Прибор проецирует разнообразные световые эффекты на все пространство комнаты. Игра красок и цветов способствует развитию воображения, вызывает у малышей положительные эмоции.

«Зеркальный шар» мы используем в упражнении «Солнечный зайчик», «Снежинка», «Осенний листочек» (в зависимости от времени года). Этот тренажер мы используем для стимулирования зрительного восприятия, концентрации внимания и развития воображения в занятиях со сказочными и фантазийными сюжетами. Панно «Звездное небо» располагается на стене на уровне роста детей и при включении создается эффект ночного неба. Когда панно включено, у ребенка возникает ощущение, будто он дотрагивается руками до звезд. Занятия с использованием этого тренажера развивает коммуникативные функции речи, воображение, снимает мышечное напряжение.

Каждое занятие в сенсорной комнате превращается в своеобразную игру: путешествие, поход, экскурсии, сказки и т. п. Прежде всего, занятия в сенсорной комнате показаны детям чрезмерно утомляемым, эмоционально истощаемым, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями поведения, с задержками психического и речевого развития. Детям же с обострением соматических и психических заболеваний, аллергической и бронхиальной патологией занятия в сенсорной комнате противопоказаны.

При регулярных занятиях в светлой и темной сенсорной комнате у ребенка формируется организованность, целенаправленность, произвольность и другие качества, которые будут необходимы ему на последующих возрастных этапах.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Для каждого ребенка общение в сенсорной комнате являются откликом на его внутренне стремление к полноценному развитию. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционная среда и окружение ребенка.

 

Литература:

 

  1.      Баряева Л. Б., Приходько О. Г. Занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в полифункциональной среде сенсорных комнат
  2.      Галой Н. Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста //Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2015. — № 1.
  3.      Галлямова Ю. С., Приходько О. Г. Принципы, направления и задачи развивающей, лечебно-оздоровительной работы в темной сенсорной комнате // Сенсорная комната — волшебный мир здоровья. — СПб: ХОКА, 2007.
  4.      Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. — 3-е изд. — М.: АРКТИ, 2008.
  5.      Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания /Ред. Е. А. Стребелевой — М.: Экзамен, 2004.
  6.      Лазуренко С. Б., Когут Ю. Г. Использование возможностей «Сенсорной комнаты» в коррекции поведенческих расстройств у детей раннего возраста с нарушением интеллекта
  7.      Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорная комната, ребенок, ранний возраст, занятие, младший дошкольный возраст, развитие, познавательная активность, темная сенсорная комната, дошкольное образовательное учреждение, интерактивное оборудование.

Ключевые слова

игра, развитие, родители, восприятие, занятия, ранний возраст, младший дошкольный, сенсорная комната., сенсорная комната

Похожие статьи

Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС

В статье представлено краткое описание этапов психолого-педагогического со-провождения адаптации и социализации ребенка раннего возраста к условиям адаптационных групп кратковременного пребывания. Материал может быть интересен педагогам образовательн...

Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных группах кратковременного пребывания детей раннего возраста «Гусеница»

В статье представлено интегрированное игровое занятие для детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания. Разработан алгоритм проведения игрового занятия, подробно описаны его структура и содержание. Все блоки занятия объединены ...

Развитие когнитивных процессов и сенсорики у дошкольников 3–5 лет посредством устного народного творчества и лего-конструирования

В статье рассматривается проблема развития сенсорики, математических представлений и речи в дошкольной образовательной организации посредством лего-конструирования и устного народного творчества. Описываются развивающие и корригирующие методы. Дается...

Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...

Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...

Похожие статьи

Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС

В статье представлено краткое описание этапов психолого-педагогического со-провождения адаптации и социализации ребенка раннего возраста к условиям адаптационных групп кратковременного пребывания. Материал может быть интересен педагогам образовательн...

Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных группах кратковременного пребывания детей раннего возраста «Гусеница»

В статье представлено интегрированное игровое занятие для детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания. Разработан алгоритм проведения игрового занятия, подробно описаны его структура и содержание. Все блоки занятия объединены ...

Развитие когнитивных процессов и сенсорики у дошкольников 3–5 лет посредством устного народного творчества и лего-конструирования

В статье рассматривается проблема развития сенсорики, математических представлений и речи в дошкольной образовательной организации посредством лего-конструирования и устного народного творчества. Описываются развивающие и корригирующие методы. Дается...

Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...

Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...

Задать вопрос