Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе для детей ОНР «Поможем Маше-растеряше» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 сентября, печатный экземпляр отправим 11 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.

Дата публикации: 21.02.2019

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Сославина И. А., Антонова Л. В. Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе для детей ОНР «Поможем Маше-растеряше» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №3. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/118/3971/ (дата обращения: 26.08.2019).



Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Коррекционно-образовательные задачи:

1) Образовательная область «Речевое развитие»

− упражнять в навыках практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

− формирование навыка образования относительных прилагательных

− продолжать формировать навыки согласования существительных с числительными, с прилагательными в роде

− уточнение и активизация предикативного словаря

− продолжать формировать умения отвечать на вопросы полными предложениями.

2) Образовательная область «Познавательное развитие»

− формировать понятие, что одежда шьется из разных тканей

Коррекционно-развивающие задачи:

1) Образовательная область «Речевое развитие»

− совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память

− развивать речевое внимание.

2) Образовательная область «Физическое развитие»

− сохранение и укрепление здоровья

3) Образовательная область «Социально-коммуникативное»

− совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1) Образовательная область «Социально-коммуникативное»

− воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения;

− воспитывать навыки культуры поведения.

Словарная работа:

− номинативный словарь: рукава, воротник, пуговицы, пояс, карман

− адъективный словарь: шерстяная, ситцевая, драповая, осенняя, шелковая, замшевая, кожаная

− предикативный словарь: не берегла, не ухаживала, не складывала, не вешала

Индивидуальная работа

Развитие речевой активности у Валеры

Материалы и оборудование:

1) Демонстрационный:

− картинки с изображением предметов одежды

− мяч

− мольберт

− большая пуговица

− ноутбук, слайды «Одежда» (интерактивная доска)

− письмо

2) Раздаточный:

− «вешалка» с разрезными картинками

− детская одежда

− геометрические фигуры

Предшествующая работа

− чтение произведения Л. Воронковой «Маша-растеряша»

− организация дидактических игр по теме «Лото-одежда» (виды тканей), «Назови ласково», «Один-пять», «Какая, какой, какое, какие?».

Методические приемы

1) Наглядные:

− предметные картинки «Одежда»

− предметные картинки с изображением одежды с «заплаткой»

− ноутбук (интерактивная доска).

2) Словесные:

− художественное слово

3) Практические:

− игра «Помощники»;

− игра «Собери картинку»;

− игра «Образуй слово»;

− игра «Назови ласково»;

− игра «Сосчитай»

− нахождение правильной геометрической фигуры «Почини Машину одежду»;

− гимнастика для глаз

4) Презентация: «Одежда»

5) Игровые: сюрпризный момент — проблемная ситуация

Ход НОД

  1. Вводная часть

Организационный момент.

Логопед: Ребята, я получила письмо от Маши. Откроем его.

(Логопед читает письмо Маши: Здравствуйте, ребята! У меня горе: я потеряла платье, кофту, куртку, брюки, юбку... Помогите мне, пожалуйста.)

Логопед: как назвать одним словом то, что потеряла Маша?(одежда)

—Как вы думаете, почему Маша снова потеряла свою одежду?(глагольная лексика)

Логопед: Маша просит нас в своем письме помочь найти потерянную одежду. Ребята, вы будете Машиными помощниками? (Дети: да, будем)

  1. Основная часть
  1. Игра «Помощники»-развитие речевого внимания

Логопед: Слушайте внимательно, если услышите слово «помощники», то выполняйте действия, которые я произнесу. (Дети выполняют действия под речевую инструкцию логопеда только при слове «помощники»)

— Помощники, ходьба на месте! – Стой, раз, два!-Помощники, стой, раз,два!-Помощники, руки вверх!-Руки вниз!-Помощники, руки на пояс!-Руки в стороны!-Помощники, хлопаем в ладоши!

Логопед: Молодцы, ребята! Вы такие внимательные, а значит мы точно сможем помочь Маше.

  1. Активизация номинативного словаря

Игра «Собери картинку»

Логопед: Посмотрите, ребята, где-то на этих вешалках спряталась Машина одежда.

Соберите картинки и вы узнаете, какая одежда спряталась от Маши.

— Матвей, какая картинка у тебя получилась. Расскажи, какие детали есть у куртки. Начни со слов: у куртки есть…

(Куртка: воротник, карманы, рукава, молния;

Пальто: карманы, рукава, воротник, пуговицы;

Халат: воротник, рукава, пояс;

  1. Образование относительных прилагательных

ИКТ Игра «Образуй слово»

Логопед: Ребята, вспомним и скажем Маше из каких тканей шьется одежда.

Слайды.

Логопед: Одежда из шерсти, какая она? (Дети: шерстяная)

Какую шерстяную одежду вы видите? (шерстяная кофта, шерстяной жилет)

Одежда из кожи? (Дети: кожаная)

Какую кожаную одежду вы видите?

Одежда из драпа? (Дети: драповая)

Какую драповую одежду вы видите?

Одежда из шелка? (Дети: шелковая)

Какую шелковую одежду вы видите?

Если одежда сшита из замши, она какая? (Дети: замшевая)

Какую замшевую одежду вы видите?

Одежда из ситца? (Дети: ситцевая)

Какую ситцевую одежду вы видите?

Логопед: Молодцы, ребята.

Гимнастика для глаз «Пуговица-непоседа»

Логопед: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (пуговица)

Не поворачивая головы, следите глазами за движениями пуговицы.

Чтобы зоркими нам быть –надо глазками крутить.

Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.

(Логопед держит в руке крупную пуговицу, делает рукой различные движения (вверх, вниз, влево, вправо, по кругу по и против часовой стрелки, зигзагом)

  1. Пальчиковая гимнастика «Стирка»

Логопед: Чтобы Маша бережно относилась к своей одежде, научим ее стирать

Постираю чисто с толком

(Движения кулачками, имитация стирки)

Рубашку, кофту и футболку,

(Поочередное потирание всех пальцев)

Свитерок и брюки —

Устали мои руки.

(Встряхивание кистей рук)(потянулись вверх на носочках- имитация развешивания одежды)

  1. Согласование существительных с числительными, количественный и порядковый счет

Игра «Сосчитай»

Логопед: Ребята, одежду мы постирали, развесили сушиться.

Логопед: Что висит на верхней веревке и сколько? Посчитай, Валера (на верхней веревке висят футболки)

Что висит на второй веревке и сколько? (на второй веревке висят платья)

Какую одежду вы видите на нижней веревке и сколько? (на нижней веревке висят юбки)

Футболка- (Дети: одна футболка, две футболки, три футболки, четыре футболки, пять футболок);

Платье-(Дети: одно платье, два платья, три платья, четыре платья, пять платьев);

Юбка- (Дети: одна юбка, две юбки, три юбки, четыре юбки, пять юбок)

Логопед: Здорово, вы и с этим заданием справились.

  1. Найди соответствующую фигуру по форме и по цвету «Почини Машину одежду».

Логопед: Ребята, а вы обратили внимание на то, что на веревках висит рваная одежда. Такую одежду оставлять нельзя, ее нужно починить. Найдите подходящую «заплатку» к одежде. (Дети находят нужную фигуру по форме и по цвету к одежде)

Логопед: Матвей, какую фигуру и какого цвета ты подобрал к футболке? (Я подобрал к футболке квадрат зеленого цвета)

Артур, какую фигуру и какого цвета ты подобрал к платью? (Я подобрал к платью треугольник красного цвета)

Валера, какую фигуру и какого цвета ты подобрал к юбке? (Я подобрал к юбке круг желтого цвета).

Логопед: Какие вы умницы!

  1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Игра «Назови ласково»

Логопед: Я думаю, если мы научим Машу называть одежду ласково, то она никогда не будет ее терять. Поиграем в игру «Назови ласково» (Логопед бросает мяч каждому по очереди и называет слово, а дети отвечают ласково, бросая его назад)

Кофта-(кофточка)

Майка-(маечка)

Куртка-(курточка)

Платье-(платьице)

Жилет-(жилетик)

Брюки-(брючки)

Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием

Логопед: Теперь Маша не будет терять свою одежду, а будет ее беречь и аккуратно складывать на место.

  1. Итог.

Логопед: Ребята, какие задания, игры вам понравились? (Дети отвечают)

Логопед: Вы сегодня отлично занимались! Артур был очень внимателен, Матвей справился со всеми заданиями и помогал своим друзьям. Валера старался быть активным. Умницы!

Основные термины (генерируются автоматически): логопед, одежда, Образовательная область, Ребенок, Ребята, платье, игра, какой цвет, какая фигура, рука.

Похожие статьи

Конспект открытого логопедического занятия с использованием...

Игра— лото «Один— много». Логопед предлагает детям посмотреть на экран, как выглядятмагазины одежды (слайд 2,3,4). Затем объясняет задание с помощью ноутбука (слайд 5,6), раздает детям игровые карты, разделенные на 4 части. В двух частях нарисовано по...

Конспект организованной образовательной деятельности по...

Воспитатель: Какая фигура, Алёна у тебя в руке, какого она цвета? В какой обруч ты её положишь.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, ребенок, фигура, Ребята, курочка, цыпленок, Круг, красный цвет, какой цвет, дидактическая игра.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Игра. Ребята называют цвета фонариков, которые им подарили старшие дети, сравнивают их размеры. Под звук бубна или музыки участники игры шагают с поднятыми вверх фонариками. По определённому сигналу дети с фонариками такого же цвета, как у воспитателя, подходят к нему.

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством...

игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, ход игры, представление детей, щипковый хват, логическое мышление, бусы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, цвет, предмет, игра, правило игры, фигура, ход игры, воспитатель...

Маршрутная игра «Помогите Лисенку». Конспект...

Оснащение образовательной среды: игрушка Лисенок, конверт с письмом от Лесовика, карта; крупные геометрические фигуры, расположенные по всей площади группового помещения; задания в конвертах. Ход образовательной ситуации. Логопед.

«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой...)

Задачи:Образовательные: Совершенствовать представления детей об одежде, знать названия, виды, части, профессии людей по данной теме.Соотносить предметы с обобщающими понятиями «одежда, «посуда»

Педагог Ребята, посмотрите какая интересная картина.

Методическая разработка организованной образовательной...

Образовательные задачи: Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, в сравнении фигур по двум признакам (цвет, форма). Упражнять в умении выделять основные признаки предметов (форма, величина, цвет) продолжать учить сравнивать предметы по...

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Конспект...

(Ответы детей). Воспитатель: Ребята, я вам хочу подарить маленьких куколок модниц, а вы дома или в детском саду выкроите им платья. И я хочу закончить наше мероприятие строками замечательного поэта Сергея Михалкова «Мамы всякие важны — мамы всякие нужны».

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по...

По цвету она... много цветов (разноцветная). Дать детям потрогать матрешку и

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели — покажем». Дети встают по кругу. Выбирается водящий, который уходит подальше, чтобы не слышать, о чем договариваются дети с логопедом.

Похожие статьи

Конспект открытого логопедического занятия с использованием...

Игра— лото «Один— много». Логопед предлагает детям посмотреть на экран, как выглядятмагазины одежды (слайд 2,3,4). Затем объясняет задание с помощью ноутбука (слайд 5,6), раздает детям игровые карты, разделенные на 4 части. В двух частях нарисовано по...

Конспект организованной образовательной деятельности по...

Воспитатель: Какая фигура, Алёна у тебя в руке, какого она цвета? В какой обруч ты её положишь.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, ребенок, фигура, Ребята, курочка, цыпленок, Круг, красный цвет, какой цвет, дидактическая игра.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Игра. Ребята называют цвета фонариков, которые им подарили старшие дети, сравнивают их размеры. Под звук бубна или музыки участники игры шагают с поднятыми вверх фонариками. По определённому сигналу дети с фонариками такого же цвета, как у воспитателя, подходят к нему.

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством...

игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, ход игры, представление детей, щипковый хват, логическое мышление, бусы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, цвет, предмет, игра, правило игры, фигура, ход игры, воспитатель...

Маршрутная игра «Помогите Лисенку». Конспект...

Оснащение образовательной среды: игрушка Лисенок, конверт с письмом от Лесовика, карта; крупные геометрические фигуры, расположенные по всей площади группового помещения; задания в конвертах. Ход образовательной ситуации. Логопед.

«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой...)

Задачи:Образовательные: Совершенствовать представления детей об одежде, знать названия, виды, части, профессии людей по данной теме.Соотносить предметы с обобщающими понятиями «одежда, «посуда»

Педагог Ребята, посмотрите какая интересная картина.

Методическая разработка организованной образовательной...

Образовательные задачи: Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, в сравнении фигур по двум признакам (цвет, форма). Упражнять в умении выделять основные признаки предметов (форма, величина, цвет) продолжать учить сравнивать предметы по...

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Конспект...

(Ответы детей). Воспитатель: Ребята, я вам хочу подарить маленьких куколок модниц, а вы дома или в детском саду выкроите им платья. И я хочу закончить наше мероприятие строками замечательного поэта Сергея Михалкова «Мамы всякие важны — мамы всякие нужны».

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по...

По цвету она... много цветов (разноцветная). Дать детям потрогать матрешку и

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели — покажем». Дети встают по кругу. Выбирается водящий, который уходит подальше, чтобы не слышать, о чем договариваются дети с логопедом.

Задать вопрос