Итоговое занятие по тематической неделе «Моя малая Родина» в подготовительной к школе группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (18) январь 2019 г.

Дата публикации: 23.12.2018

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Желтышева Н. Г., Захарова И. Л. Итоговое занятие по тематической неделе «Моя малая Родина» в подготовительной к школе группе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №1. — С. 23-28. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/112/3827/ (дата обращения: 18.10.2019).



Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об особенностях национальной культуры удмуртов.

Задачи:

– Уточнить представления детей о государственных символах Удмуртской республики;

– Обобщить представления детей об особенностях внешнего вида удмуртского национального костюма;

– Учить изображать элементы удмуртского орнамента;

– Закрепить в речи названия персонажей удмуртского фольклора;

– Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;

– Способствовать развитию речи;

– Воспитывать интерес и уважение к традициям удмуртского народа.

Материалы кзанятию:

– Ноутбук, медиапроектор (варианты — интерактивная доска, телевизор с большой диагональю или печатные материалы;

– Костюм Бабы-Яги;

– Мешочек с предметами: хлеб, лягушка, мыло, колоски, шишки, иголка с ниткой;

– Платок;

– женский удмуртский национальный костюм, манисто;

– Изображения элементов костюмов народов Удмуртии;

– Куклы-обереги по количеству детей;

– Презентация со следующим содержанием (или печатные материалы):

• карта России с обозначенной на ней Удмуртией;

• Флаги герб Удмуртии;

• Аудиозапись гимна УР;

• Изображения персонажей удмуртского фольклора с названиями;

• Интерактивная игра «Накорми Бабу-Ягу» (или печатные материалы).

Методические приемы:

– словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение);

– наглядные методы (демонстрация иллюстраций, презентации),

– практические методы (рисование).

Ход занятия:

Ребята играют в группе, воспитатель привлекает их внимание.

Воспитатель: Чья же это метла тут лежит?

Предположения детей.

В это время входит Баба-Яга с растерянным видом.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Баба-Яга!

Воспитатель, обращаясь кБабе-Яге: Здравствуйте! Это не Вы случайно метлу потеряли.

Баба-Яга: Может быть я, а может быть не я, не помню! И как здесь оказалась не помню, и куда идти не знаю.

Воспитатель: В детском саду Бабе-Яге не место! Как бы нам ее домой отправить?

Варианты детей.

Воспитатель: Ребята, чем мы пользуемся, когда не знаем куда идти?

Дети: Картой!

Демонстрируется контурное изображение карты России.

Воспитатель: Вот карта нашей страны, России. Баба-Яга, ты можешь показать, где ты живешь?

Баба-Яга: Эх, забыла! Названия не помню, загадки помню!

Воспитатель: Загадывай!

Баба-Яга:

Раньше звали его стягом,

С ним идут парадным шагом,

Назовёт солдат любой

Символ славы боевой.

Дети: Флаг!

Баба-Яга: Правильно, помню, что на флаге три цвета — черный, белый и красный.

Демонстрируются изображения разных флагов, дети выбирают подходящий по описанию.

Баба-Яга: Молодцы, а эту угадаете?

Он дополняет каждый флаг,

Любой страны то главный знак.

Он у каждого особый,

Ты назвать его попробуй.

Дети: Герб.

Баба-Яга: Правильно. Помню, герб тоже был черного, красного и белого цветов, а еще на нем белый лебедь изображен.

Демонстрируются различные гербы, дети выбирают нужный. Далее появляется изображение флага и герба Удмуртии.

Воспитатель: Ребята, а вы узнали, чьи это флаг и герб? Откуда наша гостья родом?

Дети: Из Удмуртии!

Воспитатель: Давайте найдем Удмуртию на карте.

Дети показывают примерное местоположение Удмуртии на карте России, и появляются контуры республики.

Воспитатель: Как называется главный город нашей республики?

Дети: Ижевск (по щелчку появляется на карте).

Воспитатель: Баба-Яга, может быть ты из Ижевска?

Баба-Яга: Нет.

Воспитатель: Поможем Бабе-Яге вспомнить! Какие еще города, поселки, деревни Удмуртской республики вы знаете?

Дети перечисляют.

Баба-Яга огорченно: Не то, все не то!

Воспитатель: Успокойся, Баба-Яга, может у тебя еще загадки остались?

Баба-Яга: Есть одна.

На свете много песен разных,

Но эта нам важней всего,

Она, как символ государства,

Известна всем до одного.

Дети: Гимн!

Звучит гимн Удмуртской Республики. Дети слушают до конца.

Воспитатель: Ребята, какой вы представляли нашу Удмуртию под эту музыку?

Дети: Широкой, доброй, с лесами, полями и т. п.

Воспитатель: А вот как написал об Удмуртии поэт Владимир Тяптин:

Край наш удмуртский, родные просторы -

Лес, перелески, холмы да поля...

Как хороши твои ясные зори,

Как ты прекрасна, родная земля.

Воспитатель: Баба-Яга, хочешь выучить с нами это стихотворение?

Баба-Яга: Вот еще, отродясь стихов не учила, памяти то нет совсем!

Воспитатель: Ребята, подскажите Бабе-Яге, как быстро запомнить стихотворение.

Дети: Нарисовать схему-подсказку!

Воспитатель вместе с детьми придумывают и зарисовывают схему стихотворения.

Баба-Яга: Ох, какие строчки красивые, вспомнилось мне, как сидела я в своей избе, в пестром платье. Само оно белое, с красными, зелеными, синими узорами, а по низу платья красивая широкая оборка. На груди украшение из серебряных монеток — манисто называется. На голове платок, на ногах валенки расписные.

Воспитатель: Баба-Яга, а ведь ты описала женский удмуртский национальный костюм!

Баба-Яга: Вот бы мне снова его надеть, может и вспомнила бы, где избушка моя.

Воспитатель: А мы сможем помочь Бабе-Яге? Как?

Варианты детей: купить, сшить, нарисовать и т. п.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам. На 4 столах вырезанные силуэты элементов удмуртской национальной одежды. Воспитатель предлагает детям раскрасить костюм в удмуртском стиле, предварительно вспомнив его особенности: пестрый, преимущественно красного, белого или зеленого цветов; орнамент состоит преимущественно из квадратов, ромбов, звезд, треугольников контрастных цветов (черный и синий, белый и красный, синий и коричневый, черный и серебряный).

Баба-Яга ходит между столами и контролирует правильность выполнения задания.

Баба-Яга: Красиво получилось, да только костюмы-то ваши — не настоящие!

Воспитатель: Баба-Яга, ты же колдунья, вот и заколдуй его.

Баба-Яга: И то правда! Снимает с плеч платок. Кладите сюда, сейчас колдовать будем!

Дети складывают бумажные элементы в платок, Яга его заворачивает.

Баба-Яга: А вы чего смотрите, помогайте! Вставайте все в круг, беритесь за руки да повторяйте за мной!

Выполняют с движениями:

На месте покрутись,

Вперед-назад нагнись,

Руками помаши,

Ногами постучи,

Повернись спиной

И глаза закрой!

В это время воспитатель меняет мешок.

Баба-Яга: Ну, присаживайтесь, посмотрим, чего наколдовали!

Достает из мешка платье в удмуртском национальном стиле, головной убор и монисто. Примеряет монисто.

Баба-Яга: Вспомнила, все вспомнила! И никакая я вам не Баба-Яга, меня по-удмуртски Обыдой зовут! А за то, что вы меня не узнали, я вас сейчас съем!

Воспитатель: Не надо нас есть, лучше мы тебя удмуртскими национальными блюдами накормим!

Игра «Накорми Бабу-Ягу». Детям демонстрируются изображения различных блюд, предлагается сначала выбрать удмуртские. Выбранные блюда называются. Следующая группа детей «готовит» одно из блюд. Для этого в «кастрюлю» из представленных нужно поместить нужные ингредиенты. Игру с приготовлением можно повторить 2–3 раза, но с разными блюдами. Выбирая ингредиент, ребенок его называет вслух, остальные дети контролируют правильность выполнения задания.

Обыда: Так уж и быть, не буду вас есть. Я шла к Нюлесмурту, у него сегодня все герои удмуртского фольклора собираются. Вот, подарки всем приготовила (показывает мешочек, привязанный на пояс). А злой дух леса — Ягпери, закружил меня, завертел, так что я все позабыла, да вместо лесной чащи к вам в детский сад забрела. За помощь вашу благодарю. И коли отгадаете, кому какой подарок я приготовила, то и вас награжу!

Дети: Отгадаем.

Обыда достает предметы из мешочка, дети пытаются угадать, кому этот подарок.

Блины и хлеб на тарелочке (муляж) — Воршуд;

Лягушка — Вукузё;

Мыло — Вожо;

Колоски — Кылдысин;

Шишка — Нюлэсмурт;

Нитка с иголкой — Коркамурт.

Если дети затрудняются с ответом, Обыда или воспитатель задают наводящие вопросы.

Обыда хвалит детей, благодарит за помощь и вручает каждому ребенку маленькую куклу оберег. Берет свою метлу, прощается и уходит. Дети играют, делятся впечатлениями.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, Удмуртия, Удмуртская Республика, удмуртский фольклор, детский сад, женский удмуртский национальный костюм, вариант детей, Ижевск, герб Удмуртии.

Похожие статьи

Этнофутуризм в современной удмуртской моде

Пожалуй, самым авторитетным удмуртским модельером на данный момент является Т. Н. Москвина. Долгое время она работала реставратором в Республиканском музее изобразительных искусств, изучала народный удмуртский костюм во всем его многообразии.

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального...

национально-региональный компонент, формирование, Удмуртская Республика, Образовательная программа, удмуртский народ

Среди направлений образовательной программы детского сада важное место занимает региональный компонент, основными...

Региональный компонент на уроках технологии | Статья в журнале...

Родной край — это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства, поэтому творчество

В 6 и 7 классах учащиеся продолжают изучать татарский национальный костюм.

национально-региональный компонент, формирование, Удмуртская Республика...

Исследование проблемы нехватки автопарковочных мест...

Данная статья основана на исследовании проблемы нехватки парковочных мест в г. Ижевске. Причиной исследования такого рода является устойчивая тенденция роста числа автомобилей на улицах города, повлекшая за собой дефицит наземных парковочных площадей.

Анализ доходов населения (на примере республик...)

Рис. 1. Струтктура доходов населения по регионам (Республика Карелия, Республика Марий — Эл, Удмуртская Республика, Республика Мордовия), в % к общему объему доходов. На рисунке можно увидеть, что основной источник доходов для всех четырех регионов...

Экономический анализ и расчет эффективности строительства...

Данная статья посвящена исследованию экономической эффективности строительства подземных парковок. Выполнен расчет экономической эффективности на примере объекта строительства в г. Ижевске Удмуртской Республики.

Основные термины (генерируются автоматически): Удмуртская...

Экономические показатели переработки молочной продукции в Удмуртской Республике.

Основная задача агропромышленного комплекса Удмуртии, как в целом и в России – это

Уровень производства аграрного сектора и перерабатывающих отраслей республики в...

Формирование новых подходов и туристских продуктов в рамках...

В статье анализируется один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики — туризм. Уровень развития туристской индустрии может оцениваться как один из показателей качества жизни в Удмуртской Республики.

Молодежная ассоциация финно-угорских народов...

...Совет Министров Удмуртской Республики, Государственный комитет Удмуртской Республики по молодежной политике, Удмуртский государственный университет, Молодежная Ассоциация финно-угорских народов, Удмуртская молодежная...

Вариативно-образовательный процесс в современном...

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и...

Похожие статьи

Этнофутуризм в современной удмуртской моде

Пожалуй, самым авторитетным удмуртским модельером на данный момент является Т. Н. Москвина. Долгое время она работала реставратором в Республиканском музее изобразительных искусств, изучала народный удмуртский костюм во всем его многообразии.

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального...

национально-региональный компонент, формирование, Удмуртская Республика, Образовательная программа, удмуртский народ

Среди направлений образовательной программы детского сада важное место занимает региональный компонент, основными...

Региональный компонент на уроках технологии | Статья в журнале...

Родной край — это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства, поэтому творчество

В 6 и 7 классах учащиеся продолжают изучать татарский национальный костюм.

национально-региональный компонент, формирование, Удмуртская Республика...

Исследование проблемы нехватки автопарковочных мест...

Данная статья основана на исследовании проблемы нехватки парковочных мест в г. Ижевске. Причиной исследования такого рода является устойчивая тенденция роста числа автомобилей на улицах города, повлекшая за собой дефицит наземных парковочных площадей.

Анализ доходов населения (на примере республик...)

Рис. 1. Струтктура доходов населения по регионам (Республика Карелия, Республика Марий — Эл, Удмуртская Республика, Республика Мордовия), в % к общему объему доходов. На рисунке можно увидеть, что основной источник доходов для всех четырех регионов...

Экономический анализ и расчет эффективности строительства...

Данная статья посвящена исследованию экономической эффективности строительства подземных парковок. Выполнен расчет экономической эффективности на примере объекта строительства в г. Ижевске Удмуртской Республики.

Основные термины (генерируются автоматически): Удмуртская...

Экономические показатели переработки молочной продукции в Удмуртской Республике.

Основная задача агропромышленного комплекса Удмуртии, как в целом и в России – это

Уровень производства аграрного сектора и перерабатывающих отраслей республики в...

Формирование новых подходов и туристских продуктов в рамках...

В статье анализируется один из наиболее динамично растущих секторов мировой экономики — туризм. Уровень развития туристской индустрии может оцениваться как один из показателей качества жизни в Удмуртской Республики.

Молодежная ассоциация финно-угорских народов...

...Совет Министров Удмуртской Республики, Государственный комитет Удмуртской Республики по молодежной политике, Удмуртский государственный университет, Молодежная Ассоциация финно-угорских народов, Удмуртская молодежная...

Вариативно-образовательный процесс в современном...

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и...

Задать вопрос