Этнофутуризм в современной удмуртской моде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 13.07.2015

Статья просмотрена: 1322 раза

Библиографическое описание:

Анфиногенов, Б. В. Этнофутуризм в современной удмуртской моде / Б. В. Анфиногенов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 559-561. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21063/ (дата обращения: 12.11.2024).

В статье впервые с позиции идеи и философии этнофутуризма рассматривается деятельность ведущих удмуртских дизайнеров одежды. Охвачен период 1990-х и 2000-х годов, в котором были различные тенденции в создании удмуртской одежды, как сценической, так и повседневной. Рассматриваются такие модельеры как Л. А. Молчанова, Т. Н. Москвина, Полина Кубиста, Дарали Лели, Зоя Лебедева. В качестве источников используются различные интернет публикации об удмуртской моде и собственные наблюдения автора.

Ключевые слова: этнофутуризм, этномода, удмурты, финно-угры, современная удмуртская культура, национальная одежда, Дарали Лели, Polina Kubista.

Этнофутуризм как направление в современной культуре финно-угорских народов берет свое начало в 1989 году, когда в среде молодой эстонской интеллигенции родилось данное слово, автором которого считается Свен Кивисилдник. С тех пор, на территории Эстонии, Финляндии и России проводилось большое количество конференций, фестивалей, симпозиумов и других мероприятий, посвященных этнофутуризму. Этнофутуризм стал объектом исследований культурологов, искусствоведов и литературоведов, на эту тему защищено уже несколько кандидатских диссертаций. Стоит отметить, что основными проявлениями этнофутуризма до сих пор считаются работы художников и литераторов, чаще всего представителей финно-угорских народов. Однако, это не совсем правильно. Ведь этнофутуризм давно перешел рамки финно-угорского мира и стал распространяться практически повсеместно на территории России, в культурах различных народов. В то же время, этнофутуризм совершенно не обязательно может развиваться в рамках только художественного и литературного направления. Известно, что еще на самой первой этнофутуристической конференции в Тарту, в 1994 году одной из главных целей этнофутуризма было поставлено создание малочисленным народом собственной городской культуры, с использованием массовой культуры в том числе. Поэтому, нам стало интересно рассмотреть, как же этнофутуризм развивается в такой популярной сфере современной культуры, как дизайн одежды, в каких формах присутствует он в моде Удмуртии, региона, в котором этнофутуризм развивался наиболее активно.

Перед тем как начать обзор, необходимо отметить, что на данный момент самым популярным и известным модельером, называющим свой стиль этнофутуризмом, является Дарья Разумихина. Она является владельцем собственной одноименной торговой марки, существующей с 1998 года. С 2010 года она имеет свой интернет-магазин и шоу-рум «ЦЕХ Дарьи Разумихиной» в Центре современного искусства «ВИНЗАВОД». Примечательно, что она разрабатывала также костюмы для Театра русской песни Надежды Бабкиной. Ее коллекции показывались в Норвегии, Швейцарии, Великобритании, Голландии. Ее костюмы хранятся в Парижском Музее моды и костюма Гальера. «Коллекции создаются из традиционных для RAZU MIKHINA материалов: русские кружева и тесемки, настроченные на ткань всегда в разных и новых комбинациях и образующие драгоценную парчу, только натуральные ткани, аппликации с использованием различных фольклорных мотивов, оригинальные аксессуары и нестандартные решения. Разумихина, художник-орнаменталист, создает живописную, ярко декорированную одежду, близкую по приемам к этническому костюму за счет использования различных комбинаций декоративных элементов, нашиваемых на ткань» — именно так характеризуется одежда дизайнера на официальном сайте марки [4]. Исходя из всей этой информации становится ясно, что на данный момент этого дизайнера можно считать флагманом российского этнофутуризма, представляющем это направление на самом высоком уровне.

Если же перейти конкретно к урало-поволжскому региону, то в первую очередь хочется обратить внимание на Удмуртию, так как именно здесь этнофутуристическое движение набрало наибольшую популярность еще в 1990-х годах, породив появление нескольких масштабных этнофутуристических фестивалей и бурное развитие этнофутуризма как направления в художественной культуре, литературе, музыке, этнотуризме и т. д. Первым удмуртским «этнофутуристом» в области дизайна одежды является Л. А. Молчанова. Именно она работала художником по костюмам к фильму «Тень Алангасара» и после этого реконструировала древнеудмуртский костюм начала нашей эры, при этом еще и защитив на эту тему кандидатскую диссертацию [2]. Затем она создавала костюмы для этнографических удмуртских ансамблей, сотрудничала с режиссером Ольгой Александровой, сшив костюмы для молодежного театра «Иднакар» и театра обско-угорских народов «Солнце», ее коллекции показывались на этнофутуристических фестивалях в Ижевске. В данный момент она является доцентом УдГУ и продолжает работу над новыми коллекциями. C 2003 года на факультете удмуртской филологии УдГУ начинает работу студия молодежной этнической моды «Неофолк», творчество которой также можно назвать этнофутуристическим. «Задача студии — не дать угаснуть этой исторической памяти, не дать раствориться ей в так называемой «массовой культуре» гласит концепция студии [3]. Коллектив становился дипломантом первого и второго этнофутуристического юмшан-фестиваля «Новая песня Древней Земли» в 2003, 2004 году. Отметим, что коллекции «Неофолка» были также ориентированы в основном на специальные показы, нежели на повседневное использование, как и проекты Л. Н. Молчановой. В одежде этого периода доминировали мифологические, древнеудмуртские мотивы, геометрическая удмуртская символика.

Однако, со временем ситуация в этномоде Удмуртии начинает меняться. Происходит это благодаря появлению новых, молодых дизайнеров, таких как Полина Кубиста и Дарали Лели. В 2008 году выпускница УдГУ Полина Булдакова берет себе псевдоним «Кубиста», что в переводе с удмуртского значит «капуста», и начинает создавать свою линию одежды. Продюсер Павел Поздеев в том же году покупает некоторые ее вещи для музыкальной группы «Малпан» и со временем она начинает обретать большую популярность в удмуртском мире и за ее пределами. Стоит отметить, что на данный момент марка Polina Kubista известна как в России, так и зарубежом, особенно в Финляндии. В июле 2012 года модельер открыла собственный шоу-рум в Ижевске. Полина Кубиста также является участницей Международной недели моды Aurora Fashion Week в Санкт-Петербурге. Принципиальным отличием продукции Кубисты от предыдущих удмуртских этномодельеров является то, что ее можно носить в повседневной жизни, а не только на сцене или в фильме. Отсюда и больший коммерческий успех данной марки. «Стиль Polina Kubista — это сочетание женственности и универсальности, изящества и удобства, этнического и интернационального.

Многослойность, необыкновенные стилевые решения, игра с цветом и фактурами — особенная черта коллекций» — написано в официальной группе марки Вконтакте [6]. На данный момент, по ее примеру движется целая плеяда молодых модельеров. Это Дина Derem, Ольга Vuzher, Никита Inwoo, Катерина Сюан, Вера Кузнецова, Ксения Чимали, Надя Сапожникова и другие. Работы практически всех удмуртских дизайнеров, развивающих национальный материал, можно приобрести в еще одном шоу-руме Ижевска «ДаралиЛавка», владельцем которой является Алёна Петрова (Дарали Лели). Переводчик, писатель, сценарист, культурный менеджер, диджей Дарали Лели, открывшая в 2012 году собственное модельное агентство «Mademoiselle Oudmourte» является одной из самых значимых фигур национальной удмуртской моды. Важной чертой ее деятельности является привнесение новейших тенденций мировой авангардной культуры в удмуртское общество, попытка синтеза гламура и удмуртского национального колорита. Она же является организатором фестиваля удмуртской моды «Эль ныл». Интересно, что Дарали Лели в студенческие годы писала дипломную работу на тему «Этнофутуризм в удмуртской литературе». «Деревня, признавая удмуртский язык умирающим, еще реже стала уделять внимание национальным журналам, книгам на родном языке, а подключилась к интернету, стала покупать на базарах блестящие в стразах платья, лакированые туфли и золотые сумки. Единственно правильным способом уцелеть стало схватить остатки национальной гордости и приноровиться к законам гламура» — пишет она в своей статье «Этнофутуризм vs. гламур» [1]. Однако, несмотря на отрицание самого термина «этнофутуризм» и его перспектив, деятельность Дарали Лели по своей сути вполне соответствует концепции этнофутуризма и решает те цели, которые ставили основатели этнофутуристического движения.

Также этнофутуристическими по своему характеру и направленности можно назвать работы З. М. Лебедевой из села Бураново и Татьяны Москвиной из села Малая Пурга. В художественном пространстве Ижевска и Удмуртии, да и шире — в Поволжье и больших культурных центрах страны Лебедеву хорошо знают как создателя уникальной техники плетения панно из растительного сырья. В основу изделий ложатся любые травы, собранные на лугах Удмуртии. Большим успехом пользовались ее выставки «Бӧлякъёс», «Актуальная этнография». Среди работ З. М. Лебедевой не только плетение из трав, ею была создана коллекция этно-фантазийных шапок, кукол-«онгонов», коллекций лоскутных платьев, проведено большое количество перфомансов, в том числе на самых первых этнофутуристических фестивлях в Удмуртии.

Пожалуй, самым авторитетным удмуртским модельером на данный момент является Т. Н. Москвина. Долгое время она работала реставратором в Республиканском музее изобразительных искусств, изучала народный удмуртский костюм во всем его многообразии. На основе традиционных знаний ею были созданы коллекции удмуртских платьев, дукесов, головных уборов и т. д. Знаменитый ансамбль «Бурановские бабушки» заказывает костюмы только у Татьяны Никитичны, собственного дизайнера и модельера. «Я в национальном платье хожу, из современных тканей шью платья, которые когда-то носили в Удмуртии. Эта традиция сохранилась в деревнях нашего Малопургинского района, в некоторых деревнях Алнашского и Киясовского районов. Сейчас современные сельские жители носят турецкий или китайский ширпотреб, и не потому, что он им особо нравится. На рукоделие просто не остаётся времени» — рассказывает она в одном из своих интервью [5]. Своей деятельностью, созданием удмуртской одежды, которая не только подчеркивает национальную удмуртскую самобытность, но и имеет удобные и практичные современные качества Т. Н. Москвина борется с этой ситуацией. Этнофутуризм в одежде от Т. Н. Москвиной проявляется во всём: например, используя современные ткани, заказанные из Индонезии и Китая, она создаёт платья с традиционным удмуртским фасоном и кроем. А дукесы, также имея этнографическую точность в форме и деталях, благодаря интересным цветовым решениям становятся актуальными предметами гардероба молодой девушки, наравне с современными пальто.

Подводя итог этому краткому обзору, хочется выделить несколько основных выводов. Во-первых, несмотря на нечастое присутствие названия этнофутуризм по отношению к национальной моде, нельзя отрицать наличие данного направления в Удмуртии. Как и в случае с художниками и писателями, сами авторы могут не знать о существовании каких-либо направлений и не задумываться о их названиях. Однако их творчество при этом может органично вписываться в это направление, в его основную идею. Во-вторых, этнофутуризм в удмуртской моде можно условно разделить на два периода: 1990 — первая половина 2000-х и вторая половина 2000х — наши дни. Если для первого периода было характерно обращение к древнеудмуртскому костюму, мифологическим мотивам, авангардным, сценическим костюмам, не предназначенным к повседневному использованию, то второй период меняет эту тенденцию, делая попытки коммерческого использования национальных удмуртских мотивов в современной одежде, создавая вещи с удмуртским колоритом для обычных людей, городских и деревенских жителей. Хочется отметить, что в настоящее время всё чаще можно увидеть на улицах удмуртских городов и деревень девушек в современных модных национальных костюмах, разработанных местными удмуртскими дизайнерами, модно становится использовать в качестве аксессуаров традиционные удмуртские украшения: например мониста, но уже из современных монет, поскесы в качестве браслетов и т. д. Всё это говорит о том, что создание современной городской культуры, с целью которого и была разработана идея этнофутуризма, находит свое отражение и развитие в национальной удмуртской одежде.

 

Литература:

 

1.                  Дарали Лели. Этнофутуризм vs. гламур? [Электронный ресурс] URL: http://uralistica.com/xn/detail/2161342:BlogPost:10410

2.                  Людмила Молчанова [Электронный ресурс] URL: http://toun.ru/comanda/spec/molchanova

3.                  Неофолк [Электронный ресурс] URL: http://finno-ugry.ru/interculture/projects/neofolk

4.                  О дизайнере [Электронный ресурс] URL: http://www.razumikhina.com/about/#.VZ0i5JCnzZ8

5.                  Татьяна Москвина: «Костюм можно читать как книгу, полную важных и древних знаний о жизни и о людях» // Известия Удмуртской Республики № 147, 2012. [Электронный ресурс] URL: http://izvestiaur.ru/ashalchi/6581501.html

6.                  Polina Kubista Studio [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/polinakubistastudio

Основные термины (генерируются автоматически): Удмуртия, Ижевск, коллекция, костюм, MIKHINA, RAZU, повседневное использование, современная культура, удмуртская мода, удмуртская одежда.


Задать вопрос