Конспект итоговой образовательной деятельности по детскому экспериментированию на тему «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории» в старшей группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 10.11.2018

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Драгомир Ю. В. Конспект итоговой образовательной деятельности по детскому экспериментированию на тему «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории» в старшей группе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №7. — С. 54-59. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/109/3716/ (дата обращения: 17.10.2019).



Цель: Организация познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

Задачи:

‒ Развивать самостоятельную активность и поисковую деятельность детей, учить делать выводы;

‒ Формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты), развивать познавательные способности;

‒ Вызвать интерес к осенней тематике, закреплять умение выделять существенные признаки и связи осеннего времени года;

‒ Обогащать и развивать словарный запас детей;

‒ Развивать эмоциональную сферу ребёнка, учить воспринимать прекрасное, воспроизводить свои впечатления в художественном творчестве.

Предварительная работа: Наблюдения за осенними явлениями природы, проведение опытов. Чтение произведений о природе, разучивание стихов, отгадывание загадок. Подготовка оборудования к занятию. Проведение дидактических игр по данной тематике. Подготовка оформления музыкального зала. Изготовление таблички «Научная лаборатория».

Оборудование: Костюм для Осени. Столы для проведения опытов. Мольберт. Искусственные деревья с осенней листвой. Карточки с изображением различных времен года. Табличка «Научная лаборатория». Форма для труда на каждого ребенка. Подносы с чуть влажными губками (желательно голубого цвета «тучка»), стаканчики с водой. Трехлитровая банка с горячей водой (примерно 2,5 см), противень и несколько кубиков льда. Целлофановые пакетики на каждого ребенка и воспитателя. Веера на каждого ребенка и воспитателя. Вентилятор. Стаканчики с землей ½. Листы бумаги А4, засушенные листья по 4 на каждого ребенка от разных деревьев и кустарников, гуашевые краски, клееночки, широкие кисти, баночки с водой. Искусственные осенние листья по два на каждого ребенка и для Осени. Семена различных растений. Яблоки на каждого ребенка.

Занятие проводится вмузыкальном зале, оформленном на осеннюю тематику.

Ход занятия:

Вос-ль: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам в гости. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте.

Вос-ль: Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Вос-ль: Посмотрите вокруг. Что вы видите? Как вы думаете, к кому в гости мы пришли?

Дети: Вокруг осенние деревья, желтые, красные, оранжевые листья, темные тучи, из которых идет дождь. Мы попали в гости к Осени.

Вос-ль: Правильно, сегодня в гости нас пригласила Осень. А вот и сама хозяйка идет нас встречать.

(В зал под музыку входит Осень).

Осень: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие. Я рада видеть вас у себя в гостях.

Вос-ль: Здравствуй, Осень. Мы тоже рады встрече с тобой. Послушай, какое стихотворение дети приготовили для тебя.

(1 ребенок читает стихотворение)

Осень

М. Ходякова

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Осень: Спасибо, ребята за стихотворение. Скажите, по каким приметам и изменениям в природе, вы узнаете, что наступила осень?

Дети: Осенью часто идут дожди, на дорогах лужи долго не высыхают. Дует холодный ветер, день становится короче, а ночь — длиннее. На деревьях листья меняют свою окраску и облетают с них. Птицы улетают в теплые края. Солнышко уже не греет, оно часто прячется за тучами, небо хмурое, все в серых тучах. Созревают семена на различных растениях, с полей и в садах убирают урожаи и др.

Осень: Молодцы, ребята, много изменений в природе вы заметили.

Вос-ль: Ребята, давай выберем карточки с приметами осени и поставим их на мольберте.

На столе лежат карточки с приметами времен года. Дети выбирают только карточки с приметами осени, и выставляют их на мольберте: ветер, туча с дождем, перелет птиц, дерево в осеннем уборе, лужи, созревшие плоды и семена.

Осень: Ребята, вы хотите сами узнать и проверить, как все это происходит в природе?

Дети: Да.

Осень: Для этого вам надо побывать в моей научной лаборатории и стать самыми настоящими учеными. Она находится прямо здесь, за столами. Одевайте форму, проходите, занимайте свои рабочие места.

Дети одевают фартуки, нарукавники и садятся за столы.

Осень: Но прежде, чем приступить к научным испытаниям, отгадайте загадку:

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило. (Дождь.)

Дети: Это дождь.

Осень: Правильно, это дождь. Давайте сами «создадим» дождь.

Проводится опыт 1 «Дождик».

На столах у ребят лежат подносы с чуть влажными губками. Осень предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

Вос-ль: Что приносит осенний дождь: тепло или холод? Чем осенний дождь отличается от весеннего и летнего?

(ответы детей)

Вос-ль: А откуда же берется дождь?

Дети: Из облаков и туч.

Осень: Ребята, отгадайте следующую загадку:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако)

— Правильно, а кто знает, откуда берутся облака?

Дети: Облака — это вода, которая испарилась из морей, океанов, рек, озер, с поверхности земли и превратилась в пар. Пар нагревается на земле и поднимается высоко в небо, там ему становится холодно и он превращается в маленькое облачко. Оно плывёт над землёй, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесёт его далеко от того места, где оно зародилось.

Вос-ль: Ребята, давайте сами проверим, как это все происходит.

Проводится опыт 2 «Делаем облако» (опыт проводит воспитатель)

Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положить на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Осень: Ребята, вы сказали, что дождь идет из облаков, туч, а кто приносит нам облака и тучи?

Дети: Ветер.

Осень: А кто из вас знает загадки про ветер?

Дети: По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Осень: Точно, это он, ветер. А что такое ветер?

Дети: Ветер — это движение воздуха. Он — вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам.

Вос-ль: Ребята, вы правильно сказали, что воздух мы не видим, но как же мы узнаем, что воздух есть вокруг нас?

Дети: Его можно поймать.

Вос-ль: Чем мы его сейчас можем поймать?

Дети: Пакетиками.

Вос-ль: Давайте попробуем поймать воздух. Возьмите пакетики и вставайте в круг. Скажите, сейчас в пакетиках есть что-нибудь.

Дети: Нет, пакетики пустые.

Вос-ль: Раскройте пакетики и под музыку бегите по кругу.

Проводится опыт 3 «Поймай воздух»

Дети под музыку бегут по кругу с раскрытыми целлофановыми пакетиками. Когда музыка закончится, дети останавливаются и закручивают края пакетов. Получился «пузырь».

Вос-ль: Что у вас получилось?

Дети: Пакет наполнился воздухом и надулся.

Осень: Молодцы, ребята. Ловко вы поймали воздух. А кто может ответить, откуда берется ветер?

Дети: Солнце нагревает воздух в одном месте, и нагретый теплый воздух поднимается вверх. И тут на его место врывается холодный воздух. Вот это перемещение, движение воздуха и есть ветер.

Осень: Каким бывает ветер?

Дети: Сильным, легким, теплым, холодным, ураганным.

Осень: Одинаков ли ветер в разные времена года? (ответы детей)

— Как определить силу ветра?

Дети: Если ни один листочек на дереве не шелохнется, это значит, что ветра нет. Если колышутся лишь маленькие веточки, то ветер слабый. Если пригибаются большие ветви — это сильный ветер.

Осень: А как называют очень сильный ветер?

Дети: Ураган.

Осень: А как еще можно определить, есть ли на улице ветер?

Дети: По движению облаков.

Осень: Правильно.

Вос-ль: А теперь каждый из вас возьмет веер и помашет им перед лицом. Что вы чувствуете?

Дети: Ветер.

Вос-ль: Как вы думаете, откуда образовался этот ветер? (Ответы детей).

— Ребята, как вы думаете, что заменяет веер в нашей жизни?

Дети: Вентилятор!

Включить вентилятор, дать детям почувствовать ветерок. Поднести к вентилятору кусочек бумажки или ленточку.

Осень: А сейчас отгадайте еще одну загадку:

Пляшет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы —

Мелководные пруды. (Лужа.)

Осень: Правильно, это лужа. Осенью погода становится всё пасмурней. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди. Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Давайте посмотрим, почему появляются лужи.

Проводится опыт 4 «Как появляются лужи»

Осень: Садитесь за столы. Возьмите стаканчики с землей и стаканчики с водой. Медленно наливайте в стаканчик с землей воду. Что вы видите?

Дети: Вода впитывается в землю.

Осень: Продолжайте потихонечку наливать воду в стаканчик с землей. Что теперь происходит?

Дети: Земля полностью пропиталась водой.

Осень: Продолжайте наливать воду. Что вы теперь видите?

Дети: Земля полностью пропиталась водой, и лишняя вода уже стоит на ее поверхности. Воде некуда впитываться.

Осень: Правильно, так и в природе, напитавшаяся водой земля, больше не может задерживать в себе влагу, и лишняя вода остается на поверхности земли в виде луж. Где быстрее появятся лужи: на земле, песке, глине, асфальте?

Дети: На асфальте и глине.

Осень: Почему? (Ответы детей)

Вос-ль: Ребята, а о какой примете осени мы еще стихи знаем?

Дети: О листопаде.

Вос-ль: Прочитайте о нем стихи.

(Один ребенок читает стихотворение)

Осенний клад.

И. Пивоварова

Падают с ветки жёлтые монетки...

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья не считая,

Золотые дарит листья

Вам, и нам, и всем подряд.

Вос-ль: Ребята, кто из вас знает, что происходит с листьями деревьев осенью?

Дети: Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. У разных деревьев они окрашиваются по-разному: ярко-жёлтые, оранжевые, тёмно-красные. Становится холодно, мало солнышка и листочки опадают на землю.

Вос-ль: Как называется это явление природы?

Дети: Листопад.

Вос-ль: Правильно. Почему деревья сбрасывают листья? (Ответы детей). Деревьям нужно очень много воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Теряя листья, деревья защищаются от зимней засухи.

— Есть и еще причина для листопада. Он защищает тонкие, хрупкие ветви дерева от тяжести снега.

Вос-ль: Осень, ты настоящая художница. Ты так умело подбираешь краски для раскрашивания листвы. Как это у тебя получается?

Осень: Ребята, а вы хотите сами стать художниками?

Дети: Да.

Осень: У вас на столах лежат засушенные листочки различных деревьев и кустарников. С помощью этих листочков можно рисовать. Для этого нанесите на них кисточкой получившуюся краску. Можно наносить сразу две краски. Аккуратно приложите листочки к листу бумаги, прижмите их к нему с помощью салфетки. Повторите тоже с другими листочками и другим цветом. Когда работа будет закончена, посмотрите и скажите, что у вас получилось.

По окончании дети рассматривают свои работы и говорят, что у них получился «Осенний ковер».

Осень: Молодцы, красивые работы получились у вас. А теперь возьмите листочки, которые я принесла вам в подарок, и давайте поиграем.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету –

Липовый, березовый,

Красный, разноцветный.

Игра «Листочки» (Осень играет вместе с детьми)

Мы — листочки (2 р) Стоят, держа в руках листочки

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели

Дунул ветер — полетели. Разбегаются

Мы летали, мы летали Бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок

Все уселись в кружок. Садятся на корточки

Ветер снова вдруг подул Снова разбегаются

И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели Помахивают листочками

И на землю тихо сели. Снова садятся на корточки

Вос-ль: Ребята, вы говорили, что осенью созревают различные плоды и семена. У вас на столах стоят тарелочки с различными семенами и плодами. Рассмотрите их внимательно и скажите, как они называются, одинаковые ли они или чем отличаются.

Дети называют семена и плоды: фасоль, горох, семена клена, ясеня. Называют их отличия: фасоль продолговатая, гладкая, овальной формы, белого и красного цвета. Горох круглый, гладкий, желтого цвета. Семена ясеня длинные, плоские, по краям небольшие «крылышки». Семена клена длинные, плоские, с одной стороны у них тоже есть «крылышко».

Вос-ль: Ребята, давайте проверим, для чего семенам крылышки.

Проводится опыт 6 «Летающие семена»

Возьмите по одному летающему и по одному нелетающему семени. Подбросьте их по одному вверх. Что происходит с семенами?

Дети: Горох и фасоль быстро падают, а семена ясеня и клена падают медленнее, как бы летят в воздухе.

Вос-ль: Правильно. На улице ветер разносит эти семена и благодаря своим «крылышкам» они разлетаются далеко от дерева, на котором росли.

Вос-ль: Вот и подошло наше занятие к концу. Осень, спасибо тебе за гостеприимство. Сегодня ребята многое узнали, многому научились, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Осень: Я тоже очень рада встречи с вами. Вижу, вы многому научились. Надеюсь, вам понравилось работать у меня в научной лаборатории. А на прощанье я хочу вам сделать подарок. Угостить всех ребят яблоками из моего сада.

Вос-ль: Ребята, давайте скажем Осени спасибо и попрощаемся с ней и гостями.

Основные термины (генерируются автоматически): Осень, ребенок, Ребята, ветер, листочек, земля, Ответ детей, дерево, дождь, семя.

Похожие статьи

«Осенние листья». Методическая разработка организованной...

Дети. Это ветер унес все листочки. Воспитатель. Ребята, давайте попросим ветер вернуть листочки обратно.

Дети выполняют работу дальше, подсохшие листочки дети вырезают ножницами, каждый ребенок называет свой листок и наклеивает на большой лист бумаги.

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию...

Воспитатель: Дети, а что происходит осенью в природе? Дети: Идут дожди, дует ветер, желтеют на деревьях листочки, птицы улетают в тёплые края. Воспитатель: Ой, ребята, мне послышалось, что кто — то грустно вздыхает у нас в игровом уголке.

Игровая обучающая ситуация «Путешествие в осенний лес»...

Ветерсемена легкие, летучие, крылатки — клен, липа, вяз, береза; пух- тополь, одуванчик. А не хотели бы вы определить, используя карты-схемы?- какой помощник сажает выставленные мной семена и плоды. Ребята вы не забыли, что нам еще нужно собрать желуди для посадки?

Конспект открытого логопедического занятия на тему...

Закрепить представления детей об овощах, фруктах, названиях листьев, деревьев, о признаках осени; продолжать учить давать полные ответы на вопросы о осени; использовать в речи прилагательные, глаголы, существительные; закреплять умение правильно и отчётливо...

Сценарий развлечения для детей младшего возраста...

2 ребёнок: Ходит Осень, бродит Осень, Ветер с клёна листья сбросил.

Осень: Дети, листики берите, с ними весело пляшите. Танец сосенними листочками.

Лесовичок: Я так рад, что вы приехали в лес. Птицы улетели, листья облетели, деревья засыпают — совсем скучно...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной...

Ответы детей: Ответы детей. Рассуждения детей о явлении-листопад. Осень: Тогда давайте мы покажем как ветерок дует на листочки, чтобы они слетели с дерева на землю. Дыхательная гимнастика «Ветерок» (в сопровождении играет — музыка ветра).

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в Волшебный...»

воспитатель, ребенок, слайд, ответ детей, Ребята, задание, детский сад, герой, день, молодец. Злой волшебник заколдовал дерево фей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ветер, листочек, воспитатель, лист, осенний лес, осень, лес, ребята, детский сад.

«Как мы помогли Ежику» (конспект ООД для детей...)

‒ Расширение представлений детей о возможных способностях художественного

(Ответы детей о характере произведения). Как приятно пахнут осенние листья.

Осень: Ребята, вы очень дружные, а сегодня вы были просто молодцы. Ведь если бы не ваша помощь Ежик не...

Конспект комплексного занятия | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): ответ детей, осенний лес, дерево, ребенок, наступление осени, Чайковский

Ребята, какая осень в этом лесу, ранняя, поздняя или золотая. читали стихи про осень, называли цвета осени, рисовали осенние листочки.

Похожие статьи

«Осенние листья». Методическая разработка организованной...

Дети. Это ветер унес все листочки. Воспитатель. Ребята, давайте попросим ветер вернуть листочки обратно.

Дети выполняют работу дальше, подсохшие листочки дети вырезают ножницами, каждый ребенок называет свой листок и наклеивает на большой лист бумаги.

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию...

Воспитатель: Дети, а что происходит осенью в природе? Дети: Идут дожди, дует ветер, желтеют на деревьях листочки, птицы улетают в тёплые края. Воспитатель: Ой, ребята, мне послышалось, что кто — то грустно вздыхает у нас в игровом уголке.

Игровая обучающая ситуация «Путешествие в осенний лес»...

Ветерсемена легкие, летучие, крылатки — клен, липа, вяз, береза; пух- тополь, одуванчик. А не хотели бы вы определить, используя карты-схемы?- какой помощник сажает выставленные мной семена и плоды. Ребята вы не забыли, что нам еще нужно собрать желуди для посадки?

Конспект открытого логопедического занятия на тему...

Закрепить представления детей об овощах, фруктах, названиях листьев, деревьев, о признаках осени; продолжать учить давать полные ответы на вопросы о осени; использовать в речи прилагательные, глаголы, существительные; закреплять умение правильно и отчётливо...

Сценарий развлечения для детей младшего возраста...

2 ребёнок: Ходит Осень, бродит Осень, Ветер с клёна листья сбросил.

Осень: Дети, листики берите, с ними весело пляшите. Танец сосенними листочками.

Лесовичок: Я так рад, что вы приехали в лес. Птицы улетели, листья облетели, деревья засыпают — совсем скучно...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной...

Ответы детей: Ответы детей. Рассуждения детей о явлении-листопад. Осень: Тогда давайте мы покажем как ветерок дует на листочки, чтобы они слетели с дерева на землю. Дыхательная гимнастика «Ветерок» (в сопровождении играет — музыка ветра).

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в Волшебный...»

воспитатель, ребенок, слайд, ответ детей, Ребята, задание, детский сад, герой, день, молодец. Злой волшебник заколдовал дерево фей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ветер, листочек, воспитатель, лист, осенний лес, осень, лес, ребята, детский сад.

«Как мы помогли Ежику» (конспект ООД для детей...)

‒ Расширение представлений детей о возможных способностях художественного

(Ответы детей о характере произведения). Как приятно пахнут осенние листья.

Осень: Ребята, вы очень дружные, а сегодня вы были просто молодцы. Ведь если бы не ваша помощь Ежик не...

Конспект комплексного занятия | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): ответ детей, осенний лес, дерево, ребенок, наступление осени, Чайковский

Ребята, какая осень в этом лесу, ранняя, поздняя или золотая. читали стихи про осень, называли цвета осени, рисовали осенние листочки.

Задать вопрос