Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста»
Авторы: Бурцева Светлана Евгеньевна, Смирнова Татьяна Михайловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 03.11.2018
Статья просмотрена: 45 раз
Библиографическое описание:
Бурцева, С. Е. Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3692/ (дата обращения: 16.12.2024).
Основная идея иактуальность:
В сентябре в нашей группе продолжался ремонт, начатый летом, и нам с детьми предоставили свободное помещение в другом отделении комплекса. Эта группа была оборудована для детей раннего возраста и не соответствовала игровым интересам наших детей. Принести игрушки из нашей группы не представлялось возможным. Оказавшись в такой ситуации, ребята стали придумывать, как самим сделать игры и игрушки. Это оказалось возможным, так как в прошлом году они уже придумывали и делали с родителями и воспитателями домики для сказочных героев. К этой работе дети подошли со всей ответственностью, обсуждали, какие предметы могут входить в ту или иную игру, принесли в группу энциклопедии и другие книги по интересующим их темам. Мы и родители помогали детям осуществлять их, иногда невероятные, задумки. Так появились первые самодельные игры. После того, как закончился ремонт, и мы вернулись в нашу группу, дети продолжали придумывать все новые и новые игры. Мы поняли, что ребятам уже не интересно играть с готовыми игрушками, а хочется создавать свои, неповторимые и не похожие на другие. Еще мы заметили, что такая совместная детско-взрослая деятельность по созданию предметно-развивающей среды благотворно влияет на психологический климат в группе, помогает гасить детские конфликты, сплачивает детский коллектив.
Цель:
Создание авторских игр и игрушек детьми совместно со взрослыми руководствуясь детскими интересами.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.
- Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.
Развивающие:
- Развивать речь детей, умение поддерживать беседу, задавать вопросы.
- Развивать эмоционально-волевую сферу детей через создание условий для реализации ими собственного замысла.
- Развивать внимание и воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
- Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.
- Воспитывать трудолюбие и аккуратность при выполнении поделок.
Ресурсное обеспечение:
Бросовый материал, картон, фетр разных цветов и разной плотности, различные ткани, обрезки меха, атласные ленты, разные виды клея, бусины, пайетки, швейная фурнитура, ножницы.
Ожидаемые результаты:
Дети научатся проявлять инициативу для создания своего предметного окружения, лучше планировать свои действия, выбирать и использовать нужную информацию, придумывать новые виды игр и осуществлять задуманное.
Образовательные области |
Совместная деятельность детей ивоспитателей |
Совместная деятельность детей иродителей |
Самостоятельная деятельность детей |
Социально-коммуникативное развитие |
Беседы «Как договорится о том, что и как мы будем делать вместе». Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?). |
Домашнее задание: «Расскажите вашему ребенку в какие игры вы играли в детстве. Научите ребенка играть в эти игры». Домашнее задание: «Придумайте свою семейную игру». |
Сюжетно-ролевые игры детей. Обсуждение своих задумок с другими детьми, придумывание новых атрибутов для игр. |
Познавательное развитие |
НОД Знакомство детей с профессиями. Закрепление счета в пределах от 0 до 10. Знакомство с линейкой. Формирование понятий о деление целого на разные части. Развитие геометрической дальнозоркости. Сенсорное развитие в процессе работы с различными материалами. |
Посещение с родителями парикмахерской знакомство с профессией парикмахера. Посещение цветочного магазина. Посещение детского кафе. Поиск информации в энциклопедиях и в интернете. Просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты», «Алиса знает, что делать», «Валли». |
Сюжетно-ролевые игры детей. Самостоятельный поиск информации в энциклопедиях «Иллюстрированная энциклопедия для мальчиков» СПб-Астрель 2006. «Большая энциклопедия для девочек» СПб-Астрель 2009 «Драконы» М., Росмен 2014. Дидактические игры: «Кем быть?», «Профессии». |
Речевое развитие |
НОД «Расскажи о профессии твоих родителей» Чтение книг Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?», Михалков С. В. «А что у вас?» |
Домашнее задание: «Расскажите вашему ребенку о вашей профессии». |
Рассматривание в книжном уголке мини-коллекций открыток, марок, наборы картинок по интересующей детей теме |
Художественно-эстетическое развитие |
НОД Рисование «Моя придуманная игра» Лепка из соленого теста Поделок для игры «Детское кафе» Аппликация Украшение поделок и готовых игр. |
Изготовление некоторых игр и атрибутов для игры дома с родителями (пошив одежды и других аксессуаров для пупсиков изготовление ракеты, цветов из пластиковых бутылок и др.) |
Рисование и аппликации в свободное время По интересующей детей теме. |
Физическое развитие |
Подвижные игры «Ракеты», «Драконы» Физкультминутки во время статических занятий. |
Подвижные игры дома и на прогулке с родителями. |
Самостоятельны подвижные игры Переделка знакомых игр под интересующую детей тематику. |
Этапы реализации |
Сроки |
Виды деятельности |
Цель |
Исполнители |
подготовительный |
Сентябрь- октябрь |
Интервьюирование детей о том, какие игры они хотели бы иметь в группе. Беседа с детьми о том, из чего и как можно сделать задуманные игры. |
Выяснить, что интересует детей и какие игры они хотели бы иметь в группе. |
Воспитатели и дети |
Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», Михалков С. В. «А что у вас?», |
Познакомить детей с профессиями и выяснить, какие атрибуты нужны для создания игр. |
Воспитатели дети, родители |
||
Левитан Е. Б. «Малышам о звездах и планетах», поиск информации в энциклопедиях, в интернете, просмотр мультипликационных фильмов. |
Получить нужные детям знания о космосе. |
Воспитатели дети и родители |
||
Знакомство детей с понятием экология, появление сортировка, переработка мусора. |
Научиться делать поделки из бросового материала. |
Воспитатели Дети и родители |
||
Чтение книг: Давыдова Г. Н. «Поделки из бросового материала», «Поделки из пластиковых бутылок». Подготовка материалов для выполнения проектов. |
Подобрать материалы для изготовления игр. материалы для изготовления игр. |
Воспитатели дети и родители |
||
основной |
Ноябрь -февраль |
Изготовление игр: «Ясли», «Чужая планета», «Андроиды», «Юный модельер», «Остров драконов», «Небесные лошадки», «Новогодний городок», «Магазин цветов», «Детское кафе», «Салон причесок», «Город эльфов» |
Научить детей фантазировать, высказывать свои идеи, прислушиваться к мнению сверстников, научить оформлять развивающую среду под интересующие детей темы. |
Воспитатели дети, родители, старшие братья и сестры. |
заключительный |
Март-май |
Обыгрывание новых игр в самостоятельной деятельности. Презентация новых игр детям других групп. Проведение мастер-класса по изготовлению поделок. |
Научить детей самостоятельно придумывать сюжеты игр. Научить детей рассказывать о своих поделках другим детям. Показать другим детям, как можно самостоятельно сделать нужную им игру |
дети дети дети |
Итоговые мероприятия:
- Открытый показ сюжетно-ролевой игры «День рождения в детском кафе» с использованием игр «Салон причесок», «Магазин цветов», «Детское кафе» для педагогов других дошкольных отделений.
- Показ детско-взрослых авторских игр на заседании детско-родительского клуба «Задоринка»
- Участие в конкурсе «Дни науки» в Школе № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника.
Рефлексия:
Подводя итог реализации педагогического проекта можно утверждать, что созданные нами условия благотворно отразились на развитии творческих, познавательных и коммуникативных способностей детей, их умений выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Мы убедились, что дети дошкольного возраста в процессе совместной с взрослыми проектной и исследовательской деятельности в состоянии вносить изменения в предметную среду групповой комнаты, руководствуясь своими игровыми интересами, делая ее тем самым развивающей для себя. В дальнейшем мы планируем активизировать нашу работу по вовлечению детей в «творение» развивающей среды в нашем дошкольном отделении.
Литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: «Мозаика-Синтез» 2015
- Давыдова Г. Н. Детский дизайн поделки из бросового материала.-М., Скрипторий 2006.
- Давыдова Г. Н. Поделки из бросового материала. Цветы.- М., Скрипторий 2008.
- Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н. В. Нищева. — Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.
- Пантелеев Г. Н. Детский дизайн. М.: «Карапуз-дидактика» 2006.
- Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: ТЦ Сфера 2008.
- Шорыгина Т. А. О космосе. М.: Книголюб 2005.