Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 03.11.2018

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Бурцева, С. Е. Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3692/ (дата обращения: 16.11.2024).



Основная идея иактуальность:

В сентябре в нашей группе продолжался ремонт, начатый летом, и нам с детьми предоставили свободное помещение в другом отделении комплекса. Эта группа была оборудована для детей раннего возраста и не соответствовала игровым интересам наших детей. Принести игрушки из нашей группы не представлялось возможным. Оказавшись в такой ситуации, ребята стали придумывать, как самим сделать игры и игрушки. Это оказалось возможным, так как в прошлом году они уже придумывали и делали с родителями и воспитателями домики для сказочных героев. К этой работе дети подошли со всей ответственностью, обсуждали, какие предметы могут входить в ту или иную игру, принесли в группу энциклопедии и другие книги по интересующим их темам. Мы и родители помогали детям осуществлять их, иногда невероятные, задумки. Так появились первые самодельные игры. После того, как закончился ремонт, и мы вернулись в нашу группу, дети продолжали придумывать все новые и новые игры. Мы поняли, что ребятам уже не интересно играть с готовыми игрушками, а хочется создавать свои, неповторимые и не похожие на другие. Еще мы заметили, что такая совместная детско-взрослая деятельность по созданию предметно-развивающей среды благотворно влияет на психологический климат в группе, помогает гасить детские конфликты, сплачивает детский коллектив.

Цель:

Создание авторских игр и игрушек детьми совместно со взрослыми руководствуясь детскими интересами.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.
  2. Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.

Развивающие:

  1. Развивать речь детей, умение поддерживать беседу, задавать вопросы.
  2. Развивать эмоционально-волевую сферу детей через создание условий для реализации ими собственного замысла.
  3. Развивать внимание и воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
  2. Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.
  3. Воспитывать трудолюбие и аккуратность при выполнении поделок.

Ресурсное обеспечение:

Бросовый материал, картон, фетр разных цветов и разной плотности, различные ткани, обрезки меха, атласные ленты, разные виды клея, бусины, пайетки, швейная фурнитура, ножницы.

Ожидаемые результаты:

Дети научатся проявлять инициативу для создания своего предметного окружения, лучше планировать свои действия, выбирать и использовать нужную информацию, придумывать новые виды игр и осуществлять задуманное.

Образовательные области

Совместная деятельность детей ивоспитателей

Совместная деятельность детей иродителей

Самостоятельная деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

Беседы «Как договорится о том, что и как мы будем делать вместе».

Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?).

Домашнее задание: «Расскажите вашему ребенку в какие игры вы играли в детстве. Научите ребенка играть в эти игры».

Домашнее задание: «Придумайте свою семейную игру».

Сюжетно-ролевые игры детей.

Обсуждение своих задумок с другими детьми, придумывание новых атрибутов для игр.

Познавательное развитие

НОД

Знакомство детей с профессиями.

Закрепление счета в пределах от 0 до 10.

Знакомство с линейкой.

Формирование понятий о деление целого на разные части.

Развитие геометрической дальнозоркости.

Сенсорное развитие в процессе работы с различными материалами.

Посещение с родителями парикмахерской знакомство с профессией парикмахера.

Посещение цветочного магазина.

Посещение детского кафе.

Поиск информации в энциклопедиях и в интернете.

Просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты», «Алиса знает, что делать», «Валли».

Сюжетно-ролевые игры детей.

Самостоятельный поиск информации в энциклопедиях

«Иллюстрированная энциклопедия для мальчиков»

СПб-Астрель 2006.

«Большая энциклопедия для девочек»

СПб-Астрель 2009

«Драконы» М.,

Росмен 2014.

Дидактические игры: «Кем быть?»,

«Профессии».

Речевое развитие

НОД

«Расскажи о профессии твоих родителей»

Чтение книг

Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»,

Михалков С. В.

«А что у вас?»

Домашнее задание:

«Расскажите вашему ребенку о вашей профессии».

Рассматривание в книжном уголке мини-коллекций открыток, марок,

наборы картинок по интересующей детей теме

Художественно-эстетическое развитие

НОД

Рисование

«Моя придуманная игра»

Лепка из соленого теста

Поделок для игры «Детское кафе»

Аппликация

Украшение поделок и готовых игр.

Изготовление некоторых игр и атрибутов для игры дома с родителями

(пошив одежды и других аксессуаров для пупсиков изготовление

ракеты, цветов

из пластиковых бутылок и др.)

Рисование и аппликации в свободное время

По интересующей детей теме.

Физическое развитие

Подвижные игры «Ракеты»,

«Драконы»

Физкультминутки во время статических занятий.

Подвижные игры дома и на прогулке с родителями.

Самостоятельны подвижные игры

Переделка знакомых игр под интересующую детей тематику.

Этапы реализации

Сроки

Виды деятельности

Цель

Исполнители

подготовительный

Сентябрь- октябрь

Интервьюирование детей о том, какие игры они хотели бы иметь в группе.

Беседа с детьми о том, из чего и как можно сделать задуманные игры.

Выяснить, что интересует детей и какие игры они хотели бы иметь в группе.

Воспитатели и дети

Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», Михалков С. В. «А что у вас?»,

Познакомить детей с профессиями и выяснить, какие атрибуты нужны для создания игр.

Воспитатели дети, родители

Левитан Е. Б. «Малышам о звездах и планетах», поиск информации в энциклопедиях, в интернете, просмотр мультипликационных фильмов.

Получить нужные детям знания о космосе.

Воспитатели дети и родители

Знакомство детей с понятием экология, появление сортировка, переработка мусора.

Научиться делать поделки из бросового материала.

Воспитатели

Дети и родители

Чтение книг: Давыдова Г. Н. «Поделки из бросового материала», «Поделки из пластиковых бутылок».

Подготовка материалов для выполнения проектов.

Подобрать материалы для изготовления игр.

материалы для изготовления игр.

Воспитатели дети и родители

основной

Ноябрь -февраль

Изготовление игр: «Ясли»,

«Чужая планета»,

«Андроиды»,

«Юный модельер», «Остров драконов»,

«Небесные лошадки»,

«Новогодний городок»,

«Магазин цветов»,

«Детское кафе», «Салон причесок», «Город эльфов»

Научить детей фантазировать, высказывать свои идеи, прислушиваться к мнению сверстников, научить оформлять развивающую среду под интересующие детей темы.

Воспитатели

дети, родители,

старшие братья и сестры.

заключительный

Март-май

Обыгрывание новых игр в самостоятельной деятельности.

Презентация новых игр детям других групп.

Проведение мастер-класса по изготовлению поделок.

Научить детей самостоятельно придумывать сюжеты игр.

Научить детей рассказывать о своих поделках другим детям.

Показать другим детям, как можно самостоятельно сделать нужную им игру

дети

дети

дети

Итоговые мероприятия:

  1. Открытый показ сюжетно-ролевой игры «День рождения в детском кафе» с использованием игр «Салон причесок», «Магазин цветов», «Детское кафе» для педагогов других дошкольных отделений.
  2. Показ детско-взрослых авторских игр на заседании детско-родительского клуба «Задоринка»
  3. Участие в конкурсе «Дни науки» в Школе № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника.

Рефлексия:

Подводя итог реализации педагогического проекта можно утверждать, что созданные нами условия благотворно отразились на развитии творческих, познавательных и коммуникативных способностей детей, их умений выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Мы убедились, что дети дошкольного возраста в процессе совместной с взрослыми проектной и исследовательской деятельности в состоянии вносить изменения в предметную среду групповой комнаты, руководствуясь своими игровыми интересами, делая ее тем самым развивающей для себя. В дальнейшем мы планируем активизировать нашу работу по вовлечению детей в «творение» развивающей среды в нашем дошкольном отделении.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: «Мозаика-Синтез» 2015
  3. Давыдова Г. Н. Детский дизайн поделки из бросового материала.-М., Скрипторий 2006.
  4. Давыдова Г. Н. Поделки из бросового материала. Цветы.- М., Скрипторий 2008.
  5. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н. В. Нищева. — Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.
  6. Пантелеев Г. Н. Детский дизайн. М.: «Карапуз-дидактика» 2006.
  7. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: ТЦ Сфера 2008.
  8. Шорыгина Т. А. О космосе. М.: Книголюб 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, бросовый материал, группа, домашнее задание, изготовление игр, родитель, ваш ребенок, детское кафе, нужная информация.

Похожие статьи

Педагогический проект «Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста»

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической безопасности на основе реализации долгосрочного проекта «Мусор»

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Концептуальные аспекты в работе с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Формирование основ культуры здоровья и личной безопасности у детей»

Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста с применением ИКТ на тему «Весеннее чудо»

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста по программе «Детство»

Похожие статьи

Педагогический проект «Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста»

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической безопасности на основе реализации долгосрочного проекта «Мусор»

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Концептуальные аспекты в работе с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Формирование основ культуры здоровья и личной безопасности у детей»

Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста с применением ИКТ на тему «Весеннее чудо»

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста по программе «Детство»

Задать вопрос