Наглядно-дидактическое пособие «Живая музыка» и его применение в музыкальном воспитании слабовидящих детей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 12.09.2018

Статья просмотрена: 458 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, И. В. Наглядно-дидактическое пособие «Живая музыка» и его применение в музыкальном воспитании слабовидящих детей / И. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3546/ (дата обращения: 26.04.2024).



Автор приводит конкретный пример дидактического пособия, стимулирующего слабовидящего ребенка к активности в музыкальной деятельности. Предложенное пособие является самодельным и предполагает вариативное внедрение в педагогический процесс. Опора на данные рекомендации поможет педагогам и музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений в пополнении, выстраивании и расширении базы дидактических пособий и игр.

Ключевые слова: слабовидящий ребенок, музыкальные инструменты, слуховое восприятие, тактильный опыт, коррекционная работа.

Зрение — природный дар, имеющий огромную ценность. Благодаря нашим глазам мы можем любоваться красками окружающего мира. Актуальная проблема детства — рост числа глазных заболеваний, вызванных факторами современной жизни. А именно: изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки с одновременным снижением физической активности. По данным современной статистики, в России каждый третий ребёнок-дошкольник имеет проблемы со зрением. И количество таких детей каждый год растёт [2].

Поэтому, огромную важность приобретает вопрос сочетания лечения таких дошкольников с педагогическим воздействием, которое необходимо направить на коррекцию и компенсацию зрительной патологии. Социальная значимость проблемы определяется процессом принятия, признания, социального одобрения ребенка его окружением и формированием адекватных способов взаимодействия с ним. Поэтому важно знать необходимые методы, средства и приемы индивидуальной работы, которая способствовала бы всестороннему развитию личности ребенка и его подготовленности к самостоятельной жизни и четко понимать механизмы, пути и условия компенсации зрительного дефекта. [3].

Самые сильные впечатления и переживания слабовидящего ребенка связаны со слухом. Весь мир воспринимается им как наполненный звуками. Целенаправленные методы и приемы работы с детьми позволяют развить познавательные возможности детей, сформировать у них компенсаторные способы восприятия окружающего мира, создать положительный эмоциональный настрой, улучшить зрительное восприятие, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, устранить существующую у многих детей проблему навыков социально-адаптивного поведения. Тем не менее, музыкальное воспитание не всегда выделяется как наиболее действенный вид работы со слабовидящими детьми. И тем более, не всегда считается коррекционным [1].

Примерно 90 % всей информации ребенок получает через зрение и осязание.

У слабовидящего ребенка формируются иные представления об окружающем мире, иные чувственные образы, чем у их сверстников с нормальным зрением. Низкое осязание и слабое слуховое восприятие заставляют ребенка полагаться только на нарушенное зрение. Поэтому, в музыкальном воспитании важную роль должно играть регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Этот факт и явился импульсом для поиска новых подходов в музыкальном воспитании детей с нарушением зрения и оказанию им всесторонней помощи и поддержки. Мною был расширен и, отчасти, усовершенствован традиционный вид деятельности как «Знакомство с музыкальными инструментами». При этом были учтены особенности развития слабовидящего ребенка. Работа с предлагаемым дидактическим пособием «Живая музыка» основана на обогащении слухового, зрительного и тактильного опыта ребенка. Отличительная черта пособия состоит в его рукотворности при минимальном применении технических средств.

«Живая музыка» научит ребенка познавать окружающий мир и правильно пользоваться своим осязанием и слухом. Прикасаясь к разной фактуре музыкальных инструментов, малыш получит огромный спектр эмоций. Он научится сопоставлять предметы по цвету и по своим тактильным ощущениям, улучшит мелкую моторику, научится воспринимать и различать тембровую окраску музыкальных инструментов, выработает своё творческое воображение и невольно снимет личное внутреннее напряжение.

Самодельное дидактическое пособие «Живая музыка» — комбинированное. Состоит из набора трех носителей информации (частей), сюжетно связанных между собой и композиционно дополняющих друг друга. Открытки, содержащие рельефные изображения, выполнены из различных материалов (песок, сизаль, фольга, вельвет и др.), приятных на ощупь и не вызывающих у ребенка негативных ощущений. Изображения на картинках отражают реальный, а не сказочный предмет. Пособие используется на коррекционных индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах. При работе с данным пособием развивается не только слуховое, зрительное и тактильное восприятие слабовидящего ребенка, но и проводится коррекция психических функций организма: внимания, памяти, ощущений и восприятия, речи. Для лучшего усвоения изучаемого материала в работе с ребенком задействованы несколько анализаторов (слуховой и зрительный, слуховой и тактильный и т. д.). Система коррекционной работы включает проведение 12 занятий, которые проходят во второй половине дня, три раза в неделю в течение месяца. Каждое занятие длится 10–15 минут.

«Живая музыка», часть 1

«Музыкальные инструменты вминиатюре»

(Копии инструментов изготовлены российским филиалом «Hachette Collections»)

E:\педталанты фото\P1020624.JPGC:\Users\ДС103\Desktop\кккк.PNG

Дети не только рассматривают глазами, но и прикасаются к маленьким копиям музыкальных инструментов, ощупывают их составляющие части. Точные копии в миниатюре красивых и необычных музыкальных инструментов выполнены по ремесленной технологии и из высококачественных экологичных материалов.

Методика. «Тактильное восприятие величины, формы, составляющих материалов»

E:\педталанты фото\P1020392.JPG

Процедура проведения. Знакомим ребенка с инструментом: показываем его, рассказываем об инструменте, слушаем его звучание на аудио или видео носителе. Далее даём задание: «Рассмотри внимательно инструмент. Потрогай его части. Что чувствуют твои пальчики?» «На что похож этот инструмент?», «Как ты думаешь, из чего он сделан?». На этом этапе ребенок учится различать понятия «большой — маленький», «разный — одинаковый», «металлический — деревянный» и др., сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты.

«Живая музыка», часть 2

«Тактильная музыка»

E:\педталанты фото\P1020631.JPGE:\педталанты фото\P1020629.JPG

Иллюстрации рельефных изображений данного носителя выполнены вручную из различных материалов: песок, вельвет, фольга, пластилин, бисер и т. д.

Методика. «Тактильное восприятие формы»

E:\педталанты фото\P1020400.JPG

Процедура проведения. Перед ребенком кладут открытки с рельефным изображением знакомого музыкального инструмента. Дают задание: «Посмотри на инструмент. Ощупай его пальчиками», «Какую фигуру (или что-то) он тебе напоминает?», «Что чувствуют твои пальчики?». На данном этапе ребенок учится удерживать внимание в процессе деятельности, словесно высказываться о своих тактильных ощущениях.

«Живая музыка», часть 3

«Музыкальные открытки»

E:\педталанты фото\P1020625.JPGE:\педталанты фото\P1020642.JPG

Методика. «Словесное описание изображения. Восприятие звука. Поиск составляющих частей в целом» (информативно самый насыщенный носитель).

E:\педталанты фото\P1020413.JPGC:\Users\ДС103\Desktop\фыфыфы.PNG

Процедура проведения. На лицевой стороне открытки ребенку предлагаем рассмотреть изображение музыканта и описать увиденное (составить рассказ). Далее, открываем открытку. В течение 1 минуты ребенок слушает музыкальный отрывок, а затем характеризует услышанное («О чём рассказала музыка?», «Какие чувства, какое настроение она в тебе вызвала?»). Когда ребенок справится с заданием, предлагаем ему рассмотреть на развороте открытки (справа) отдельные части музыкального инструмента, а затем найти их на его цельном изображении (слева). На этом этапе ребенок учится: составлять рассказ, целостно воспринимать музыкальный отрывок, высказываться об услышанной музыке и соотносить части и целое.

Резюмируя, можно сказать, что предлагаемое дидактическое пособие позволяет в простой и доступной игровой форме дать ребенку с нарушением зрения преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях, а также научить различать целую гамму чувств и настроений. Пособие помогает повысить опыт познавательной деятельности ребёнка, накопить чувственный опыт, повысить умственное развитие. Пособие помогает в развитии сенсорных способностей, которые неразрывно связаны с логическим мышлением и умением выражать свои мысли. Ребёнок научится выявлять, сравнивать, обобщать и делать выводы. Одновременно с этим у слабовидящего ребенка снижается личное внутреннее напряжение, эмоциональная неустойчивость, колебание настроения и повышенная утомляемость.

Литература:

1. Веракса, Н. Е. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-синтез, 2015. — 368 с.

2. Корнилова, И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения [Текст] / И. Г. Корнилова, — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 159с.

3. Кукушкина, О. И. Я открываю мир: калейдоскоп картин жизни [Текст] / О. И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 1. — С.32–45.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слабовидящий ребенок, инструмент, окружающий мир, процедура проведения, часть, коррекционная работа, личное внутреннее напряжение, мелкая моторика, музыкальное воспитание.

Ключевые слова

коррекционная работа, слабовидящий ребенок, музыкальные инструменты, слуховое восприятие, тактильный опыт

Похожие статьи

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития...

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:  оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой...

Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений...

Музыкально-коррекционное занятие должно быть неотъемлемой частью комплексной реабилитационной программы обучения, воспитания и коррекции развития детей с сенсорными, моторными, интеллектуальными нарушениями, а так же с проблемами в...

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного...

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение

Одна из задач музыкального руководителя — укреплять здоровье детей дошкольного возраста. Музыкально-ритмические и физические упражнения...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой...

В статье раскрыты понятия индивидуальный подход и дифференцированный подход, понятие общей и мелкой моторики. Представлен материал, отражающий особенности моторного развития слабовидящих детей...

Методические рекомендации по работе со слабовидящими...

Так, дети с недостаточным зрением чаще всего обладают хорошим музыкальным слухом и

У большинства слабовидящих детей отмечаются искривление позвоночника

У учащихся с нарушением зрения ослаблены зрительные ощущения и восприятие внешнего мира ограничено.

Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной...

Важным направлением воспитания детей с ТМНР является развитие их восприятия, которое

Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМНР очень важно использовать

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой...

Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения имеет ряд

С целью уточнения состояния мелкой моторики у слабовидящих дошкольников нами было

Большую коррекционную направленность имеет использование тренажеров и специального...

Психологические особенности восприятия незрячих

Восприятие – это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта.

Музыка как язык общения детей с особенностями

В статье описывается опыт музыкально-коррекционной деятельности с детьми

Основные принципы воздействия на детей ОВЗ. Особое место в воспитании и образовании наших

При работе над программой был использован опыт музыкально-двигательного развития детей...

Похожие статьи

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития...

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:  оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой...

Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений...

Музыкально-коррекционное занятие должно быть неотъемлемой частью комплексной реабилитационной программы обучения, воспитания и коррекции развития детей с сенсорными, моторными, интеллектуальными нарушениями, а так же с проблемами в...

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного...

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение

Одна из задач музыкального руководителя — укреплять здоровье детей дошкольного возраста. Музыкально-ритмические и физические упражнения...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой...

В статье раскрыты понятия индивидуальный подход и дифференцированный подход, понятие общей и мелкой моторики. Представлен материал, отражающий особенности моторного развития слабовидящих детей...

Методические рекомендации по работе со слабовидящими...

Так, дети с недостаточным зрением чаще всего обладают хорошим музыкальным слухом и

У большинства слабовидящих детей отмечаются искривление позвоночника

У учащихся с нарушением зрения ослаблены зрительные ощущения и восприятие внешнего мира ограничено.

Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной...

Важным направлением воспитания детей с ТМНР является развитие их восприятия, которое

Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМНР очень важно использовать

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой...

Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения имеет ряд

С целью уточнения состояния мелкой моторики у слабовидящих дошкольников нами было

Большую коррекционную направленность имеет использование тренажеров и специального...

Психологические особенности восприятия незрячих

Восприятие – это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта.

Музыка как язык общения детей с особенностями

В статье описывается опыт музыкально-коррекционной деятельности с детьми

Основные принципы воздействия на детей ОВЗ. Особое место в воспитании и образовании наших

При работе над программой был использован опыт музыкально-двигательного развития детей...

Задать вопрос