Мини-школа. Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Попова Светлана Викторовна, Ахвледиани Мария Фёдоровна, Фролова Ирина Владимировна
Рубрика: Подготовка к школе
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 05.09.2018
Статья просмотрена: 748 раз
Библиографическое описание:
Попова, С. В. Мини-школа. Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста / С. В. Попова, М. Ф. Ахвледиани, И. В. Фролова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3524/ (дата обращения: 17.12.2024).
Одним из приоритетных направлений развития образования в настоящее время является создание равных стартовых возможностей для образования будущих первоклассников.
В среде педагогического и родительского сообщества широко обсуждаются перспективы образования детей старшего дошкольного возраста, введение так называемого «предшкольного образования», как новой структуры общего образования. При этом специалисты дошкольного образования подчеркивают необходимость обеспечения преемственности между двумя ступенями образования — дошкольным и начальным общим.
Проведя анализ в нашем дошкольном учреждении, мы пришли к выводу, что родители воспитанников старшего возраста обеспокоены подготовкой детей к школе, и зачастую водят их в студии и кружки за пределами ДОУ. В связи с этим коллективом детского сада было принято решение разработать программу дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мини школа».
Предлагаемая программа разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным образованием. Концепция программы рассматривает преемственность как создание условий для комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
ЦЕЛЬ: Развитие социальной компетентности и подготовка ребенка к обучению в школе.
Задачи:
– Развитие мотивации к учебной деятельности. Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли
– Прививать ответственное отношение к учебе;
– Активизировать творческий потенциал;
– Развивать память, мышление, воображение.
– Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
– Формировать культуру общения друг с другом.
Занятия в Мини школе проходят во вторую половину дня, 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятий 20–25 минут. Количество занятий в год — 54.
Обучение правильному чтению, звуковому анализу слова, составлению связных рассказов происходит на занятиях по обучению грамоте. На занятиях по формированию элементарных математических представлений дети учатся считать, решать простые математические задачи, знакомятся с геометрическими фигурами, изучают состав чисел первого десятка.
Содержание занятий по обучению грамоте.
Звуки: Понятие «звук»; способы произнесения звука, его условное обозначение. Акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых и мягкий согласных звуков. Выделение звука в начале, в середине и конце слова, определение положения звука в слове.
Буквы: знакомство с буквами; дифференциация понятия «звук» и «буква»; согласные и гласные буква; соотнесение букв и звуков.
Слоги: понятие слог, слоговой анализ слов; подбор слов на заданное количество слогов;
Слова: составление слова из звуков и слогов; последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
Предложение: знакомство с понятием «предложение»; составление схем предложения; интонационная законченность.
К концу освоения программы дети должны уметь:
Различать гласные и согласные звуки; различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложений, набор отдельных предложений и текст; определять ударные гласные, слоги; определять в словах место и последовательность звуков; определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложении; выполнять звукобуквенный анализ слов; графически обозначать звуки, слоги, слова; составлять графическую схему предложения.
Таблица 1
Учебный план по обучению грамоте
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Понятие предложения. Схема предложения |
1 |
2 |
Слог. Деление слов на слоги |
1 |
3 |
Понятие буквы и звука |
1 |
4 |
Буква и звук [а] |
1 |
5 |
Буква и звук [о] |
1 |
6 |
Буква и звук [у] |
1 |
7 |
Буква и звук [и] |
1 |
8 |
Буква н, звуки [н, н'] |
1 |
9 |
Буква м, звуки [м, м']. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
10 |
Буква п, звуки [п, п']. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
11 |
Буква л, звуки [л, л']. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
12 |
Буква с, звуки [с, с']. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
13 |
Буква б, звуки [б, б']. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
14 |
Буква т, звуки [т, т']. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
15 |
Буква д, звуки [д, д'] Составление слогов с изученными буквами |
1 |
16 |
Буква в, звуки [в, в']. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
17 |
Буква ф, звуки [ф,ф']. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
18 |
Буква з, звуки [з,з']. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
19 |
Буква ж, звук [ж]. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
20 |
Буква ш, звук [ш]. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
21 |
Буква х, звуки [х,х']. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
22 |
Буква е, звук [е]. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
23 |
Буква к, звуки [к, к'].Составление слогов с изученными буквами |
1 |
24 |
Буква г, звуки [г, г']. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
25 |
Буква ц, звук [ц]. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
26 |
Буква э, звук [э]. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
27 |
Буква р, звуки [р, р']. Составление слогов с изученными буквами |
1 |
Итого |
27 |
|
Содержание занятий по формированию элементарных математических представлений:
Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических действиях начинается с первых занятий и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям воспитателя.
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного материала, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.
К концу освоения программы дети должны уметь:
Счет предметов (реальных предметов и их изображений).
Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Их чтение и запись.
Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или «равно».
Знаки: +, —, =. Действия: сложение и вычитание.
Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале).
Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета предметов.
Знать и различать плоскостные и объёмные геометрические фигуры.
Таблица 2
Учебный план по обучению элементарным математическим представлениям
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Понятие «Больше, меньше, столько же» |
1 |
1 |
Понятие «длинее — короче», «выше — ниже» |
1 |
1 |
Знакомство с плоскими и объемными геометрическими фигурами |
1 |
1 |
Число и цифра 1 |
1 |
1 |
Число и цифра 2 |
1 |
1 |
Число и цифра 3 |
1 |
1 |
Число и цифра 4 |
1 |
1 |
Число и цифра 5 |
1 |
1 |
Закрепление состава изученных чисел |
1 |
1 |
Число и цифра 6 |
1 |
1 |
Число и цифра 7 |
1 |
1 |
Число и цифра 8 |
1 |
1 |
Число и цифра 9 |
1 |
1 |
Закрепление состава чисел 6–9 |
1 |
1 |
Закрепление состава чисел 1–9 |
1 |
1 |
Число и цифра 0 |
1 |
1 |
Знакомство со сложением |
1 |
1 |
Сложение + 1 |
1 |
1 |
Сложение +2 |
1 |
1 |
Сложение + 3 |
1 |
1 |
Знакомство с вычитанием |
1 |
1 |
Вычитание — 1 |
1 |
1 |
Вычитание — 2 |
1 |
1 |
Вычитание — 3 |
1 |
1 |
Решение простых задач с опорой на наглядность |
1 |
1 |
число и цифра 10 |
1 |
1 |
Решение простых задач с опорой на наглядность |
1 |
Всего: |
27 занятий |
|
Программа дополнительного образования детей «Мини школа» не дублирует основную образовательную программу, по которой работает наше учреждение, а гармонично дополняет ее. На занятиях в Мини школе у детей повышается мотивация к учебной деятельности, прививается ответственное отношение к учебе. Дошкольники учатся точно и ясно выражать свои мысли, развивают память, мышление, воображение, усидчивость, трудолюбие, аккуратность. Формируется культуру общения между детьми и педагогами.
Литература:
- Логика и математика для дошкольников Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Санкт-Петербург «Детство-Пресс»
- Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников Ярославль Академия развития
- Колесникова Е. В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения Ярославль Академия развития
- Бортникова Е. Ф. Развиваем математические способности Екатеринбург: ООО «Литур-К»
- Цуканова С. П. Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. (Альбомы 1–3) — М.: издательство ГНОМ
- Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект.- Спб.: Акцидент