Советы студенту-первокурснику, увлеченному наукой — Молодой ученый

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Наука – сфера деятельности, требующая не только ума, но прежде всего – времени. Ни один известный ученый не «выезжал» на одном таланте или эрудиции. До того, как стать известным, каждый из них долго и упорно «грыз гранит науки». Опыт подсказывает: чем раньше вы начнете свой научный путь, тем больше шансов, что путь этот будет плодотворным. В данной статье мы решили дать несколько советов студенту-первокурснику: с чего, как и почему нужно начинать свою научную карьеру. Впрочем, и другим студентам эти советы тоже будут полезны. Поэтому к чтению приглашаются все желающие.

Мы разделили все советы на четыре блока для удобства чтения. Итак, приступим!

1. Учитесь читать научные книги

1.1. Учитесь читать большие книги

Совет, на первый взгляд, достаточно смешной, особенно для вчерашнего выпускника школы, который уже знаком с «Войной и миром» и «Тихим Доном». Но совет этот я считаю необходимым и самым важным. И вот почему.

Все вы, наверное, слышали ворчание людей старшего поколения: «Молодежь мало читает». Это не просто ворчание, разница в чтении между условно старыми и молодыми людьми есть. Только она не в количестве, а в качестве.

Сначала определим, что условные «старики» и «молодежь» различаются, по сути, не возрастом, а наличием или отсутствием интернета в детстве и юности. У «стариков» в школе и хотя бы отчасти в вузе интернета не было, а у молодых уже был. В сущности, разница буквально в 5-7 лет, но она – определяющая.

Автор данной статьи принадлежит в вышеупомянутом смысле к «старикам»: компьютер у меня появился в старших классах школы, а интернет – примерно на третьем курсе института. Поэтому в школе я вынужден был читать толстые книги, ходить в библиотеку, «гуглить» вручную – на библиотечных полках, в словарях и энциклопедиях. Информация не давалась «с лету»: чтобы найти нечто нужное, приходилось перелопатить горы всего. А для того, чтобы знать, что и как «лопатить», нужно было внимательно прочитать нудные и длинные, зато фундаментальные книги. Чтобы читать такие книги, нужен определенный навык. Я им владею с юности. Мне он кажется чем-то самим собой разумеющимся. Однако это не так.

Человеку, у которого гугл под рукой с начальной школы, не составляет труда найти любую информацию за пару секунд (у меня на это уходили дни, иногда – недели). «Молодые» в этом смысле – прекрасные поисковики. Однако подлинная наука предполагает не только поиск, но и анализ, обработку информации. И вот тут-то у молодых, не приученных к чтению длинных и занудных книг, возникают трудности. Потому что читать одну книгу в течение нескольких дней кажется им колоссальной тратой времени! Легче нагуглить – методику, приемы и прочее. А не учиться им из занудного научного труда.

Но без этого, с одним гуглом, науки не получится. «Гугл» в каком-то смысле только помогает собрать пазл из готовых кусков рисунка. Однако наука работает не только с «готовыми кусками» — иногда она вынуждает взяться за кисть, чтобы нарисовать этот еще никем не созданный рисунок.

И вот тут без «больших книг» не обойтись. Чтение фундаментальных трудов учит думать, анализировать, строить гипотезы. Учит, иначе говоря, самостоятельному научному мышлению. У него есть и другие плюсы, но пока достаточно этих.

1.2. Изучайте методику научного познания

В обычных университетских курсах этому уделяется прискорбно мало времени. С одной стороны, понятно почему: далеко не все студенты пойдут в аспирантуру. Но вот те, кто впоследствии решат связать свою жизнь с наукой, испытают немало трудностей. Им придется изучать методику научного познания «с чистого листа».

А ведь сама логика научной работы требует эту методику, как легкие кислород. К примеру. Я – молодой ученый. Но я собираюсь изучать не весь мир, а конкретный его элемент. Так я выбираю объект исследования. «Внутри» этого объекта я выбираю « предмет », то есть исследую не весь объект, а одну его характерную черту, нечто самое ценное в нем.

Однако я невольно задумываюсь: а будет ли мое исследование полезным, новым, откроет ли что-то важное или поставит насущный вопрос перед обществом? Отвечая на все эти вопросы, я формирую представление об актуальности и новизне , а также об области применения результатов исследования. Ну и, наконец, если ответами на все предыдущие вопросы я удовлетворен, я начинаю искать методологию . Объект – штука, как говорится, хитрая, ее голыми руками не возьмешь. Поэтому нужно обратиться к предшественникам, поискать, как они решали подобного рода задачи. А в предшествующей науке, как правило, можно найти не только конечные выводы, но и те способы, с помощью которых ученые приходили к этим выводам и делали открытия. Это, собственно, и будет методология, с помощью которой я смогу исследовать свой объект.

Это – вкратце. На самом деле все гораздо интереснее и глубже. Поэтому мы и даем совет – изучайте логику этого познания, читайте соответствующие книжки!

1.3. Учитесь разбираться во вспомогательных дисциплинах

Во-первых, это полезно для расширения кругозора. Во-вторых, слово «вспомогательные» образовано от слова «помощь» — эти дисциплины помогут вам разобраться в сложностях основных предметов и избавят от траты сил и времени.

Есть, скажем, такая дисциплина, как источниковедение. Она объясняет, какие источники информации существуют, чем они отличаются друг от друга, каким источникам можно доверять, а каким нет и так далее. Для гуманитариев разбираться в этом – критически важное умение. Ведь если историк или филолог не может определить достоверность источника – его труд окажется попросту ненаучным!

В целом изучение вспомогательных дисциплин – это закладка фундамента вашей будущей научной работы.

1.4. Изучайте английский язык

Английский язык сейчас рекомендуют изучать «для всего». Однако для науки он важен вдвойне, так как является не только языком международного общения, но в каком-то смысле и международным языком науки. В свое время такими были латынь и немецкий. Конечно, мы пишем научные тексты на родном языке. Однако для публикации в международных изданиях все-таки предпочтительнее уметь писать на английском.

Статьи ученых всего мира переводятся именно на английский язык – все последние данные и исследования можно прочитать почти исключительно на нем. Две крупнейшие научные базы – Scopusи Web of science – также существуют в англоязычном секторе интернета. Поэтому английский необходим как для ознакомления с научными трудами, так и для того, чтобы самому впоследствии войти в международное сообщество ученых. Также возможны участие в международных грантах, обучение по обмену (с зарубежными вузами), поступление в магистратуру за границу и впоследствии получение PhD. Все это предполагает знание английского языка.

1.5. Учитесь отличать научно-популярную литературу от собственно научной

Это не значит, что научпоп хуже, чем научный текст. Вовсе нет. Просто у них разные сферы применения, задачи и адресаты. Научный текст обращен к научному сообществу. Научно-популярный – к обычным людям, которые интересуются наукой. Однако если вы хотите стать ученым, то вам прежде всего нужно будет заслужить признание ученых, а не простых людей. А с помощью научпопа (под который часто маскируются и совсем не научные труды) это сделать никак нельзя.

2. Учитесь научному поиску

2.1. Не бойтесь спрашивать у преподавателей

Многие стесняются спрашивать, думая, что преподаватель подумает, что они глупы. Но поверьте, гораздо глупее выглядит человек, которому «все понятно». А вот если вы спрашиваете, значит, вы уже действительно кое-что поняли и теперь уточняете. Не говоря уже о том, что вы интересуетесь, что преподавателю всегда приятно. Ну и плюс: конкретный вопрос предполагает конкретный ответ, который иногда может дать больше, чем целая «общая» лекция.

2.2. Ознакомьтесь с базами научных статей

Сегодня, как и раньше, все еще нужно рыться в библиотеке, но теперь эта библиотека – в вашем компьютере. Существуют базы научных статей и диссертаций, в которых можно быстро найти нужные публикации. Некоторые из них бесплатные, некоторые – с платной подпиской. Баз этих множество, в том числе и по отраслям знаний, назовем только некоторые из них: Академия Гугл , КиберЛенинка , Библиотека eLibrary , РГБ , Scopus . Даже если вы в первое время не будете активно работать над научной статьей, то, ознакомившись с этими базами, будете иметь представление, где можно взять нужную информацию.

2.3. Сайт «Молодой ученый»

На сайте «Молодой ученый» также есть поиск по статьям – в верхней части страницы. А еще журнал публикует научные статьи, в том числе начинающих ученых, студентов.

3. Учитесь писать научные статьи

3.1. Учитесь усидчивости

Самая большая добродетель ученого – это не талант, не эрудиция, не умение схватывать все на лету, а усидчивость. Да, да, вот такая, совершенно лишенная всякого пафоса и рисовки черта. Наибольших успехов достигает человек не просто со «светлой головой», но еще и с, прошу прощения, «железной задницей». И очень просто объяснить почему.

Наука, выражаясь метафорически, – это своеобразный склад, где очень много всего. И нельзя просто прийти на этот склад и выкинуть всё, ведь среди «хлама» хранятся бесценные вещи. Поэтому ученый приходит и – перед тем, как начать собственное исследование, а также во время его проведения – много лет тратит на то, чтобы «прибраться на складе». А это требует усидчивости.

Особенно показательны в этом отношении гуманитарные науки. Вот представьте. Берет какой-нибудь совершенно не имеющий отношения к филологии человек в библиотеке книгу, скажем, «Жизнь и творчество Есенина». Он читает и думает: «Ха, я тоже так могу написать, ничего сложного». И не догадывается, сколько пришлось автору просидеть в архивах, прочитать книжек, прежде чем написать свою. Попробуйте написать, я не говорю книгу – хотя бы статью про поэзию Есенина, а потом покажите ее какому-нибудь филологу с просьбой оценить научный уровень. Думаю, что преподаватель оценит ваше рвение, но приготовьтесь к критике! Потому что этот «простой» литературоведческий текст, оказывается, требует специальных знаний и умений, которые нарабатываются с помощью прежде всего усидчивости.

3.2. Овладевайте научным стилем

О том, как овладеть научным стилем, мы уже писали, отсылаем к этой статье – «Как овладеть научным стилем» .

Обратите внимание, что научный стиль в науке – это не какой-то каприз высокоумных «очкариков». Науке он жизненно необходим, так как удовлетворяет ее требованиям: точности, однозначности, эмоциональной нейтральности. Научный стиль – кузница если не мысли, то способа ее выражения. Но на самом деле и мысли тоже. Попробуйте писать научным стилем, и вы сразу ощутите, что думать стало труднее. Зато интереснее. И в конечном итоге – правильнее, объективнее.

3.3. Пробуйте писать научные статьи

Лучший способ как-то актуализировать свое увлечение наукой – пробовать писать статьи. Перейти, так сказать, от теории к практике. Тем более что есть научные журналы, которые публикуют студентов. Но даже если вы не попадете в РИНЦ , то, по меньшей мере, опубликуетесь в каком-нибудь студенческом сборнике и получите опыт написания статей.

Конечно, сразу заниматься узкой научной проблемой сложно. Поэтому можно начать с обзорных статей: подготовить материал о той литературе, которая уже существует по интересующей вас теме, и грамотно все это изложить. За время написания такой статьи вы научитесь навыкам сбора материала и выстраиванию его в последовательный, научно аргументированный текст.

Также можно писать аналитические статьи: брать некую научную проблему, сопоставлять взгляды на нее разных школ и ученых, делать выводы. Безусловно, такие статьи – еще не совсем научная работа в полном смысле слова, но очень хороший приступ к ней (который, кстати, пригодится в будущем).

4. Участвуйте в научных мероприятиях

4.1. Студенческие научные общества, кружки

Подобные общества и кружки – огромное подспорье для студента, желающего связать свою жизнь с наукой. Недавний выпускник школы, первокурсник едва ли четко понимает, как устроена научная жизнь. Кружки и общества помогут ему разобраться в этом, ведь ими руководят преподаватели-ученые. Мало того, участвуя в жизни студенческого научного общества, первокурсник узнает о конференциях, семинарах и сможет на них поработать. Также контакт с преподавателем в таких кружках – менее формален, чем во время обычного учебного процесса, что позволяет первокурсникам раскрыться, а научным работникам – более адресно и четко помочь своим молодым коллегам.

4.2. Вузовские конференции, кафедральные семинары

Конференции проводятся почти во всех учебных заведениях (о семинарах – и говорить нечего). С первого же курса лучше всего принимать в них участие – хотя бы в качестве зрителя и слушателя. Даже такое пассивное участие все равно очень много даст в понимании специфики науки. А уж если вы подготовите доклад, выступите, преодолевая волнение и даже попытаетесь ответить на вопросы – лучшего опыта для первокурсника и желать нельзя.

4.3. Участие в грантах

Иногда люди говорят, что можно совмещать приятное с полезным. Участие в грантах – как раз об этом. Конечно, чисто студенческих грантов не так много. Однако можно принять участие в составе группы, руководимой преподавателем или аспирантом. Вы не только сможете окунуться в науку: проводить нужные эксперименты, проявить публикационную активность, — но и почувствуете определенную отдачу. Ведь грант нацелен на результат, который исследовательская группа должна выдать на выходе. А также есть у него и приятный, пусть и не очень большой материальный бонус.

Обсуждение

Задать вопрос