Плагиат и научная этика — Молодой ученый

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Серьезным преступлением в науке, наряду с фальсификацией данных, считается плагиат. Плагиатом называют умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в частности. По сути плагиат — это кража, которая, говоря языком права, «влечет за собой уголовную, гражданско-праовую или административную ответственность». Но если кража имущества — явление в большинстве случаев понятное и легко решается на уровне Уголовного кодекса, то кражу интеллектуальной собственности доказать гораздо труднее.

В науке плагиат чаще всего встречается в гуманитарных дисциплинах и гораздо реже — в естественнонаучных. Защита авторского права в сфере кино, музыки и литературы затрагивают имущественные интересы автора, охраняемые ст. 146 УК РФ (причинение крупного ущерба автору или другому правообладателю). За цитирование трудов ученые денег не получают, именно поэтому плагиат в науке уходит скорее в этическую плоскость.

Почему плагиат строго осуждается ученым сообществом, а выявленные неоднократные случаи плагиата могут закрыть исследователю дверь в науку навсегда? В основе научной этики лежит принцип научной честности, который в том числе означает новизну научного знания.

Существование науки невозможно без развития, появления нового знания. Эту мысль подчеркивал в своем докладе немецкий историк и социолог Макс Вебер: «Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет; отдельный индивид лично для себя может по-разному оценивать его значение, но никто никогда не сможет сказать о художественно совершенном произведении, что его «превзошло» другое произведение, в равной степени совершенное. Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет её специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойдённым. <…> быть превзойдёнными в научном отношении — не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас. В принципе этот прогресс уходит в бесконечность». В этом, по мнению ученого и состоит смысл науки, который полностью теряется в результате плагиата.

Заимствования, конечно, возможны и даже необходимы, но они обязательно должны сопровождаться ссылками на автора. Плагиатом считается не только прямое цитирование без указания источника заимствование, но и злоупотребление цитатами, и пересказ чужих мыслей своими словами, и компиляция из нескольких источников, и самоплагиат.

«Оригинальность — это хорошо, зато плагиат быстрее» (Артур Блох)

Плагиат существовал всегда. Долгое время его воспринимали как само собой разумеющееся. В древнем мире ученые и поэты свободно пользовались трудами друг друга. В плагиате и искажениях фактов уличали «отца истории» Геродота. Сетуя на плагиат, древнеримский поэт Вергилий сам заимствовал наиболее удачные строки у Энния и Лукреция и гордился этим. Французский теоретик плагиата XVII века Франсуа де Ла Мот Ле Вайе заявлял: ««Хорошая мысль, откуда бы ни была взята, гораздо лучше, чем собственная глупая». Не пренебрегали плагиатом и такие крупные писатели, как Мольер, Шекспир, Вольтер, Золя, Дюма-отец и другие.

Но долгое время плагиат оставался все же редким явлением — и в связи с труднодоступностью источников, и в связи с трудоемкостью их копирования. Космических масштабов плагиат достиг в связи с распространением интернета. Еще никогда он не был таким простым, как в последние 10–15 лет: достаточно лишь найти нужную информацию в интернете и нажать пару клавиш на клавиатуре.

Плагиат встречается не только в студенческих курсовых, но даже в массовом количестве в докторских диссертациях. Не гнушаются плагиатом политики, чиновники, бизнесмены и президенты.

В 2012–2013 годах в России прогремел скандал, получивший название «диссергейт» — с развенчанием липовых кандидатских и докторских диссертаций чиновников министерств и руководителей вузов, в результате которого авторы были лишены ученых степеней, а часто — и должностей. Такие липовые диссертации процентов на 70-80, а то и на 90 состояли из заимствований.

Задолго да этого скандала, в 2006 году был выявлен плагиат в диссертации кандидата экономических наук Владимира Путина, которую он защитил в 1997 году в Горном институте Санкт-Петербурга. Небольшая, всего 16 страниц, но ключевая по смыслу часть была им списана с книги американских ученых. Эта история никак не отразилась на положении президента. А обнаруженный в 2012 году плагиат докторской диссертации Владимира Мединского не помешал ему занять пост министра культуры и сохранить ученую степень доктора исторических наук (хотя точка в этой истории до сих пор не поставлена).

Тем временем разоблачитель Путина, американский экономист Клиффорд Гэдди заявил, что для американского политика подобное обвинение стало бы концом политической карьеры. Не только в США: например, министру обороны Германии Карлу-Теодорацу Гуттенбергу в связи со вскрывшимся случаем плагиата в его диссертации пришлось распрощаться не только с портфелем министра, но и с шансом стать канцлером.

В то же время мелкие «шалости» сильным мира сего прощаются: президент США Барак Обама «украл» строчку для своего выступления у Трампа, в свою очередь, президент Нигерии Мохаммаду Бухари позаимствовал несколько предложений для своей победной речи у Обамы. И никаких последствий, кроме порицания, для их карьеры это не повлекло.

«Превосходные слова! Любопытно, где вы их украли?» (Джонатан Свифт)

Несмотря на существующие суровые санкции за плагиат, поток желающих присвоить плоды чужого интеллектуального не иссякает. «Я вовсе не собираюсь заниматься наукой, научная степень мне нужна для дополнительной зарплаты (престижа, карьеры)» — таков самый распространенный аргумент, которым оправдывают себя плагиатчики. Но так ли безобидна эта точка зрения?

Ситуация с липовыми диссертациями (а такие диссертации в основном состоят из заимствований и авторский текст в них почти полностью отсутствует) сильно ударяет по престижу науки и образования в целом. Почему для одних путь к ученой степени лежит через серьезный многолетний труд, а другим достаточно лишь удачно скомпилировать информацию из нескольких источников, и зачастую чужими руками? Плагиат разрушает науку. Чем терпимее к нему относятся, тем ниже падает авторитет науки и высшего образования, тем сильнее тормозится научный прогресс.

Ресурсы, призванные бороться с плагиатом, наоборот, только играют плагиатчикам на руку. Взять самый известный из них — «Антиплагиат», который позиционируется как «система автоматической проверки текстов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников». При этом плагиатом оказываются и устойчивые речевые конструкции, какими изобилуют, например, юридические тексты, и оформленные по правилам цитаты, и ссылки на источники. Поэтому нельзя полагаться только на систему «Антиплагиат» — необходим более глубокий анализ научного текста.

Проверив свой текст системой «Антиплагиат» и увидев заимствованные куски текста, плагиатчики изменяют их таким образом , чтобы они казались оригинальными. Но плагиат в науке — это кража не только слов, но и смыслов.

Выявлением фальшивых диссертаций с 2012 года занимается проект «Диссернет». В фокусе особого внимания активистов проекта находятся диссертации представителей российских властных структур. Сам проект себя характеризует как «вольное сетевое сообщество экспертов, исследователей и репортеров, посвящающих свой труд разоблачениям мошенников, фальсификаторов и лжецов».

Плагиат — это не то что вы украли, а то что вы не сумели присвоить

Реакция на обвинения в плагиате бывает неожиданной. В 2014 году американская компания Segwayобвинила в плагиате китайского производителя Ninbot. В результате китайская компания купила компанию Segway вместе со всеми патентами. Конечно, в науке такое невозможно — авторство научного открытия купить нельзя.

Но и определение авторства порой тоже вызывает вопросы. Времена ученых-одиночек прошли, и научные открытия рождаются в результате работы целого коллектива ученых, кого из них считать автором? Как найти украденные идеи в массе научных работ, которых ежегодно выпускаются сотнями тысяч?

Через ВАК каждый год проходят около 10–12 тыс. кандидатских и 1,5 тыс. докторских диссертаций, не говоря о научных публикациях. Уследить за всеми невозможно. Расчет на то, что о случаях плагиата будут информировать сами же ученые, которые, как правило, хорошо знакомы с исследованиями в своей области. С этой целью было введено правило обязательной публикации диссертации перед защитой на сайте организации, где создан диссертационный совет.

Проблема плагиата связана не только с диссертациями — просто эти случаи легче всего отследить — но и с научными публикациями. О том, что этике науки придается большое значение во всем мире, свидетельствует работа Комитета по этике научных публикаций (COPE — Committee on Publication Ethics). Он был основан в 1997 году в Великобритании для редакторов научных журналов, а сейчас в нем состоят более 10 тыс. заинтересованных лиц по всему миру.

Плагиат — это имитация научной работы, и он никак не двигает науку вперед, а значит, не способствует и развитию человеческого общества. Даже заимствуя какие-то идеи и положения, настоящий ученый подвергает их интеллектуальной переработке, представляя новое научное знание, новый взгляд на проблему. Поэтому борьба с плагиатом — это борьба за само существование науки и за будущее человечества.

Обсуждение

Задать вопрос