Научное творчество – дело сугубо самостоятельное. Относится это и к выбору темы исследования. Некоторых молодых ученых на первых этапах направляют научные руководители. Но аспирантура быстро закончится – и подсказывать будет некому. Поэтому лучше сразу привыкать планировать исследования без посторонней помощи. Редакция журнала «Молодой ученый» поможет вам в выборе тем ваших будущих статей. Представляем 7 стратегий, успешно используемых на практике.
Приведенные примеры публикаций соответствуют обозначенным стратегиям лишь с точки зрения редакции. Истинные мотивы авторов могут отличаться.
Стратегия 1. Следование интересам
Суть . Автор выбирает проблему, которая вызывает у него искренний интерес, и пишет о том, что наболело. Очевидно, что проблема эта должна вписываться в вашу научную область. Хотя междисциплинарные исследования тоже не возбраняются.
Преимущества | Недостатки |
процесс изучения литературы по теме
доставляет удовольствие;
в статье твердо обозначена точка зрения автора; в статье возможна полемика с приверженцами иных воззрений на проблему, что дает научную новизну. |
на начальном этапе научного пути определенные интересы могут отсутствовать. |
Кому подходит : студентам и аспирантам, занимающимся наукой ради науки, а не в силу необходимости.
Стратегия 2. Описание практического опыта
Суть . Автор берет кейс из собственной трудовой или предпринимательской деятельности, описывает его и ставит на теоретическую основу. Как вариант, это может быть обзор нескольких схожих случаев.
Преимущества | Недостатки |
автор точно понимает, о чем пишет;
статья оригинальна в смысловом аспекте; исследование носит прикладной характер и не выглядит пересказом чужих точек зрения; проще обосновать практическую ценность результатов. |
молодому ученому непросто отличить
ценный и актуальный случай от рядового;
могут возникнуть трудности с подбором теоретической базы. |
Кому подходит : практикам, которые успели поработать в своей сфере, а после этого занялись наукой; студентам, которых на производственной практике подпускают к реальной работе; людям, желающим показать свою экспертность.
Пример : Исследование влияния вскрышных пород на техносферную безопасность при добыче полезных ископаемых .
Стратегия 3. Развитие темы курсовой работы
Суть . Автор берет уже сданную и оцененную работу (свою, разумеется) и облекает ее в форму научной статьи. Возможны варианты с минимальной доработкой (описанием объекта и предмета исследования, научной новизны, теоретической ценности) или с развитием темы вглубь.
Преимущества | Недостатки |
нет необходимости придумывать тему;
удачная работа не отправляется в стол; у автора вырабатывает привычка углубляться в уже изученную тему. |
курсовая работа может быть сугубо
академической и не иметь научной
ценности;
список источников КР нередко изобилует учебниками, которые в научных статьях не приветствуются; молодому ученому сложно внести новизну в хрестоматийную тему. |
Кому подойдет : студентам-отличникам, подходящим к написанию курсовых работ с исследовательской позиции; студентам, вынужденно пишущим научные статьи.
Пример : Моделирование потока заявок в вычислительной системе .
Стратегия 4. Заимствование из дипломного проекта
Суть . Усовершенствованная стратегия №3.
Особенности . Дипломный проект, как правило, пишется на более актуальную тему, имеет сильную практическую составляющую. Выпускники заботятся о его уникальности, теоретической или практической ценности, нередко в выводах предлагают собственные идеи. То есть качество ВКР на порядок выше, чем курсовой, соответственно, имеющийся материал более достоин публикации.
У будущих исследователей часто наблюдается преемственность тем работ: от курсовой – к диплому, от диплома – к кандидатской диссертации.
Кому подойдет : любому дипломнику, который пишет выпускную квалификационную работу. После защиты стратегия не используется, поскольку многие вузы выкладывают тексты дипломов на сайтах, что приводит к утрате уникальности и растаскиванию фрагментов.
Пример : Повышение эффективности строительного производства на примере деятельности ОО «Монолитстрой» .
Стратегия 5. Углубление в недавно пройденную тему
Суть . Автор выбирает тему, которая освещалась на занятиях на академическом уровне, и разрабатывает ее вглубь. Отчасти здесь наблюдается пересечение со стратегией №1, поскольку из всего учебного плана лучше выбрать тот вопрос, который вызывает интерес.
Преимущества | Недостатки |
круг выбора относительно очерчен;
возможность самостоятельно разобраться в сложном вопросе. |
сложность в обосновании актуальности;
ограниченность выбора широко изученными вопросами; высокий риск отсутствия теоретической и практической ценности результатов. |
Кому подойдет : начинающим исследователям без опыта.
Пример : Лишение родительских прав: понятие и основания .
Стратегия 6. Подстройка под тему конференции
Суть . Автор определяет тематическую направленность конференции, в которой намерен участвовать, и связывает ее со своей областью исследования. Их пересечение становится темой будущей статьи.
Преимущества | Недостатки |
целенаправленный выбор темы;
реальная возможность сформулировать актуальную проблему; практика подбора темы под заказ (пригодится для научно-исследовательской работы в будущем). |
необходимость четко понимать содержание своей области исследования; риск не найти пересечений из-за недостатка опыта. |
Кому подходит : молодым ученым, имеющим опыт в написании научных работ и стремящимся обратить на себя внимание научного сообщества.
Стратегия 7. Помещение популярной темы в новый контекст
Суть . Автор изучает последние публикации в профильных журналах и выясняет, какие проблемы сейчас активно исследуются в его области. Выбрав одну из них, он подбирает нестандартный контекст, который придает теме уникальность и новизну.
Преимущества | Недостатки |
глубокое погружение в свою область
исследований;
возможность быть в тренде научной мысли; формирование привычки создавать новое на основе известного; гарантированная научная новизна работы. |
трудоемкость (предполагается двойное
исследование);
требуется опыт научной работы. |
Кому подойдет : опытным и трудолюбивым исследователям, готовым тратить время на выявление актуальных тенденций.
Пример : Очерк философских и социологических основ журналистики. Введение .
Заключение
Решая вопрос, какую стратегию избрать, рекомендуем ответить на несколько вопросов:
- Зачем Вы пишете статью: хотите этого сами (1, 2, 7), вынуждает учебный план (3, 4 или 5) или необходимо отметиться на конференции (6)?
- Кто Вы в большей степени: теоретик (1, 3, 4, 5, 6) или практик (2 или 7)?
- Сформировались ли Ваши научные интересы (1, 2, частично 5, 6, 7) или Вам пока безразлично, о чем писать (3, 4, отчасти 5)?
- Есть ли у Вас заготовки для будущей работы (2, 3, 4) или Вы намерены создавать статью без опоры на что-либо (1, 5, 6, 7)?
- Предпочитаете ли Вы идти по знакомому пути (2, 3, 4, 5) или готовы погрузиться в новую тему (1, 6, 7)?
Стратегии можно успешно комбинировать. Например, связать практический опыт с теоретической частью курсовой работы. Получившуюся статью в дальнейшем можно развить до ВКР, а это уже синергетических эффект от комбинации стратегий.
Также рекомендуем прочитать
Что такое DOI и зачем он нужен ученому
Все чаще в выходных данных научных публикаций, кроме привычных сведений, появляются загадочные цифры. Их предваряет аббревиатура DOI. Российские ученые пока только знакомятся с этим типом мета-данных, тогда как для их европейских и американских коллег он уже вполне привычен. В этой статье мы подробно познакомимся с DOI, выясним, откуда он берется и можно ли без него обойтись.
Советы студенту-первокурснику, увлеченному наукой
В этой статье мы решили дать несколько советов студенту-первокурснику: с чего, как и почему нужно начинать свою научную карьеру. Впрочем, и другим студентам эти советы тоже будут полезны. Поэтому к чтению приглашаются все желающие.
Как интеллект-карты помогут вам написать научную статью
Главная идея интеллект-карт в том, чтобы смоделировать, нарисовать мысли, которые летают по нейронам нашего мозга. Ученые бьются над тем, чтобы понять, как мы думаем. В нашей голове явно лежат не абзацы текста, нумерованные или маркированные списки. Там все организовано как-то иначе. Есть гипотеза, что наши мысли работают примерно вот так, если их нарисовать на листе бумаги.
Обсуждение