Как выбрать тему научной статьи — Молодой ученый

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Научное творчество – дело сугубо самостоятельное. Относится это и к выбору темы исследования. Некоторых молодых ученых на первых этапах направляют научные руководители. Но аспирантура быстро закончится – и подсказывать будет некому. Поэтому лучше сразу привыкать планировать исследования без посторонней помощи. Редакция журнала «Молодой ученый» поможет вам в выборе тем ваших будущих статей. Представляем 7 стратегий, успешно используемых на практике.

Приведенные примеры публикаций соответствуют обозначенным стратегиям лишь с точки зрения редакции. Истинные мотивы авторов могут отличаться.

Стратегия 1. Следование интересам

Суть . Автор выбирает проблему, которая вызывает у него искренний интерес, и пишет о том, что наболело. Очевидно, что проблема эта должна вписываться в вашу научную область. Хотя междисциплинарные исследования тоже не возбраняются.

Преимущества Недостатки
процесс изучения литературы по теме доставляет удовольствие;

в статье твердо обозначена точка зрения автора;

в статье возможна полемика с приверженцами иных воззрений на проблему, что дает научную новизну.

на начальном этапе научного пути определенные интересы могут отсутствовать.

Кому подходит : студентам и аспирантам, занимающимся наукой ради науки, а не в силу необходимости.

Пример : Влияние пандемии COVID-19 на поведение потребителей и производителей на примере торговли в сети интернет .

Стратегия 2. Описание практического опыта

Суть . Автор берет кейс из собственной трудовой или предпринимательской деятельности, описывает его и ставит на теоретическую основу. Как вариант, это может быть обзор нескольких схожих случаев.

Преимущества Недостатки
автор точно понимает, о чем пишет;

статья оригинальна в смысловом аспекте;

исследование носит прикладной характер и не выглядит пересказом чужих точек зрения;

проще обосновать практическую ценность результатов.

молодому ученому непросто отличить ценный и актуальный случай от рядового;

могут возникнуть трудности с подбором теоретической базы.

Кому подходит : практикам, которые успели поработать в своей сфере, а после этого занялись наукой; студентам, которых на производственной практике подпускают к реальной работе; людям, желающим показать свою экспертность.

Пример : Исследование влияния вскрышных пород на техносферную безопасность при добыче полезных ископаемых .

Стратегия 3. Развитие темы курсовой работы

Суть . Автор берет уже сданную и оцененную работу (свою, разумеется) и облекает ее в форму научной статьи. Возможны варианты с минимальной доработкой (описанием объекта и предмета исследования, научной новизны, теоретической ценности) или с развитием темы вглубь.

Преимущества Недостатки
нет необходимости придумывать тему;

удачная работа не отправляется в стол;

у автора вырабатывает привычка углубляться в уже изученную тему.

курсовая работа может быть сугубо академической и не иметь научной ценности;

список источников КР нередко изобилует учебниками, которые в научных статьях не приветствуются;

молодому ученому сложно внести новизну в хрестоматийную тему.

Кому подойдет : студентам-отличникам, подходящим к написанию курсовых работ с исследовательской позиции; студентам, вынужденно пишущим научные статьи.

Пример : Моделирование потока заявок в вычислительной системе .

Стратегия 4. Заимствование из дипломного проекта

Суть . Усовершенствованная стратегия №3.

Особенности . Дипломный проект, как правило, пишется на более актуальную тему, имеет сильную практическую составляющую. Выпускники заботятся о его уникальности, теоретической или практической ценности, нередко в выводах предлагают собственные идеи. То есть качество ВКР на порядок выше, чем курсовой, соответственно, имеющийся материал более достоин публикации.

У будущих исследователей часто наблюдается преемственность тем работ: от курсовой – к диплому, от диплома – к кандидатской диссертации.

Кому подойдет : любому дипломнику, который пишет выпускную квалификационную работу. После защиты стратегия не используется, поскольку многие вузы выкладывают тексты дипломов на сайтах, что приводит к утрате уникальности и растаскиванию фрагментов.

Пример : Повышение эффективности строительного производства на примере деятельности ОО «Монолитстрой» .

Стратегия 5. Углубление в недавно пройденную тему

Суть . Автор выбирает тему, которая освещалась на занятиях на академическом уровне, и разрабатывает ее вглубь. Отчасти здесь наблюдается пересечение со стратегией №1, поскольку из всего учебного плана лучше выбрать тот вопрос, который вызывает интерес.

Преимущества Недостатки
круг выбора относительно очерчен;

возможность самостоятельно разобраться в сложном вопросе.

сложность в обосновании актуальности;

ограниченность выбора широко изученными вопросами;

высокий риск отсутствия теоретической и практической ценности результатов.

Кому подойдет : начинающим исследователям без опыта.

Пример : Лишение родительских прав: понятие и основания .

Стратегия 6. Подстройка под тему конференции

Суть . Автор определяет тематическую направленность конференции, в которой намерен участвовать, и связывает ее со своей областью исследования. Их пересечение становится темой будущей статьи.

Преимущества Недостатки
целенаправленный выбор темы;

реальная возможность сформулировать актуальную проблему;

практика подбора темы под заказ (пригодится для научно-исследовательской работы в будущем).

необходимость четко понимать содержание своей области исследования;

риск не найти пересечений из-за недостатка опыта.

Кому подходит : молодым ученым, имеющим опыт в написании научных работ и стремящимся обратить на себя внимание научного сообщества.

Стратегия 7. Помещение популярной темы в новый контекст

Суть . Автор изучает последние публикации в профильных журналах и выясняет, какие проблемы сейчас активно исследуются в его области. Выбрав одну из них, он подбирает нестандартный контекст, который придает теме уникальность и новизну.

Преимущества Недостатки
глубокое погружение в свою область исследований;

возможность быть в тренде научной мысли;

формирование привычки создавать новое на основе известного;

гарантированная научная новизна работы.

трудоемкость (предполагается двойное исследование);

требуется опыт научной работы.

Кому подойдет : опытным и трудолюбивым исследователям, готовым тратить время на выявление актуальных тенденций.

Пример : Очерк философских и социологических основ журналистики. Введение .

Заключение

Решая вопрос, какую стратегию избрать, рекомендуем ответить на несколько вопросов:

  1. Зачем Вы пишете статью: хотите этого сами (1, 2, 7), вынуждает учебный план (3, 4 или 5) или необходимо отметиться на конференции (6)?
  2. Кто Вы в большей степени: теоретик (1, 3, 4, 5, 6) или практик (2 или 7)?
  3. Сформировались ли Ваши научные интересы (1, 2, частично 5, 6, 7) или Вам пока безразлично, о чем писать (3, 4, отчасти 5)?
  4. Есть ли у Вас заготовки для будущей работы (2, 3, 4) или Вы намерены создавать статью без опоры на что-либо (1, 5, 6, 7)?
  5. Предпочитаете ли Вы идти по знакомому пути (2, 3, 4, 5) или готовы погрузиться в новую тему (1, 6, 7)?

Стратегии можно успешно комбинировать. Например, связать практический опыт с теоретической частью курсовой работы. Получившуюся статью в дальнейшем можно развить до ВКР, а это уже синергетических эффект от комбинации стратегий.

Обсуждение

Задать вопрос