Как студенту сделать отличную презентацию — Молодой ученый

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Мы понимаем, чего вы ждете: 10-15 советов о том, как нарисовать «бодренькие» слайды. Там в Power Point еще где-то была функция, как вставить таблицу из Excel…

Стоп. Презентация — это не просто набор слайдов. Презентация — это процесс представления ваших идей другим людям. По сути, это выступление, которое призвано убеждать. В чем конкретно — прошли ли вы практику, достоин ли ваш диплом отличной оценки, как вы справились с рефератом — не так уж важно. Главное, что навык презентации — это не врожденный талант, а умение, которое может развить каждый.

Поэтому мы не будем цитировать здесь справку Power Point или Keynote. Вы знаете, где их искать.

В этой статье мы расскажем, как сделать презентацию действительно крутой: какие правила помогут при подготовке презентации, при чем тут сторителлинг и, так и быть, как создавать классные слайды (но никаких горячих клавиш и описания функций). В заключении мы собрали несколько лайфхаков о том, как вести себя во время выступления (и куда прятать дрожащие руки). Итак, поехали!

В поисках смысла

Первое, с чем вам нужно определиться — для чего вы делаете презентацию. От ответа на этот вопрос зависит очень многое. Мы понимаем, что самый распространенный вариант будет примерно таким: «Мне просто нужно побыстрее сдать эту работу, чтобы от меня отвязались!». Но даже в такой ситуации вы оказываетесь в выигрыше: у вас есть возможность потренировать навык презентации своих (или чужих) идей.

Итак, для чего вы выступаете со своей презентацией? И что за тип презентации вы готовите? Это небольшой доклад на семинаре или выступление перед сотней студентов на лекции? Быть может, вы уже готовитесь к защите дипломной или курсовой работы? Или вам нужно отчитаться о результатах практики? Отнеситесь к этим вопросам серьезно, не пропускайте этот этап. От ответа на них зависит многое: время вашего выступления, типы слайдов и тон вашей речи. Мы не сможем ответить на эти вопросы за вас, поэтому не пропускайте этот предварительный шаг.

Главные принципы отличной презентации

Для того чтобы создать хорошую презентацию, нет необходимости выдумывать сложные теории. Просто держите в голове эти три элемента:

  1. Идея
  2. Конфликт
  3. Единство

Какова ваша главная идея?

Начать работу над презентацией стоит с ответа на этот вопрос. Ведь если у вас нет идеи —значит, вам нечего сказать аудитории. Мы полагаем, что вы не просто так заинтересовались тем, как создать отличную презентацию. Вряд ли вы хотите пробубнить какой-то текст для галочки и побыстрее сбежать со сцены. Люди склонны заряжаться энергией выступающего, поэтому вам нужно показать им свою страсть. Это звучит не очень убедительно, особенно, если ваш доклад связан со сложными математическими уравнениями. Но ведь к какому-то выводу во время работы над ним вы пришли, и этот вывод вы хотите донести до аудитории. Почему он так важен? Он меняет принятую в науке систему понятий? Или создает связь между ранее не связанными явлениями и процессами? Ответьте себе на эти вопросы, и вы поймете, в чем ваша идея.

Конфликт в презентации

Люди любят драму, и ваши зрители — тоже (особенно — преподаватели, посмотревшие сотни нудных и скучных презентаций). Лучший способ продемонстрировать свою идею — это сравнить ее с другими. Для этого и нужен конфликт. Расскажите про мысли и концепции, которые противоречат вашим. Не бойтесь рассматривать полярные мнения. Если в вашей области есть теории, противоположные вашей, преподаватели или студенты о них наверняка знают и все равно спросят о них в конце презентации. Играйте на опережение!

Единство

Ваши слайды и ваш рассказ должны составлять единое целое. Главная идея и конфликт должны быть связаны так, чтобы никто не смог воспроизвести вашу презентацию, убрав из нее какую-то часть. Для этого у вашей презентации должна быть структура и не должно быть лишних частей. Помните: любая информация, которую вы сообщаете зрителям, служит цели презентации, иначе — она не нужна.

Алексей Каптерев в своей книге «Мастерство презентации» предлагает такую классическую структуру для построения любой, в том числе научной, презентации:

  1. Вступление
  2. Проблема
  3. Решение
  4. Заключение

Вступление — обычно самая короткая часть. В ней вы должны подготовить аудиторию к своему рассказу, сообщить, о чем и почему вы будете говорить.

Самая эмоциональная часть презентации — это проблема. Здесь вы рассказываете о том конфликте, который мы описывали выше. Опишите, какая проблема в научной теории не дает покоя, отсутствие каких инструментов в вашем предмете делает работу долгой и неэффективной.

Главная часть выступления — то, как вы предлагаете решить выявленную проблему. Это ваш ответ на самый первый вопрос — в чем смысл и главная идея презентации. Может, вы предложите новый юридический термин, который поможет разграничить пересекающиеся понятия.

В заключении можно снова добавить эмоций, ведь вы подводите итоги своей работы. В бизнес-презентациях обязательной частью заключения является призыв к действию. Подумайте, можно ли использовать его в вашей области.

Сторителлинг в презентации

Теперь поговорим о том, как сторителлинг может улучшить вашу презентацию. Вы точно слышали это модное слово. Только ленивый блогер не пользуется этим методом, чтобы заинтересовать подписчиков своими постами в Инстаграме и Фейсбуке. Но навык рассказывания историй пригодится и при презентации своего учебного проекта.

Для того чтобы гармонично соединить все части вашего выступления в одно целое и соблюсти принцип единства, презентации нужен сюжет. Это не означает, что вместо статистических данных вы должны рассказывать преподавателям сказки. Просто найдите объединяющую тему и постройте презентацию вокруг нее.

Зрителям должно казаться, что ваш рассказ течет плавно и последовательно. А вот как построена эта последовательность — уже не так важно. Это может быть классическая временная схема: сначала событие №1, потом событие №2, потом событие №3. Или причинно-следственная модель: факт №1, из которого следует факт №2, и все это приводит нас к факту №3. Можно строить пространственную схему.

Выделите свободное время и посмотрите 25 лучших презентаций на TED . Так вы поймете, на кого стоит равняться при создании своей истории.

Действительно хорошие слайды

Теперь, когда вы создали свою историю, нужно перенести ее в PowerPoint. Все верно, мы переходим к вашим любимым слайдам!

Первое, и самое важное, как вы догадались, — у хороших слайдов есть цель. Да, прямо как у всей вашей презентации. Мы не устанем писать о целях, так как основная проблема плохих слайдов именно в этом — они просто бесполезны.

Еще один кошмар всех плохих слайдов — это огромная простыня текста. Ответьте честно, вам когда-нибудь удавалось прочесть вот такой слайд?

Зачем люди вообще помещают так много текста на свои слайды? Вот несколько причин.

  • Они боятся забыть, о чем собирались сказать. Это проблема легко решается режимом докладчика (Power Point -> Slide Show -> Use Presenter View, это наша единственная подсказка) и репетициями выступления.
  • Их тема слишком сложна, и без простыни текста ее не объяснить. А вот и нет. Сложные темы лучше всего поймут, если показать людям графики или диаграммы. Но уж никак не трактат в PowerPoint.
  • Преподаватели и студенты — не то же самое, что аудитория на бизнес-конференциях, без длинного и «сложного» текста они решат, что вы схалтурили. Это заблуждение. Скорее, вы заметите понимающие улыбки однокурсников и услышите где-то страшное слово «копипаст». Если человек действительно изучал какую-то проблему, он в любом случае переработал по ней информацию. Так почему бы не представить ее для аудитории в удобном виде?

К счастью, выход есть. Внимание нашего мозга весьма ограниченно, а потому информации на слайдах должно быть мало, чтобы мы могли ее адекватно воспринимать. Аудитория не читает ваши слайды, она их как бы «сканирует». Пусть ей будет за что зацепиться. В этом вам помогут буллеты и грамотные заголовки.

Дальше мы расскажем об универсальных советах для презентации в целом, а также ее отдельных элементов.

Общие замечания о слайдах

Следуйте золотому правилу: один слайд — одно послание. Не перегружайте ваши слайды множеством крутых идей. Публика этого не оценит, так как ей придется прилагать усилия, чтобы схватить все ваши мысли. А прилагать усилия публика не любит.

Важные элементы делайте крупными и располагайте вверху слайда, незначительные — уменьшайте и помещайте вниз.

Слайды должны «дышать». Почти как качественная одежда — она выгодно преподносит ее носителя. Слайды и есть одеяние для вашего рассказа. Не бойтесь пустого пространства на них: так ваше послание станет более явным (и ясным).

Управляйте вниманием аудитории. Для этого есть множество инструментов. Главное, помните: вы здесь дирижер, и вы решаете, что попадет в круг внимания зрителей, а что — останется вне его границ.

Не используйте настройки по умолчанию. Абсолютное большинство мастеров по презентациям и визуализации данных сходятся во мнении: такие настройки откровенно плохи и не помогают достичь целей выступающего. И даже если очень хочется, пожалуйста, не используйте Smart Art. Этот клипарт заезжен почти так же, как шрифт Times New Roman.

Никогда не превращайте свои слайды в радужное конфетти. Вам не нужно столько цветов. Выберите один-два дополнительных цвета к основному шрифту и пользуйтесь только ими. На этом сайте вы сможете подобрать гармоничные сочетания цветов. А здесь посмотреть примеры действительно классного дизайна.

Всегда проверяйте, как воспринимается ваш слайд аудиторией. Достаточно ли крупный шрифт? Виден ли текст на выбранном фоне? Не слабый ли контраст? Поверьте, синий текст на голубом фоне будет раздражать абсолютно всех присутствующих. И даже если вы напишите, что открыли вакцину от рака, люди запомнят одно: на ваши слайды было невозможно смотреть.

И самый очевидный, но также самый трудный в исполнении совет для всей презентации: безжалостно удаляйте все ненужное. Мы знаем, это нелегко. Но именно так вы заставите зрителей обратить внимание на то, что действительно важно.

Форматы контента в презентациях

Держа описанные правила в голове, можно переходить к наполнению слайдов. Посмотрим, что можно сделать с помощью текста, а для чего лучше подойдут иллюстрации.

Текст. Самые распространенные слайды — текстовые. Их быстро создавать и, что немаловажно, сложно испортить.

С текстом все просто:

  • Придумайте яркий, но релевантный (!) заголовок
  • Соблюдайте контрастность текста и фона
  • Используйте не больше пяти буллетов на один слайд (в идеале — три!)
  • Избегайте странных украшений вроде градиента, теней и других non-flat эффектов
  • Пользуйтесь незаезженными шрифтами (вроде Corbel, Trebuchet и Constantia) и, пожалуйста, забудьте про Times New Roman, Arial и Calibri (про Comic Sans мы многозначительно промолчим).

Иллюстрации. С появлением в презентации картинок вероятность ошибки возрастает. И вот почему.

  • Люди используют стоковые фотографии. И каждый из зрителей понимает, что перед ним — фотография именно со стока. Какая мысль возникает в его голове? «Ага, ему было настолько лень, что он взял первую попавшуюся фотку со стока, еще и бесплатного!» Что же делать, если вы не амбассадор Nikon, а хорошие фотографии вам все же нужны? Изобретайте небанальные ассоциации. Для презентации по экологии не подойдут глобус, зеленый росток в асфальте или круг из сплетенных рук. Но что если вы возьмете фото постапокалиптического пейзажа в стиле фильма «Я — легенда»? Вы заставите зрителя задуматься.

Для абстрактных понятий используются реальные фото. Это неправильно. Если герой вашей экономической теории — типичный потребитель, покажите его в виде иконки. Нескучные варианты можно найти здесь, тут и еще вот здесь. И проследите, чтобы пиктограммы были одного размера и стиля.

  • Фотографии ради фотографий — это плохая идея. Если вам нужно вызвать у аудитории эмоции (вы готовите гуманитарную презентацию или знаете, что ваш преподаватель по программированию весьма чувствителен), правильно подобранные фотографии вам помогут. Но объяснять действие законов статистики — лучше с помощью статистики.
  • Люди меняют пропорции изображения. Не надо так делать! Это выглядит нелепо и неаккуратно. Всегда следите за размером и качеством иллюстраций. Если у вас нет возможности использовать действительно хорошие картинки, лучше откажитесь от них совсем.

Диаграммы. Это отличный инструмент визуализации данных, если вы, конечно, не нарисовали их похожими на Pac-Man. Придерживаясь этих правил, вы сделаете свои диаграммы по-настоящему эффективными:

  • Это работает почти для всех элементов презентации, но мы повторимся: одна диаграмма — одно послание. Если вам так уж нужно показать две зависимости, нарисуйте две диаграммы! Все просто (или можно немного усложнить и добавить линейный график с двумя тенденциями).
  • Диаграмма должна что-то утверждать, а не просто информировать. Используйте ее, чтобы доказать свою точку зрения. Подумайте, на какой вопрос она отвечает. Лучше всего, если вы продемонстрируете какой-то процесс, а не просто нарисуйте скучную структуру.
  • Покажите разницу между величинами. Помните принцип контраста? Он отлично работает в том числе и с диаграммами.
  • Следите, чтобы на ваших диаграммах не было лишних деталей. Не дублируйте данные.
  • Даже в научных презентациях постарайтесь не увлекаться таблицами. Они громоздкие, они неизбежно набраны мелким шрифтом, они скучные, — словом, их никто не читает. Если очень нужно добавить в презентацию таблицу, сделайте ее читабельной. Уберите все внешние рамки, отделите строчки цветами и используйте анимацию, чтобы выводить данные постепенно. Так у вас появится шанс.

Анимация. По поводу того, стоит ли использовать ее в слайдах, разгораются нешуточные споры. Поэтому мы советуем придерживаться золотой середины: используйте анимацию, когда она оправдана (как в примере с таблицами). Но сложных эффектов вроде «центрифуги» лучше все же избегать. Еще один важный нюанс: выставляйте скорость анимации на «быструю» или «очень быструю». Нет ничего более раздражающего, чем медленно ползущее по экрану слово.

Как провести выступление

Ну что ж, ваша история готова и переведена на язык PowerPoint. Осталось самое страшное — выступить со своей презентацией. На что следует обратить внимание, когда вы, взволнованный, но полный решимости, стоите перед аудиторией? В ответ на этот вопрос Алексей Каптерев приводит результаты научного исследования 2005 г., опубликованные в журнале American Journal of the Medical Sciences.

Профессор Карлос Эстрада, который возглавлял группу ученых, изучавших искусство презентации, выделил 7 ключевых факторов успешной подачи материала:

  • Ясность 59%
  • Скорость 52%
  • Голос 47%
  • Контакт с аудиторией 43%
  • Ответы на вопросы 34%
  • Зрительный контакт 22%
  • Юмор 11%

Что из этого следует? Если вы робкий и стеснительный человек и не блещете остротой искрометных шуток — вам нечего бояться.

Как видите, ясность и понятность вашей речи — самое важное. Говорите простыми предложениями и избегайте сложных профессионализмов, насколько это возможно, учитывая тему вашего выступления. Преподаватели — тоже люди, и они устают от сложных терминов.

Проще всего добиться ясности — отрепетировать выступление заранее. Во время репетиции засекайте время, чтобы не выходить за временные рамки. Старайтесь пересказывать текст своей речи, не тараторьте его наизусть.

Говорите четко и не глотайте слова. Кроме того, большинство людей не любят, когда выступающий говорит слишком медленно. Вы ведь не хотите, чтобы ваша аудитория уснула. И еще. Надеемся, что вам не стоит напоминать, но на всякий случай напишем: не читайте по бумажке или со слайдов. Это ужасно.

Как показало исследование профессора Эстрады, вы должны быть в контакте с аудиторией, если хотите хорошо выступить. Возможно, вы слышали такой совет: если стесняетесь, представьте, что никого нет и говорите сами с собой. Это поистине вредный совет. В том-то и дело, что перед вами люди, и они уделяют вам свое время (добровольно или нет — это не важно). Так проявите к ним уважение и не игнорируйте их. Кроме того, обратная реакция от аудитории поможет вам скорректировать свою речь, если понадобится. А чтобы меньше волноваться — представьте, что объясняете свою мысль компании друзей.

Следование рекомендациям из этой статьи поможет вам достойно выступить перед любой аудиторией и, надеемся, получить от этого занятия искреннее удовольствие. Напоследок — самый важный совет: не бойтесь посмеяться над собой, если что-то пошло не так! Это всегда располагает к вам людей. 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос