Привет, студент! В этой статье мы расскажем тебе о том, как правильно выступить на научной конференции. И о том, зачем тебе это нужно.

Ответим на три ключевых вопроса:

  1. Зачем выступать?
  2. Где выступать?
  3. Что говорить?

Вопрос первый: «Зачем выступать?»

Есть такое сложное слово: апробация. Вот, собственно, это и есть главная цель выступлений на конференциях. Ученый придумал что-то интересное. Ну, ему кажется, что интересное — а как оно на самом деле, непонятно. Нужны другие мнения. Для этого ученый делает доклад на научной конференции — и видит обратную связь.

Так же и для тебя, студент. Если ты что-то интересное разработал, придумал, изучил, описал — расскажи об этом остальным на конференции. Ты получишь от слушателей самое ценное — вопросы, о которых раньше, возможно, и не думал. Может, выяснится, что какую-то важную деталь ты не предусмотрел. Или тебе подскажут какую-нибудь классную идею о том, в какую сторону двигаться дальше.

Второй плюс конференций — опыт публичных выступлений. Это такой навык, который никогда в жизни не помешает, точно. Научная конференция — отличный способ тренировки. Непростая тема, ограниченное время, обязательные вопросы. Такой опыт обязательно пригодится и для защиты диплома, и для будущей карьеры.

Ну и не забываем о том, что доклад на конференции (и, соответственно, публикация в сборнике) можно вписать в разные отчеты и портфолио. Любимая кафедра будет рада, а декан просто счастлив.

Вопрос второй: «Где выступать?»

Варианты есть.

Самый теплый и камерный вариант — это кафедральный семинар. В этом случае слушать твой доклад будут только хорошо знакомые люди — преподаватели любимой кафедры и другие докладчики. Может быть, еще аспирантов позовут для общего развития. И докладчиков, и слушателей, скорее всего, будет немного. Это и минус, и плюс — ведь каждому можно задавать много вопросов!

Более широкий состав соберет внутривузовская или внутрифакультетская конференция. Такие мероприятия проходят практически в каждом вузе или колледже. В небольшом институте чаще собирают сразу все доклады на единое мероприятие. В больших университетах проводят отдельные конференции по факультетам. В любом случае, такое мероприятие — это уже совсем другой опыт. Ты должен будешь заранее подать заявку. Конференция будет разделена на разные секции, в каждой будут руководители (модераторы). Скорее всего, будут выбирать лучшие доклады (может, даже с призами!) и издавать сборник докладов. В общем — это уже настоящий опыт большой конференции. При этом попасть на нее обычно легко — кафедра подскажет, как.

Следующий уровень — это городская или региональная конференция. На такие мероприятия собираются студенты из всех вузов города, области или края. Если хорошо выступить на внутривузовской конференции — тебя отправят на этот уровень. Хотя часто можно и напрямую попасть — просто следи за новостями вузов своего города.

Еще круче — всероссийские и международные конференции. Они тоже могут проводиться в твоем городе. Просто такой статус означает, что на конференции будут участники из других городов. Или даже иностранцы (в международных конференциях). К сожалению, те самые иностранцы часто сами не приезжают, а просто отправляют свои доклады для сборника. И международной такая конференция будет лишь формально. Так что больших отличий от обычной региональной конференции не жди. При этом формальный статус, конечно, выше — если для тебя это важно.

Если в душе ты путешественник — подумай о том, чтобы съездить на конференцию в другой город. Здесь сплошные плюсы. Первое — посмотришь достопримечательности и увидишь, что происходит в другом университете. Второе — получишь бесценный опыт выступления на чужой территории. И вообще — расширишь свои горизонты. Если есть возможность — попробуй обязательно. Если ты отличник и умница, то университет может помочь с финансами. Иногда предложить помощь могут организаторы конференции — например, разрешат бесплатно пожить в своей общаге.

Если же поучаствовать в какой-то конференции очень хочется, но доехать не получается, — есть вариант заочного участия. Это означает, что выступать ты не будешь, но твой доклад опубликуют в сборнике. И те, кому интересно, с ним смогут ознакомиться. Многие конференции всероссийского и международного уровня принимают заочных участников. Есть и совсем заочные конференции. В этом случае от участников собираются доклады — и издается сборник. Это неплохой вариант, если нужно обязательно принять участие в конференции, а ехать куда-то нет никакой возможности. Посмотрите, например, на международные научные конференции издательства «Молодой ученый».

Мы не будем рассказывать, как написать доклад и тезисы. Почитай наши тексты о научных статьях — для тезисов все примерно так же.

Как студенту написать первую научную статью. Инструкция

Как написать научную статью

Как придумать хорошее название для научной статьи

Стиль научной статьи

Как оформить список литературы

Вопрос третий: «Что говорить?»

Обязательно уточни заранее, сколько времени дают на каждый доклад. Часто действует правило «10+5»: десять минут на доклад, пять минут на вопросы и ответы. Может быть чуть больше или чуть меньше.

Воспринимай эти 10 минут как жесткое ограничение. Лучше меньше, да лучше. Цени время и внимание слушателей. Никто не любит нудных докладчиков, которые бесконечно говорят об одном и том же. Это для тебя твоя тема — самая лучшая и самая интересная. Для других это — один из множества докладов. Например, в твоей секции выступает 12 человек. Если каждый затянет выступление всего лишь на 5 минут — это уже целый час! Сравни TED и Госдуму. На кого ты хочешь быть похож?

Никогда, никогда, никогда не начинай говорить без четкого плана! «А, выйду и что-нибудь расскажу» — это большая ошибка. Даже если ты экстраверт и не стесняешься аудитории — все равно. Увлечешься какой-то несущественной деталью — и не успеешь рассказать главное. А уж если ты интроверт, то тем более. План — твоя ниточка, которая проведет тебя от начала и до конца выступления.

План — это не текст доклада, который ты будешь скучным голосом читать с бумажки. План — это основные «засечки», точки, которые помогут тебе не сбиться и сказать все, что нужно. Возьми маленький листок бумаги и набросай основное. В этот листок ты будешь подглядывать — и вспоминать, что и в каком порядке говорить.

Начни с приветствия. Поздоровайся со слушателями. Представься сам, назови своего научного руководителя (это хороший тон, и ему будет приятно). Озвучь тему доклада. Если она не слишком длинная (не более десяти слов) — можно зачитать ее целиком. Если же тема слишком длинная и заковыристая — то назови ее как-то короче и понятнее. Твоя задача — не показать, какой ты умный и какая у тебя сложная тема. Наоборот — нужно сделать так, чтобы все всё поняли. И, на будущее, перечитай нашу статью о том, как придумывать хорошие названия научных текстов. На приветствие отведи в плане не более 30 секунд.

Затем идет введение. Здесь расскажи о том, в чем актуальность твоей работы. Скажи, почему ты взялся за эту тему. Чем она интересна? А чем полезна? И вообще — зачем нужно слушать твой доклад? Заинтересуй слушателей, покажи им, к чему это все.

Здесь же можно упомянуть тех, кто занимался этой проблемой раньше. Назови фамилии нескольких крупных ученых. Дай краткий (очень, очень краткий!) экскурс в историю — когда эту тему стали исследовать, как это происходило. Может, найдется какой-то занимательный факт. На введение можно потратить около двух минут.

Затем переходи к теоретической части. Конечно, мы понимаем, тебе не терпится рассказать о результатах — но это наука, поэтому сначала теория. Напомни основные определения (кратко). Перечисли важные понятия, которые используешь в докладе. Если ты занимаешься техническими науками — дай несколько важных формул и выкладок. Если ты гуманитарий — приведи классификацию, раскрой термины. Дай понять слушателям, что владеешь теорией — тебя будут слушать с бо́льшим уважением. Только не увлекайся, иначе всех утомишь. Теоретическая часть — не более полутора минут.

Наконец, самая важная (по крайней мере, самая интересная) часть доклада — практическая часть. Или описание результатов. Четко и ясно расскажи, чего тебе удалось добиться. Лучше всего это сделать по пунктам: первое, второе, третье. Если кажется, что результат всего один — подумай. Скорее всего, его можно разделить на несколько «вложенных» результатов — так будет лучше и нагляднее. Каким достижением в работе ты гордишься больше всего? Остановись на нем чуть подробнее.

Расскажи, как были получены результаты. Что для этого сделано? Какие инструменты, программы использованы? Какие методы применялись? Если ты проводил эксперименты, считал какие-то показатели — расскажи, какие методы статистики применял, какие виды графиков и диаграмм строил, какие показатели анализировал. Если проводил опрос — обязательно скажи, сколько человек опрошено, кто они, как ты составлял вопросы и обрабатывал результаты.

Покажи результаты максимально наглядно. Используй на полную возможности Power Point (мы скоро расскажем об этом подробнее). Показать всегда лучше, чем сказать. А показать на экране и объяснить словами — лучше всего.

Это твоя работа, твои результаты — представь их так, чтобы всем стало понятно, что же именно ты сделал! Ты должен уложиться в пять минут.

Закончи доклад обсуждением выводов и перспектив. Скажи волшебное слово «Итак...» — и очень кратко, парой предложений сформулируй итоги работы. Скажи, удалось ли сделать все, что планировал. Может, ты ожидал одного результата, а получил другой. Закончена твоя работа или нет? Есть ли планы продолжать исследования? В каком направлении? Какие перспективы у тебя есть? Тебе должно хватить одной минуты.

Не забудь поблагодарить слушателей за внимание. Если доклад был интересный, то жди вопросов!

Также рекомендуем прочитать

Задать вопрос