Качество и точность информации в интернете, в отличие от информации в книгах и журналах , никак не контролируется. Интернет-пользователям приходится самостоятельно оценивать качество информации и ее источники. Пользуясь интернет-ресурсами, следует всегда помнить, что абсолютно любой человек может разместить в интернете все, что пожелает, и идентифицировать автора информации зачастую нет никакой возможности.
Даже если в сети указано имя автора, это совсем не значит, что имя настоящее. Более того, автор (зачастую анонимный) свое мнение и собственную оценку может выдавать за реальные факты. Поэтому так важно научиться ориентироваться в пространстве интернета и оценивать качество представленных ресурсов. В наше время все большую популярность набирают статьи из Википедии, качество статей которой также подлежит предварительной оценке
Также рекомендуем: Использование «Википедии» в научной работе: быть или не быть
Итак, если вы намерены использовать какой-либо интернет-ресурс, задайте себе следующие вопросы.
Автор
- Указано ли на странице имя автора?
- Имеются ли сведения о его профессиональной квалификации (род деятельности, опыт, должность)?
- Можно ли понять, что автор разбирается в данной теме?
- Указана ли на странице контактная информация (например, адрес электронной почты) или список других его публикаций ?
- Кому принадлежит данный сайт — частному лицу или организации?
- Если автор – представитель организации, не содержит ли статья скрытую рекламу?
- Если неясно, кто автор материала, что вы можете сказать о происхождении сайта, судя по его адресу?
Примечание : поищите, используя Яндекс или Google, любую информацию, имеющую отношение к автору. Вы поймете, насколько его статье можно доверять!
Также рекомендуем: Как искать информацию для научной статьи
Цель
Важно понять, зачем создан материал, который вы нашли.
- Главный вопрос, что перед вами: научная статья или популярная?
- Для кого написан текст: для продвинутого читателя или для «чайника»?
-
В чем цель того текста, который перед вами:
- Дать информацию, научить чему-либо?
- Убедить в чем-либо?
- Прорекламировать и продать что-либо?
Объективность
Чтобы убедиться в том, что автор объективен в своих суждениях, дайте ответы на следующие вопросы:
- Является ли представленная информация фактом, частным мнением или рекламой (пропагандой)?
- Является ли точка зрения автора объективной и беспристрастной?
- Написана ли статья с предвзятым отношением и с использованием эмоциональных слов и выражений?
- Является ли автор представителем какой-либо организации?
- Оказывает ли тот факт, что автор является представителем какой-либо организации, влияние на представленную информацию?
Точность
- Указаны ли источники информации?
- Понятно ли, кто несет ответственность за точность представленного материала?
- Можно ли проверить представленную информацию в каких-либо независимых источниках? Известно ли вам самим что-либо из представленной информации?
- Имеются ли в статье грамматические, орфографические ошибки, опечатки?
Надежность и достоверность
- Какое общее впечатление производит представленная информация? Подкреплена ли она доказательствами?
- Подтверждены ли цитаты и заимствованные выражения источниками, которые можно каким-либо образом проверить?
- Какая организация (коммерческая компания, университет, научная организация и т. д.) оказывает поддержку данной информации?
- Слышали ли вы что-либо о данной организации ранее? Можно ли найти о ней больше информации?
- Можно ли найти представленную информацию где-либо не в сети (в книгах, журналах, справочниках)? Можно ли проверить ее подлинность?
Актуальность
- Если важна актуальность информации, не устарела ли она?
- Имеется ли указание на то, когда последний раз обновлялся сайт?
Ссылки
Внимательно посмотрите на гиперссылки, содержащиеся в тексте. Пройдите по некоторым из них.
- На какие источники ведут ссылки?
- Актуальны ли ссылки?
- Снабжены ли ссылки какими-либо комментариями?
- Не возникло ли у вас ощущения, что ссылки имеют преимущественно рекламный характер?
Заключение
- Критически относитесь к любой информации в сети интернет и тщательно изучайте каждый сайт.
- Ссылки на веб-страницы могут быть случайно или преднамеренно изменены и, следовательно, если вы щелкните на такую ссылку, вы будете перенаправлены на страницу, которой не существует, и об этом нигде не будет указано.
- Распечатывайте или скачивайте все страницы, которые вы намерены использовать для вашего исследования, чтобы ваша библиография была полной и точной. Адреса страниц могут со временем меняться.
- Уверены ли вы в том, что нужная вам информация есть в интернете? Как ни странно, иногда лучше воспользоваться традиционными источниками информации. Не забывайте о библиотеках и бумажных книгах!
Также рекомендуем прочитать
Что такое DOI и зачем он нужен ученому
Все чаще в выходных данных научных публикаций, кроме привычных сведений, появляются загадочные цифры. Их предваряет аббревиатура DOI. Российские ученые пока только знакомятся с этим типом мета-данных, тогда как для их европейских и американских коллег он уже вполне привычен. В этой статье мы подробно познакомимся с DOI, выясним, откуда он берется и можно ли без него обойтись.
Индексы цитирования
Что такое индекс цитирования? Как оценивает ученого индекс Хирша? Чем РИНЦ отличается от SCOPUS и Web Of Science? На что влияет импакт-фактор журнала? Вопросы кажутся сложными – но мы постараемся дать на них простые ответы!
Использование «Википедии» в научной работе: быть или не быть
«Википедия» может стать отличным инструментом исследования той или иной проблемы, если использовать её правильно!
Обсуждение