Концептуальная модель для систем обработки событий
Автор: Серова Екатерина Алексеевна
Рубрика: 1. Информатика и кибернетика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.10.2013
Статья просмотрена: 211 раз
Библиографическое описание:
Серова, Е. А. Концептуальная модель для систем обработки событий / Е. А. Серова. — Текст : непосредственный // Технические науки: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/87/4293/ (дата обращения: 17.12.2024).
Обзор сценария обработки событий
Разработаем сценарий обработки событий:
- Сценарий составления учебных модулей для системы дистанционного обучения (ДО).
После изложения сценария отобразим на нем различные концепции обработки событий и рассмотрим возникающие при этом преимущества.
Начнем с описания бизнес-контекста сценария и продолжим рассмотрением вовлеченных в него событий и отображения на аспекты концептуальной модели.
Сценарий составления учебных модулей для системы ДО
Сценарий описывает выполнение тестовых учебных модулей в системе дистанционного обучения учащимся (группой учащихся). Каждый учащийся имеет доступ в личный кабинет при помощи логина и пароля. В соответствии с выбранным учебным курсом учащийся должен изучать каждый учебный модуль в течение 2 часов. Для каждого учебного материала установлено правило, если более 60 % учащихся не выполняют учебный модуль за отведенное время, учебный модуль отправляется на экспертизу группе технического обслуживания, модератору, преподавателю на доработку/исправление ошибок.
Рис. 1. Обзор сценарий составления учебных модулей для системы ДО
Идеи данного сценария основаны на решениях IBM. Вот некоторые цели, которые преследуют составители и организаторы дистанционных учебных курсов:
- Уменьшить время на освоение учебного материала.
- Отслеживать работу учащихся и приложения.
- Предоставлять оперативную информацию потребителям событий.
- Найти оптимальное сочетание информационно справочного материала, лабораторных работ, контрольных заданий и т. д..
- Снизить оперативные затраты.
- Уменьшить незапланированные затраты на обслуживание.
Чтобы составлять учебные модули, учебное заведение (университет, колледж, школа, центр дополнительного образования) выбирает использование обработки событий в рамках своей системы. В результате учебное заведение способно быстро реагировать и исправлять/дополнять учебные модули. Благодаря обработке событий учебное заведение может влиять на возможности и риски по мере их материализации и принимать решения о дальнейших действиях. Учебное заведение также способна осуществлять изменения и реализовывать их быстро и уверенно, просто меняя логику или приложения обработки событий.
В следующих разделах мы рассмотрим применяемые события и концепции обработки событий для данного сценария.
Сценарий сети обработки событий
Отобразим определения и компоненты сети обработки событий на сценарии составления учебных модулей для системы ДО.
Ниже перечислены компоненты сети обработки событий, описывающие не все аспекты, упомянутые в качестве целей информационной системы. Учебное заведение руководствуется определенными правилами. В частности, выполнение одного учебного модуля не должно превышать 2 часов. Любой учащийся, превысивший это время, нуждается в отдыхе, а учебный модуль в доработке, если число учащихся не выполнивших учебный модуль превышает 60 %. Имеется система оповещения учащихся, из которой формируются события начала и конца выполнения учебного модуля. На основе этих событий можно выполнить процесс передачи учебного модуля модератору, технической группе и т. д. Кроме того, имеются определенные требования к пополнению событий информацией, обнаружению шаблона «превышение времени на выполнение задания» и маршрутизации, которые описаны в виде агентов обработки событий.
Производители событий
Производитель событий |
Описание |
Учащийся |
Следуя учебному плану и расписанию, изучает структуру курса, материалы электронного учебника, выполняет необходимые самостоятельные работы и контрольные задания, отсылает их преподавателю, задает вопросы. |
Система оповещения учащихся |
Часть электронного учебника. |
Электронный учебник |
Учебник с динамически изменяющимся контентом, с системой контроля, системой авторизации, системой оповещения учащихся. |
Потребители событий
Потребитель событий |
Описание |
Автор курса |
Осуществляет авторское сопровождение, разрабатывает рабочую программу курса, анализирует процесс обучения, результаты обучения, проводит коррекцию и обновление материалов. |
Методист |
Может выполнять консультирующую роль, участвовать в мониторинге учебного процесса с тем, чтобы по его исходу с наибольшей эффективностью совместно с автором курса обновлять и корректировать учебные материалы. |
Преподаватель ДО |
Знакомит с учебным планом, с электронным учебником; направляет, консультирует, выдает задания |
Администратор |
Решает вопросы зачисления/отчисления обучающихся, проводит регистрацию пользователей — обучающихся в системе ДО (пароли доступа, снабжение необходимыми пособиями, рекомендациями) |
Техническая группа |
Исправляет ошибки в программных средствах, сетевых ресурсах. Обеспечивает работу необходимых программных средств, доступ к комплексу информационно-учебных серверов. |
Типы событий
Идентификатор события |
Тип события |
Атрибуты |
Комментарии |
E1 |
Уведомление о входе учащегося в учебный модуль |
Отметка времени; идентификатор учащегося |
- |
E2 |
Уведомление о входе учащегося в учебный модуль(расширенное) |
Отметка времени; идентификатор учащегося; идентификатор устройства (номер компьютера); фамилия учащегося |
- |
E3 |
Уведомление о выходе учащегося из учебного модуля |
Отметка времени; идентификатор учащегося |
Может быть основано на структуре E1. |
E4 |
Время выполнения учебного модуля превышено |
Отметка времени; идентификатор учащегося; идентификатор устройства; фамилия учащегося |
- |
E5 |
Уведомление о передаче учебного модуля на доработку |
Отметка времени; идентификатор учащегося; идентификатор устройства; идентификатор модератора |
- |
На рисунке 2 схематически показаны компоненты этой EPN.
Рис. 2. Графическое представление EPN
Отображение сценария на концептуальную модель
В данном разделе мы снова рассмотрим наш сценарий обработки событий и покажем, как он отображаются на компоненты концептуальной архитектуры.
Определив в предыдущем разделе различных участников (производителей и потребителей сообщений), события и агенты обработки событий, можно отобразить сценарий на концептуальную архитектуру обработки событий (см. рисунок 3). Взаимосвязь производителей и потребителей событий довольно очевидна. Все агенты, за исключением агента маршрутизации A4, отображаются на компонент обработки событий в шине событий. В отображения на генератор событий и на часть обработчиков событий концептуальной модели отсутствуют, так как два события E1 и E3, генерируемые системой отчетности учащихся, не требуют специальной обработки и могут обрабатываться агентами A1 и A2 в своем исходном виде, а E5 может потребляться всеми потребителями в своем исходном виде [2].
Рис. 3. Компоненты концептуальной архитектуры в сценарии
Обработка событий играет важную роль в сценарии составления учебных модулей для системы ДО, поскольку позволяет своевременно реагировать на всю разнообразную информацию.
Представлен сценарий, демонстрирующий использование управляемой событиями обработки для получения значимого бизнес-результата. На примере его отображения на концептуальную модель показано, как можно применить данную концептуальную модель в различных практических ситуациях.
По мере расширения понимания бизнес-ценности и возможностей системы обработки бизнес-событий будет повышаться и важность наличия концептуальной модели и архитектуры, на основе которых можно строить логическую и физическую архитектуры для реализации решений по обработке бизнес-событий [1].
Литература:
1. http://www.ibm.com/developerworks/webservices/library/wseventprocessing/index.html≤S_TACT=105AGX99&S_CMP=CP2.
2. Сеть обработки событий и её реализация (EN), О. Этцион и Г.Шарон (O Etzion and G. Sharon), IBM Systems Journal, том 7, № 42 (2008 год).