Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Направления совершенствования современных насосных агрегатов для систем гидропривода механизированных крепей

14. Общие вопросы технических наук
27.09.2013
57
Поделиться
Библиографическое описание
Китаева, С. А. Направления совершенствования современных насосных агрегатов для систем гидропривода механизированных крепей / С. А. Китаева. — Текст : непосредственный // Технические науки: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/87/4203/.

Рассмотрены направления совершенствования современных высоконапорных насосных агрегатов для систем гидропривода механизированных крепей. Предложены методы повышения их технического уровня на стадии проектирования

Ключевые слова: Механизированная крепь, система гидропривода, высоконапорные насосные агрегаты, виброакустические характеристики, безопасность, надежность.

В связи с постоянным усложнением горно-геологических условий применения очистных угледобывающих комплексов, резко возросли требования к рабочим параметрам и эксплуатационным характеристикам безопасности и надежности механизированной крепи и ее гидроэнергетической установки (ГЭУ). Энерговооруженность современных ГЭУ возросла до 300 кВт, а рабочие значения давления до 40–50 МПа, подачи рабочей жидкости до 300–400 л/мин и выше.

Особенностью ГЭУ для механизированных крепей является ее готовность в каждый момент времени обеспечивать выполнение любой операции технологического цикла работы комплекса. Режимы работы ГЭУ в лавах с высокой нагрузкой довольно напряженные: в течение суток высоконапорные насосные агрегаты (ВНА) включены 20–22 часа, от 50 % до 70 % этого времени они работают в режиме номинальной нагрузки, то есть обеспечивают номинальные значения давления и расхода рабочей жидкости.

Как позывает опыт эксплуатации ГЭУ с ВНА, их функционирование сопровождается генерированием высоких уровней вибрации и шума, превышающих допустимые значения (80 дБА). При этом значительно снижается безопасность эксплуатации ВНА и его надежность, оказывается отрицательное воздействие на человека-оператора, снижая его функциональные возможности и создавая предпосылки для ошибочных действий, аварийности и травматизма [1, 2].

Поэтому достижение безопасных виброакустических характеристик ВНА является актуальной, сложной и наукоемкой задачей. Ее решение позволит не только повысить безопасность и надежность эксплуатации ВНА, но и всего оборудования очистного механизированного комплекса, а также — обеспечит здоровые условия труда обслуживающего персонала.

Характерными направлениями повышения технического уровня современных ВНА являются совершенствования их конструкций на основе высокотехнологичных инженерных решений путем внесения новых подходов:

-          изменена структура ВНА: от одного двигателя приводятся три насоса: силовой пятиплунжерный, шестеренный для принудительной смазки агрегата и подпиточный центробежный [3, 4, 5];

-          применение в составе ВНА 5-ти плунжерных насосов с рядным расположением цилиндров с клапанным распределением рабочей жидкости и электромеханического привода с одноступенчатой зубчатой передачей на коленчатый вал и кривошипно-шатунные механизмы (КШМ) [6, 7];

-          многовариантность исполнений 5-ти плунжерных силовых насосов фирмы RMI (Великобритания) и трех-пятиплунжерных насосов фирмы «Hauhinko» (Германия), путем варьирования значениями передаточного числа зубчатой передачи, диаметра и соотношением «давление-подача», при неизменных конструктивных параметрах «количество и ход поршней», что позволяет получать различные значения подач и давления нагнетания на одном агрегате [6, 7, 8];

-          переход от дискретного способа регулирования подачи рабочей жидкости (РЖ) в гидросистему механизированных крепей на плавное управление подачей и давлением от насоса, что обеспечивает плавное регулирование подачи в диапазоне от 30 % до 100 % [7];

-          применение интеллектуальных систем управления, позволяющих автоматически адаптировать режим работы ВНА к оперативным условиям функционирования оборудования очистного комплекса [8];

-          применение отдельных модулей для приготовления и фильтрации РЖ, контроля ее качества и температуры [9];

-          оснащение ВНА встроенной системой фильтрации РЖ замкнутых гидросистем [9];

-          разработка и применение фильтрационных установок в напорной магистрали с автоматической промывкой, обеспечивающих тонкость фильтрации до 50 мкм и повышение надежности управляющей гидроаппаратуры не менее, чем в 2 раза [10].

Приведенные выше подходы применяются в современных ВНА таких как: насосы типа RMI (Великобритания), насосы типа ЕНР фирмы «Hauhinko» (Германия), насосы типа СНД ГП «Донгипроуглемаш» (Украина), насосы типа R130,R180,R250 фирмы «HIDROWATT» (Швейцария).

Насосные установки фирмы «HIDROWATT» (Швейцария) комплектуются высокоскоростными радиально-поршневыми насосами типа R130,R180,R250 с эксцентриковым прямым приводом от электродвигателей с частотой вращения nc=1500 об/мин. Герметично-уплотненные цилиндро-поршневые блоки с гидродинамической, регенерирующейся, тонкослоевой смазкой обеспечивают высокую скорость движения поршней, отсутствие утечек и высокий КПД [1, 8].

Рис. 1. Насосный агрегат типа R130

В состав ВНА швейцарской фирмы «HIDROWAT» входят 4 модуля, связанные гидравлически и электрически [11]:

1)        модуль, укомплектованный насосным агрегатом с блоком управления и гидроаккумуляторами, рис.1;

2)        модуль с подпиточным насосом, фильтрами и вспомогательными агрегатами обеспечивает оптимальное управление в системе подпитки высоконапорных насосов и очистку эмульсии;

3)        модуль с емкостью для эмульсии HFA c многоуровневой успокоительной камерой и устройствами для контроля и регулирования температуры;

4)        модуль с емкостью для концентрата HFA со встроенной смесительной установкой для приготовления свежей эмульсии; здесь же размещен контроллер SPS управления насосной установкой. Модульный программируемый контроллер с цветным трансфлективным дисплеем, клавиатурой и сенсорной панелью обеспечивает по выбору автоматические или ручные режимы управления.

ВНА типа СНД300/40–05 и СНД400/32–05 снабжены системой высоконапорной фильтрации повышенной грязеемкости и надежности и аппаратурой управления, контроля и диагностики АУСН. АУСН обеспечивает управление режимами, защиту от перегрева электродвигателей и масла в картерах агрегатов, блокировку станции при снижении давлении подпитки ниже 0,3 МПа, при снижении уровня эмульсии в баке и при обрыве линии дистанционного управления [3].

Как следует из руководства по эксплуатации [11], виброакустические характеристики ВНА «HIDROWAT» и других зарубежных фирм, а также насосных стаций СНД не отвечают современным требованиям. По данным ИТЦ «Горные машины», в первой половине 2011 г. зарегистрировано более 20 случаев выхода из строя современных НС после наработки в течение 3–6 месяцев. Основной причиной этого являются высокие уровни вибрации и шума, генерируемые ВНА НС [1, 2].

Так, при работе ВНА типа СНД150/40 в номинальном режиме (подача

Q = 150 л/мин, давление Р= 40 МПа), амплитудный и частотный спектры вибраций дополняются резонансными крутильными колебаниями, вследствие гидродинамического (силового) воздействия на привод силового воздействия  от полезной технологической нагрузки и кинематических возмущений от инерционных нагрузок в КШМ [4]:

, Нм.

Следует заметить, что амплитуда первой гармоники силового воздействия от полезной нагрузки зависит от инерционности нагнетательных клапанов и количества плунжеров.

Результаты исследований [4] динамических свойств и вибрационных процессов пяти плунжерных ВНА СНД150/40 качественно совпадают с аналогичными характеристиками 3-х плунжерных ВНА, комплектуемых асинхронными двигателями мощностью 55 кВт с частотой вращения =1500 об/мин. Следовательно, в приводе современных ВНА типа СНД150/40 формируются опасные резонансные крутильные колебания, которые являются причинами высоких уровней вибрации и шума, снижающих безопасность эксплуатации агрегата и его приводного двигателя, и оказывающих отрицательное воздействие на обслуживающий персонал, повышающих опасность травматизма.

Кинематические и динамические характеристики КШМ в приводе ВНА также оказывают существенное влияние на уровень неуравновешенных вибрационных нагрузок и их частотный спектр. С повышением ускорений движения вращающихся и возвратно-поступательно перемещающихся масс кривошипно-шатунных механизмов (КШМ) возрастают уровни крутильных и линейных вибраций, а увеличение параметра (отношение длины кривошипа r к длине шатуна l) обусловливает необходимость учета большего числа вибрационных гармоник при расчетах динамических нагрузок ВНА.

Проведенные испытания НС типа СНД300/40 на испытательной площадке машиностроительного завода, подтвердили высокие уровни шума, табл. 1.

Таблица 1

Результаты определения шумовой характеристики СНД300/40

Параметр

Значение параметров дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

Уровни звука, дБА

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Средние уровни с учетом шумового фона и постоянной помещения

70

77

75

78

84

88

86

76

67

91

Допустимые уровни шума, согласно ГОСТ 12.1.003

107

95

87

82

78

75

73

71

69

80

Превышение допустимых уровней шума

__

__

__

__

6

13

13

5

__

11

Из табл. 1 следует, что современная НС типа СНД300/40 работает при высоких уровнях шума, следовательно, и уровни вибрации их ВНА так же повышенные.

Выводы и направление дальнейших исследований.

1.         Рассмотрены направления совершенствования современных ВНА и установлено, что генерируемые ими уровни вибрации и шума превышают допустимые значения; это свидетельствуют о том, что закономерности рабочих процессов ВНА и оптимизации их конструктивных параметров еще не в полной мере изучены.

2.         Опыт эксплуатации показал, что показатели надежности и безопасности современных ВНА не соответствуют требованиям нормативно-технической документации. Это обстоятельство определяет актуальность научно-технических задач, направленных на системные исследования динамических свойств современных ВНА и установление закономерностей формирования ими виброакустических процессов, с целью обоснования эффективных способов и средств снижениея вибрации и шума до безопасных уровней и обеспечения тем самым надежности эксплуатации ГЭУ в целом.

3.         Для создания безопасных и надежных ВНА для систем гидропривода механизированных крепей очистных комплексов необходимо на стадии проектирования проводить исследования динамических свойств насосных агрегатов и их рабочих процессов с целью оптимизации структуры агрегата, параметров привода и способа управления.

4.         Снижение опасности от вибрации и шума должно быть достигнуто за счет повышения качества проектирования и технологии изготовления ВНА и ГЭУ в целом, путем исключения резонансных явлений и обеспечения запасов прочности деталей ГЭУ и всей гидросистемы очистного механизированного комплекса на основе применения высокотехнологичного оборудования и интеллектуальных систем управления и диагностики.

Литература:

1.    Гуляев В. Г. Виброакустические процессы и надежность гидроэнергетических установок очистных комплексов: [Монография] / В. Г. Гуляев, К. В. Гуляев, С. А. Китаева; под общ.ред. В. Г. Гуляева. — Донецк: Технопарк «УНИТЕХ», 2012. — 224 с.

2.    Китаева С. А. Обоснование способов и средств достижения безопасных уровней виброакустических характеристик гидроэнергетических установок очистных механизированных комплексов [Текст]: автореф. дис. …канд. техн. наук: 25.01.2013 / Китаева Светлана Анатольевна, МакНИИ. — Макеевка, 2013. — 20 с.

3.    Косарев В. В. Насосные станции ГП «Донгипроуглемаш» нового поколения как источник гидравлической энергии в составе гидропривода механизированных крепей / В. В. Косарев, Н. И. Стадник, Ю. И. Варшавский и др. // Сб. научн. трудов ГП «Донгипроуглемаш». — 2008. — С. 484–492.

4.    Гуляев В. Г. Тенденции и проблемы создания современных насосных станций для угледобывающих комплексов / В. Г. Гуляев, И. А. Квитковский, Н. В. Гутаревич, С. А. Китаева // Наукові праці ДонНТУ. Серія: «Гірничо-електромеханічна» — 2013. — Вип. 1(25). — С. 57–71.

5.    Гуляев В. Г. Способы повышения надежности насосных агрегатов для систем гидропривода механизированных крепей / В. Г. Гуляев, И. А. Квитковский, С. А. Китаева //Вісті. Зб. Наук. праць Донецького гірничого інститута, 2013 (в печати).

6.    J. A. SHAW RMI Pressure Systems Ltd Mining Products Division. QuinmaxS500 — (Горно-шахтная насосная система) // RMI Pressure Systems www.rmipsl.com — 4s

7.    Замланд У., Дайк А., Кузнецов С. А. Преимущества использования рядных поршневых насосов с применением электродвигателей с частотным преобразователем // Глюкауф, май 2011, № 1(2). — С.78

8.    Системы высокого давления компания RMI — гарантия эффективности и безаварийной работы лавного комплекса. ООО «ТОР «Инжиниринг» // «Уголь», декабрь 2010 — С. 34–35.

9.    Косарев В. В., Стадник Н. И., Варшавский Ю. И. и др. Современные фильтры ГП «Донгипроуглемаш» для защиты гидравлических систем горных машин от загрязнений // Сб. научн. трудов ГП «Донгипроуглемаш» — Донецк: Асстро, 2008 — С. 508–537.

10.              М Райтер, Ю. Векслер Влияние качества гидравлической жидкости на работу автоматизированной системы управления // «Уголь», № 1, 2008.

11.              Руководство по эксплуатации и технике безопасности радиально-поршневого насоса R180S HIDROWATT AG, Швейцария, 2011. — 50 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный