Сравнительный анализ информационных систем для автоматизации операций по факторингу
Авторы: Лебедева Марина Юрьевна, Цыбина Екатерина Олеговна
Рубрика: 1. Информатика и кибернетика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Технические науки: традиции и инновации» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 07.01.2018
Статья просмотрена: 2011 раз
Библиографическое описание:
Лебедева, М. Ю. Сравнительный анализ информационных систем для автоматизации операций по факторингу / М. Ю. Лебедева, Е. О. Цыбина. — Текст : непосредственный // Технические науки: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/287/13593/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время достаточно актуальным остается вопрос повышения уровня автоматизации операций по факторингу в России. Оптимизация бизнес-процессов факторинговой организации посредством использования современных информационных систем может существенно повысить эффективность оказываемых факторинговых услуг. Выбор эффективного программного обеспечения является важнейшей задачей автоматизации операций по факторингу.
Следует отметить, что на сегодняшний день факторинг является динамично развивающейся формой финансирования в России. Это подтверждается тем фактом, что более 150 факторинговых компаний и банков готовы работать на рынке факторингового обслуживания [1]. Исходя из сложности системы факторингового обслуживания (которая состоит из совокупности таких операций, как оценка рисков, мониторинг, контроль и управление настоящим состоянием данного вида финансирования), необходимо наличие в организации высокотехнологичной автоматизированной системы проведения и отслеживания операций, связанных с факторингом. Таким образом, проблема большинства компаний-факторов при организации операций по факторингу вызвана игнорированием руководителями организации решения вопроса об автоматизации бизнес-процессов факторингового обслуживания. Решение проблемы программного обеспечения факторинговой деятельности может значительно укрепить конкурентную позицию организации как на внутреннем, так и на международном рынке факторинговых услуг.
Рассмотрим представленные на рынке современные программные продукты по автоматизации факторинговой деятельности, а также проведем анализ их функциональности на примере четырех наиболее популярных из них.
Программное обеспечение «Aquarius», разработанное английской компанией «HPDSoftwareLtd»., обладает полным набором функциональных возможностей и максимально подстроенным под клиента интерфейсом. Кроме того, данный программный продукт имеет дополнение, которое необходимо устанавливать клиенту факторингового обслуживания, под названием «Модуль клиента». Оно дает возможность кредитору постоянно отслеживать и контролировать всю оперативную информацию по расчетам в факторинговых операциях, в которых он задействован. Посредством использования программного обеспечения «Aquarius» для автоматизации факторинговых операций можно реализовать еще целый ряд функций:
‒ предоставление информации в режиме реального времени;
‒ контроль за движением денежных средств;
‒ отслеживание текущей дебиторской задолженности;
‒ контроль за деятельностью дебитора в рамках факторинговой деятельности;
‒ планирование финансовых потоков в течении каждого дня;
‒ отправка файлов компании-фактору с данными по отгрузке, со сведениями по дебиторам (при первичном запросе), а также с возвратными накладными [1].
Программный продукт «Aquarius» является высоко защищенным. Информация, содержащаяся в системе, имеет много уровней защиты при передаче данных через сеть интернет [1].
Программное обеспечение САФО «SmartFactor» — многофункциональная система автоматизированного учета операций по факторингу, являющаяся отечественной разработкой. Система спроектирована и контролируется специалистами, имеющими опыт в создании и развитии предметной области факторинговой деятельности, и автоматизирует весь процесс проведения факторингового обслуживания в компании-факторе. Программное обеспечение использует СУБД Oracle и реализовано в архитектуре «клиент-сервер» [2].
Программное обеспечение САФО «SmartFactor» хорошо адаптируемо под любые особенности технологий, методологий, учетной и тарифной политик компании-фактора; автоматизирует процессы анализа, принятия решения, проведения факторингового обслуживания, мониторинга, учета и создания всей необходимой отчетности.
Данная система имеет гибкую архитектуру, что позволяет ей использоваться как в крупных компаниях, имеющих сеть из нескольких офисов, так и в малых проектах. Программное обеспечение САФО «SmartFactor» также является высокозащищенной системой.
Программное обеспечение «Актив-Факторинг» — его основными идейными разработчиками являются сами участники рынка факторинговых услуг, что способствовало наибольшему наполнению в рамках функций и возможностей внутри программного продукта. Данный продукт обеспечивает автоматизацию всего цикла факторинговой деятельности, который начинается с анализа потенциальных клиентов и их дальнейшего привлечения. Перечислим главные особенности программного обеспечения «Актив-Факторинг» [3]:
‒ возможность обслуживания факторинговых компаний любой организационной структуры;
‒ обеспечение высокой степени контроля за пакетами предоставляемых документов, за сроками и контрольными датами;
‒ выполнение анализа текущей факторинговой деятельности;
‒ ведение справочника контрагентов, включающего договоры факторинга, поставок, поручительств и страхования;
‒ включает модуль клиента факторинга;
‒ возможность автоматического определения лимитной политики (лимит финансирования дебитора, договора поставки, факторинга, группового финансирования, а также страховые лимиты);
‒ оповещение о системных событиях;
‒ хранит образцы документов;
‒ ведение журнала работ;
‒ настройка прав доступа и интерфейса для различных пользователей;
‒ возможность производить аудит действий пользователей системы;
‒ формирование отчетности в «MS Excel» и интеграция с внешними учетными системами.
Сервис интеграции «Synerdocs» — является разработкой отечественных специалистов и представляет собой платформу, с помощью которой производится обмен электронными документами, задействованными в факторинговом обслуживании [4].
Процесс факторингового обслуживания с применением системы «Synerdocs» позволит упростить процесс документооборота посредством электронного обмена документами за счет реализации операций:
‒ контроль со стороны системы за правильностью оформления и юридической значимостью пересылаемых документов;
‒ хранение и обеспечение доступа к справочным материалам.
Проанализируем рассмотренные выше программные продукты для автоматизации операций по факторингу в соответствии с выбранными критериями (таблица 1).
Как показывает сравнительный анализ программных продуктов, приведенных в таблице 1, наиболее оптимальным для автоматизации факторинговой деятельности является программное обеспечение «Актив-Факторинг».
Следует отметить, что на сегодняшний день на рынке программного обеспечения существует множество систем по автоматизации процессов, содержащихся в факторинговой деятельности. Данные системы не имеют заметных отличительных особенностей, все они построены на принципе хранения информации, необходимой для компании-фактора, кредитора и частично дебитора, упрощения составления на ее основе необходимой документации, защищенного электронного обмена и для упрощения мониторинга за ходом проведения факторинга.
Таблица 1
Сравнение программных продуктов по автоматизации факторинговой деятельности
Критерий для оценки (0–5 баллов) |
Программное обеспечение для автоматизации операций по факторингу |
|||
«Aquarius» |
«SmartFactor» |
«Актив-Факторинг» |
«Synerdocs |
|
Гибкость архитектуры (при использовании в организациях различного масштаба и организационной структуры) |
3 |
5 |
5 |
4 |
Достаточность функций, выполняемых системой |
4 |
4 |
5 |
2 |
Удобство интерфейса программного продукта. Возможность его настройки под индивидуальные требования пользователя |
5 |
3 |
5 |
3 |
Степень защищенности данных |
5 |
5 |
4 |
3 |
Методологическая и техническая поддержка со стороны производителя/продавца |
3 |
5 |
5 |
3 |
Как показывает сравнительный анализ программных продуктов, приведенных в таблице 1, наиболее оптимальным для автоматизации факторинговой деятельности является программное обеспечение «Актив-Факторинг».
Следует отметить, что на сегодняшний день на рынке программного обеспечения существует множество систем по автоматизации процессов, содержащихся в факторинговой деятельности. Данные системы не имеют заметных отличительных особенностей, все они построены на принципе хранения информации, необходимой для компании-фактора, кредитора и частично дебитора, упрощения составления на ее основе необходимой документации, защищенного электронного обмена и для упрощения мониторинга за ходом проведения факторинга.
Выбирая эффективную систему для автоматизации операций по факторингу, необходимо учитывать следующие критерии:
‒ масштаб организации;
‒ функциональность программного продукта;
‒ удобство использования пользовательского интерфейса;
‒ уровень защиты данных (наличие настроек приватности и контроля потоков данных);
‒ методологическая и техническая поддержка со стороны разработчика (внедрение системы; исправление ошибок, возникающих в системе; обучение пользователей).
Таким образом, получение совершенной системы по оказанию фаторинговых услуг организацией напрямую зависит от верного выбора и внедрения программного продукта, автоматизирующего факторинговые операции.
Литература:
- Оптимизация факторинговой деятельности за счет автоматизации процессов — Аналитический журнал «Управление в кредитной организации» //. URL: http://www.reglament.net/bank/mng/2006_4_article.htm (дата обращения: 16.10.2017 г.)
- Факторинг — программное обеспечение, софт, условия, стоимость, методология, учет, обзор рынка //. URL: http://www.smartfactor.ru/ (дата обращения: 16.10.2017 г.)
- Актив-Факторинг //. URL: http://www.itforce.ru/index.php/aktiv-factoring (дата обращения: 18.10.2017 г.)
- Электронный факторинг с помощью сервиса Synerdocs. Описание проекта в Русской Факторинговой компании. Synerdocs //. URL: https://www.synerdocs.ru/6842969.aspx (дата обращения: 19.10.2017 г.)