Оценка эффективности применения универсального стенда для испытаний тяговых двигателей
Авторы: Литвинов Артем Валерьевич, Попов Денис Игоревич, Родина Дарья Евгеньевна
Рубрика: 7. Машиностроение
Опубликовано в
Дата публикации: 03.11.2017
Статья просмотрена: 208 раз
Библиографическое описание:
Литвинов, А. В. Оценка эффективности применения универсального стенда для испытаний тяговых двигателей / А. В. Литвинов, Д. И. Попов, Д. Е. Родина. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 93-99. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/286/12960/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье приводится расчетное обоснование применения универсального стенда для испытаний тяговых двигателей постоянного и переменного тока методом их взаимной нагрузки [1–3]. Для удобства проведения оценки эффективности указанного стенда, выполним условное разделение схемы универсального стенда на две части:
‒ первая часть — схема для испытаний тяговых двигателей постоянного тока (рисунок 1);
‒ вторая часть — схема для испытаний асинхронных тяговых двигателей (рисунок 2).
Рис. 1. Схема расчета мощности, потребляемой из сети, при проведении испытаний двигателей постоянного тока методом взаимной нагрузки в номинальном режиме: ПЧ1 — первый преобразователь частоты; ПЧ2 — второй преобразователь частоты; ЛП — линейный преобразователь; ВДП — вольтодобавочный преобразователь; Д — двигатель, работающий в режиме двигателя; Г — двигатель, работающий в режиме генератора; М — муфта, соединяющая испытуемые двигатели
На приведенных схемах (рисунки 1 и 2) стрелками показаны направления передачи мощности (энергии) в процессе работы основных элементов схем испытаний, а также приблизительные значения коэффициентов полезного действия основных элементов схемы: испытуемого двигателя, нагрузочной машины (генератора), преобразователей частоты и его составляющих (выпрямительной установки, звена постоянного тока, инвертора) при работе испытуемого двигателя на номинальной нагрузке.
Расчет проведем на примере тягового двигателя пульсирующего тока НБ 418К6 с номинальным напряжением на зажимах 900 В, часовой мощностью 775 кВт, часовым током 915 А.
В качестве критерия для оценки эффективности предлагаемой схемы испытаний выбрана величина потребляемой из сети мощности, необходимая для компенсации потерь в схеме испытаний [4]. При анализе схем испытаний выбраны реальные тяговых электродвигатели постоянного и переменного тока, эксплуатируемые на локомотивах российских железных дорог.
Выполним расчет мощности линейного преобразователя Рлп по формуле, Вт,
(1)
где — потери в меди, Вт;
— потери в стали, Вт;
— добавочные потери, Вт;
— потери в местах трения щеток о коллектор, Вт;
— потери на трение в подшипниках, Вт.
Рис. 2. Схема расчета мощности, потребляемой из сети, при проведении испытаний асинхронных двигателей методом взаимной нагрузки в номинальном режиме: ПЧ1 — первый преобразователь частоты; ПЧ2 — второй преобразователь частоты; ЗПТ1 — первое звено постоянного тока; ЗПТ2 — второе звено постоянного тока; И1 — первый инвертор; И2 — второй инвертор; Д — двигатель, работающий в режиме двигателя; Г — двигатель, работающий в режиме генератора; М — муфта, соединяющая двигатели
Потери в меди рассчитаем по формуле, Вт,
|
(2) |
где — часовой ток, кА;
— сопротивление обмотки якоря, Ом;
— коэффициент ослабления возбуждения;
— сопротивление главных полюсов, Ом;
— сопротивление добавочных полюсов, Ом;
— сопротивление компенсационной обмотки, Ом;
Потери в стали рассчитаем по формуле, Вт,
|
(3) |
где — масса сердечника, кг;
— удельные потери в стали сердечника, Ом;
— масса зубцов якоря, кг;
— удельное сопротивление зубцов якоря, Ом;
2,5 — падение напряжения под щетками обеих полярностей;
Добавочные потери рассчитываем по формуле, Вт,
|
(4) |
где — коэффициент добавочных потерь;
Потери в местах трения щеток о коллектор найдем по формуле, Вт,
|
(5) |
где — суммарная площадь щеток, см2;
— число щеткодержателей;
— плотность тока под щеткой, А/см2;
— окружная скорость коллектора,
Потери на трение в подшипниках , находим по формуле, Вт,
|
(6) |
где 0,002 — коэффициент
— номинальное напряжение двигателя, В;
— часовой ток двигателя, кА;
Мощность вольтодобавочного преобразователя Рвдп рассчитываем по формуле, Вт,
|
(7) |
Мощность, получаемая двигателем от генератора Рд, рассчитывается по формуле, кВт,
|
(8) |
Мощность, вырабатываемая первым преобразователем частоты Рпч1, рассчитывается по формуле, Вт,
|
(9) |
Мощность, вырабатываемая вторым преобразователем частоты Рпч2, рассчитывается по формуле, Вт,
|
(10) |
Мощность, потребляемая из сети первым преобразователем частоты Рс1, рассчитывается по формуле, Вт,
|
(11) |
Мощность, потребляемая из сети вторым преобразователем частоты Рс2, рассчитывается по формуле, Вт,
|
(12) |
Мощность, потребляемая из сети Рс, определяется по формуле, Вт,
|
(13) |
Далее выполним расчет мощности, необходимой для компенсации потерь, в схеме испытаний асинхронных тяговых двигателей без учета потерь в выпрямительных установках преобразователей частоты (рисунок 2), по следующей формуле, кВт,
|
(14) |
Расчет проведем на примере асинхронного двигателя тепловоза 2ТЭ25А «Витязь» ДТА-350 Т, мощностью 350 кВт,
Полная мощность Рс с учетом потерь в выпрямительных установках преобразователей частоты, потребляемая из сети, определяется по формуле, кВт,
|
(15) |
Рассчитаем мощность, потребляемую из сети, на компенсацию потерь при испытании методом взаимной нагрузки в номинальном режиме тяговых двигателей постоянного и переменного тока по схеме, приведенной на рисунке 3.
Мощность, потребляемая из сети при одновременном испытании асинхронных двигателей и двигателей постоянного тока, вычислим по формуле, кВт,
|
(16) |
Рис. 3. Схема расчета мощности, потребляемой из сети, при одновременном проведении испытаний двигателей постоянного и переменного тока методом взаимной нагрузки в номинальном режиме: ТАД — тяговый асинхронный двигатель; АГ — асинхронный генератор
Таким образом, величина потребляемой мощности из сети составляет 15,2 % при одновременном испытании асинхронных тяговых двигателей и тяговых двигателей постоянного тока, что говорит о высокой энергоэффективности универсального стенда.
Литература:
- Пат. 170708 Российская Федерация, МПК G01R 31/34, 2006. Стенд для испытания асинхронных двигателей и двигателей постоянного тока с параллельным (независимым) возбуждением / Харламов В. В., Попов Д. И., Литвинов А. В., Данковцев В. Т., Лузин В. М., Молчанов В. В.; заявитель и патентообладатель Омский гос. ун-т путей сообщ. — № 2016139744; заявл. 10.10.2016; опубл. 03.05.2017, Бюл. № 13. — 5с.
- Пат. 168633 Российская Федерация, МПК G01R 31/34, 2006; G01M15/00, 2006. Стенд для испытания асинхронных двигателей и двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением / Харламов В. В., Попов Д. И., Литвинов А. В., Данковцев В. Т., Лузин В. М., Молчанов В. В.; заявитель и патентообладатель Омский гос. ун-т путей сообщ. — № 2016139746; заявл. 10.10.2016; опубл. 13.02.2017, Бюл. № 5. — 5с.
- Универсальный энергоэффективный стенд для нагрузочных испытаний асинхронных тяговых двигателей и двигателей постоянного тока / В. В. Харламов, Д. И. Попов, А. В. Литвинов. «Известия Транссиба». № 3 (27), 2016. С. 58–66.
- Методика определения потребляемой мощности во время испытаний асинхронных тяговых двигателей методом взаимной нагрузки с учетом особенностей их питания/ В. В. Харламов, Д. И. Попов, А. В. Литвинов. «Известия Транссиба». Научно-технический журнал. ОмГУПС, № 3, 2015. С. 53–62.
Похожие статьи
Оценка возможности взаимозаменяемости машин в процессе ремонта газопроводов
В статье проводится анализ и дается оценка по критериям технико-экономической целесообразности комплекта машин для выполнения земляных работ при ремонте подводного перехода участка газопровода.
Разработка схемы и расчет основного силового оборудования испытательного стенда асинхронных тяговых двигателей по критерию минимизации мощности
В данной работе производилась разработка вариантов основной схемы испытательного стенда и проведено их сравнение по критерию минимизации мощности основного силового оборудования.
Похожие статьи
Оценка возможности взаимозаменяемости машин в процессе ремонта газопроводов
В статье проводится анализ и дается оценка по критериям технико-экономической целесообразности комплекта машин для выполнения земляных работ при ремонте подводного перехода участка газопровода.
Разработка схемы и расчет основного силового оборудования испытательного стенда асинхронных тяговых двигателей по критерию минимизации мощности
В данной работе производилась разработка вариантов основной схемы испытательного стенда и проведено их сравнение по критерию минимизации мощности основного силового оборудования.