Кластеры как новая форма организации транспортно-логистической деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Макарова Э. С. Кластеры как новая форма организации транспортно-логистической деятельности [Текст] // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 94-96. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/166/10687/ (дата обращения: 16.08.2018).



Впервые идею кластера в 1990-м году озвучил М. Портер, определяя его как «сконцентрированные по географическому признаку группы компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций, в определенных областях конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу» [1]. В дальнейшем по мере изменений, происходящих в современном обществе, под влиянием глобализации и интеграции, данное понятие видоизменялось, уточнялось и применялось для решения различных задач.

Кластеризация, призванная повысить конкурентоспособность отрасли, региона или целой страны, представляет собой далеко нетривиальную задачу.

Кластер можно классифицировать и идентифицировать по различным признакам, в данной статье остановимся на одном факторе классификации: по сфере формирования. По данному признаку рассмотрим промышленный кластер, как наиболее часто встречающийся в практике, и инновационный транспортно-логистический, как имеющий неоднозначный статус и структуру.

Производственный кластер формируется на базе промышленных районов: вокруг крупных промышленных центров начинают развиваться вспомогательные хозяйства. Данной концепцией занимались такие исследователи как А. Маршалл, Дж. Бекаттини, Ф. Перру.

А. Маршалл сделал вывод о взаимосвязи между совместным расположением фирм и их экономической эффективностью, назвав это индустриальными районами.

Дж. Бекаттини и его сторонники понимали под индустриальным районом географически сконцентрированную группу одноотраслевых организаций, связанных друг с другом конкуренцией и сотрудничеством, составляя социально-экономические сети.

Ф. Перру в своей работе «Экономическое пространство: теория и применение» впервые упомянул о «полюсах роста». Под «полюсами роста» Перру имел ввиду движущие отрасли или фирмы, которые фокусировали экономические ресурсы и обеспечивали наиболее эффективное их использование.

Т. Андерсон пишет: «Промышленный кластер фокусируется на конкуренции внутри экономического сектора. Он, как правило, пространственно не привязан к определенной урбанизированной области. В противоположность другому типу кластеров (региональному) он обладает тенденцией иметь более широкие границы, возможно, охватывая весь регион или страну» [1].

А. Праздничных наиболее близко и полно определил ядро производственного кластера, которым и является промышленное предприятие вокруг которого и концентрируются остальные участники кластера.

Таблица 1

Теоретические аспекты, предшествующие формированию понятия промышленного «кластера»

Автор

Определение

Формулировка

А. А. Маршалл, 1890

Эффекты окружения, эффекты синергии

Концентрация некоторого количества схожих фирм (бизнесов) в определенном месте и появление незапланированных выгод и случайных побочных продуктов деятельности — эффекты синергии.

Дж. Бекаттини, 1970-е годы

Индустриальный район

Совместная деятельность концентрированной группы одноотраслевых организаций, формирующих культурную среду и связанных между собой конкуренцией и сотрудничеством. Особенностью является наличие закрытых социально-экономических отношений между взаимодействующими организациями.

Ф. Перру, Ж. Будвиль, Х. Р. Ласуэн, серед. XX века

«Полюса роста», «движущие отрасли»

Цепная реакция возникновения и роста промышленных центров вокруг компактно размещенных и динамично развивающихся отраслей или предприятий. Отличительные черты «полюса роста»:

− географическая агломерация экономической активности;

− комплекс быстроразвивающихся производств;

− передача импульса роста второстепенным отраслям.

П. Потье

«Оси развития»

Создание осей (коридоров) развития благодаря увеличению грузопотоков, распространению инноваций и развитию инфраструктуры на территориях, расположенных между полюсами роста и обеспечивающие транспортную связь.

Н. Н. Колосовский, 1920–1940-е гг.

Территориально-производственный комплекс (ТПК); «энергопроизводственный цикл»

Специализированная территория, такая как экономический район, объединяющая трудовые и природные ресурсы, а также промышленные предприятия и региональную инфраструктуру понимается как территориально-производственный комплекс. «Энергопроизводственный цикл» представляет собой производственный процесс, который в основе своей имеет требование приближения производства к источникам сырья и комплексного использования всех компонентов сырьевых и энергетических ресурсов данного типа. В ТПК преимущество отдается той отрасли, которая может наиболее выгодно и полно развиться для обеспечения экономического благополучия региона.

Ю. Г. Саушкин

Территориально-производственный комплекс (ТПК)

ТПК становится «ядром» сервисного района, организованного вокруг сетевых структур и его комплексность представляет собой тесное сопряжение основных агентов местной экономики в единую коммуникационную сеть [5].

А. Г. Гранберг

Территориально-производственный комплекс (ТПК)

ТПК представляет собой сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, имеющее производственную специализацию [3]. Характерные черты:

− технологическая взаимосвязь;

− специализация, кооперирование и комбинирование;

− рациональное развитие инфраструктуры.

Первоначальные подходы ограничивались территориально-производственным определением и связаны были с понятием «комплекса». Следующим закономерным этапом было бы появление некой системы, в число элементов которой включаются отношения, качества, свойства. Данная система впоследствии будет определена как кластер.

Однако существуют качественные различия между понятиями территориально-производственного комплекса и кластера. Территориально-производственный комплекс, в основе которого лежит комплексность хозяйственного развития экономического района, базируется на имеющемся природно-ресурсном потенциале, а также на сочетании предприятий, имеющих технологическую связь на основе вертикальной интеграции. Кластер же, представляющий собой концентрированную группу различных компаний и структур, имеет помимо прочего отличительную особенность: наличие конкуренции внутренней и внешней.

Промышленный кластер — совокупность географически сконцентрированных производств, из которых одно является лидером; имеющие особую форму взаимодействия, а также технологическую взаимосвязанность отраслей, представленных не только основной деятельностью, но и вспомогательными хозяйствами.

Вариант структуры промышленного кластера представлен ниже:

− производственные предприятия, одно из которых — предприятие-лидер;

− сервисные компании;

− специализированные институты: финансовые, маркетинговые, консалтинговые;

− образовательные учреждения.

Переход от индустриальных к постиндустриальным технологиям, развитие контейнеризации и логистики дали мощный толчок для развития различных современных тенденций в транспортных системах, а также появлению транспортно-логистических кластеров как новой формы деятельности.

Логистика позволила объединить все стадии производства, и сбыта продукции в единый процесс движения и трансформации продукта, и дала возможность предприятиям получить конкурентное преимущество в виде сокращения транспортных расходов и оптимизации управления цепями поставок.

Транспортно-логистический кластер определяется как группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров, а также организаций, обслуживающих объекты инфраструктуры и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих сильные стороны друг друга и реализующих конкурентные преимущества данной территории.

Примерная структура транспортно-логистического кластера [4]:

− фирмы — посредники транспортно-логистической деятельности: складская подсистема; подсистема управления; подсистемы страхования и охраны материального потока;

− транспортная подсистема, включающая перевозчиков и транспортную инфраструктуру;

− научно-техническое и кадровое обеспечение;

− подсистема информационного обеспечения.

Самыми главными отличиями транспортно-логистического кластера от производственного будет, наличие у второго «якорного» предприятия, которое выступит главным образующим звеном для всего объединения и конечный продукт.

В табл. 2 предложены отличительные особенности рассматриваемых кластеров.

Таблица 2

Отличительные характеристики кластеров

Параметр

Транспортно-логистический кластер

Производственный кластер

Цель создания

Объединение фирм и вспомогательных субъектов для организации полного цикла транспортно-логистических услуг, включая различные дополнительные услуги.

Объединение различных фирм и субъектов вокруг производственных лидеров для создания высококонкурентной продукции.

Конечный продукт

Услуги

Материально-технические ценности

Характеристика отрасли

Инфраструктурная

Производящая

Принцип формирования кластера

Создание структуры, позволяющей объединить остальные предприятия

Строгая иерархия в соответствии со специализацией

Число якорных предприятий

Одно

Одно или несколько

Так или иначе, оба кластера сводятся к единому знаменателю — региональному развитию территории с использованием кластерных образований.

Литература:

  1. Портер М. Е. Конкуренция: учеб. Пособие: пер. с англ. / М. Э. Портер. М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. С. 205.
  2. Andersson T., Schwaag-Serger S., Sorvik J., Hansson E. W. The cluster Policies Whitebook. IKED, 2004.
  3. Гранберг А. Г., Основы региональной экономики: учебник для вузов. 2-е изд. / А. Г. Гранберг. М.: ГУ ВШЭ, 2001. С. 90.
  4. Меньшенина И. Г. Кластерообразование в региональной экономике: монография / И. Г. Меньшенина, Л. М. Капустина; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. — 154 с.
  5. Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика: Сборник научных статей. — Смоленск: Универсум, 2011. — 608 с.
Основные термины (генерируются автоматически): территориально-производственный комплекс, промышленный кластер, транспортно-логистический кластер, производственный кластер, экономический район, индустриальный район, концентрированная группа, конечный продукт, кластер, эффект синергии.

Похожие статьи

Классификация кластеров предприятий | Статья в журнале...

кластер, предприятие, промышленный кластер, ядро кластера, сетевой агент, кластерная структура, структура, участник кластера, связь, конечный продукт. Теоретический анализ концепта экономического кластера.

Транспортно-логистические кластеры как вызов времени...

Ключевые слова:экономика, экономика региона, кластер, логистический кластер, транспортно-логистический кластер, кластерная политика. Создание кластеров — одно из основных направлений развития экономики регионов современной России в рыночных условиях.

Кластер как основа управления промышленными предприятиями

кластер, предприятие, синергетический эффект, географическое положение, отраслевой кластер, промышленный кластер

Примерная структура транспортно-логистического кластера [4]. О сущности экономического понятия «кластер» | Статья в журнале...

Инновационный территориальный кластер «Донские молочные...»

Транспортно-логистические кластеры как вызов времени... Ключевые слова:экономика, экономика региона, кластер, логистический кластер, транспортно-логистический кластер, кластерная политика.

О сущности экономического понятия «кластер»

Кластер — это индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальному подходу.

Финансовые потоки производственного ядра инновационного...

Ключевые слова: финансовые потоки, производственный кластер, ядро кластера.

Данный кластер имеет существенные конкурентные преимущества перед другими территориально-производственными образованиями.

Условия формирования региональной кластерной политики...

транспортно-логистические кластеры.

Возможна организация кластеров, сформированных на территориях из предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный...

Кластеры США. Силиконовая долина как пример эффективного...

По словам Владимира Княгинина: «термину «кластер», в его нынешнем понимании, около 150–200 лет.

Но определить однозначность влияния территориальной организации производственной деятельности на качество и темпы экономического роста и развития...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Классификация кластеров предприятий | Статья в журнале...

кластер, предприятие, промышленный кластер, ядро кластера, сетевой агент, кластерная структура, структура, участник кластера, связь, конечный продукт. Теоретический анализ концепта экономического кластера.

Транспортно-логистические кластеры как вызов времени...

Ключевые слова:экономика, экономика региона, кластер, логистический кластер, транспортно-логистический кластер, кластерная политика. Создание кластеров — одно из основных направлений развития экономики регионов современной России в рыночных условиях.

Кластер как основа управления промышленными предприятиями

кластер, предприятие, синергетический эффект, географическое положение, отраслевой кластер, промышленный кластер

Примерная структура транспортно-логистического кластера [4]. О сущности экономического понятия «кластер» | Статья в журнале...

Инновационный территориальный кластер «Донские молочные...»

Транспортно-логистические кластеры как вызов времени... Ключевые слова:экономика, экономика региона, кластер, логистический кластер, транспортно-логистический кластер, кластерная политика.

О сущности экономического понятия «кластер»

Кластер — это индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальному подходу.

Финансовые потоки производственного ядра инновационного...

Ключевые слова: финансовые потоки, производственный кластер, ядро кластера.

Данный кластер имеет существенные конкурентные преимущества перед другими территориально-производственными образованиями.

Условия формирования региональной кластерной политики...

транспортно-логистические кластеры.

Возможна организация кластеров, сформированных на территориях из предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный...

Кластеры США. Силиконовая долина как пример эффективного...

По словам Владимира Княгинина: «термину «кластер», в его нынешнем понимании, около 150–200 лет.

Но определить однозначность влияния территориальной организации производственной деятельности на качество и темпы экономического роста и развития...

Задать вопрос