Современная система образования, руководствуясь принципами инклюзии, стремится к созданию равных условий для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особую категорию среди них составляют младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР), для которых характерны специфические трудности в усвоении учебного материала, обусловленные особенностями познавательной деятельности, в первую очередь — мышления [2, 3, 4]. Традиционные методы развития и коррекции часто оказываются недостаточно эффективными в условиях цифровизации образования, что порождает противоречие между существующей методической базой и реальными потребностями инклюзивной практики.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска и внедрения новых, отвечающих вызовам времени, инструментов развития мышления. Одним из таких инструментов выступают цифровые веб-сервисы, обладающие значительным педагогическим потенциалом за счет интерактивности, мультимедийности и возможности индивидуальной настройки. Цель исследования — теоретическое обоснование и анализ потенциала использования цифровых веб-сервисов как эффективного инструмента для развития мышления у младших школьников с ЗПР.
Проведенный анализ теоретических источников [1, 2, 4] позволяет выделить ключевые характеристики мыслительной деятельности детей с ЗПР:
– Неравномерность развития видов мышления. Наиболее сохранным является наглядно-действенное мышление, в то время как словесно-логическое имеет значительное отставание. Дети испытывают трудности с выполнением логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), установлением причинно-следственных связей и построением умозаключений.
– Низкая познавательная активность и несформированность регуляционных компонентов. Для обучающихся с ЗПР характерны быстрая истощаемость, слабость произвольного внимания и мотивации, отсутствие стремления к поиску рациональных способов решения задач.
– Преобладание наглядных форм мышления. Эффективное усвоение материала происходит при опоре на визуальные опоры и практические действия.
Данные особенности обуславливают необходимость применения специальных коррекционных методик, ориентированных на активизацию познавательной деятельности, развитие логических операций и предоставление информации в адаптированной, наглядно-образной форме.
В рамках первоначального этапа нашей исследовательской работы нам был проанализирован потенциал веб-сервисов в развитии мышления учащихся с ЗПР. Результаты анализа теоретических источников и практического опыта показали, что веб-сервисы представляют собой перспективное средство коррекционно-развивающей работы, так как их функциональные возможности коррелируют с выявленными особенностями и потребностями детей с ЗПР.
Интерактивность и мультимедийность позволяют представить учебный материал в увлекательной игровой форме (интерактивные задания, квесты, анимированные презентации), что повышает низкую познавательную активность и мотивацию [5, 6].
Возможность индивидуализации заключается в адаптации уровня сложности заданий, темпа работы и объема материала под индивидуальные возможности каждого ребенка, что является ключевым принципом работы с детьми с ЗПР.
Наглядность и мультимедийность веб-сервисов (видео, аудио, интерактивные схемы, графики) напрямую способствуют развитию наглядно-образного мышления, являющегося относительно сохранным.
Обратная связь в режиме реального времени помогает ребенку сразу видеть результат, корректировать ошибки и формирует навык самоконтроля.
Анализ научных работ подтверждает эффективность цифровых инструментов. Так, исследование Н. С. Сухониной (2024) демонстрирует положительную динамику в развитии логического мышления при систематическом использовании мультимедийных презентаций и онлайн-платформ на уроках «Окружающий мир» [6]. О. С. Полищук (2023) отмечает, что применение информационно-коммуникационных технологий способствует развитию словесно-логического мышления, операций сравнения и классификации [5].
Среди конкретных примеров веб-сервисов, применимых в работе с детьми с ЗПР, можно выделить образовательные платформы («Учи.ру», «ЯКласс»), предлагающие интерактивные задания по школьным предметам, а также специализированные развивающие ресурсы (например, «КиберКид», «Brainy»), направленные на тренировку памяти, внимания и логики.
Несмотря на значительный потенциал, использование веб-сервисов сопряжено с рядом рисков и ограничений:
– Технические и ресурсные барьеры. Не все образовательные организации и семьи имеют устойчивый доступ к интернету и необходимое оборудование.
– Дидактические риски. Далеко не весь контент веб-сервисов адаптирован для детей с ОВЗ. Существует риск усугубления дефицита внимания из-за избыточной стимуляции и отвлекающих элементов.
– Необходимость педагогического сопровождения. Использование цифровых инструментов требует от педагога высокой степени медиаграмотности и умения интегрировать их в учебный процесс не как развлекательный элемент, а как полноценное средство обучения. Работа должна быть строго дозированной и сочетаться с традиционными формами деятельности для предотвращения переутомления.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что веб-сервисы обладают значительным коррекционно-развивающим потенциалом в работе с мышлением младших школьников с ЗПР. Их ключевые преимущества — интерактивность, наглядность, возможность индивидуализации и оперативной обратной связи — напрямую адресованы основным трудностям, возникающим у данной категории детей в процессе обучения.
Однако успешная интеграция цифровых инструментов в инклюзивную практику возможна только при соблюдении ряда условий: целенаправленный отбор и критическая оценка контента на предмет его соответствия особым образовательным потребностям, обязательное методическое сопровождение и дозированность использования, а также преодоление технических и кадровых ограничений. Таким образом, веб-сервисы являются не заменой традиционной коррекционной работы, а ее эффективным дополнением, позволяющим сделать процесс развития мышления у детей с ЗПР более современным, мотивирующим и адресным.
Перспективой дальнейших исследований может стать разработка и апробация конкретной методики использования специализированного веб-сервиса, ориентированного на комплексное развитие всех видов мышления у младших школьников с ЗПР.
Литература:
1. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 311 с.
2. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 2004.
3. Инденбаум Е. Л., Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Дети с задержкой психического развития. — М.: Просвещение, 2022. — 48 с.
4. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К. С. Лебединской. — М., 1982.
5. Полищук О. С. Использование современных педагогических технологий в развитии словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития // Наука. Образование. Культура: актуальные проблемы и практика решения. Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. — Прокопьевск, 2023. — С. 216–218.
6. Сухонина Н. С. Мультимедийные технологии как средство развития логического мышления младших школьников с задержкой психического развития // Международный научно-исследовательский журнал. — 2024. — № 8 (146). — С. 55.

