Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Возможности использования веб-сервисов как средства развития мышления у младших школьников с задержкой психического развития

24. Педагогика
20.11.2025
4
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема развития мышления у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в контексте инклюзивного образования. Проанализированы психолого-педагогические особенности детей с ЗПР, в частности, специфика их мыслительной деятельности, характеризующаяся неравномерным развитием видов мышления, низкой познавательной активностью и трудностями в операциях анализа, синтеза и обобщения. Целью исследования является теоретическое обоснование и анализ потенциала использования цифровых веб-сервисов как эффективного инструмента коррекционно-развивающей работы. На основе анализа современных научных публикаций выделены и охарактеризованы ключевые преимущества веб-сервисов, такие как интерактивность, индивидуализация и доступность, а также потенциальные риски их применения.
Библиографическое описание
Ефимова, Н. Г. Возможности использования веб-сервисов как средства развития мышления у младших школьников с задержкой психического развития / Н. Г. Ефимова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 65-69. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/546/19177.


Современная система образования, руководствуясь принципами инклюзии, стремится к созданию равных условий для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особую категорию среди них составляют младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР), для которых характерны специфические трудности в усвоении учебного материала, обусловленные особенностями познавательной деятельности, в первую очередь — мышления [2, 3, 4]. Традиционные методы развития и коррекции часто оказываются недостаточно эффективными в условиях цифровизации образования, что порождает противоречие между существующей методической базой и реальными потребностями инклюзивной практики.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска и внедрения новых, отвечающих вызовам времени, инструментов развития мышления. Одним из таких инструментов выступают цифровые веб-сервисы, обладающие значительным педагогическим потенциалом за счет интерактивности, мультимедийности и возможности индивидуальной настройки. Цель исследования — теоретическое обоснование и анализ потенциала использования цифровых веб-сервисов как эффективного инструмента для развития мышления у младших школьников с ЗПР.

Проведенный анализ теоретических источников [1, 2, 4] позволяет выделить ключевые характеристики мыслительной деятельности детей с ЗПР:

– Неравномерность развития видов мышления. Наиболее сохранным является наглядно-действенное мышление, в то время как словесно-логическое имеет значительное отставание. Дети испытывают трудности с выполнением логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), установлением причинно-следственных связей и построением умозаключений.

– Низкая познавательная активность и несформированность регуляционных компонентов. Для обучающихся с ЗПР характерны быстрая истощаемость, слабость произвольного внимания и мотивации, отсутствие стремления к поиску рациональных способов решения задач.

– Преобладание наглядных форм мышления. Эффективное усвоение материала происходит при опоре на визуальные опоры и практические действия.

Данные особенности обуславливают необходимость применения специальных коррекционных методик, ориентированных на активизацию познавательной деятельности, развитие логических операций и предоставление информации в адаптированной, наглядно-образной форме.

В рамках первоначального этапа нашей исследовательской работы нам был проанализирован потенциал веб-сервисов в развитии мышления учащихся с ЗПР. Результаты анализа теоретических источников и практического опыта показали, что веб-сервисы представляют собой перспективное средство коррекционно-развивающей работы, так как их функциональные возможности коррелируют с выявленными особенностями и потребностями детей с ЗПР.

Интерактивность и мультимедийность позволяют представить учебный материал в увлекательной игровой форме (интерактивные задания, квесты, анимированные презентации), что повышает низкую познавательную активность и мотивацию [5, 6].

Возможность индивидуализации заключается в адаптации уровня сложности заданий, темпа работы и объема материала под индивидуальные возможности каждого ребенка, что является ключевым принципом работы с детьми с ЗПР.

Наглядность и мультимедийность веб-сервисов (видео, аудио, интерактивные схемы, графики) напрямую способствуют развитию наглядно-образного мышления, являющегося относительно сохранным.

Обратная связь в режиме реального времени помогает ребенку сразу видеть результат, корректировать ошибки и формирует навык самоконтроля.

Анализ научных работ подтверждает эффективность цифровых инструментов. Так, исследование Н. С. Сухониной (2024) демонстрирует положительную динамику в развитии логического мышления при систематическом использовании мультимедийных презентаций и онлайн-платформ на уроках «Окружающий мир» [6]. О. С. Полищук (2023) отмечает, что применение информационно-коммуникационных технологий способствует развитию словесно-логического мышления, операций сравнения и классификации [5].

Среди конкретных примеров веб-сервисов, применимых в работе с детьми с ЗПР, можно выделить образовательные платформы («Учи.ру», «ЯКласс»), предлагающие интерактивные задания по школьным предметам, а также специализированные развивающие ресурсы (например, «КиберКид», «Brainy»), направленные на тренировку памяти, внимания и логики.

Несмотря на значительный потенциал, использование веб-сервисов сопряжено с рядом рисков и ограничений:

– Технические и ресурсные барьеры. Не все образовательные организации и семьи имеют устойчивый доступ к интернету и необходимое оборудование.

– Дидактические риски. Далеко не весь контент веб-сервисов адаптирован для детей с ОВЗ. Существует риск усугубления дефицита внимания из-за избыточной стимуляции и отвлекающих элементов.

– Необходимость педагогического сопровождения. Использование цифровых инструментов требует от педагога высокой степени медиаграмотности и умения интегрировать их в учебный процесс не как развлекательный элемент, а как полноценное средство обучения. Работа должна быть строго дозированной и сочетаться с традиционными формами деятельности для предотвращения переутомления.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что веб-сервисы обладают значительным коррекционно-развивающим потенциалом в работе с мышлением младших школьников с ЗПР. Их ключевые преимущества — интерактивность, наглядность, возможность индивидуализации и оперативной обратной связи — напрямую адресованы основным трудностям, возникающим у данной категории детей в процессе обучения.

Однако успешная интеграция цифровых инструментов в инклюзивную практику возможна только при соблюдении ряда условий: целенаправленный отбор и критическая оценка контента на предмет его соответствия особым образовательным потребностям, обязательное методическое сопровождение и дозированность использования, а также преодоление технических и кадровых ограничений. Таким образом, веб-сервисы являются не заменой традиционной коррекционной работы, а ее эффективным дополнением, позволяющим сделать процесс развития мышления у детей с ЗПР более современным, мотивирующим и адресным.

Перспективой дальнейших исследований может стать разработка и апробация конкретной методики использования специализированного веб-сервиса, ориентированного на комплексное развитие всех видов мышления у младших школьников с ЗПР.

Литература:

1. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 311 с.

2. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 2004.

3. Инденбаум Е. Л., Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Дети с задержкой психического развития. — М.: Просвещение, 2022. — 48 с.

4. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К. С. Лебединской. — М., 1982.

5. Полищук О. С. Использование современных педагогических технологий в развитии словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития // Наука. Образование. Культура: актуальные проблемы и практика решения. Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. — Прокопьевск, 2023. — С. 216–218.

6. Сухонина Н. С. Мультимедийные технологии как средство развития логического мышления младших школьников с задержкой психического развития // Международный научно-исследовательский журнал. — 2024. — № 8 (146). — С. 55.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи
Особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников
Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития
Актуальность использования образовательной интернет-платформы в процессе развития интеллектуальных способностей младших школьников
Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников посредством интерактивной образовательной платформы в процессе обучения
Использование наглядных и цифровых средств обучения в работе с детьми с умственной отсталостью
Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Психолого-педагогические условия развития мышления у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения письменной речи
Развитие системы дополнительного образования в коррекционных школах для детей с легкой умственной отсталостью: современные подходы и практический опыт
Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития

Молодой учёный