Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников
Автор: Андреева Анастасия Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 15.05.2020
Статья просмотрена: 857 раз
Библиографическое описание:
Андреева, А. А. Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников / А. А. Андреева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15844/ (дата обращения: 21.12.2024).
В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы. Обучение младших школьников с использованием цифровых технологий позволит быстро научиться ориентироваться среди большого количества информации и использовать ее в работе самостоятельно. Кроме этого, такая подача знаний существенно облегчает процесс преподавания, делая его простым и интересным. В статье представлен краткий обзор онлайн-ресурсов, которые могут использоваться для обучения детей. К основным из них можно отнести следующие: IQша, Началка, Учи.ру, ЯКласс и другие.
Ключевые слова: онлайн-сервис, информация, интерактивное обучение, младшие школьники, презентация, интернет-технологии, самостоятельная работа.
Современные тенденции образования характеризуются активизацией процессов становления самостоятельной личности. В данном контексте, можно выделить способность самостоятельно формировать цели, выбирать способы их реализации. Заниматься подготовкой решения этой задачи необходимо уже в начальной школе, потому как именно там происходит формирование основ учебной деятельности, мотивации и способности к саморазвитию.
На сегодняшний день, одной из важнейших задач системы образования является внедрение эффективных методов обучения, которые смогут обеспечить повышение качества учебного процесса. Благодаря развитию информационных технологий, это стало возможным. При этом, обучение становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся. В современных условиях способность учеников самостоятельно работать с информацией является ценным фактором. Это, в свою очередь, объясняет актуальность выбранной темы.
Следовательно, целью данной работы является изучение основных вопросов, касающихся формирования навыков самостоятельной работы с использованием информационных технологий в начальной школе.
Самостоятельную работу можно охарактеризовать как особый вид учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Что, в свою очередь, характеризуется большой активностью познавательных процессов. Положительный эффект от такого вида работы заключается в повышении качества самого процесса и в развитии способности пополнять свои знания самостоятельно [6, с. 3].
Анализ исследований в данной области говорит о том, что данные вопросы интересовали многих авторов. Из общего числа можно выделить таких как Л. В. Занков, Н. А. Лошкарева, В. Гринева, Д. Б. Дмитриев, Г. М. Коджаспирова, П. Осипова, Н. И. Качановская, Н. В. Талызина, Т. И. Шамова, В. В. Давыдов, А. Е. Дмитриев и других.
Использование онлайн-технологий в процессе обучения младших школьников сегодня достаточно широко распространено. Причина заключается в том, что в этот период у них формируется множество важных навыков в частности умение выполнять работу самостоятельно.
Хотелось бы отметить, что в контексте выбранной темы существует проблема, которая заключается в качестве подготовки кадров к стимулированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Данный вопрос остается одним из самых сложных и малоразработанных. Однако необходимость развития школьников с младших классов не утрачивает своей актуальности [3, с. 50].
Современный педагог должен хорошо владеть новыми образовательными технологиями, чтобы иметь возможность общаться на одном языке с ребенком и уметь координировать поток информации. Информационная грамотность может прямым образом влиять на уровень образованности учащегося. Поэтому развивать информационную культуру необходимо в начальной школе, поскольку она выступает в роли фундамента образования, от которого зависит дальнейшая успешность ученика.
В эпоху информационных технологий онлайн-сервисы и различные электронные образовательные ресурсы являются отличным вариантом для развития учащихся. Для успешного обучения, владение цифровой грамотностью имеет важное значение. Данное понятие включает в себя личностные, технические и интеллектуальные навыки. То есть, устоявшиеся модели поведения, основанные на знаниях использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей [5, с. 7].
Интересной особенностью современных младших школьников является то, что их определяют как первое поколение, рожденное в мире, где любой физический объект имеет цифровой эквивалент. Виртуальный мир — это обычная часть реальности. В связи с этим, школьники уже с начальных классов должны овладевать умениями использования онлайн-ресурсов для получения информации и формирования навыков самостоятельной работы [4, с. 213].
Приведем примеры заданий для самостоятельной работы с использованием онлайн-сервисов. Это могут быть планы, различные онлайн-тесты, тренировочные задачи. Также, в настоящее время ученикам предлагается оформить по учебным материалам небольшие доклады, презентации.
К наиболее эффективным формам подачи информации можно отнести мультимедийные презентации. Таким образом, информация закладывается не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Как результат — происходит формирование мыслеобразов. Кроме этого, для развития навыков самостоятельной работы у младших школьников могут использоваться интерактивные таблицы. Данный способ предполагает выстраивание отдельных фактов в единую систему, тем самым воспитывая у детей логику мышления, развивая внимание и память. Использование электронных учебников также рассчитано на самостоятельную работу [2, с. 5].
Среди интернет-ресурсов можно выделить онлайн-сервис дистанционного образования для детей от 2 до 11 лет «IQша». На данном портале представлено большое количество упражнений, основная задача которых состоит в формировании и развитии интеллектуальных способностей детей. Контент представлен в виде обучающих и тестовых упражнений.
Также отметим сайт для учащихся начальной школы — «Началка». Данный ресурс содержит множество упражнений по математике, русскому языку, литературному чтению и т. д. Облегчают процесс обучения персонажи-помощники, озвученные задания и простая навигация.
Кроме этого, существуют такие информационные порталы-энциклопедии, как «Чудо-Школьник», «Чудо-Почемучка», «Знайка.ру». Они представляют собой бесценную кладовую детских развивающих материалов, каждый раз пополняясь новыми эксклюзивными материалами и свежими идеями.
Также, существует онлайн платформа, как Учи.ру, основные задачи которой заключаются в следующем: обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, популяризация математических знаний. Главной ее особенностью является то, что весь курс разделен на множество интерактивных заданий, что в свою очередь позволяет выстраивать индивидуальный образовательный процесс для каждого ученика.
Платформа «Sreda» используется в качестве развивающей игры и в качестве домашнего задания. Процесс построен на выполнении нестандартных задач, благодаря которым, школьник с интересом осваивает материал. Польза данного онлайн-сервиса в том, что подобные задания не только требуют углубленного знания школьной программы, но и тренируют логику, учат мыслить шире привычных рамок. Такой онлайн формат, из-за сходства с компьютерной игрой, привлекает детей.
Также, следует сказать о онлайн-платформе ЯКласс, которая совмещает в себе тренажеры и автоматическую проверку домашних заданий. На данном портале размещено около 1,6 трлн бесплатных заданий и видеоуроков. Присутствует теоретический блок, который предшествует практическим упражнениям, поэтому пользуется большой популярностью [1, с. 167].
Как мы видим, современная жизнь открывает много возможностей для подрастающего поколения. Кроме интерактивного обучения учеников, преподаватели, также, могут совершенствовать свои навыки при помощи цифровых технологий. Так, онлайн-сервис Class Tools.NET дает возможность создавать на его основе различные обучающие игры, викторины, диаграммы. Платформа Brain Flips позволяет изготовлять карточки по предмету преподавания и тут же работать с ними. В каждом задании могут присутствовать разнообразные файлы — видео, аудио или фото. Это необходимо для более глубокого восприятия информации.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование онлайн-сервисов в развитии навыка самостоятельной работы может применяться весьма успешно. Такая работа может не только сделать деятельность учащихся разнообразной и интересной, а и повысить творческий потенциал, активизировать способность концентрироваться. Применение информационных технологий в данной области способствует созданию оптимальных условий для ориентации на самообразование, индивидуализации действий, увеличению доли самостоятельности каждого ученика в учебном процессе. Самостоятельная работа повышает интерес, формирует мотивацию [7, с. 364].
Однако следует помнить, что в данном случае работа должна быть четко продумана и дозирована. Такой вид обучения должен стать инструментом, который приносит пользу ребенку. Поскольку основная задача современного образования заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить их искать знания и осваивать самостоятельно.
Современные тенденции развития общества подтверждают необходимость разработки электронных образовательных площадок. Вышеназванные ресурсы — лишь малая часть из многих инструментов, которые можно использовать для формирования и совершенствования цифровых навыков школьников и обучения их самостоятельной работе.
Литература:
- Бороненко, Т. А. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды / Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, В. С. Федотова // Перспективы науки и образования — 2019. — № 2. — С. 167– 193.
- Кочеткова, О. А. Возможности применения интернет-сервисов на уроках вшколе // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2019. — № 5. — С. 1–5.
- Пешкова, Г. Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы / Г. Ю. Пешкова, А. Ю. Самарина // Образование и наука. — 2018. — Т. 20, № 10. — С. 50–75.
- Щербакова Е. В., Щербакова Т. Н. Организация самостоятельной работы как важнейшая составляющая организации учебного процесса // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр: Сборник научных трудов. — 2015. — № 18. — С. 213–220.
- Чебурина, О. В. Формирование умений самостоятельной работы на уроках информатики с использованием современных информационных технологий // Наука и перспективы. — 2016. — № 3. — С. 1–8.
- Щербакова, Е. В. Историческое развитие самостоятельной работы как вида деятельности школьников // Colloquium-journal. — 2019. — № 6. — С. 1–6.
- Пьянова, И. А. Использование WEB-технологий в процессе обучения / И. А. Пьянова, Н. В. Гусева // Современные образовательные Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы: Сб. статей участников междунар. Научно-практ. конф. — Арзамас: Национ. исслед. Нижегородский гос. Ун-т им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, 2017. — С. 364–368.
Ключевые слова
информация, интернет-технологии, самостоятельная работа, младшие школьники, интерактивное обучение, презентация, онлайн-сервисПохожие статьи
Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке
В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...
Повышение мотивации к изучению химии посредством использования учебных сетевых проектов
Современные информационные технологии и сеть Интернет оказывают огромное влияние на систему образования, их умелое использование учителем позволит повысить учебную мотивацию школьников к изучению химии. В статье рассмотрена возможность внедрения учеб...
Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников
Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...
Применение цифровых образовательных игр в учебном процессе
Современный мир информационных технологий развивается с невероятной скоростью. Компьютерные игры в современном мире играют важную роль не только в качестве развлечения, но и как инструмент для обучения и развития различных навыков. Они могут использо...
Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...
Применение передовых технологий, тренажёров на занятиях по физической культуре и спорту со студентами
В данной статье анализируется влияние передовых технологий и тренажеров на улучшение качества обучения студентов физической культуре и спорту. Освещается необходимость интеграции инноваций, таких как виртуальная реальность, мобильные приложения и тре...
Геймификация как инструмент продвижения банковских онлайн-сервисов
Широкое распространение сервисов онлайн-банкинга и конкуренция на рынке привели к тому, что банки, в свою очередь, стали прилагать большие усилия для продвижения, увеличения лояльности и привлечения внимания к своим онлайн-сервисам. Многие из них обр...
Наставничество как образовательный тренд современности
Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...
Рекомендации по применению персонального сайта учителя в процессе обучения математике в рамках дифференцированного подхода
В настоящее время в глобальных масштабах перед образовательными системами стоит вопрос практической реализации карантинных мероприятий в связи с пандемическим распространением коронавирусной инфекции и сочетанием с учебным процессом. Так, процесс обу...
Интерактивная тетрадь — один из эффективных методов в работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор описывает использование в образовательном процессе интерактивного метода, который делает процесс обучения увлекательным и привлекательным.
Похожие статьи
Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке
В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...
Повышение мотивации к изучению химии посредством использования учебных сетевых проектов
Современные информационные технологии и сеть Интернет оказывают огромное влияние на систему образования, их умелое использование учителем позволит повысить учебную мотивацию школьников к изучению химии. В статье рассмотрена возможность внедрения учеб...
Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников
Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...
Применение цифровых образовательных игр в учебном процессе
Современный мир информационных технологий развивается с невероятной скоростью. Компьютерные игры в современном мире играют важную роль не только в качестве развлечения, но и как инструмент для обучения и развития различных навыков. Они могут использо...
Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...
Применение передовых технологий, тренажёров на занятиях по физической культуре и спорту со студентами
В данной статье анализируется влияние передовых технологий и тренажеров на улучшение качества обучения студентов физической культуре и спорту. Освещается необходимость интеграции инноваций, таких как виртуальная реальность, мобильные приложения и тре...
Геймификация как инструмент продвижения банковских онлайн-сервисов
Широкое распространение сервисов онлайн-банкинга и конкуренция на рынке привели к тому, что банки, в свою очередь, стали прилагать большие усилия для продвижения, увеличения лояльности и привлечения внимания к своим онлайн-сервисам. Многие из них обр...
Наставничество как образовательный тренд современности
Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...
Рекомендации по применению персонального сайта учителя в процессе обучения математике в рамках дифференцированного подхода
В настоящее время в глобальных масштабах перед образовательными системами стоит вопрос практической реализации карантинных мероприятий в связи с пандемическим распространением коронавирусной инфекции и сочетанием с учебным процессом. Так, процесс обу...
Интерактивная тетрадь — один из эффективных методов в работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор описывает использование в образовательном процессе интерактивного метода, который делает процесс обучения увлекательным и привлекательным.