Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Изографы как средство профилактики предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

24. Педагогика
13.11.2025
3
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена проблеме профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития. В работе систематизированы предпосылки различных видов дисграфии: артикуляторно‑акустической, на почве нарушения фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматической и оптической. Цель исследования — оценить эффективность изографов как средства профилактики предпосылок дисграфии. Изографы определяются как изображения, в которых буквы слова визуально ассоциируются с обозначаемым предметом, что позволяет комплексно развивать речевые и неречевые функции. Методы: — диагностика речевого развития; — сравнительный эксперимент с контрольной и экспериментальной группами; — количественный анализ динамики по пяти видам дисграфии до и после коррекционных занятий. Результаты. В экспериментальной группе, где применялись изографы, зафиксирован более выраженный прирост показателей профилактики по всем видам дисграфии в сравнении с контрольной группой. Результаты подтверждают целесообразность включения изографов в профилактическую коррекционную работу с дошкольниками, имеющими риски дисграфии.
Библиографическое описание
Хорошева, Д. А. Изографы как средство профилактики предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста / Д. А. Хорошева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 75-82. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/545/19166.


Введение . Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письменной деятельности, характеризующееся стабильными и повторяющимися ошибками, возникающими вследствие недоразвития высших психических функций, вовлеченных в процесс письма. Это одно из наиболее распространенных расстройств письменной речи среди младших школьников, особенно среди тех, у кого наблюдаются нарушения речевого развития. Ранняя диагностика дисграфии и проведение коррекционной логопедической работы по профилактике предпосылок дисграфии в дошкольном периоде существенно снижают вероятность возникновения серьезных проблем с письмом в школьном возрасте.

Основная часть. Рассмотрим предпосылки дисграфии, которые можно выявить у детей старшего дошкольного возраста. По классификации Р. И. Лалаевой выделяют пять видов дисграфии [2].

В контексте артикуляторно-акустической дисграфии ключевым фактором, обусловливающим ее возникновение, является звукопроизношение ребенка, а точнее замены и пропуски букв. Эти ошибки, в свою очередь, приводят к пропускам или заменам на письме, что свидетельствует о сложной взаимосвязи между устными и письменными языковыми процессами.

В случае дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания главной предпосылкой ее возникновения будет неумение ребенка дифференцировать на слух следующие пары звуков: твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие, а также два любых звука из числа сонорных — [л], [р], [й]. В экспрессивной речи данные звуки ребенок произносит правильно, однако при показе изображений квазиомонимов — слов, которые имеют разное значение, но близкий по звучанию звуковой состав, отличающийся одной буквой, дети испытывают затруднения в дифференциации данных звуков [5].

При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза главной предпосылкой будет неумение ребенка старшего дошкольного возраста выполнять простые задания на звуковой анализ слов: к примеру, узнать звук на фоне слова; определить месторасположение звука в слове; выделить звук, стоящий в начале и в конце слова [5].

Аграмматическая дисграфия возникает из-за недостаточного развития лексической и грамматической сторон речи. Ошибки могут проявляться как на уровне отдельных слов, так и на уровне словосочетаний, предложений и текстов.

На уровне слова наблюдаются нарушения морфологической структуры, изменения слов по падежам, лицам, родам, временам и числам, а также ошибки в словообразовании, то есть в создании новых слов с помощью приставок, суффиксов и окончаний.

На уровне словосочетания возникают проблемы с согласованием в роде, числе и падеже, с управлением и примыканием.

На уровне предложения могут быть ошибки в согласовании слов, неправильное использование предложно-падежных конструкций, пропуски главных и второстепенных членов, а также нарушение порядка слов [3].

Ключевым фактором, обуславливающим возникновение оптической дисграфии, является недостаточное развитие зрительно-пространственных функций. Ребенок, до начала обучения грамоте не овладевший навыками дифференцированного восприятия формы, величины и пространственного расположения объектов, сталкивается с серьезными трудностями в различении оптически схожих графических символов. Это обусловлено дефицитом когнитивных механизмов, обеспечивающих интеграцию сенсорной информации и ее трансформацию в графические образы.

Для изучения предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста было проведено практическое исследование на базе МБОУ «Школа — детский сад № 12» г. Кудымкара. В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста с нарушенным речевым развитием. Диагностика речевого развития проводилась с использованием пособия Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)» [4].

В ходе исследования было выявлено, что данная группа детей имеет предпосылки к возникновению дисграфии. Полученные данные позволяют определить выраженность предпосылок разных видов дисграфии. Рассмотрим эти предпосылки от наиболее до наименее выраженных:

— предпосылки дисграфии на почве нарушенного языкового анализа и синтеза;

— предпосылки артикуляторно-акустической дисграфии;

— предпосылки аграмматической дисграфии;

— предпосылки оптической дисграфии;

— предпосылки дисграфии на почве нарушенного фонемного распознавания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данной группе детей необходимы систематические коррекционные логопедические занятия по профилактике выявленных предпосылок дисграфии.

Рассмотрим изографы как одно из средств профилактики возникновения предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста. Изографы — это картинки, на которых слова записаны буквами, расположение которых близко или отдаленно напоминает изображение того предмета, о котором идет речь [1].

Обучение с использованием изографов учитывает когнитивные аспекты восприятия и внимания, что способствует формированию устойчивого познавательного интереса у детей и является ключевым фактором в процессе усвоения учебного материала. Работа с изографами обеспечивает активное вовлечение каждого ребенка в выполнение заданий, что позволяет индивидуализировать образовательный процесс и адаптировать его к особенностям когнитивного развития каждого учащегося.

Для работы с изографом предлагаются следующие задания:

— рассмотреть изограф и найти все буквы;

— рассмотреть изограф и сказать, что он напоминает;

— составить слово из найденных букв;

— назвать, из каких букв и звуков состоит данное слово;

— назвать, сколько звуков и букв в данном изографе;

— назвать звуки и буквы по порядку;

— назвать гласные и согласные звуки (буквы);

— разделить слово на слоги и сказать, сколько слогов в слове;

— нарисовать этот изограф;

— придумать слово, которое начинается с первой (последней) буквы изографа;

— составить словосочетание (предложение, описательный рассказ) с этим изографом.

Для работы с несколькими изографами можно предложить следующие задания:

— найти изограф, в котором есть определенный звук;

— найти изографы, в которых есть определенная буква;

— составить предложение, используя предложенные изографы;

— разделить изографы на группы и объяснить, почему разделение выполнено именно так.

В ходе выполнения самостоятельных заданий на листах, когда дети сравнивают свои результаты с заданным образцом, они учатся контролировать и оценивать свою работу. Это также способствует развитию навыков последовательного выделения букв и звуков в словах.

Работа на листах помогает решать важные задачи по профилактике дисграфии:

— развитие языкового анализа и синтеза;

— развитие зрительно-пространственных функций;

— совершенствование лексико-грамматического строя речи;

— закрепление образа буквы;

— развитие зрительно-моторной координации;

— улучшение зрительного внимания (способность ориентироваться на форму предметов);

— стимулирование зрительно-познавательной активности;

— включение мыслительных операций в предметно-практическую деятельность;

— развитие зрительного восприятия в сочетании с несенсорными психическими функциями, такими как внимание, память и мышление.

Для подтверждения эффективности использования изографов при профилактике предпосылок дисграфии дети были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольной группе образовательный процесс осуществлялся в рамках традиционной программы, в то время как в экспериментальной группе, помимо стандартной учебной программы, применялись изографы.

В таблице 1 представлены результаты профилактики дисграфии контрольной и экспериментальной групп до и после проведения занятий.

Таблица 1

Сравнительные результаты профилактики дисграфии контрольной и экспериментальной групп до и после проведения занятий

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Дисграфия на почве нарушенного фонемного распознавания

Аграмматическая дисграфия

Дисграфия на почве нарушенного языкового анализа и синтеза

Оптическая дисграфия

Экспериментальная группа до занятий

3,27

4,11

3,44

2,80

3,82

Экспериментальная группа после занятий

4,23

4,58

3,98

3,83

4,09

Контрольная группа до занятий

3,63

4,36

3,46

2,58

3,82

Контрольная группа после занятий

4,37

4,56

3,79

3,45

3,96

Анализируя результаты таблицы, можно сделать вывод о том, что разница результатов экспериментальной группы выше, чем у контрольной.

Из таблицы следует, что при сравнении данных до и после проведения занятий у экспериментальной группы повысился уровень следующих результатов:

— при профилактике дисграфии на почве нарушенного языкового анализа и синтеза средний показатель результатов по этому виду дисграфии увеличился на 1,03 балла;

— при профилактике артикуляторно-акустической дисграфии средний показатель результатов увеличился на 0,96 балла;

— при профилактике аграмматической дисграфии средний показатель результатов увеличился на 0,54 балла;

— при профилактике дисграфии на почве нарушенного фонемного распознавания средний показатель результатов увеличился на 0,47 балла;

— при профилактике оптической дисграфии средний показатель результатов увеличился на 0,27 балла.

У контрольной группы уровень результатов также увеличился, однако увеличение результатов было сравнительно ниже, чем у экспериментальной группы.

Из таблицы следует, что при сравнении данных до и после проведения занятий у контрольной группы повысился уровень следующих результатов:

— при профилактике дисграфии на почве нарушенного языкового анализа и синтеза средний показатель результатов по этому виду дисграфии увеличился на 0,87 балла;

— при профилактике артикуляторно-акустической дисграфии средний показатель результатов увеличился на 0,74 балла;

— при аграмматической дисграфии средний показатель результатов увеличился на 0,33 балла;

— при дисграфии на почве нарушенного фонемного распознавания средний показатель результатов увеличился на 0,2 балла;

— при профилактике оптической дисграфии средний показатель результатов увеличился на 0,14 балла.

Используя приведенные выше данные, можно сделать вывод об эффективности применения изографов как одного из методов профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение. Проведенное исследование подтверждает актуальность ранней профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, особенно среди детей с нарушениями речевого развития. Анализ предпосылок различных видов дисграфии показал, что уже в дошкольный период можно выявить риски формирования артикуляторно‑акустической дисграфии, дисграфии на почве нарушенного фонемного распознавания, дисграфии на почве нарушенного языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и оптической дисграфии.

Ключевым результатом работы стало экспериментальное обоснование эффективности изографов как профилактического инструмента. Таким образом, изографы представляют собой эффективный инструмент профилактики дисграфии, который может быть внедрен в деятельность логопедов, воспитателей и родителей для профилактики предпосылок дисграфии и обеспечения успешной готовности детей к школьному обучению.

Литература:

  1. Братченко А. Ф., Сербина Л. Ф. Изографы : пособие для педагогов и родителей по предупреждению дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 1998. — 140 с.: ил.: 20 см.; — ISBN 5-8116-0004-7.
  2. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. — Ростов-на-Дону : Феникс; Санкт-Петербург : Союз, 2004. — 224 с.
  3. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей : избранные труды. Москва : АРКТИ, 2005. — 221 с.
  4. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). — 3-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2019. — 39, [1] с.; 29 см. — (Разработано в соответствии с ФГОС). — ISBN 978-5-89814-227-8.
  5. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. — Санкт-Петербург : Лениздат, Союз, 2001. — 238, [2] с. ил.; 25. — (Коррекционная педагогика). — ISBN 5-289-02016-0.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный