Введение . Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письменной деятельности, характеризующееся стабильными и повторяющимися ошибками, возникающими вследствие недоразвития высших психических функций, вовлеченных в процесс письма. Это одно из наиболее распространенных расстройств письменной речи среди младших школьников, особенно среди тех, у кого наблюдаются нарушения речевого развития. Ранняя диагностика дисграфии и проведение коррекционной логопедической работы по профилактике предпосылок дисграфии в дошкольном периоде существенно снижают вероятность возникновения серьезных проблем с письмом в школьном возрасте.
Основная часть. Рассмотрим предпосылки дисграфии, которые можно выявить у детей старшего дошкольного возраста. По классификации Р. И. Лалаевой выделяют пять видов дисграфии [2].
В контексте артикуляторно-акустической дисграфии ключевым фактором, обусловливающим ее возникновение, является звукопроизношение ребенка, а точнее замены и пропуски букв. Эти ошибки, в свою очередь, приводят к пропускам или заменам на письме, что свидетельствует о сложной взаимосвязи между устными и письменными языковыми процессами.
В случае дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания главной предпосылкой ее возникновения будет неумение ребенка дифференцировать на слух следующие пары звуков: твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие, а также два любых звука из числа сонорных — [л], [р], [й]. В экспрессивной речи данные звуки ребенок произносит правильно, однако при показе изображений квазиомонимов — слов, которые имеют разное значение, но близкий по звучанию звуковой состав, отличающийся одной буквой, дети испытывают затруднения в дифференциации данных звуков [5].
При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза главной предпосылкой будет неумение ребенка старшего дошкольного возраста выполнять простые задания на звуковой анализ слов: к примеру, узнать звук на фоне слова; определить месторасположение звука в слове; выделить звук, стоящий в начале и в конце слова [5].
Аграмматическая дисграфия возникает из-за недостаточного развития лексической и грамматической сторон речи. Ошибки могут проявляться как на уровне отдельных слов, так и на уровне словосочетаний, предложений и текстов.
На уровне слова наблюдаются нарушения морфологической структуры, изменения слов по падежам, лицам, родам, временам и числам, а также ошибки в словообразовании, то есть в создании новых слов с помощью приставок, суффиксов и окончаний.
На уровне словосочетания возникают проблемы с согласованием в роде, числе и падеже, с управлением и примыканием.
На уровне предложения могут быть ошибки в согласовании слов, неправильное использование предложно-падежных конструкций, пропуски главных и второстепенных членов, а также нарушение порядка слов [3].
Ключевым фактором, обуславливающим возникновение оптической дисграфии, является недостаточное развитие зрительно-пространственных функций. Ребенок, до начала обучения грамоте не овладевший навыками дифференцированного восприятия формы, величины и пространственного расположения объектов, сталкивается с серьезными трудностями в различении оптически схожих графических символов. Это обусловлено дефицитом когнитивных механизмов, обеспечивающих интеграцию сенсорной информации и ее трансформацию в графические образы.
Для изучения предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста было проведено практическое исследование на базе МБОУ «Школа — детский сад № 12» г. Кудымкара. В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста с нарушенным речевым развитием. Диагностика речевого развития проводилась с использованием пособия Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)» [4].
В ходе исследования было выявлено, что данная группа детей имеет предпосылки к возникновению дисграфии. Полученные данные позволяют определить выраженность предпосылок разных видов дисграфии. Рассмотрим эти предпосылки от наиболее до наименее выраженных:
— предпосылки дисграфии на почве нарушенного языкового анализа и синтеза;
— предпосылки артикуляторно-акустической дисграфии;
— предпосылки аграмматической дисграфии;
— предпосылки оптической дисграфии;
— предпосылки дисграфии на почве нарушенного фонемного распознавания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данной группе детей необходимы систематические коррекционные логопедические занятия по профилактике выявленных предпосылок дисграфии.
Рассмотрим изографы как одно из средств профилактики возникновения предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста. Изографы — это картинки, на которых слова записаны буквами, расположение которых близко или отдаленно напоминает изображение того предмета, о котором идет речь [1].
Обучение с использованием изографов учитывает когнитивные аспекты восприятия и внимания, что способствует формированию устойчивого познавательного интереса у детей и является ключевым фактором в процессе усвоения учебного материала. Работа с изографами обеспечивает активное вовлечение каждого ребенка в выполнение заданий, что позволяет индивидуализировать образовательный процесс и адаптировать его к особенностям когнитивного развития каждого учащегося.
Для работы с изографом предлагаются следующие задания:
— рассмотреть изограф и найти все буквы;
— рассмотреть изограф и сказать, что он напоминает;
— составить слово из найденных букв;
— назвать, из каких букв и звуков состоит данное слово;
— назвать, сколько звуков и букв в данном изографе;
— назвать звуки и буквы по порядку;
— назвать гласные и согласные звуки (буквы);
— разделить слово на слоги и сказать, сколько слогов в слове;
— нарисовать этот изограф;
— придумать слово, которое начинается с первой (последней) буквы изографа;
— составить словосочетание (предложение, описательный рассказ) с этим изографом.
Для работы с несколькими изографами можно предложить следующие задания:
— найти изограф, в котором есть определенный звук;
— найти изографы, в которых есть определенная буква;
— составить предложение, используя предложенные изографы;
— разделить изографы на группы и объяснить, почему разделение выполнено именно так.
В ходе выполнения самостоятельных заданий на листах, когда дети сравнивают свои результаты с заданным образцом, они учатся контролировать и оценивать свою работу. Это также способствует развитию навыков последовательного выделения букв и звуков в словах.
Работа на листах помогает решать важные задачи по профилактике дисграфии:
— развитие языкового анализа и синтеза;
— развитие зрительно-пространственных функций;
— совершенствование лексико-грамматического строя речи;
— закрепление образа буквы;
— развитие зрительно-моторной координации;
— улучшение зрительного внимания (способность ориентироваться на форму предметов);
— стимулирование зрительно-познавательной активности;
— включение мыслительных операций в предметно-практическую деятельность;
— развитие зрительного восприятия в сочетании с несенсорными психическими функциями, такими как внимание, память и мышление.
Для подтверждения эффективности использования изографов при профилактике предпосылок дисграфии дети были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольной группе образовательный процесс осуществлялся в рамках традиционной программы, в то время как в экспериментальной группе, помимо стандартной учебной программы, применялись изографы.
В таблице 1 представлены результаты профилактики дисграфии контрольной и экспериментальной групп до и после проведения занятий.
Таблица 1
Сравнительные результаты профилактики дисграфии контрольной и экспериментальной групп до и после проведения занятий
|
Артикуляторно-акустическая дисграфия |
Дисграфия на почве нарушенного фонемного распознавания |
Аграмматическая дисграфия |
Дисграфия на почве нарушенного языкового анализа и синтеза |
Оптическая дисграфия | |
|
Экспериментальная группа до занятий |
3,27 |
4,11 |
3,44 |
2,80 |
3,82 |
|
Экспериментальная группа после занятий |
4,23 |
4,58 |
3,98 |
3,83 |
4,09 |
|
Контрольная группа до занятий |
3,63 |
4,36 |
3,46 |
2,58 |
3,82 |
|
Контрольная группа после занятий |
4,37 |
4,56 |
3,79 |
3,45 |
3,96 |
Анализируя результаты таблицы, можно сделать вывод о том, что разница результатов экспериментальной группы выше, чем у контрольной.
Из таблицы следует, что при сравнении данных до и после проведения занятий у экспериментальной группы повысился уровень следующих результатов:
— при профилактике дисграфии на почве нарушенного языкового анализа и синтеза средний показатель результатов по этому виду дисграфии увеличился на 1,03 балла;
— при профилактике артикуляторно-акустической дисграфии средний показатель результатов увеличился на 0,96 балла;
— при профилактике аграмматической дисграфии средний показатель результатов увеличился на 0,54 балла;
— при профилактике дисграфии на почве нарушенного фонемного распознавания средний показатель результатов увеличился на 0,47 балла;
— при профилактике оптической дисграфии средний показатель результатов увеличился на 0,27 балла.
У контрольной группы уровень результатов также увеличился, однако увеличение результатов было сравнительно ниже, чем у экспериментальной группы.
Из таблицы следует, что при сравнении данных до и после проведения занятий у контрольной группы повысился уровень следующих результатов:
— при профилактике дисграфии на почве нарушенного языкового анализа и синтеза средний показатель результатов по этому виду дисграфии увеличился на 0,87 балла;
— при профилактике артикуляторно-акустической дисграфии средний показатель результатов увеличился на 0,74 балла;
— при аграмматической дисграфии средний показатель результатов увеличился на 0,33 балла;
— при дисграфии на почве нарушенного фонемного распознавания средний показатель результатов увеличился на 0,2 балла;
— при профилактике оптической дисграфии средний показатель результатов увеличился на 0,14 балла.
Используя приведенные выше данные, можно сделать вывод об эффективности применения изографов как одного из методов профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение. Проведенное исследование подтверждает актуальность ранней профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, особенно среди детей с нарушениями речевого развития. Анализ предпосылок различных видов дисграфии показал, что уже в дошкольный период можно выявить риски формирования артикуляторно‑акустической дисграфии, дисграфии на почве нарушенного фонемного распознавания, дисграфии на почве нарушенного языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и оптической дисграфии.
Ключевым результатом работы стало экспериментальное обоснование эффективности изографов как профилактического инструмента. Таким образом, изографы представляют собой эффективный инструмент профилактики дисграфии, который может быть внедрен в деятельность логопедов, воспитателей и родителей для профилактики предпосылок дисграфии и обеспечения успешной готовности детей к школьному обучению.
Литература:
- Братченко А. Ф., Сербина Л. Ф. Изографы : пособие для педагогов и родителей по предупреждению дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 1998. — 140 с.: ил.: 20 см.; — ISBN 5-8116-0004-7.
- Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. — Ростов-на-Дону : Феникс; Санкт-Петербург : Союз, 2004. — 224 с.
- Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей : избранные труды. Москва : АРКТИ, 2005. — 221 с.
- Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). — 3-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2019. — 39, [1] с.; 29 см. — (Разработано в соответствии с ФГОС). — ISBN 978-5-89814-227-8.
- Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. — Санкт-Петербург : Лениздат, Союз, 2001. — 238, [2] с. ил.; 25. — (Коррекционная педагогика). — ISBN 5-289-02016-0.

