К проблеме исследования сценографии с исторических и современных позиций
Автор: Бекмуродова Покизахон Кутлуг кызы
Рубрика: 27. Искусствоведение
Опубликовано в
XCIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2024)
Дата публикации: 31.12.2024
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Бекмуродова, П. К. К проблеме исследования сценографии с исторических и современных позиций / П. К. Бекмуродова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 93-97. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/527/18802/ (дата обращения: 16.01.2025).
В статье рассмотрена одна из основных составляющих театра, как вид изобразительного искусства, сценография, и как важная ветвь она отвечает за художественный замысел и облик спектакля, благодаря которой образ спектакля раскрывается с художественной стороны и действие превращается в настоящее реальное представление.
Ключевые слова: театр, аспект, явление, сценография, бутафория, искусство, технология.
В мировом социальном сообществе отношение к театру складывалось на протяжении долгого времени. Театр как искусство древнее, включает в себя не просто быт или духовный мир общества, а всю социальную метаморфозу отношений, этики, поведения, характера человека, и как вид развивающегося искусства остается востребованным и по сей день. Известно, что театр в своем развитии прошел не только исторические этапы, но и пути всемирного распространения среди простого населения, племен и народов, что и послужило скорее всего принятию его как особого, почетного и заслуженного вида искусства, правда чуть позже.
Во многих зарубежных странах все эти процессы требуют системного обобщения и создания целостной картины развития сценографического искусства, в сложную, иногда в противоречивую эпоху, время войн и катаклизмов, в определении роли искусства и ведущих тенденций этапов ее развития. До сих пор такого рода специальных искусствоведческих исследований не было, несмотря на довольно пристальный интерес театроведов к сценографии как к особому виду искусства.
В истории становления и развития театрального искусства важен каждый аспект составляющий его целостность, известно что театр это синтетический вид искусства который объединяет другие сферы искусства и культуры которые в свою очередь могут существовать как самостоятельная единица, кроме того театральному искусству присуще следующие особенности: коллективность, взаимодействие со зрителем, сиюминутность, неповторимость и наличие хронотопа каждая из них является важной для становления театра и театрального искусства.
Поэтому поводу истории сценографии, искусствовед Т. В. Астафьева полагает, что “в театре на рубеже XX–XXI веков произошли существенные изменения, коснувшиеся всех сторон его деятельности, связанные с применением информационных технологий. Современный театр становится на инновационный путь развития, используя достижения новых технологий в основных составляющих постановочного процесса: режиссерской экспликации, создании эскизов декораций и костюмов, а также в осуществлении сценографического решения спектаклей. Новые технологии оказывают огромное влияние на развитие театра как вида искусства: появляются универсальные формы спектаклей, новые театральные специальности, специфические технологии постановочного творчества и театрального дела” [1:3].
Театр — синтез многих видов искусств, которые вступают во взаимодействие друг с другом, к ним относится литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка, хореография и дизайн. Одной из основных составляющих театра является изобразительное искусство, а точнее сценография как важная ветвь она отвечает за художественный облик, замысел спектакля, благодаря которой образ спектакля раскрывается с художественной стороны и действие превращается в настоящее представление. Декорации, костюмы, свет, грим, реквизиты — это все элементы сценографии, которые служат для полного раскрытия образа и идеи спектакля, костюм, грим и реквизиты помогают артистам на сцене для перевоплощения в человека кого они играют на сцене придавая им характер и образность.
Как утверждает искусствовед А. Е. Зубов, “определено, что к концу 1980-х годов на основе развития предыдущих типов сценографии сформировалась новая система — действенная сценография. Во многом ее принципы перекликались с проявлениями постмодернизма, пришедшего в отечественное искусство — игровые взаимоотношения с текстом, эклектика в стилях и жанрах, отрицание линейности повествования, преобладание зрелищного аспекта. Индивидуальная трактовка пьесы на этом этапе почти полностью вытесняет типичное в творчестве художников театра. Таким образом, можно утверждать, что на протяжении 45 лет сценография театров Барнаула и Новосибирска эволюционировала от сценографии конкретного места действия, через развитие сценографии обобщенного места действия, обособление игрового и персонажного типов сценографии, к исторически новой системе оформления сценического действия — действенной сценографии” [4:21].
Из всех разновидностей профессии художника сценограф — профессия, пожалуй, самая сложная. По объему знаний, уровню культуры, специфике мышления сценографа можно сравнить с изобретателем-конструктором и с ученым-исследователем. Он конструирует сценическое пространство по законам исторической достоверности, эстетической эквивалентности замыслу автора, психофизического удобства для актерской игры.
По способности мастерить, уметь все делать своими руками, добиваться необходимого качества каждого предмета на сцене сценографа можно сравнить с высококвалифицированным рабочим [7].
Например, в исследовании Е. Н. Грининой, “различные подходы театральных художников к воплощению режиссерских идей при интерпретации пьес У. Шекспира свидетельствуют о том, что при всех влияниях, которое испытывает театрально-декорационное искусство, сохраняется устойчива тенденция развития «шекспировской» сценографии, демонстрирующей ее многогранность. Каждый год выпускаются новые спектакли в самых разнообразных интерпретациях и не только в Санкт-Петербурге, этот факт подчеркивает актуальность изучения данной темы”, тем самым подчеркивая, что театрально-декорационное искусство все-таки многогранна [3:20].
Во время постановки спектакля художник, как и режиссер, занимается разбором драматургического материала и выявлением его идеи и смысла, решая вопросы конфликта и кульминации, основываясь на этом создает эскизы сценографии придавая художественный образ спектаклю.
В этом плане по мнению М. В. Вороновой, “очевидно, оформление носит иллюстративный характер декорации места действия. Композиционное построение вторично, (подражание первым постановкам Московского Художественного Театра), но существуют попытки индивидуализации схематичной драматургии. Так в оформлении спектакля «Дубровский» Г. И. Рачковский разделяет вертикальную плоскость «зеркала сцены», помещая параллельно порталу, вдоль арьерсцены подиум. Обрамляя его оградой с входными воротами, декорирует подиум как заросший холм, создавая иллюзию, расположения усадьбы в горной низине. Таким образом, живопись фона становится естественным продолжением объектов, расположенных на планшете сцены” [2:16].
В последние десятилетия проблемы сценографии вызывают к себе особо острый интерес. Об этом свидетельствуют общетеоретические работы, монографии, многочисленные статьи в специальных изданиях, наконец, ряд дискуссий на страницах периодической печати. Такое пристальное внимание к вопросам декорационного искусства продиктовано в первую очередь самой практикой современного театра [5].
Как считает искусствовед Т. В. Астафьева, “На современном этапе возникла потребность не только в исследовании художественно-технологических возможностей информационных технологий в постановочном процессе, но и определения значения термина «новые технологии», под которым диссертант понимает комплекс технических средств, участвующих в создании художественного образа спектакля на разных его этапах — от эскизирования, где применяются разнообразные графические компьютерные программы, до сценического воплощения, где используются проекционные дисплеи и экраны, мультифункциональные световые приборы и т. д.” [1:3].
В данном направлении, также стоит заметить, исследование Е. Н. Грининой, в котором, “впервые комплексно рассматривается сценография постановок пьес У.Шекспира в драматическом театре Ленинграда — Санкт-Петербурга за большой временной период. На примере постановок, выполненных художниками разных поколений, школ, рассматривается эволюция постановочных решений в контексте развития русского театрального искусства и сценографии. Декорационное оформление некоторых из них анализируется впервые” [3:10]. И из этого высказывания, необходимо отметить “рассмотрение эволюций постановочных решений … в развития русского театрального искусства и сценографии”, что оказалось очень смелым и актуальным утверждением, в сфере решения или же уточнения некоторых вопросов истории сценографии.
В своем исследовании Р. Р. Султанова, считает, что “П.Сперанский понимал, что новая драматургия с ее пафосом борьбы и новыми героями требовала динамичного театрального пространства, совершенно иных принципов оформления спектакля. Расширение игрового поля, использование эстетики киноискусства также открывали новые возможности в освоении сценического пространства. Вместо неподвижной конструкции он стал применять принцип «движущихся стен», которые мгновенно превращали сценическую площадку то в интерьер, то в экстерьер” [6:29], рассматривая и затрагивая вопросы этапов развития сценографии, с уточнениями личных мнений к проблеме, режиссеров или художников.
Особый интерес также представляет творчество современных сценографов, в котором находят отражение глубинные изменения, происходящие в обществе. В свою очередь эти современные тенденции невозможно осмыслить без анализа истоков, становления и развития этого вида искусства, представляющего отдельный интерес в культурной жизни общества.
Литература:
1. Астафьева Т. В. Новые технологии в современном постановочном процессе (на материале театрального искусства Санкт-Петербурга 1990–2010 гг.): Автореф. дисс... канд. искусств. — Санкт-Петербург, 2011. — 25 с.
2. Воронова М. В. Театрально-декорационное искусство Красноярска и Иркутска: становление и развитие в 20–90-х гг. XX в.: Автореф. дисс... канд. искусств. — Красноярск, 2011. — 30 с.
3. Гринина Е. Н. Сценография постановок пьес У.Шекспира в Ленинградском-Санкт- Петербургском драматическом театре второй половины XX — начала XXI века: Автореф. дисс... канд. искусств. — Санкт-Петербург, 2022. — 22 с.
4. Зубов А. Е. Сценография театров Барнаула и Новосибирска 1945–1990 годов: Автореф. дисс... канд. искусств. — Барнаул, 2009. — 22 с.
5. Мосина Е. Л. Проблемы сценографии в режиссуре К. С. Станиславского: Автореф. дисс… канд. искусст. — Москва, 1985.
6. Султанова Р. Р. Сценография татарского театра: основные этапы и закономерности развития (XX — нач. XXI в.): Автореф. дисс... докт. искусств. — Москва, 2018. — 61 с.
7. Френкель М. Современная сценография (некоторые вопросы теории и практики). — Киев, 1980 г.