Особенности методики работы с устными историческими источниками на уроках истории в основной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)

Дата публикации: 31.10.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Веснина, М. М. Особенности методики работы с устными историческими источниками на уроках истории в основной школе / М. М. Веснина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 11-16. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/523/18694/ (дата обращения: 07.11.2024).



Устные исторические источники имеют важное значение для историка. Они необходимы там, где недостаточно информации, полученной из других исторических источников. Например, в изучение истории бесписьменных народов, картины мира, поведенческих структур, ментальностей, истории семьи. Если говорить об отечественной истории, то фольклор также вобрал в себя сведения об особенностях первобытно-общинного строя, образования Киевского государства, крещении Руси, татаро-монгольского нашествия, феодальной раздробленности, Смутном времени, народных восстаниях.

Форма передачи информации «из уст в уста» обусловила и особенность устных исторических источников: отыскать в них точные данные о времени, географии, исторических лицах или событиях достаточно сложно и требует от исследователя высокой квалификации. Только путем тщательного анализа, преодолевая многовековые наслоения, он сможет добраться до сути. Но более значимым для нас в таком типе источников является то, что оценка и осмысление этих событий самим народом предстает перед нами полной мере больше, чем в каких-либо других исторических источниках.

Сложность использования данного типа источников заключается, во-первых, в наличии нескольких подходов к определению источников устной истории. Обобщая современную отечественную историографию, крупнейший специалист в области устной истории Т. Н. Щеглова, исходя из степени их достоверности и репрезентативности, подразделяет источники на устную историю (устные исторические источники) как материалы исследовательского интервью, которые создаются историком в процессе интервью и на продукты устной традиции, существующие в готовом виде (устные источники), «пересказ из прошлого», к которым и относится фольклор-устное народное творчество (эпос, сказки, былины, предания) [1, c.78]. Важным замечанием здесь будет то, что передача сообщений из «уст в уста», из поколения в поколение и его массовый характер, являются обязательным условием для существования устной традиции.

Е. К. Лейбова и О. М. Хлытина в учебно-методическом пособии «Устные источники на школьных уроках истории» [2, с. 56]. делят их на три группы:

1) отражающие индивидуальную историческую память;

2) отражающие групповую коллективную память;

3) отражающие общественную, общенародную память.

Каждая группа устных источников отличается содержанием исторических сведений и назначением в культуре, помогает наиболее полно изучать какой-либо аспект жизни людей. Однако, помимо этого все типы устных источников воплощают духовный мир человека, его ценности, традиции, мотивы поведения, и позволяют искать ответы на вопросы об особенностях мировоззрения людей, об их картине мира.

Во-вторых, дискуссионной является сама форма источника устной истории. Одни исследователи предпочитают считать подлинными только аудио или видео источник, не признавая письменные варианты — транскрипты, считая, что исследователь искажает устный первоисточник авторской информацией. Другие же, наоборот, предпочитают работать только с письменной формой. Однако, становится очевидным, что независимо от того, какая форма фиксации источника перед исследователем, он не теряет своей специфики, не перестает быть фольклором.

И наконец, информация, содержащаяся в устных исторических источниках, соединяет в себе данные одновременно о прошлом и настоящем и не совсем понятно, для какого времени конкретный источник будет иметь большее источниковедческое значение.

Таким образом, обобщив опыт исследователей, мы можно выделить характерные особенности устных исторических источников:

  1. Коллективность, массовость создания и исполнения;
  2. Субъективность. Любой устный исторический источник отражает индивидуальный социальный опыт отдельного человека как участника или очевидца событий и заключает в себе некоторую степень оценки им этих событий;
  3. Демократизм. Устный источник является историей, рассказанной самим народом;
  4. Аутентичность. Данный тип источников может содержать в себе информацию, которую невозможно получить, прибегая к другим типам.

Определив особенности данного типа источников, необходимо рассмотреть какую роль устные исторические источники играют в процессе обучения.

Как средство обучения истории исторический источник в отечественном образовании используется с середины XIX в. и в своем развитии и становлении прошли несколько этапов. Первый этап (60-е г. XIX-начало XX века) связан с деятельностью М. М. Стасюлевича, Н. А. Рожкова, С. Ф. Фарфоровского. Второй этап связан с советской педагогикой и работами П. В. Горы, Н. Г. Дайри.

Если говорить именно об устных исторических источниках, в частности, былинах, и их использованию в процессе обучения, то отдельное место им отводится в работах советских педагогов В. Н. Бернадского, А. А. Вагина А. А. Например, В. Н. Бернадский в статье «Фольклор на уроках истории СССР в средней школе» [3, с. 211] пишет, что произведения фольклора являются основным источником, показывающим, как прошлое отражалось в сознании народных масс, а к оценке прошлого самим народом необходимо отнестись с большим вниманием: «Народ пел и рассказывал о богатырях и героях, из этих песен сложился эпос, в нем лучше, чем в иных исторических книгах, выразился подлинный облик великого русского народа, его жизнь и борьба» [4, с. 212].

А. А. Вагин, говоря о методах изучения истории в советской школе, средствах и приемах конкретизации в повествовании и описании исторических явлений уделяет особое внимание произведениям устного народного творчества: «В произведениях фольклора историк найдет материал по таким вопросам, о которых молчат другие источники» [5, с. 98]. В произведениях народного творчества отражена история самих народных масс, крупнейшие исторические события, которые надолго определяли судьбу народа, отразилась и оценка самим народом этих событий. Фольклор может оживить урок, создать яркие образы эпохи. И В. Н. Бернадский, и А. А. Вагин предлагали организовывать работу с былинами как с дополнительными историческими источниками — либо сравнивая их с летописными сведениями, либо используя как средства обогащения, насыщения урока яркими образами методом включения их в рассказ учителя.

Особую ценность в изучении тем Культуры Руси имеет статья С. К. Шамбинаго «Древнерусское жилище по былинам» [6, c. 34], материалы которой можно использовать на уроке истории в качестве вспомогательного источника для описания и реконструкции жилищ жителей Руси и элементов быта древнерусского человека.

Таким образом, богатый опыт советской методики преподавания истории показывает, что устные исторические источники могут и должны использоваться для изучения как непосредственно исторической реальности (исторической повседневности, быта, важнейших событий истории), так и ее отражения в массовом историческом сознании, в качестве вспомогательных, а в некоторых случаях основных. Современные методисты М. В. Короткова, Л. П. Борзова предлагают включать сюжеты былин в игры, с помощью которых можно активизировать познавательную активность школьников и разнообразить урок.

Учеными и методистами А. А. Вагиным, Т. Н. Щегловой, М. В. Коротковой, Л. П. Борзовой были выделены рекомендации к использованию фольклорного материала на уроках истории в школе. К отбору фольклорного материала для урока истории стоит подойти серьезно. Текст былины должен нести в себе познавательно-воспитательную ценность, то есть его содержание должно быть правдивым и иметь художественную ценность: «вымысел должен быть в пределах исторической и бытовой достоверности», [7, c. 67] ведь именно этим такой тип источника ценен для нас.

Используя фольклорные источники на уроках истории стоит помнить том, что они отражают историческую реальность лишь в том виде, в каком она «преломилась» в сознании очевидцев. Необходимо учитывать возможное искажение фактов, дат, имен, хронологической последовательности, поэтому стоит делать упор на социокультурную, ментальную и информацию, отраженную в опыте человека — участника исторических событий, оценку этих событий, ведь все исторические процессы и события разворачивались тем или иным образом именно благодаря взглядам человеку: его взглядам, настроениям, взаимоотношениям.

Приёмы работы с былинами на уроке истории весьма разнообразны и их можно использовать практически на любом этапе урока: мотивации на учебную деятельность, актуализации знаний, постановки проблемы, изучении нового материала, закреплении знаний. Обобщая вышесказанное, можно выделить основные приемы работы с устными историческими источниками на уроках истории.

  1. Первым и самым доступным приемом может стать пересказ сюжета былины, соотносящегося с темой урока или чтение заранее подготовленного отрывка вслух. Этот поможет не только достигнуть предметных результатов, но и активизировать познавательную деятельность. Более того, такая форма работы приблизит учащихся к «истиной передаче» былин, учащиеся смогут почувствовать себя настоящими сказителями, что может побудить интерес к дальнейшему знакомству с устным народным творчеством.
  2. Использование выдержек из текста былин в качестве эпиграфа или проблемного вопроса на мотивационном этапе урока. Данный прием позволит создать нужный настрой. Например, «Если фольклор — это история, рассказанная самим народом, то может она отличаться о той, что мы встречаем в других источниках? «Как в народных массах относились к княжеской власти согласно данной былине? С чем это было связано? «С каким историческим событием может соотноситься данный сюжет о Змееборчестве в былине «Добрыня и Змей»?
  3. Включение в рассказ учителя ярких образов из былин. Такой приём поможет сделать изложение материала более ярким и насыщенным, «погрузить в эпоху». Так как текст былин сложен, возможно использовать его адаптированный вариант или давать указания на конкретные отрывки, а всеми знакомых героев былин — богатырей, использовать для оживления наглядности, это обогатит восприятие исторического материала, создаст идейную направленность, выведет на его на доступный уровень.
  4. Сравнение былинных сюжетов с другими видами источников: письменными, вещественными. Учителю необходимо корректно подобрать разножанровые источники об одном и том же событии или явлении, составить вопросы, с помощью которых, учащиеся смогут усвоить тему, с другой, попробовать себя в роли исследователя и выявить особенности устного источника.
  5. Исследовательские и творческие проекты. В рамках проектной деятельности можно использовать сюжеты былин и для реконструкции образов богатырей как идеала человека того времени или деталей быта, картины мира древнерусского человека, социальной структуры, колорита эпохи. Например, «Прототип и образ князя Владимира, созданный в былинах», «История русской деревянной избы», «Русские богатыри: правда или вымысел?», «Картина мира русского народа в былинах». Продуктом такого проекта может быть: плакат, книга, макет, журнал мультфильм, презентация, поделка и т. д.
  6. Создание своих былин в рамках изучаемой темы. Следующим этапом в нашем исследовании стало определение массива тем, в рамках которых использование былин будет целесообразно и уместно с точки зрения исторической науки и методики преподавания истории.

Проанализировав Концепцию нового методического комплекса по Отечественной истории, список учебников, входящих в Федеральный перечень: «История России» Арсентьева Н. М., Данилова А. А., Стефанович П. С. и др., «История России» А. В., Андреева И. Л., Фёдорова И. Н., «История России» Пчелова Е. В., а также историко-культурный стандарт, опираясь на выводы сделанные в предыдущих главах, можно выделить следующие темы, в рамках которых можно использовать былины: «Русь в конце X — начале XII веков (общественный строй Руси, культурное пространство, повседневная жизнь населения, правления князя Владимира, принятие христианства и его значение), период Руси в середине XII — начале XIII в.

Литература:

  1. Бернадский В. Н. Фольклор на уроках истории в средней школе // Исторический журнал. 1938. № 10. С. 106–112.
  2. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе: Учение о методах: Теория урока. М.: Просвещение, 1968. 431 с.
  3. Лейбова Е. К. Устные исторические источники на школьных уроках истории: учебно-методическое пособие / Е. К. Лейбова, О. М. Хлытина; науч. ред.: В. А. Зверев, К. Е. Зверева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. 134 с.
  4. Шамбинаго С. К. Древнерусское жилище по былинам». Юбилейный сборник в честь В. Ф. Миллера. М., 1900. С. 129–149.
  5. Щеглова Т. К. Устная история: учебное пособие. Барнаул.: АлтГПА, 2011. 364 с.