Притчи как эффективный инструмент духовно-нравственного направления воспитания в дошкольном периоде развития
Автор: Тараненко Татьяна Семёновна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2024)
Дата публикации: 11.10.2024
Статья просмотрена: 28 раз
Библиографическое описание:
Тараненко, Т. С. Притчи как эффективный инструмент духовно-нравственного направления воспитания в дошкольном периоде развития / Т. С. Тараненко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 50-55. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/522/18664/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье автор рассматривает вопрос применения притч как эффективного инструмента в воспитании детей дошкольного периода развития, с учётом того, что дошкольный возраст — это ключевой период активного познания окружающего мира в жизни ребенка, когда закладываются основы его мировосприятия и нравственных ценностей, развития социальных навыков и начала формирования собственного мнения о добре и зле. Приводит примеры притч, которые могут значительно способствовать духовному и нравственному развитию детей.
Ключевые слова: притчи, дошкольный возраст, духовное развитие, нравственное воспитание, моральные ценности, устойчивые нравственные ориентиры, критическое мышление, эмпатия, культурное обогащение, коммуникативные навыки.
Использование притч в воспитании детей привлекало внимание многих ученых и педагогов. Обзор трудов ключевые фигуры педагогики и психологии убеждает нас в необходимости сегодня активнее пользоваться притчами как эффективным инструментом для формирования нравственных ценностей, развития критического мышления и эмпатии, культурного обогащения и создания традиций, эмоциональной отзывчивости и коммуникативных навыков.
Выготский Л. С., известный психолог и педагог, подчеркивал значимость культурных артефактов, таких как сказки и притчи, в процессе обучения. В своих работах он описывал, как эти формы способствуют развитию мышления и эмоционального интеллекта у детей. Выготский утверждал, что через притчи дети могут не только усваивать моральные уроки, но и развивать навыки критического мышления и понимания социальных норм. Дейнека А. З., педагог и автор методических пособий, исследовал применение фольклора, включая притчи, в детском образовании. Он писал о том, как притчи могут служить инструментом для нравственного воспитания. В своих работах он акцентировал внимание на важности обсуждения морали притч в коллективе, что способствует формированию у детей социального сознания. Занимавшаяся вопросами художественного восприятия и его влияния на воспитание, педагог и психолог Наталья Михайловна Бенашвили, в своих исследованиях подчеркивает, что притчи могут развивать у детей воображение и эмоциональную отзывчивость. Она также отмечает, что использование притч в образовательной практике способствует формированию моральных ценностей и навыков коммуникации.Татьяна Петровна Легостаева изучала влияние фольклорных форм на развитие нравственности у дошкольников. В своих исследованиях она предлагала конкретные методики использования притч в образовательном процессе. Легостаева Т. П. подчеркивает, что активное обсуждение и анализ притч помогают детям осмысливать сложные моральные понятия и учат их справляться с моральными дилеммами.
В условиях современного общества, когда моральные ориентиры часто размыты, притчи служат надежным путеводителем в мире сложных человеческих отношений и жизненных ситуаций. Поэтому, актуальность использования притч в воспитании и развитии дошкольников не вызывает у нас сомнений.
Язык притч обычно прост и понятен, что делает их доступными для детей. Сюжеты часто основаны на знакомых ситуациях и образах, что позволяет ребенку легко сопоставлять услышанное с собственным опытом. Темы притч варьируются от дружбы и любви до честности и уважения. Это разнообразие позволяет охватить широкий спектр ценностей и принципов, которые важно донести до детей в дошкольном возраст.
Календарный план изучения притч в рамках реализации парциальной программы по духовно-нравственному развитию может включать изучение следующих притч:
- Январь: Притча «О добре и зле» — Введение в понятие добра и зла, обсуждение их проявлений в жизни. Притча «О старике и четырех свечах» — Обсуждение темы внутреннего света, мира и надежды.
- Февраль: Притча «О дружбе» — Разговор о том, что такое настоящая дружба. Притча «О муравье и голубке» — Изучение темы взаимопомощи и благодарности.
- Март: Притча «О честности» — Обсуждение важности честности в жизни. Притча «О ветре и солнце» — Тема мягкости и доброты против силы и давления.
- Апрель: Притча «О труде и лени» — Значение трудолюбия и опасности лени. Притча «О терпении» — Обсуждение важности терпения и настойчивости.
- Май: Притча «О доброте» — Важность добрых поступков в жизни. Притча «О маленькой искре» — Тема влияния маленьких действий на большие события.
- Июнь: Притча «О справедливости» — Значение справедливости и правосудия. Притча «О богатстве души» — Разговор о духовных и материальных ценностях.
- Июль: Притча «О великодушии» — Воспитание умения прощать и быть великодушными. Притча «О силе добра» — Тема победы добра над злом.
- Август: Притча «О любви и верности» — Обсуждение темы любви, верности и преданности. Притча «О заботе и внимании» — Важность заботы и внимания к окружающим.
- Сентябрь: Притча «О времени» — Осознание ценности времени и важности его рационального использования. Притча «О благодарности» — Тема выражения благодарности и её значения.
- Октябрь: Притча «О честности» — Тема правды и её силы. Притча «О маленьких радостях» — Умение радоваться мелочам.
- Ноябрь: Притча «О помощи ближнему» — Значение взаимопомощи и поддержки. Притча «О прощении» — Важность умения прощать.
- Декабрь: Притча «О мире в душе» — Осознание значимости внутреннего спокойствия и гармонии. Притча «О Рождественской звезде» — История о вере, надежде и чуде.
Работа с притчами в дошкольном образовании может быть организована в различных формах и с использованием разнообразных методов, что делает процесс обучения интересным и доступным для детей. Вот несколько предложений:
Формы работы с притчами в ДОУ
- Чтение и обсуждение
– Групповое чтение : Притча читается вслух воспитателем, после чего проводится обсуждение. Важно задавать открытые вопросы, чтобы стимулировать детей делиться своими мыслями.
– Чтение с иллюстрациями : Использование книг с красочными иллюстрациями помогает визуализировать сюжет и удерживать внимание детей.
- Творческое инсценирование
– Ролевая игра : Дети могут разыгрывать сюжеты притч, используя простые костюмы и реквизит. Это помогает глубже понять мораль истории и развивает творческое мышление.
– Кукольный театр : Применение кукол для инсценировки притчи позволяет детям лучше усвоить уроки и проявить свои эмоции.
- Творческие задания
– Рисование и создание коллажей : Дети могут иллюстрировать понравившиеся притчи, что развивает их художественные навыки и помогает закрепить содержание.
– Написание собственных притч : В более старшем дошкольном возрасте можно предложить детям придумать свои истории с моралью, что развивает креативность и воображение.
- Обсуждение в малых группах
– Дети делятся своими мыслями о прочитанной притче в малых группах. Это способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде.
- Темы занятий
– Притчи могут быть интегрированы в различные занятия, использоваться как культурная практика, вплетаться в обсуждение на утреннем круге.
Методы изучения притч в ДОУ
- Метод вопросов и ответов
– Используйте открытые вопросы для стимулирования обсуждения и размышлений. Например: «Что бы ты сделал на месте героя? Почему?».
- Метод проблемного обучения
– Поставьте перед детьми моральную дилемму, связанную с сюжетом притчи. Пусть они обсудят, какие решения могли бы быть приняты и как бы они поступили в похожей ситуации.
- Метод сравнительного анализа
– Сравните разные притчи на одну и ту же тему. Например, как разные культуры рассказывают о доброте или честности. Это поможет детям понять универсальность моральных уроков.
- Проектная деятельность
– Организуйте проект, посвященный определенной теме, затрагиваемой в притчах (например, «Доброта»). Дети могут собирать притчи, рисовать и представлять свои работы.
- Метод ассоциаций
– Попросите детей рассказать, какие ассоциации у них возникают при прочтении притчи. Это развивает их аналитические способности и помогает увидеть связь между персонажами и реальной жизнью.
Введение практики чтения притч в семейные или образовательные традиции создает основу для дальнейшего нравственного воспитания. Например, можно установить вечерние чтения притч, во время которых вся семья собирается вместе и обсуждает уроки, извлеченные из историй. Это не только способствует укреплению семейных уз, но и формирует у детей привязанность к культуре и духовным ценностям.
Работа с притчами в дошкольном возрасте — это многогранный и увлекательный процесс, который способствует воспитанию духовности и формированию нравственных ценностей, развитию критического мышления и эмоциональной отзывчивости у детей. Использование различных форм и методов позволит сделать обучение более эффективным и интересным, а также поможет детям глубже понять важные моральные уроки, содержащиеся в притчах. Вводя притчи в повседневную практику, родители и воспитатели могут создать благоприятную среду для формирования у детей осознанного отношения к жизни и окружающим. Применяя описанные методы, можно не только укрепить связь с ребенком, но и воспитать его как человека, способного к сопереживанию и моральному выбору.
Литература:
- Монах Варнава (Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых. — М.: Учреждение культуры, искусства, науки и образования «Духовное преображение», 2012.
- Православная педагогика: учебное пособие/ Л. В. Загрекова. — Н. Новгород: НГПУ,2013. — 340 с.
Ключевые слова
критическое мышление, эмпатия, моральные ценности, дошкольный возраст, коммуникативные навыки, нравственное воспитание, духовное развитие, культурное обогащение, притчи, устойчивые нравственные ориентирыПохожие статьи
Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста
В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...
Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста
В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста как теоретическая проблема
Статья посвящена изучению современных подходов к понятию «рефлексия». В статье анализируется научная и педагогическая литература, рассматривающей вопросы становления данного термина, показана значимость рефлексии для педагогов; формирование и развити...
Развитие здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника в контексте физкультурной деятельности
В статье раскрываются особенности развития и совершенствования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника на основе физкультурной деятельности. Констатируется, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья возможно в с...
Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием
В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы
В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.
Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста
В данной статье проводится обзор и анализ различных подходов и методов развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Разработаны и представлены практические рекомендации, основанные на теоретических основах психологии и педагогики, кот...
Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе
Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...
Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы
Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...
Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников
Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...
Похожие статьи
Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста
В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...
Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста
В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста как теоретическая проблема
Статья посвящена изучению современных подходов к понятию «рефлексия». В статье анализируется научная и педагогическая литература, рассматривающей вопросы становления данного термина, показана значимость рефлексии для педагогов; формирование и развити...
Развитие здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника в контексте физкультурной деятельности
В статье раскрываются особенности развития и совершенствования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника на основе физкультурной деятельности. Констатируется, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья возможно в с...
Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием
В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы
В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.
Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста
В данной статье проводится обзор и анализ различных подходов и методов развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Разработаны и представлены практические рекомендации, основанные на теоретических основах психологии и педагогики, кот...
Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе
Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...
Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы
Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...
Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников
Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...