Притчи как эффективный инструмент духовно-нравственного направления воспитания в дошкольном периоде развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2024)

Дата публикации: 11.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Тараненко, Т. С. Притчи как эффективный инструмент духовно-нравственного направления воспитания в дошкольном периоде развития / Т. С. Тараненко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/522/18664/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В статье автор рассматривает вопрос применения притч как эффективного инструмента в воспитании детей дошкольного периода развития, с учётом того, что дошкольный возраст — это ключевой период активного познания окружающего мира в жизни ребенка, когда закладываются основы его мировосприятия и нравственных ценностей, развития социальных навыков и начала формирования собственного мнения о добре и зле. Приводит примеры притч, которые могут значительно способствовать духовному и нравственному развитию детей.

Ключевые слова: притчи, дошкольный возраст, духовное развитие, нравственное воспитание, моральные ценности, устойчивые нравственные ориентиры, критическое мышление, эмпатия, культурное обогащение, коммуникативные навыки.

Использование притч в воспитании детей привлекало внимание многих ученых и педагогов. Обзор трудов ключевые фигуры педагогики и психологии убеждает нас в необходимости сегодня активнее пользоваться притчами как эффективным инструментом для формирования нравственных ценностей, развития критического мышления и эмпатии, культурного обогащения и создания традиций, эмоциональной отзывчивости и коммуникативных навыков.

Выготский Л. С., известный психолог и педагог, подчеркивал значимость культурных артефактов, таких как сказки и притчи, в процессе обучения. В своих работах он описывал, как эти формы способствуют развитию мышления и эмоционального интеллекта у детей. Выготский утверждал, что через притчи дети могут не только усваивать моральные уроки, но и развивать навыки критического мышления и понимания социальных норм. Дейнека А. З., педагог и автор методических пособий, исследовал применение фольклора, включая притчи, в детском образовании. Он писал о том, как притчи могут служить инструментом для нравственного воспитания. В своих работах он акцентировал внимание на важности обсуждения морали притч в коллективе, что способствует формированию у детей социального сознания. Занимавшаяся вопросами художественного восприятия и его влияния на воспитание, педагог и психолог Наталья Михайловна Бенашвили, в своих исследованиях подчеркивает, что притчи могут развивать у детей воображение и эмоциональную отзывчивость. Она также отмечает, что использование притч в образовательной практике способствует формированию моральных ценностей и навыков коммуникации.Татьяна Петровна Легостаева изучала влияние фольклорных форм на развитие нравственности у дошкольников. В своих исследованиях она предлагала конкретные методики использования притч в образовательном процессе. Легостаева Т. П. подчеркивает, что активное обсуждение и анализ притч помогают детям осмысливать сложные моральные понятия и учат их справляться с моральными дилеммами.

В условиях современного общества, когда моральные ориентиры часто размыты, притчи служат надежным путеводителем в мире сложных человеческих отношений и жизненных ситуаций. Поэтому, актуальность использования притч в воспитании и развитии дошкольников не вызывает у нас сомнений.

Язык притч обычно прост и понятен, что делает их доступными для детей. Сюжеты часто основаны на знакомых ситуациях и образах, что позволяет ребенку легко сопоставлять услышанное с собственным опытом. Темы притч варьируются от дружбы и любви до честности и уважения. Это разнообразие позволяет охватить широкий спектр ценностей и принципов, которые важно донести до детей в дошкольном возраст.

Календарный план изучения притч в рамках реализации парциальной программы по духовно-нравственному развитию может включать изучение следующих притч:

  1. Январь: Притча «О добре и зле» — Введение в понятие добра и зла, обсуждение их проявлений в жизни. Притча «О старике и четырех свечах» — Обсуждение темы внутреннего света, мира и надежды.
  2. Февраль: Притча «О дружбе» — Разговор о том, что такое настоящая дружба. Притча «О муравье и голубке» — Изучение темы взаимопомощи и благодарности.
  3. Март: Притча «О честности» — Обсуждение важности честности в жизни. Притча «О ветре и солнце» — Тема мягкости и доброты против силы и давления.
  4. Апрель: Притча «О труде и лени» — Значение трудолюбия и опасности лени. Притча «О терпении» — Обсуждение важности терпения и настойчивости.
  5. Май: Притча «О доброте» — Важность добрых поступков в жизни. Притча «О маленькой искре» — Тема влияния маленьких действий на большие события.
  6. Июнь: Притча «О справедливости» — Значение справедливости и правосудия. Притча «О богатстве души» — Разговор о духовных и материальных ценностях.
  7. Июль: Притча «О великодушии» — Воспитание умения прощать и быть великодушными. Притча «О силе добра» — Тема победы добра над злом.
  8. Август: Притча «О любви и верности» — Обсуждение темы любви, верности и преданности. Притча «О заботе и внимании» — Важность заботы и внимания к окружающим.
  9. Сентябрь: Притча «О времени» — Осознание ценности времени и важности его рационального использования. Притча «О благодарности» — Тема выражения благодарности и её значения.
  10. Октябрь: Притча «О честности» — Тема правды и её силы. Притча «О маленьких радостях» — Умение радоваться мелочам.
  11. Ноябрь: Притча «О помощи ближнему» — Значение взаимопомощи и поддержки. Притча «О прощении» — Важность умения прощать.
  12. Декабрь: Притча «О мире в душе» — Осознание значимости внутреннего спокойствия и гармонии. Притча «О Рождественской звезде» — История о вере, надежде и чуде.

Работа с притчами в дошкольном образовании может быть организована в различных формах и с использованием разнообразных методов, что делает процесс обучения интересным и доступным для детей. Вот несколько предложений:

Формы работы с притчами в ДОУ

  1. Чтение и обсуждение

Групповое чтение : Притча читается вслух воспитателем, после чего проводится обсуждение. Важно задавать открытые вопросы, чтобы стимулировать детей делиться своими мыслями.

Чтение с иллюстрациями : Использование книг с красочными иллюстрациями помогает визуализировать сюжет и удерживать внимание детей.

  1. Творческое инсценирование

Ролевая игра : Дети могут разыгрывать сюжеты притч, используя простые костюмы и реквизит. Это помогает глубже понять мораль истории и развивает творческое мышление.

Кукольный театр : Применение кукол для инсценировки притчи позволяет детям лучше усвоить уроки и проявить свои эмоции.

  1. Творческие задания

Рисование и создание коллажей : Дети могут иллюстрировать понравившиеся притчи, что развивает их художественные навыки и помогает закрепить содержание.

Написание собственных притч : В более старшем дошкольном возрасте можно предложить детям придумать свои истории с моралью, что развивает креативность и воображение.

  1. Обсуждение в малых группах

– Дети делятся своими мыслями о прочитанной притче в малых группах. Это способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде.

  1. Темы занятий

– Притчи могут быть интегрированы в различные занятия, использоваться как культурная практика, вплетаться в обсуждение на утреннем круге.

Методы изучения притч в ДОУ

  1. Метод вопросов и ответов

– Используйте открытые вопросы для стимулирования обсуждения и размышлений. Например: «Что бы ты сделал на месте героя? Почему?».

  1. Метод проблемного обучения

– Поставьте перед детьми моральную дилемму, связанную с сюжетом притчи. Пусть они обсудят, какие решения могли бы быть приняты и как бы они поступили в похожей ситуации.

  1. Метод сравнительного анализа

– Сравните разные притчи на одну и ту же тему. Например, как разные культуры рассказывают о доброте или честности. Это поможет детям понять универсальность моральных уроков.

  1. Проектная деятельность

– Организуйте проект, посвященный определенной теме, затрагиваемой в притчах (например, «Доброта»). Дети могут собирать притчи, рисовать и представлять свои работы.

  1. Метод ассоциаций

– Попросите детей рассказать, какие ассоциации у них возникают при прочтении притчи. Это развивает их аналитические способности и помогает увидеть связь между персонажами и реальной жизнью.

Введение практики чтения притч в семейные или образовательные традиции создает основу для дальнейшего нравственного воспитания. Например, можно установить вечерние чтения притч, во время которых вся семья собирается вместе и обсуждает уроки, извлеченные из историй. Это не только способствует укреплению семейных уз, но и формирует у детей привязанность к культуре и духовным ценностям.

Работа с притчами в дошкольном возрасте — это многогранный и увлекательный процесс, который способствует воспитанию духовности и формированию нравственных ценностей, развитию критического мышления и эмоциональной отзывчивости у детей. Использование различных форм и методов позволит сделать обучение более эффективным и интересным, а также поможет детям глубже понять важные моральные уроки, содержащиеся в притчах. Вводя притчи в повседневную практику, родители и воспитатели могут создать благоприятную среду для формирования у детей осознанного отношения к жизни и окружающим. Применяя описанные методы, можно не только укрепить связь с ребенком, но и воспитать его как человека, способного к сопереживанию и моральному выбору.

Литература:

  1. Монах Варнава (Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых. — М.: Учреждение культуры, искусства, науки и образования «Духовное преображение», 2012.
  2. Православная педагогика: учебное пособие/ Л. В. Загрекова. — Н. Новгород: НГПУ,2013. — 340 с.