Использование компьютера при обучении геометрии в 8-м классе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2024)

Дата публикации: 01.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Амиров, Абдыгали Ганиулы. Использование компьютера при обучении геометрии в 8-м классе / Абдыгали Ганиулы Амиров. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/513/18425/ (дата обращения: 01.05.2024).



Данная работа обсуждает использование компьютера в процессе обучения геометрии учащихся восьмого класса. Автор исследует роль компьютерных технологий в улучшении усвоения материала по геометрии, а также их влияние на мотивацию и интерес учащихся к предмету.

Ключевые слова : геометрия, компьютерное обучение, 8 класс, эффективность, мотивация.

Опрос проводился в 8-х классах средне-образовательной школы города Актау (Казахстан, Мангистауская область). Двое групп классов использовались в качестве контрольных классов, где для обучения не использовались компьютеры, и две другие были экспериментальными классами, где обучение включало некоторое использование компьютеров. Деление классов на контрольные и экспериментальные.

Занятия основывались на наличии компьютерных классов для уроков математики. Всего в опросе приняли участие 36 учащихся и 5 преподавателей. В анализ данных были включены только тесты учеников, выполнивших как предварительные, так и последующие тесты. В контрольных классах таких учеников было 19, в экспериментальных — 17.

Предварительное тестирование проводилось во всех классах перед началом изучения геометрии. После изучения темы «Геометрия» все учащиеся должны были пройти зачетное тестирование для контроля результатов своего обучения.

Учителя не имеют возможности пользоваться компьютерным классом всегда, когда им этого хочется. Однако во многих школах есть возможность использовать его хотя бы раз в неделю. Многие исследователи считают, что использование компьютеров в образовании более эффективно, если компьютеры используются в качестве дополнения, а не замены традиционного обучения [1, с. 45].

Поэтому и в этом исследовании компьютеры использовались как дополнение к традиционным методам. В контрольных классах проходили только традиционные уроки, без посещения компьютерного класса. Во всех экспериментальных классах использовались одни и те же рабочие листы и программные приложения. Учебные материалы (рабочие листы для ознакомительного обучения с использованием программы динамической геометрии GeomeTricks, различные тесты, рабочие листы MS Excel) для занятий, проводимых в компьютерном классе, выдавались учителям на компакт-дисках [2, с. 28]. Учителя сами решали, на каких уроках они будут использовать эти учебные материалы. Помимо заключительного теста, учащиеся экспериментального и контрольного классов заполнили анкету о своем мнении об изучении геометрии. Учащиеся экспериментальных классов также заполняли анкету, где должны были ответить на вопросы по урокам в компьютерном классе по пятибалльной шкале. У учеников также была возможность объяснить некоторые ответы.

Для сравнения средних баллов экспериментальных и контрольных классов был проведен t-критерий» [3, с. 56]. Средний балл разницы пост и предварительного теста в экспериментальной группе составил 13, а в контрольной группе — 14,2. Контрольная группа набрала немного больше баллов по разнице результатов после и предварительных тестов. Следовательно, использование компьютеров при преподавании геометрии не имело большого влияния на результаты обучения.

Ученикам было предложено оценить сложность геометрии. Учащиеся могли дать свои ответы по шкале, где 1 означало, что математика сложна, а 5 — что она легкая» [4, с. 42]. Экспериментальные классы дали среднюю оценку 4, контрольные классы 3 (табл. 2). Ученикам было предложено оценить, насколько интересно было изучать геометрию (1 означало, что математика скучна, 5 — что интересно). Контрольные классы дали среднюю оценку 3,5, а экспериментальные классы — 4. Ученикам, которые пользовались компьютерами, изучение геометрии нравилось больше, чем ученикам контрольных классов. Им геометрия показалась легче и интереснее, чем ученикам контрольных классов.

Учащиеся экспериментальных классов также заполняли анкету об уроках в компьютерном классе по пятибалльной шкале. Когда их попросили оценить уроки в компьютерном классе, 55 % учащихся сказали, что компьютер помог им понять, что они изучают, и что они хотели бы использовать компьютеры для обучения и в будущем; 30 % учеников заявили, что компьютер не имеет никакого значения, а 4 % сообщили, что компьютер затрудняет для них понимание и они не хотели бы использовать компьютер в будущем. Один из вышеупомянутых учеников признался, что он не очень хорошо разбирается в компьютерах и часто сталкивался с проблемами, которые не мог решить. Один ученик не любил пользоваться компьютером, так как у него быстро уставали глаза, а в классе было для него слишком сухо и жарко.

Ученикам было предложено объяснить, что им понравилось в занятиях, проходивших в компьютерных классах. Было отмечено, что им понравилось

1) работа в команде: понравилась командная работа с соседом по парте; любил обсудить с партнером, как решить вопрос; понравился трудовой дух и желание учиться;

2) исследования и эксперименты: предпочитали более широкие возможности для экспериментов; было замечено больше возможностей;

3) программы обучения: программы были хорошими; можно было проверить свои знания; система проверяла ответы и сразу узнавала, верны ли ответы.

Учеников также спросили, изменили ли уроки в компьютерном классе их отношение к математике. 15 учеников ответили «да», а 21 ответили «нет».

Однако, многие ученки отметили, что раньше математика им не особо или вообще не нравилась, но позже она стала им нравиться благодаря посещению компьютерных классов: это делает урок интереснее, и они всегда с нетерпением ждали следующего урока. Ученикам было удобнее и проще решать задачи в компьютерных классах.

Оценка использования компьютеров по математике учащимися экспериментальных классов свидетельствует о том, что применение компьютеров позволяет повысить интерес учащихся к математике.

В заключение, проведенное исследование показывает, что в целом использование компьютеров не оказало ни положительного, ни отрицательного влияния на результаты обучения при преподавании геометрии в 8-м классе» [5, с. 27]. Ученикы отмечают, что использование компьютеров делает учебу более интересной, легкой, увлекательной и понятной. Результаты настоящего исследования могут побудить учителей использовать возможности ИКТ на уроках математики и тем самым побудить своих учеников проявлять больший интерес к изучению математики.

Литература:

1. Ловитт К. и Кларк Д. Учебный план и программа преподавания математики. — Центр разработки учебных программ, 1988.

2. Баки А., Гювели Э. (2008). Оценка веб-материалов для обучения математике по теме «Функции». Компьютеры и образование, 51(2)

3. Ляо, Ю.-К. (1992). Влияние компьютерного обучения на когнитивные результаты: метаанализ. Образования, 24(3)

4. Маккой, Л.П. (1996). Компьютерное обучение математике. Журнал исследований компьютерных технологий в образовании, 28 (4)

5. Пихлап, Сирье (2009). Влияние использования компьютера на обучение функциям в 8 классе.