Прикладная гимнастика. Виды прикладной гимнастики. Прикладная гимнастика сотрудников уголовно-исполнительной системы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: 25. Физическая культура и спорт

Опубликовано в

LXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2023)

Дата публикации: 17.11.2023

Статья просмотрена: 695 раз

Библиографическое описание:

Тельцова, В. А. Прикладная гимнастика. Виды прикладной гимнастики. Прикладная гимнастика сотрудников уголовно-исполнительной системы / В. А. Тельцова, В. Н. Пасечник. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 102-108. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18236/ (дата обращения: 07.05.2024).



Физическая подготовка является неотъемлемой частью профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС). Прикладная гимнастика является одним из разделов физической подготовки.

Гимнастика — совокупность различных физических упражнений, которые предназначены для укрепления здоровья, развития физиологических качеств, а также улучшения двигательных возможностей человека. Важной особенностью гимнастики в отличие от других видов физических упражнений является то, что она заключается в особом содержании и подборе упражнений и методики применения данных упражнений.

Прикладная гимнастика — это один из разделов физической подготовки, необходимый для целостного формирования психофизической готовности к эффективному решению оперативно-служебных задач, которая включает в себя достаточную профессиональную работоспособность, наличие резервных физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям профессиональной и внешней среды, объему и интенсивности труда, способности к полному восстановлению в заданном лимите времени, достаточный уровень здоровья, наличие мотивации и личностных качеств в достижении цели [8, c. 111].

Необходимо затронуть такую тему, как правильное применение гимнастических упражнений в области физической подготовки. Гимнастика обеспечивает не только разминку всех мышц человека, выносливость, но и развитие морально-волевых качеств [2, c. 107]. Гимнастические упражнения служат основой для освоения других упражнений, а также боевых приемов борьбы. Значение гимнастики заключается в том, чтобы сформировать прикладные навыки сотрудников УИС. В перечень гимнастических упражнений входят кувырки и перекаты, которые помогут в дальнейшем при выполнении сложных физических упражнений получить наименьшее количество травм, а также при применении физической силы, в соответствии с законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473–1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ», в случае падения предупреждения травматизма. Постепенно увеличивая трудность различных двигательных задач, связанных с координацией движений, можно эффективно развивать психофизические качества, необходимые для выполнения сложных двигательных действий, с которыми сотрудник УИС встречается в повседневной и служебной деятельности.

Главной целью прикладной гимнастики для сотрудников УИС является усовершенствование и развитие новых навыков, а также силы и выносливости к физической нагрузке, устойчивости вестибулярного аппарата, строевой выправки. Сотрудники, изучившие гимнастические упражнения, быстрее овладевают навыками в других упражнениях по физической культуре и в повседневной жизни. В ходе занятий прикладной гимнастикой решаются и образовательные задачи (изучение основ техники выполнения, методики разучивания упражнений, способов страховки и помощи, приобретение знаний о влиянии гимнастических упражнений на организм занимающихся), что способствует получению необходимых знаний и навыков для самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

Для подготовки сотрудников к дальнейшей службе в УИС используются такие виды гимнастических упражнений как: строевой тренаж; общеразвивающие упражнения; бег; ходьба; упражнения в преодолении препятствий; простые прыжки; акробатические упражнения; подвижные игры и эстафеты, комплексная тренировка. Упражнения по гимнастике проводятся в спортивном зале, специально оборудованных помещениях, на спортивной площадке или специализированных базах. Чтобы не возникли несчастные случаи, необходимо правильно организовать выполнение упражнений по прикладной гимнастике, проинструктировать по технике выполнения упражнений курсантов. Правильная организация занятий по прикладной гимнастике должна исключить возможность несчастных случаев и травм, для этого необходимо проверять исправность гимнастических снарядов, наличие и исправность матов и ям для приземления после прыжков, соскоков со снарядов и акробатических упражнений, обеспечивать страховку.

Необходимо правильно распределить физическую нагрузку на протяжении всего занятия, начиная с разминки (подготовки), затем главная работа с основной нагрузкой (основная часть), завершить занятие снижением нагрузки (заключительная часть). Разминка направлена на укрепление и подготовку организма. Она содержит в себе легкий бег; упражнения на внимание; разогревающие мышцы упражнения, прыжки, выпрыгивания; общеразвивающие упражнения. Упражнения выбираются для разминки всех групп мышц. Важно учесть то, что упражнения по прикладной гимнастике приведут к эффективному результату, только при многократном повторении. Для увеличения выносливости и увеличения степени напряжения мышц с помощью силовых упражнений. Они могут занимать всю основную часть занятия прикладной гимнастикой. В других случаях силовые упражнения выполняются в конце основной части, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на растягивание и расслабление.

С целью закрепления приобретенных двигательных навыков в конце основной части проводится комплексная тренировка, бег, игры и эстафеты. Во время комплексной тренировки выполняются в различных сочетаниях упражнения в беге, прыжках через различные препятствия, в лазании и перелезании, переползании, переноске тяжестей, упражнения на перекладине, брусьях, гимнастической лестнице и т. п. Бег проводится в чередовании с ходьбой, с изменением скорости и направления движения, с преодолением по ходу различных препятствий. По мере втягивания в бег время, отводимое на ходьбу, сокращается, а на бег — увеличивается с одновременным повышением скорости движения. Игры и эстафеты должны включать упражнения с сопротивлением, бегом, прыжками, переноской тяжестей и преодолением препятствий. При проведении игр или эстафет необходимо повторять их по нескольку раз и добиваться активного участия всех обучающихся [1, c. 53].

После основного этапа следует заключительный этап. В этот этап необходимо включить, такие упражнения, которые приведут состояние организма близко к норме. Например: спокойный бег, дыхательные упражнения. Разнообразие на практике гимнастических упражнений приводят к правильному выполнению боевых приемов борьбы.

К видам прикладной гимнастики относят профессионально-прикладная гимнастика, военно-прикладная, спортивно-прикладная, лечебная, гимнастика на производстве (вводная гимнастика и физкультурная пауза).

Основным видом прикладной гимнастики является спортивно-прикладная гимнастика, используемая во всех видах спорта, развивающая общую и специальную физическую подготовку, а также направленная на усовершенствование тех физических качеств, спортсмена, которые ему необходимы для достижения им наилучших результатов. Содержание и перечень упражнений данного вида прикладной гимнастики составляется в зависимости от того, каким видом спорта занимается спортсмен, поскольку каждый вид спорта имеет свою специфику [5, c. 187].

Особенность военно-прикладной гимнастики является то, что она нацелена на профессиональную подготовку военнослужащих [12]. Такой вид военно-прикладной гимнастики заключается в выполнении строевых упражнений, нормативов по бегу, прыжков, лазания, преодоления препятствий и иных упражнений, которые направлены для улучшения или поддержания физической формы. Для данного вида гимнастики характерно, что она должна изучаться на определенных местностях специально для этого оборудованных, так, например, для выполнения норматива по преодолению препятствий требуется так называемая «полоса препятствий», для ряда иных видов упражнений, относящихся к данному виду, другие специально оборудованные территории.

Еще одним не менее важным видом прикладной гимнастики является профессионально-прикладная гимнастика, цель которой — формирование у человека профессиональных навыков и развитие физических качеств для дальнейшего осуществления им своей служебной деятельности. В данном виде гимнастики используются такие упражнения, которые направлены на развитие координации движений, скоростных качеств, вестибулярного аппарата, воспитание у человека смелости, решительности и иных качеств, которые потребуются ему для выполнения каких-либо служебных задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что прикладная гимнастика имеет несколько видов, и должна использовать все виды в совокупности, для поддержания и повышения физической подготовки сотрудников УИС, поскольку физическая подготовка для сотрудника имеет особое значение, так как связана с исполнением ими своих служебных задач и иных мероприятий.

Литература:

  1. Макеева В. С., Баркалов С. Н., Герасимов И. В. Дифференцированная физическая подготовка атлетической направленности для курсантов юридических вузов // Вестник спортивной науки. 2018. No 2. С.51–54.
  2. Алдошин А. В. Показатели, характеризующие динамику физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. No 3(72). С. 107.
  3. Кузнецов М. Б. Особенности организации самостоятельной физической подготовки курсантов вузов МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. No 2(71). С.127–130.
  4. Еремин Р. В. Основные причины травматизма на занятиях по физической подготовке в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2016. С. 146–152.
  5. Осипов Д. В. Гимнастика и влияние растяжки мышц на физическую активность и физическое состояние спортсмена // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2017. С. 186–188.
  6. Герасимов И. В. Методические основы силовой тренировки // Наука-2020.2018. No1–1(17). С.22–31.
  7. Герасимов И. В. Методические аспекты развития силовых способностей сотрудников ОВД // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2016. No 3(68). С.136–139.
  8. Губанов Э. В., Подрезов И. Н. Современные тенденции развития скоростно- силовых качеств курсантов образовательных организаций МВД России // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2017. С. 111–114.
  9. Осипов Д. В. Развитие силовой выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России путем применения круговой тренировки // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2018. C. 129–133.
  10. Кузнецов М. Б., Осипов Д. В. Комплексное применение средств физической подготовки на практических занятиях с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2018. С.99–104.
  11. Подрезов И. Н. Развитие физических качеств курсантов как будущих специалистов ГИБДД средствами спортивных и подвижных игр // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2018. № 1(1). С. 339–343.
  12. Военно-прикладная гимнастика URL: https://studfile.net/preview/2229330/page:26/