Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством организации волонтёрской деятельности в ДОО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Леонидова, Н. В. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством организации волонтёрской деятельности в ДОО / Н. В. Леонидова, М. С. Шатова, И. Н. Зюбанова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/498/18101/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматривается организации волонтёрской деятельности в ДОО способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность.

Ключевые слова: волонтёр, социализация, дошкольник, духовно-нравственное воспитание.

«Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: знаний; трудовых навыков; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, позволяющие человеку комфортно и эффективно находиться в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной)» [1].

Социальное развитие ребенка дошкольного возраста — это фундамент для последующего становления и развития социальной культуры личности.

Дошкольный период является наиболее значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который, по мнению Н. П. Гришевой, рассматривается как «врастание в человеческую культуру» [3].

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

— Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

— Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

— Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

— Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности [5].

Волонтерство в дошкольной образовательной организации — это поиск новых знаний и развития новых умений, это желание расширить круг своего общения, оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

Волонтёрство (от лат.Voluntarius–добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении — стремлении делать добро [2].

Волонтер — это синоним слова «доброволец». Поэтому в основу волонтерства положена инициатива [2]. Благодаря волонтерской деятельности у дошкольников можно сформировать активную жизненную позицию, умение ориентироваться и уверенно себя чувствовать в обществе, желание помогать другим. В результате этой деятельности дошкольник получает не материальное вознаграждение, а внутреннее удовлетворение.

Всемирная декларация добровольцев провозглашает, что настоящий волонтёр — это пример нравственности, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия.

Волонтера отличают такие качества личности, как доброжелательность, милосердие, трудолюбие, отзывчивость, бережное отношение к людям и природе. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Волонтерская деятельность учит детей помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то важного и интересного для себя.

Волонтёрская деятельность зарекомендовала себя как эффективная форма общения и активного взаимодействия, в которой дошкольник проявляет инициативность и самостоятельность в выборе способов выражения собственных интересов.

В составе отряда волонтеров МБДОУ д/с № 47 воспитанники двух групп компенсирующей направленности, их родители и педагоги. На первоначальном этапе работы совместно с детьми были разработаны и приняты правила волонтера:

— Найди того, кому нужна твоя помощь и помоги ему.

— Всегда доводи начатое дело до конца.

— Не проявляй равнодушие к проблемам окружающих.

— Умеешь сам — научи другого.

— Уважай мнение других.

На этом этапе работы мы содействовали формированию представлений воспитанников о роли и месте волонтерства в современном обществе, знакомили ребят с понятием «волонтер», разрабатывали символику отряда волонтеров и готовили различную атрибутику волонтерского движения.

Для сплочения отряда детей-волонтеров педагоги использовали игры, способствующие выработки навыков командной работы и развитию коммуникации, например «Скажи так, чтоб не обидеть», «Снежный ком», «Овации» и т. д.

Практика показала, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей-волонтеров. Для развития эффективной коммуникации и тренировки уверенности в себе в детский сад пригласили школьников-волонтеров из МБОУ СОШ № 7 г.Белгорода, которые поделились с воспитанниками ДОО своим опытом участия в социальных акциях, а также общешкольных и городских мероприятиях.

Также с этой целью были организованы беседы с детьми о том, кто такие волонтеры, какими качествами они должны обладать, в чем цель их деятельности и др. В процессе бесед обсуждались такие понятия как «добрые люди», «добрые слова», «добрые дела» и т. д.

Анализу поступков героев и их поведения способствовало чтение детских художественных произведений, таких как А.Барто «Особое поручение», К.Дольто-Толич «Вежливо — невежливо», М.Плашковский «Уроки дружбы», Г.Сапгир «Самые слова» и др.). После прочтения и обсуждения произведений литературы, ребята подводились к определенным выводам, старались, чтобы они ассоциировали героев с реальными примерами из жизни самих дошкольников.

Опыт работы показал, что для развития способности осознавать и контролировать свои чувства и эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, целесообразно использовать моделирование проблемных игровых ситуаций. Такая работа помогает дошкольникам принимать правильные решения в жизненных ситуациях.

В процессе организации волонтерской деятельности в детском саду, создавали условия, содействующие повышению социальной значимости детей-волонтеров.

В течение года волонтерами проводились различные акции и «дни доброты», приуроченные к разным событиям детской и общественной жизни. Например, волонтеры приняли участие в акции «Наш двор». Совместно с педагогами и родителями, ребята рисовали рисунки и плакаты, призывающие жителей микрорайона сделать дворовые территории чистыми и ухоженными.

Отклик детей и поддержку родителей нашла акция «Ведерко радости» по сбору мелких игрушек, магнитов и сувениров для тяжело больных детей, которым они вручаются для поднятия настроения после врачебных процедур. Совместные акции и марафоны с БРОО «Белогорье против детского рака» стали доброй многолетней традицией МБДОУ д/с № 47 г.Белгорода.

Волонтерская деятельность развивает эмоциональную и чувственную сферы личности, формирует ценностный мир, поощряет социальную и творческую активность. Пропедевтика благотворительной деятельности в детском саду — это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни человека в современном обществе [4].

Литература:

  1. Алтунина И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения (история и современное состояние исследований). М.: Полиграф-Центр, 2006.
  2. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Самара, 2017. –С. 80–81.
  3. Гришаева Н. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002. — № 5.
  4. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2011.
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013.