Развитие креативного мышления в системе дополнительного образования в условиях гимназии-интерната | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маслова, И. В. Развитие креативного мышления в системе дополнительного образования в условиях гимназии-интерната / И. В. Маслова, Е. В. Наумова, А. Ф. Отраднов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 51-56. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/472/17697/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье характеризуется сущность развития у детей креативного мышления, творческих способностей, отражены результаты использования ряда технологий, методов и приемов, способствующих развитию креативного (творческого, дивергентного) мышления.

Ключевые слова: творческие способности, креативное (творческое, дивергентное) мышление.

Человечество всегда интересовало развитие творческих способностей.

Развивать интеллектуально-творческие способности в наши дни необходимо всем. Особенно это важно школьникам и студентам для достижения успехов в дальнейшей взрослой жизни, раскрытия своих способностей и талантов, быть конкурентоспособным, уметь разбираться в новых технологиях современного мира. Чтобы уметь разбираться во всем, добиваться успеха, необходимо иметь высокий уровень интеллекта IQ, EQ и высокий уровень креативности.

В. Д. Шадриков определил место способностей в общей схеме психологического как конкретизацию общего свойства психики и мозга «отражать объективный мир, дифференцируя это свойство на конкретные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности».

К. Спирмен считал, что — это сила человеческого ума, создающая новое содержание путём изменения и создания новых связей.

Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого обычного порядка следования идей в процессе мышления».

Творческие программы Дж. Рензулли исходят из модели структуры интеллекта, Дж. Гилфорда и направлены на практическое развитие одного из важнейших компонентов этой модели дивергентного мышления, которое по мнению Дж. Рензулли является творческим.

Несмотря на разные подходы, теории и точки зрения, во всех определениях креативность в переводе с английского «create» на русский язык означает «творить», «создавать». Создание нового — неотъемлемая часть человеческой жизни и жизни нашей цивилизации, и этому нужно специально учиться. Креативное мышление — это умение мыслить нестандартно. А. Грецов считает, что по большей части воображение и творчество — это не создание чего-то принципиально нового, а структурирование по-новому уже известного.

По мнению Е. Торренса, креативность — это не специальная способность, а общая способность, которая базируется на сочетании интеллекта, личностных характеристик и способности к продуктивному мышлению. Под креативностью автор теста понимал обостренное восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. В процессе работы с методикой появляется возможность оценить четыре классических параметра дивергентного (творческого мышления): беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Тест Е. Торренса мы широко используем для выявления креативных обучающихся, экспертизы обучающих программ, способствующих развитию дивергентного мышления.

В ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» в направлении развития креативного мышления ведется активная работа. Творческое или креативное мышление развивают не только на занятиях общеобразовательной программы школы, но и в системе дополнительного образования. В гимназии проходят «Тренинги креативности», где используют задания для развития творческого мышления из курса Ю. Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления» по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли, авторскую программу А. Грецова «Тренинг креативности», в последнее время пополняем наш багаж знаний о творческом дивергентном мышлении новыми методами при помощи современной цифровой технологии Skillfolio. Основными этапами использования платформы являются:

— диагностика гибких навыков;

— составление цифрового профиля навыков и компетенций;

— составление персональной (индивидуальной) траектории обучения и развития на основе искусственного интеллекта;

— мониторинг обучения, отслеживание прогресса и динамическая корректировка траектории обучения и развития;

— дистанционное сопровождение тьютором.

Креативное мышление развивается у гимназисток в системе дополнительного образования гимназии на творческом объединении «Волшебный клубок». В последнее время изделия, выполненные своими руками, стали достаточно высоко цениться. И детям доставляет удовольствие, когда они видят результат своего труда.

Вязание — отличная тренировка для мозга, оно способно развить концентрацию внимания, помогает сосредоточиться на том, что делаешь, поставить мозгу на начальном этапе только одну задачу.

В современной реальности очень много нового. Человеку необходимо увидеть всё, за всем успеть, ничего не пропустить. Это очень сильно отражается на снижении концентрации внимания. Когда вяжешь, нельзя пропустить даже петлю, нужно следовать схеме, иначе придется распускать изделие и начинать заново. При таких условиях концентрация внимания тренируется очень хорошо. Новое хобби станет отличным подспорьем для развития сосредоточенности и внимательности.

При вязании нужно запоминать количество рядов и раппортов, не забывать о том, где начать убавление петель или добавить цветную нить и т. д. В это время в голове идет огромная работа, в мозге задействуются зоны, которые отвечают за мыслительную и двигательную деятельность, соответственно, тренируется память.

Рукодельницы только на начальном этапе своего мастерства работают по готовым схемам. Позже они начинают создавать собственные решения, готовят выкройки, подбирают пряжу, продумывают узоры и декор. Секрет их работ — в уникальности. Чтобы выделиться в множестве работ, создаваемых такими же мастерицами, нужна креативность. Вязание учит мыслить творчески, находить нестандартные решения. Мы не навязываем детям, что нужно вязать. Ребенок сам выбирает себе работу, мы помогаем её выполнить. Чаще всего вяжем игрушки. Связали игрушку (тигрёнка) по схеме. Ребенок идёт дальше: связала тигрёнку шапочку, жилет, шарф и рюкзак! Вот яркий пример творческого мышления.

Развитие творческих способностей возможно в любом возрасте. Однако, чем раньше начинается такая работа, тем больше результатов она может принести.

Человек ценен своей мечтой в достижении сокровенных желаний, ведь искусство, в частности поэзия, обладает особыми свойствами пробуждать творческие начала в ребенке, развивая его таланты и личные нравственные качества.

Творческое объединение «Алые паруса» в гимназии стал для ее воспитанниц площадкой для развития своей творческой индивидуальности.

Поэтической одаренностью обладает немалое число детей. Они тоньше воспринимают поэтическое слово. В методической работе предусмотрена практика на развитие у детей чувства ритма, живое восприятие русского языка. В игровой форме прививаются знания о рифмах, умение на слух их подбирать.

Задания творческого характера направлены на активную работу воображения. Например, предлагается составить буриме, подобрать ассоциации, или составить стихотворение, используя ключевые слова, описать какой-либо объект, не называя его.

На занятиях для начинающих дается больше теоретического материала, а старшие совершенствуются на практике.

Все дети на игровой основе включаются как в групповые, так и в индивидуальные формы работы. При этом предлагаемые игры развивают поэтическую технику, носят познавательный характер, насыщены информацией, стимулируют интеллектуальное развитие и творческое мышление. Дети упражняются в написании стихов, обладающих формой хокку, хайку, рубаи, сонеты, сочиняют стихи по первой заданной строчке, по заданным рифмам (буриме), по первым словам в строках.

Определен минимум, который должен усвоить начинающий автор.

После изучения, например, всех размеров проводится итоговое практическое занятие. Его цель — закрепить обретенные навыки на практике.

Первые стихи воспитанниц всегда являются откровением и показателем пробуждения творческого «Я». Неважно, что многие из них несовершенны с точки зрения поэтических форм и критериев.

Для развития способностей мыслить творчески проводится очень плодотворная работа с привлечением местных Белгородских авторов-поэтов. Проведен цикл ежегодных встреч с С. Анохиным, Е. Ю. Черкесовым, А. Тарасовым, В. Соловьевой и др.

В течение многих лет существования творческого объединения «Алые паруса» развивалось сотрудничество с литературной студией «Слово» при ДК г. Шебекино (издан сб. стихов «Проба пера); с ЦКР г. Шебекино, с ЦРБ города. Стихи воспитанниц ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» публиковались в районной газете «Красное знамя», в сборнике «Код пеликана» в Санкт- Петербурге.

По результатам исследований теста Е. Торренса «Диагностика креативности» и диагностики гибких навыков креативного мышления обучающиеся показывают высокие результаты в развитии творческих способностей, получают награды в конкурсах разного уровня: «Мой край — родная Белгородчина!», «Любить Родину — это почетно!», «Есенинские чтения», в Международном форуме «Нежегольская тропа» и других.

Воспитанницы и выпускницы нашей гимназии отличаются способностью креативно мыслить и творчески развиваться, они обладают неограниченными интеллектуальными, творческими способностями.

Литература:

  1. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж.Гилфорда и Дж.Рензулли). Для детей 9–14 лет. Методическое руководство.- СПб, ГП «Иматон», 2001–60с.
  2. Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов.-СПб.:Питер,2008.-208с:ил
  3. Березина Т. Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей. Йога интеллекта.-СПб.: Речь,2010.-189с
  4. https://school.skillfolio.ru/
  5. Джоан Тёрни. Культура вязания. Библиотека журнала «Теория моды». ООО «Новое литературное обозрение», 2017
  6. Сборник Нежегольские родники. Курск. Структура печати, 2019
  7. Сборник Код пеликана. Герценовский альманах N3. С. Пб. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2020
  8. https://nsaturnia.ru/obuchenie/chto-takoe-ritm
  9. Сборник Проба пера N2. Литературная студия Слово. Шебекино. Районная типография, 2017

Ключевые слова

творческие способности, креативное (творческое, дивергентное) мышление