Особенности повседневности городской и сельской женщины в Республике Калмыкия
Автор: Бимбеева Айса Сарановна
Рубрика: 22. Социология
Опубликовано в
XLIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2022)
Дата публикации: 06.12.2022
Статья просмотрена: 33 раза
Библиографическое описание:
Бимбеева, А. С. Особенности повседневности городской и сельской женщины в Республике Калмыкия / А. С. Бимбеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 33-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/468/17609/ (дата обращения: 16.01.2025).
Обыденная жизнь городского и сельского населения Республики Калмыкия, с его специфическим хозяйственным укладом и разнообразием экономических и культурных аспектов нашла мало отражения в исследованиях. Традиционно большое внимание в научных трудах уделяется вопросам истории, этнографии, краеведения, но не гендера. Таким образом, вопросы гендерной повседневности представляют научный и прикладной интерес для изучения.
Объектом настоящего исследования является повседневность городской и сельской женщины Республики Калмыкия. На примере повседневной жизни женщин представляется возможность изучить процессы, происходящие в калмыцком обществе, проследить динамику экономических и социальных изменений, трансформацию ментальных установок.
В качестве предмета исследования определены особенности быта и уклада жизни городских и сельских калмыцких женщин.
Цель исследования — выявление тенденций развития быта городской и сельской женщины в новых социально-экономических условиях.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи :
- Рассмотреть особенности домашнего быта — пространства повседневности калмыцких горожанок и сельчанок.
- Рассмотреть варианты социализации женщин в контексте городской и сельской среды, их общественную и профессиональную деятельность.
Калмыки являются единственным в Европе монголоязычным народом, исповедующим буддизм. Этническими предками калмыков являются западно-монгольские ойраты, которые вели кочевой образ жизни и сформировались путем консолидации ряда монгольских племен и присоединения к ним некоторых тюркских групп. В начале XVII века отдельные этнополитические объединения из их состава мигрировали с традиционных кочевий и достигли берегов Волги, где и составили новый этнос, получивший название «калмыки».
В настоящее время калмыцкий этнос составляют субэтнические группы дербетов, торгутов, хошутов, бузавов (донских калмыков) и другие более мелкие этнические группы, населяющие территорию Республики Калмыкия, а также Астраханскую, Волгоградскую, Ростовскую, Оренбургскую области, Ставропольский край и т. д. По данным на 2022 год численность населения республики в целом составляет 267 тыс. человек, из них по данным переписи 2010 года численность этнических калмыков составляла 183 тыс. человек. Основная часть верующих — буддисты, есть православные.
Своеобразие традиционной культуры калмыков обусловлено тесными контактами с тюркскими и тунгусо-маньчжурскими племенами в ойратский период (до XVII в.), а в дальнейшем — этнокультурными связями с народами Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Таким образом, будучи народом центрально-азиатского происхождения, калмыки уже более 400 лет проживают в европейской части России. Оказавшись изолированными в расовом, религиозном и хозяйственно-культурном отношении, калмыки многое переняли у соседних славянских и кавказских народов, в связи с чем их этническая культура претерпела значительные изменения.
Калмыцкий этнос как объект городских исследований имеет свои особенности, поскольку город является относительно новым фактором в жизнедеятельности калмыцкого народа, который традиционно вел кочевой образ жизни. Переход на оседлый образ жизни начался в советский период времени и нес насильственный характер.
В процессах формирования городского населения в республике можно выделить два направления. Первое обусловлено внешними обстоятельствами, когда населенный пункт рос и из сельского постепенно становился городским, то есть ему присваивался статус города. В этом случае люди фактически не меняли своего места жительства и продолжали вести прежний образ жизни. Это города Городовиковск и Лагань. Второе направление связано с изменением места жительства в связи с выездом на работу или учебу. Во втором случае переезд в города мотивирован в основном социально-экономическими причинами: улучшить качество жизни, дать хорошее образование детям, найти интересную работу и т. п.
В рамках административно-территориального устройства Республика Калмыкия делится на административно-территориальные единицы: 1 город республиканского значения (Элиста) и 13 районов.
В рамках организации местного самоуправления в Республике Калмыкия выделяются муниципальные образования: Элистинский городской округ и 13 муниципальных районов, которые включают по состоянию на 2022 год 111 сельских и 2 городских муниципальных образования: города Лагань (12 684 чел. на 2021 год) и Городовиковск (8397 чел. на 2021 год).
В процентном соотношении доля городского населения составляет 46,2 %, сельского — 53,8 % по состоянию на 2021 год, тогда как в 1995 году составляло 38,1 % и 61,9 % соответственно. Как мы видим, значительно возросла доля городского населения.
Традиционные занятия калмыков определили приоритетные направления этнического предпринимательства в первой трети XX века; в современной же Республике Калмыкия востребован опыт кочевников, утраченный в советский период. У калмыков есть поговорка: «калмык без коня — не настоящий калмык», этим подчеркивалось желание и стремление заниматься скотоводством и разведением лошадей. Среди женщин отмечалась «особая склонность к шитью» как национальная черта и этническая характеристика. В настоящее время эти национальные черты можно признать утраченными: современные калмычки редко занимаются рукоделием.
Для советского периода характерно, что внутри пространства г. Элисты столкнулись разные хозяйственные уклады, разные социальные идентичности и культуры: окраинное население в большей степени ощущало себя сельскими жителями и противопоставляло себя жителям центральных районов. Первое время после переезда образ жизни новоиспеченных горожанок практически полностью повторял сельский уклад.
В нынешних условиях жизни быт современной семьи кардинально изменился. Огромный скачок произошел в 90-х и нулевых годах, когда были газифицированы практически все районы республики. В настоящее время во многих домовладениях районных центров имеется горячая и холодная вода.
На помощь женщине, проживающей как в селе, так и в городе, в решении бытовых задач приходит многочисленная бытовая техника: стиральные машины-автоматы, моющие пылесосы, посудомоечные машины, современные холодильники, кухонные комбайны, микроволновые печи и пр.
Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. За счет применения современной бытовой техники наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта сельчан и горожан. При этом в отличие от сельской местности в городе более развита сфера бытовых услуг. К ней можно отнести различные павильоны бытового назначения, ремонтные мастерские, швейные ателье, химчистки, прачечные, услуги клининга и т. д.
На плечи женщин в селах помимо забот о супруге и детях, основной занятости и бытовых дел, ложатся еще и заботы о личном подсобном хозяйстве (домашнем скоте, саде, огороде). Как правило, работу по уходу за домашним скотом и птицей женщины выполняют наравне с мужчинами. Проживание в частных домах требует от женщины огромных усилий по поддержанию порядка не только в доме, но и на приусадебной территории.
При этом стоит отметить сезонность жизненных циклов сельских женщин, семьи которых занимаются сельским хозяйством: разведением и выращиванием скота, домашней птицы, разведением фруктов, овощей, цветов и т. д.
Современный мир, находящийся под влиянием растущей глобализации, сталкивается с новыми вызовами, в числе которых угрозы этнической идентичности, нивелирование этнокультурных различий, навязывание стандартов массовой глобальной культуры, распространение унифицированных моделей образа жизни и мыслей. Таким образом, современные процессы изменения ценностей и установок этнических групп, помещенных в контекст глобализирующегося мира, представляют интерес для исследования.
Современные калмыцкие женщины пытаются самоидентифицироваться как представительницы своего этноса, а также сохранять особенности этнической культуры в условиях глобализации и вестернизации. Необходимо учитывать специфику изменений, произошедших в традиционной культуре калмыцкого народа, под влиянием социальных потрясений прошлого века, а также учесть, что калмыцкий народ, более четырехсот лет проживающий в иноэтничной, иноконфессиональной среде, сумел сохранить немало реликтов общемонгольской традиционной культуры.
Кроме того, с 90-х годов прошлого века в связи с усилением процессов миграции и оттоком сельского населения в города или поселки городского типа в обрядовую культуру городского населения были привнесены многие элементы традиционной культуры, которые были утрачены в связи с адаптацией к современным условиям.
К таким элементам относятся празднования национальных религиозных праздников, а также возрождение интереса к ношению национальной одежды. Абсолютное большинство калмыцких женщин шьют на заказ платья в национальном стиле с элементами традиционной одежды, принтов на этническую тематику к мероприятиям (сватовства, свадьбы, дни рождения, корпоративные праздники, новогодние детские праздники и т. д.). Возросшей популярности способствовал интерес к корням, а также способ самоидентификации и позиционирования этнической идентичности в повседневной и деловой культуре.
В связи с переездом в город меняется уклад и устрой жизни. Меняются пищевые привычки, появляется желание питаться правильно, так как традиционная калмыцкая кухня жирная, калорийная и не самая полезная.
В суровых бытовых условиях прошлых веков, обусловленных кочевым образом жизни, необходимо было поддерживать силы простой и питательной пищей. В современных же условиях пищевые привычки приводят к ожирению и проблемам со здоровьем.
Досуговые практики зависят от географического положения и особенностей условий проживания. Так, в Городовиковске, расположенном в климатически лучших условиях, популярны садоводство, выращивание цветов и овощей, в то время как в Лагани, где температура летом достигает 50 градусов в тени, природные условия не располагают к занятиям садоводством. Здесь можно отметить разнообразную специфику адаптации женщин в условиях провинциальных городов.
Население, не имеющее возможности трудоустроиться в сельской местности или вести подсобное хозяйство, вынуждено выезжать за пределы родного поселка. Семьи с детьми стремятся выехать в районные центры, где имеется необходимая инфраструктура, которая способна обеспечить определенный уровень качества жизни: детские сады, школы, учреждения здравоохранения и культуры. Как правило, семьи чаще переезжают по инициативе женщин. Одной из основных причин переезда является желание заниматься образованием детей, отдавать их в кружки, секции, развивающие центры, которых не имеется в сельской местности.
Заметно различаются сферы труда: значительная доля женщин работает в преимущественно «женских» учреждениях образования, здравоохранения, культуры, торговли [5, с. 41–51].
В настоящее время наблюдается культурная и социальная вовлечённость женщин в городскую среду. Это объясняется тем, что семьи, проживающие в сельской местности и занимающиеся фермерским хозяйством, вырученные средства вкладывают в покупку домов или квартир в Элисте. Кроме того, многие семьи используют материнский капитал для приобретения жилплощади в городе, а также приобретают жильё на ипотечные средства. Этим можно объяснить высокую закредитованность населения. Многие семьи живут на два дома: в селах и городе, куда приезжают на выходные и праздничные дни, а также на время школьных каникул детей. Таким образом, можно говорить о постепенном стирании границ между сельским и городским населением.
Важнейшими точками городского пространства являются продуктовые и вещевые рынки, магазины, супермаркеты, МФЦ, учреждения здравоохранения и культуры, а также всевозможные досуговые центры. Культурный отдых горожан проходит в театрах, библиотеках, кинотеатрах, музеях. При этом в настоящее время для населения г. Элисты характерно значительное преобладание посетителей женского пола над мужским, а также преобладание молодого, активного населения над пожилым. При этом сельское население перебирается в столицу, а горожане с целью заработка переезжают в крупные города России (Москву и Санкт-Петербург), а также в северные регионы страны.
Безусловно, урбанизация — это мощный рывок этноса к модернизации, но при этом она является существенным фактором аккультурации и ассимиляции этноса, несет отрицательные последствия для этнической культуры таких небольших народов, как калмыки [4, с. 133]. В процессе адаптации носителей этнической культуры к условиям современного полиэтничного города возникают тенденции их отчуждения от традиционной этносреды, растворения этничности. Однако в постсоветское время активизировались процессы возрождения национального самосознания, что вызвало повышенный интерес к проблеме сохранения этнокультурных ценностей, социокультурного развития этнических общностей. В последние годы у представителей калмыцкой диаспоры, живущих по разным причинам в разных регионах Российской Федерации, появилось стремление противостоять ассимиляции, утрате самобытных элементов культуры, носителями которых они являются. В Москве и Санкт-Петербурге созданы землячества, которые устраивают концерты калмыцких артистов, музыкальных коллективов, проводят спортивные соревнования. Также они организовывают проведение калмыцких праздников Зул, Цаган Сар, кружки по обучению калмыцкому языку, калмыцким танцам.
Значительное количество женщин сталкиваются с существенными проблемами в ходе адаптации и интеграции в принимающее сообщество. Примечательно, что в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах традиционные гендерные роли, характерные для региона, начинают размываться. Представляет интерес проведение анализа семей, проживающих в Москве и иных городах за пределами Калмыкии, но это, скорее, тема для отдельного исследования. Немаловажен тот факт, что родственные и земляческие отношения позволяют приезжающим менее болезненно и с меньшим риском адаптироваться к новой среде.
Статистика посещений социальных и культурных объектов и учреждений городов позволяет говорить о подавляющей адаптации женщин к условиям городской жизни, а также о высокой вовлеченности женщин в экономическую, социальную и культурную сферы.
Гендерные, а также возрастные особенности урбанизации среди представителей калмыцкого этноса практически не изучены, хотя имеют большое социальное значение. Изучение позитивного опыта адаптации конкретных представителей народа представляет как научный, так и прикладной интерес.
Литература:
- Батмаев М. М. Социально-политический строй и хозяйство калмыков в XVII-XVIII вв. — Элиста, 2002.
- Джамбинова Т. Н. Калмыцкие женщины. — Элиста: Джангар, 2007.
- Калмыкия в цифрах. Краткий статистический сборник // Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия (Астраханьстат). — Элиста, 2022.
- Намруева Л. В. Урбанизационные процессы и проблемы этничности // Экономическое и социальное развитие республик юга России: этапы становления, взаимосвязи, трансформационные процессы, современное положение и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Элиста: Изд-во КГУ, 2008. — С. 132–134.
- Новохацкая О. В., Артемов В. А. Сельская повседневность: ценностно-функциональные характеристики // Социодинамика. — 2017. – № 6. — С. 41–51.
- Тюмидова М. Е., Уланов М. С. Положение женщины в традиционной культуре калмыцкого этноса // Вестник Калмыцкого университета. — Элиста, 2018.