В настоящей статье рассматривается калмыцкий традиционный женский наряд как особое явление материальной культуры калмыков. Исследуется отражение возрастной особенности и социального статуса путем изучения деталей и специфики национальной одежды. Дается подробное описание элементов женского облачения и украшений, их значение.
Каждому возрасту соответствовала своя одежда. Так, например, имеется разница между одеждой замужних женщин и девушек.
Девочки до шести лет ничего не носят, лишь становясь старше, они надевают рубашку с шальварами. Еще старше, девочки могут носить бешмет, который застегивается петельками на пуговицы от шеи до талии. С четырнадцати лет девочка облачается в полный девичий костюм.
По калмыцкому обычаю, поверх нижнего белья девушки надевают жилет или же корсет, который шьется чаще всего из холста. Он стягивается на груди очень туго, задерживая рост грудных желез, так как считалось, что целомудрие девушек зависит от этого.
Поверх жилета девушки надевают платье, называемое биизе, которое изготавливается из ситца, шелка, шерсти, атласа светлых тонов. Оно сшито в виде длинного платья со стоячим воротником, подол которого закрывает сапоги. Вырез на груди отделывается золотыми или серебряными нитями. Биизе — отрезное по талии и со сборчатой юбкой. Также существует род платья без выреза на груди. Рукава вшиваются со сборками на плечах, их длина превышает длину рук. Они постепенно суживаются к кисти и собираются в складки. Вырезка рукава иногда имеет полукруглую, продолговатую форму, которая начинается от подмышек и заканчивается у обшлагов. Отделывается рукав кружевом или бахромой из цветных нитей.
Также молодые девушки носят распашной халат лавшиг, который они надевают поверх основного платья. Лавшиг очень длинный и широкий, полы его плотно запахиваются у шеи. Шьют халат лавшиг из цветного шелка или другой материи, воротник и грудная часть вырезаются из шали и отделываются позументом.
Молодым калмычкам зимней одеждой служит овчинная шуба, не отличающуюся покроем от женской, в богатых семьях могли позволить себе легкую шубу на меху.
Поясу бюс в калмыцком костюме придается особое значение: он неотъемлемая часть повседневной и праздничной одежды мужчин и молодых девушек, без которого появление в обществе считалось неприличным. Пояс, согласно религиозным традициям калмыков, признак, который определяет место человека в структуре мира. Считается, что в верхнем мире его носят на груди или под мышками, в среднем на талии, а в нижнем — ниже талии. В основном калмыки носят матерчатые, мягкие пояса — кенчир бюс. Также встречаются разные виды поясов: хулсын — пояс с длинными пластинами, напоминающими камыши; авдыр-бюс, пластины которого напоминают крышку сундука, шеркеш — черкесский пояс, с круглыми накладками.
Важными атрибутами костюма являются головные уборы, предназначение которых — покрывать главную часть тела человека. Непристойным поведением считался выход в свет без головного убора. А также было не принято носить двойную шапку или шапку, сшитую из меха хорька.
Примерно с четырнадцати лет девочки надевают джатаг и тоорцг — круглые невысокие шапочки с красным помпоном наверху. Тоорцг — круглая или четырехугольная шапка из черной мерлушки с суконным верхом, которую сдвигают к центру лба. Она может быть любого цвета кроме желтого.
Следующая девичья шапочка — хаджилга. По форме она чем-то напоминает тоорцг, но ее околыш отличается небольшой высотой. Верхняя часть выполнена из желтого сукна. Она имеет форму четырехугольника, сверху закрываемого красным сукном с красной кистью сверху.
Парадным головным убором девушек является камчатка. Эта шапочка напоминает по своему виду пилотку из черного, реже коричневого бархата, с обилием шикарной вышивки.
Зимой же юные калмычки надевают шапку бюшлячи, у которой есть наушники из меха или пушнины, а также меховой околыш.
Девичьи и женские сапоги были преимущественно красного, реже коричневого цвета. Самым распространенным видом обуви являются сапоги госын.
Аксессуары девушек играют роль оберегов. Они представлены в виде сережки в правом ухе, украшенную драгоценными камнями, пушниной, и серебряными кольцами на мизинцах.
В калмыцком национальном костюме замужней женщины различают два вида одежды: нижняя и верхняя. Нижнюю одежду составляют рубашка киилиг и штаны шалвр. В верхнее одеяние включаются повседневная (хутцан и берз) и парадная одежда (терлиг и цегдег).
Киилиг — нательная рубашка, надеваемая через голову. У пожилых она имеет прямой разрез спереди и застегивается на белые пуговицы или металлические крючки.
Поверх рубашки в качестве повседневной одежды калмычки носят хутцан. Длинное до пят платье, шилось с широким подолом и со множеством сборок к верхней части. Длинный разрез, проходящий посередине груди до пояса, закрепляется внутренней застежкой. Неотъемлемой частью хутцана является небольшой воротник-стойка, и, как правило, вшиваются внутренние карманы по бокам. Рукава также втачиваются с большим количеством сборок и с использованием ластовицы. В большинстве случаев хутцан не украшают обильной вышивкой. Хутцан застегивается на груди и по воротнику.
Терлиг кроится из всевозможной материи и разнообразных цветов (кроме желтого), смотря по достатку — это может быть как кумач и ситец, так и шелк, богатая парча или глазет. Подол терлига всегда должен закрывать сапоги. Так же, как и у хутцана, терлиг имеет стоячий воротник, от которого чуть ниже пояса спускается прореха для удобного надевания платья. У разреза терлиг застегивается металлическими фигурными красивыми пуговицами, которые обычно приготовлялись местными мастерами, но иногда прикрепляются и покупные. Такие украшения как галуны, позументы и шнурки (ими, в основном, обшивается разрез по вороту и груди, полы наряда) не покупаются, а готовятся только в своей семье. Рукава шьются длиннее руки и понемногу суживаются к кисти, на плечах вшиваются со складками. Жесткие манжеты делаются прямой или полукруглой формы и расшиваются орнаментом. Застегивается терлиг на скрытые крючки и петельки, пуговицы же используются просто как украшения. По бокам платья пришиваются петли из узкой ленты для платков. В эти же петлях при необходимости закрепляются подвески от кос.
Поверх терлига надевается длинная безрукавка цегдег полностью закрывающая нижнее платье.По поясу цегдег украшается широкими сборками и складками. Вместо воротника у цегдега продолговатый широкий вырез, из-за которого виден расшитый ворот терлига. На груди полы цегдега скошены от воротника, так что сходятся под острым углом лишь у пояса. Цегдег застегивается лишь на поясе, завязывается шнурком или тканной лентой с кистями. При застегнутом цегдеге грудь и воротник терлига остаются видны. Воротник, рукава, грудь, подол и разрез сзади богато обшиты парчей. Цегдег кроится из плотных материй различных цветов, но обязательно иной расцветки нежели терлиг. Обязательным дополнением к костюму являются петли для платков, которые делались по обеим сторонам платья. Края вырезов, полы и подол украшаются обильной орнаментальной вышивкой цветными нитями, золотой и серебряной тесьмой. Этот костюм не претерпел никаких изменений. Меняется лишь цвет и орнаментальная отделка.
Халат, надеваемый на цегдег, называется лавшигом или берзе. Это одеяние свободного кроя с широкими длинными рукавами, которое могут надевать и женщины, и девушки.
Чаще лавшиг заменяет собой терлиг, так как он стоит дешевле и если женщина не может себе позволить цегдег, то она довольствуется одним шелковым лавшигом. В этом случае он не декорируется позументом, а наглухо застегивается у горла, для чего здесь пришита петля.
Пожилые женщины могут носить лавшиг поверх терлига.
Из теплой одежды женщины носят шубы или яргаки. Шуба шьется по принципу терлига, яргак — в виде цегдега. На меху, оторачивается бобром или выдрой. Состоятельные пожилые калмычки на шубу могут надеть лавшиг из шелковой или иной ткани.
Как только женщина выходит замуж, то обязательно заплетает волосы в две косы, одевая их в черные чехлы шиверлиг, на концах которых красовались серебряные подвески-обереги токуг в виде стрелообразной формы на длинном стволе. По поверьям, в левой косе женщина хранит жизненную силу мужа, а в правой — свою.
Пока женщина еще молода, то шапку она может носить такую же, что и взрослые девушки. Но после первого ребенка она надевает уже женскую шапку халмаг, которая от девичьей отличается сплошным околышем из меха. Верх головного убора расшивается красной шелковой бахромой. Халмаг олицетворяет состоятельность женщины в продолжительности рода.
Бытовало мнение, в соответствии с которым золото в ушах способствует работе ума, серебро на шее защищает душу, а медь на руках охраняет здоровье.
После замужества женщина носит уже обе сережки, а кольца надевает на все пальцы правой руки.
Так, резюмируя вышеизложенное, калмыцкий национальный костюм является одной из важнейших составляющих исторически-сложившихся традиций и культуры народа Калмыкии.
Литература:
- Калмыки / отв. ред.: Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская. — М.: Наука, 2010.
- БатыреваС. Г. Народноедекоративно-прикладноеискусствокалмыков XIX — начала XX вв. / С. Г. Батырева. — Элиста: «НПП «Джангар»,2006.
- Житецкий И. А. Очеркибыта астраханских калмыков: этнографические наблюдения 1884–1886 гг. / И. А. Житецкий. — М.:Типография М. Г. Волчанинова, 1893.
- Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса / П.Небольсин. — СПб: 1853.
- Сычев Д. В. Из истории калмыцкого костюма: очерк / Д. В. Сычев. — Элиста: ККИ, 1973.
- Эрдниев У. Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. — 3-е изд., перераб. и доп. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985.
- О калмыцкомприкладном искусстве / ред. кол.: И. И. Орехов, Д. В. Сычев, Н. Ш. Ташнинов, А. Ш. Кичиков. — Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд-во, 1967.