Правовой режим форм собственности в России
Автор: Рамазанов Ринат Эльдарович
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
XLIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2022)
Дата публикации: 28.11.2022
Статья просмотрена: 310 раз
Библиографическое описание:
Рамазанов, Р. Э. Правовой режим форм собственности в России / Р. Э. Рамазанов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 24-33. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/468/17600/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье автор проводит разграничение таких форм собственности, как публичная и частная. С опорой на нормы гражданского, земельного, лесного права анализируются различия в их правовом положении. Подчеркивается, что важным критерием отличия форм собственности является категория «интерес».
Ключевые слова: формы собственности, правовой статус форм собственности, структура права собственности.
На конституционном уровне определение «формы собственности» не закрепляется. Впервые упоминание данного института встречается в статьях 8 и 9 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ, Основной закон), где он указан применительно ко всему имуществу, особенно к земле и другим природным ресурсам. Из того, что этот постулат находится в 1 главе Основного закона, устанавливающей основы конституционного строя, и его содержания, видно, что формы собственности — это прежде всего разграничение объектов собственности по субъектному составу. В силу принципа признания и защиты равным образом всей собственности форма собственности не имеет значения для признания ее конституционно-правовой ценностью.
Нельзя не согласиться с мнением российского исследователя в области права собственности Скрыли С. М., что содержание категории «форма собственности» раскрывается через экономический и правовой аспекты. Экономическая составляющая определяется способом организации отношений собственности, а правовая — совокупностью норм, закрепляющих принадлежность материальных благ и устанавливающих правовой режим соответствующего имущества. Каждая форма собственности содержит одинаковый набор правомочий, охраняется и признается, но отличается от других по объектному и субъектному составу [1, с. 8].
По Основному закону в РФ существует 4 формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные. В отличие от советских конституций, в нем не содержится специальный раздел об экономической основе государства и общества, не устанавливается какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как было в учредительных актах союзных республик, закрепляющих главенство социалистической формы собственности [2, с. 16].
Целесообразным видится подход российского правоведа Мазаева В. Д., который разделяет собственность на частную и публичную. Основным критерием разграничения он считает категорию «интерес». Частная собственность выражает господство над вещами в своем интересе. Публичная — отражает отношения по поводу господства над вещами для достижения публичного интереса [3, с. 23]. Самостоятельного определения этой категории ученый не дает, но соглашается с мнением В. П. Грибанова, что она заключается в «потребности, принявшей форму сознательного побуждения и проявляющаяся в виде желаний, намерений, стремлений, а, в конце концов, в тех отношениях, в которых вступают лица в процессе своей деятельности» [3, с. 25]. В само понятие «публичный» он справедливо включает потребности всего государства, субъектов РФ, муниципальных органов, когда они отвечают интересам общества, и наиболее крупных социальных групп (нации, народа) [3, с. 27, 30].
Далее В. Д. Мазаев уточняет понятие «публичный», которое употребляется в контексте публично-властной природы отношений. Поэтому под публичными, прежде всего, понимаются интересы, связанные со сферой государственной власти, с наиболее важными потребностями общества, которые невозможно удовлетворить помимо государственной организации. В то же время он подчеркивает, что все не сводится только к государству, ведь гражданское общество непосредственно и через, например, институт местного самоуправления так же реализует публичную власть посредством выборов, референдумов, сходов и собраний [3, с. 27–28].
В качестве критериев для объединения государственной и муниципальной собственности в публичную в научной литературе называют социально-экономическую природу, субъектный и объектный состав, правовой режим регулирования. Как важнейший признак выделяют, прежде всего, субъектный состав права публичной собственности, который представлен публично-властными образованиями [1, с. 21]. Вместе с тем, очевидно, субъект — это не тот, кто просто выполняет команды, словно электронный механизм. Он на то и субъект, чтобы обладать возможностью действовать согласно своим интересам. Если, например, чиновник будет использовать государственное имущество в своих целях, то он ничем не будет принципиально отличаться от частного лица, за исключением случаев, когда в этом заключается интерес всего общества, что сложно представить на практике. Здесь публичное имущество теряет свою легитимность, но юридически смены формы собственности не происходит. Из этого следует, что публичный интерес и субъектный состав нельзя рассматривать вне их взаимосвязи.
Любопытными выглядят точки зрения правоведов на категорию «иные формы собственности». В юридической литературе можно встретить следующие суждения относительно их структуры.
И. И. Веленто относит к ней церковную (собственность других религиозных организаций) и коллективную собственность — профсоюзов, кооперативов, общественных организаций. Прочие авторы называют последнюю форму кооперативной (А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец).
В. А. Тархов, В. А. Рыбаков, М. А. Фатеев включают в иные формы собственности коллективную (корпоративную) и личную собственность.
М. И. Клеандров выделяет в качестве «иной» формы собственности собственность государственных корпораций [4, с. 26].
Д. А. Ольнев считает ошибочным отнесение к данной категории коллективной и общественной собственности. К «иным формам собственности» следует отнести смешанную собственность государства, муниципальных образований и частных лиц на один и тот же объект права. В частности, в смешанной собственности находится имущество акционерного общества, акции которого принадлежат одновременно государству (муниципальному образованию) и частным лицам [5, с. 18].
Интересно замечание И. В. Прозорова, что перечень форм собственности, содержащийся в Конституции РФ, является открытым. По его мнению, понятие «иные формы собственности» относится к будущему. Включение в них коллективной и личной собственности лишено смысла, так как первая является частной собственностью юридических, а вторая — физических лиц [6, с. 13].
Активно выступает против рассматриваемой юридической категории Е. А. Суханов. Ученый считает, что форма собственности — это экономическая категория, характеризующая отношения присвоения субъектом вещи, в силу того что формы различаются по субъектам и отчасти по объектам, а не по характеру и содержанию правомочий. Так, исчерпывающий перечень субъектов перечислен в ч. 2 ст. 212 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), а попытка выделить иные формы собственности тщетна по причине того, что участниками этих имущественных отношений на самом деле всегда являются либо отдельные граждане, либо созданные ими организации-собственники (юридические лица), что вполне укладывается в рамки обычного понимания частной собственности. Вследствие обособления имущества юридическим лицом даже при полном владении им публичными органами оно все равно будет являться частной собственностью [7, с. 506–508]. Соглашаясь с указанным доводом, следует сделать некоторые уточнения. Российский цивилист посчитал перечень субъектов права собственности, закрепленный в ГК РФ, исчерпывающим, но формат федерального закона предполагает возможность внесения в него поправок. Кроме того, ГК РФ является наиболее полным, но не единственным источником регламентации права собственности, что создает пространство для включения в него новых субъектов. В дополнение стоит отметить, что юридическое лицо публичной собственности является публичной собственностью, так как даже при имущественной самостоятельности и автономии воли его существование и функционирование входит в публичный интерес. Более того, юридическое лицо с минимальной долей публичной собственности по причине его наличия уже входит в публичную собственность. Частной же организацией можно назвать ту, где публичный интерес отсутствует.
Продолжая ход рассуждений, более правильно будет в первую очередь рассмотреть публичную форму собственности. Как упоминалось, помимо РФ, административно-территориальных единиц РФ, муниципалитетов и их органов, в перечень собственников входят иностранные государства, их структурные подразделения, а также международные организации и публичные юридические лица. В соответствии с российским законодательством каждому субъекту корреспондирует ряд допустимых для обладания на праве собственности объектов. Ради иллюстрации возьмем нормы земельного права.
Согласно ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) [8], в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Так, примером первого основания может служить ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ): лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности [9]. В качестве иллюстрации второго основания можно назвать ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» [10]: в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности России. Примером третьего основания являются ст. 273 ГК РФ и ст. 56.3 ЗК РФ: допускается изъятие земельных участков для государственных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения.
Согласно ч. 1 ст. 18 ЗК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам из федеральной собственности. К первому основанию можно отнести ч. 5 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» [11]: природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Как пример второго основания можно упомянуть ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»: земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, за исключением, когда они находятся у иных субъектов права собственности. Примером третьего основания так же можно назвать изъятие земельного участка для государственных нужд по ст. 273 ГК РФ. Как четвертое основание следует назвать п. 3 ч. 1 ст. 39.30 ЗК РФ: земельные участки, находящиеся в собственности РФ, подлежат безвозмездной передаче по заявлению лиц в собственность субъектов РФ, если такие земельные участки предназначены для размещения объектов регионального значения.
Согласно ч. 1 ст. 19 ЗК РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»); право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»); которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством (ч. 2 ст. 1151 ГК РФ); которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности (п. 3 ч. 1 ст. 39.30 ЗК РФ).
Правомочия собственника предполагают нормативные ограничения его права. Статьей 55 Конституции РФ предусмотрен исчерпывающий перечень целей, для достижения которых они предназначены: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения права собственности принято классифицировать в зависимости от их содержания: ограничения, связанные с прекращением права собственности (налоги и иные случаи принудительного изъятия имущества); ограничения, связанные с осуществлением определенных правомочий собственника (например, лицензирование); ограничения по кругу объектов, которые могут находиться в собственности (например, изъятые из оборота вещи) [2, с. 27–28].
Ограничения в плане наличия налогов для публичных собственников присутствуют лишь в меньшей части. В качестве иллюстрации можно взять земельный налог, налогоплательщиками которого не являются государство и муниципальные образования, но считаются многие создаваемые ими учреждения. Кроме того, независимо от учреждения не подлежат налогообложению участки земель лесного фонда [12]. Государственная и муниципальная собственность не может быть изъята для государственных и муниципальных нужд, если она не обременена правами третьих лиц в силу ч. 7 ст. 56.6 ЗК РФ. Примером ограничения, связанного с осуществлением правомочий, может служить упомянутая выше ст. 55 Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды, закрепившей принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду как основу деятельности органов публичной власти [13]. В российской правовой системе в публичной собственности может находиться практически любой объект права собственности. Ограничения существуют между разными уровнями: так, земельные участки федеральной службы безопасности изъяты из оборота и не могут находиться ни в какой, кроме федеральной собственности (ст. 27 ЗК РФ).
Перейдем к рассмотрению частной собственности, опираясь на земельное законодательство. Согласно ч. 1 ст. 15 ЗК РФ, ею являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законами РФ. В части 2 указанной статьи закреплен равный доступ физических и юридических лиц к земельным участкам, в том числе находящимся у публичного собственника. Здесь следует сделать важное замечание: субъекты публичной собственности обладают землей в силу законодательного признания того, что этот объект им принадлежит. Частным лицам, действующим в своем интересе, предоставлена лишь возможность иметь в собственности землю, которая напрямую зависит от воли законодателя с поправкой на конституционные гарантии права. Физическим и юридическим лицам остается только надеяться, что механизмы реализации данных гарантий будут работать надлежащим образом.
Разумеется, ограничения всегда сопутствуют частной собственности. Касаясь земельного налога, стоит сказать, что российские и иностранные организации и физические лица обязаны платить его, если обладают объектом налогообложения на праве собственности, пожизненного наследуемого владения и постоянного пользования. Одним из немногих исключений являются участки земли, входящие в состав многоквартирного дома, а также находящиеся в свободной экономической зоне (на 3 года). Частная собственность в соответствии со ст. 49 ЗК РФ может быть изъята для государственных и муниципальных нужд для выполнения международных договоров РФ, строительства объектов публичного значения при отсутствии других мест (например, дорог, энергетических систем). Также законодатель оставил пространство для еще большего количества оснований, которые указываются в иных федеральных законах. Примером ограничений, связанных с осуществлением правомочий, можно так же назвать требования Закона «Об охране окружающей среды» и целевое назначение, виды разрешенного использования по ст. 7 ЗК РФ. При нецелевом использовании, неиспользовании и использовании с нарушением законодательства РФ земельный участок у частного собственника изымается и продается с публичных торгов (ст. 54.1 ЗК РФ). С точки зрения земельного права, круг объектов, допустимых для обладания частными лицами, сильно ограничен. Так, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте, не могут предоставляться в частную собственность. Для второй категории законодателем предусмотрены исключения, устанавливаемые на федеральном уровне.
На основании данных положений следует согласиться с мнением Кузнецовой Л. Ю., что для достижения общего благосостояния в стране необходимо соблюдать определенный баланс между частной и публичной формами собственности [14, с. 16]. В силу того, что 92,2 % земли находится у публичных собственников, можно сделать вывод о возможной причинно-следственной связи указанных выше нормативных предписаний и наличия острой проблемы в этой сфере. Несмотря на то, что общепринято считать частную собственность наиболее эффективной, по крайней мере в области земельных отношений присутствует скептическое отношение законодателя к полноценному осуществлению правомочий частного собственника и в то же время обширное содействие публичным субъектам, а это ведет к дисбалансу во всех сферах общественной жизни, проявляющемся в том числе в политических, экономических кризисах. Данное обстоятельство препятствует хозяйственному развитию, уменьшает потенциал инвестирования в экономику и снижает возможность всех субъектов собственности реализовать права, свободы и законные интересы.
Обобщая сказанное, следует прийти к заключению, что в России признаются и защищаются 2 формы собственности — частная (физические лица независимо от гражданства и юридические лица — от принадлежности) и публичная (государство, муниципальные образования, юридические лица публичной собственности). Для их разграничения важны такие понятия, как публичный и частный интерес. В существовании иных форм собственности нет необходимости, так как выделенные формы уже охватывают те, которые предлагаются рассматривать в качестве иных. Формы собственности различаются прежде всего по субъектному и объектному составу, а не по содержанию права.
Литература:
- Скрыль С. М. Конституционно-правовые проблемы институционализации права собственности в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2010.
- Геворкян М. В. Конституционно-правовые основы экономической деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012.
- Мазаев В. Д. Понятие и конституционные принципы публичной собственности: учебное пособие. — М.: Институт права и публичной политики, 2004. 123 с.
- Жаботинский М. В. К вопросу о формах собственности в гражданском законодательстве Российской Федерации // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 4. С. 25–28.
- Ольнев Д. А. Конституционное регулирование права частной собственности на землю: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2012.
- Прозоров И. В. Закрепление института собственности в конституционном праве России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010.
- Российское гражданское право: учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / отв. ред. Е. А. Суханов. — 2-е изд. — М.: Статут, 2011. 958 с.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147; 2022. — № 29 (Часть III). — Ст. 5251.
- Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 50. — Ст. 5278; 2021. — № 27 (Часть I). — Ст. 5129.
- Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4148; 2022. — № 29 (Часть III). — Ст. 5279.
- Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ (ред. от 01.05.2022 г.) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 12. — Ст. 1024; 2022. — № 18. — Ст. 3010.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3340; 2022. — № 29 (Часть III). — Ст. 5290.
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022 г.) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133; 2022. — № 1 (Часть I). — Ст. 15.
- Кузнецова Л. Ю. Конституционные основы экономического строя России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
Ключевые слова
формы собственности, правовой статус форм собственности, структура права собственностиПохожие статьи
Право собственности в гражданском праве России
В статье рассматриваются понятие и сущность права собственности в гражданском праве России, классификация видов собственности, а также механизмы приобретения и прекращения права собственности. Особое внимание уделяется правовой защите права собственн...
Гражданско-правовые способы защиты вещных прав по законодательству Российской Федерации и зарубежных государств
Автором в статье рассматриваются гражданско-правовые способы защиты вещных прав по законодательству Российской Федерации и США. Рассмотрены способы защиты вещных прав, указанных в гражданском законодательстве, проанализировано их содержание и особенн...
Теоретические основы института права собственности
В статье рассматривается основная теория права собственности в законодательстве Российской Федерации, также характерные черты его теоретической основы. Анализируются характеристика места права собственности, освещается основной институт гражданского ...
Юридическая сущность владения в праве собственности России
В данной научной статье анализируется проблема правового понимания специфики владения в гражданском праве России, анализируются существующие доктринальные подходы к определению сущности владения.
Институт права собственности в законодательстве Российской Федерации
В статье рассматривается институт права собственности в законодательстве Российской Федерации, также характерные черты центрального института национального гражданского права. Анализируются характеристика места права собственности, освещается такой в...
Понятие и виды права собственности
В статье автор анализирует определение понятия «право собственности», основные подходы, существующие в научном сообществе к нему, а также дает свое — альтернативное определение понятия «право собственности». Кроме того, рассматриваются виды и формы п...
Понятие права собственности
В данной статье проанализировано понятие права собственности с точки зрения российских ученых цивилистов, также право собственности рассмотрено, как триада правомочий собственника. Право собственности рассмотрено в двух аспектах: объективном и субъек...
Проблемы правового режима недвижимого имущества в Российской Федерации
В статье автор проводит анализ правового регулирования недвижимого имущества в Российской Федерации. Автор статьи приходит к выводу о наличии проблем правового регулирования недвижимого имущества.
Некоторые аспекты государственной регистрации сервитута
В статье анализируется значение государственной регистрации земельных сервитутов для обеспечения защиты прав участников гражданского оборота. Автор придает особое значение этому процессу, рассматривая его как важный инструмент формирования граждански...
Интеллектуальная собственность как объект административно-правовой защиты
В данной статье рассматривается интеллектуальная собственность как объект административно-правовой защиты. Понятие «интеллектуальная собственность» в настоящее время не закреплено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в ...
Похожие статьи
Право собственности в гражданском праве России
В статье рассматриваются понятие и сущность права собственности в гражданском праве России, классификация видов собственности, а также механизмы приобретения и прекращения права собственности. Особое внимание уделяется правовой защите права собственн...
Гражданско-правовые способы защиты вещных прав по законодательству Российской Федерации и зарубежных государств
Автором в статье рассматриваются гражданско-правовые способы защиты вещных прав по законодательству Российской Федерации и США. Рассмотрены способы защиты вещных прав, указанных в гражданском законодательстве, проанализировано их содержание и особенн...
Теоретические основы института права собственности
В статье рассматривается основная теория права собственности в законодательстве Российской Федерации, также характерные черты его теоретической основы. Анализируются характеристика места права собственности, освещается основной институт гражданского ...
Юридическая сущность владения в праве собственности России
В данной научной статье анализируется проблема правового понимания специфики владения в гражданском праве России, анализируются существующие доктринальные подходы к определению сущности владения.
Институт права собственности в законодательстве Российской Федерации
В статье рассматривается институт права собственности в законодательстве Российской Федерации, также характерные черты центрального института национального гражданского права. Анализируются характеристика места права собственности, освещается такой в...
Понятие и виды права собственности
В статье автор анализирует определение понятия «право собственности», основные подходы, существующие в научном сообществе к нему, а также дает свое — альтернативное определение понятия «право собственности». Кроме того, рассматриваются виды и формы п...
Понятие права собственности
В данной статье проанализировано понятие права собственности с точки зрения российских ученых цивилистов, также право собственности рассмотрено, как триада правомочий собственника. Право собственности рассмотрено в двух аспектах: объективном и субъек...
Проблемы правового режима недвижимого имущества в Российской Федерации
В статье автор проводит анализ правового регулирования недвижимого имущества в Российской Федерации. Автор статьи приходит к выводу о наличии проблем правового регулирования недвижимого имущества.
Некоторые аспекты государственной регистрации сервитута
В статье анализируется значение государственной регистрации земельных сервитутов для обеспечения защиты прав участников гражданского оборота. Автор придает особое значение этому процессу, рассматривая его как важный инструмент формирования граждански...
Интеллектуальная собственность как объект административно-правовой защиты
В данной статье рассматривается интеллектуальная собственность как объект административно-правовой защиты. Понятие «интеллектуальная собственность» в настоящее время не закреплено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в ...