Патриархат в романе Марио Пьюзо «Крестный отец»
Автор: Потапова Яна Владимировна
Рубрика: 28. Филология и лингвистика
Опубликовано в
XLVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 02.11.2022
Статья просмотрена: 281 раз
Библиографическое описание:
Потапова, Я. В. Патриархат в романе Марио Пьюзо «Крестный отец» / Я. В. Потапова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 60-66. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/464/17531/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автором рассмотрена тема патриархального семейного уклада между героями и его значение во всемирно известном романе Марио Пьюзо.
Ключевые слова: семья, мафия, роман, дон, американская литература, патриархат.
Патриархальный уклад семьи существовал на протяжении нескольких веков. Сейчас патриархат несколько утратил свою актуальность, но дожил до наших дней. Хоть у патриархального семейного уклада есть свои плюсы и минусы, в нем преобладают преимущества, так как такие семьи крепче, а детям и пожилым родственникам гарантировано стабильное материальное обеспечение. Под понятием «патриархат» подразумевается система, общественный строй, при котором господство и общественные привилегии принадлежат сильному полу [3]. При патриархате мужчины принимают окончательное решение в семейных делах, подтверждая и показывая тем самым свой неоспоримый авторитет [4].
Патриархальный общественный строй изображается во многих художественных произведениях. Однако в современной литературе он более наглядно показан во всемирно известном романе Марио Пьюзо «Крёстный отец». В детстве Пьюзо слушался своих бедных родителей-итальянских иммигрантов, держась подальше от банд, живших в его районе Нью-Йорка. После публикации «Крестного отца» гангстеры были удивлены тем, что Пьюзо опирался на собственные исследования, а не на непосредственный опыт преступника, чтобы так точно написать роман. Он вырос в Адской кухне, неблагополучном районе Вест-Сайда Манхэттена, где проживало много итальянских и ирландских иммигрантов. Отец Пьюзо бросил семью, когда Марио было двенадцать лет, оставив его мать воспитывать семью в одиночку. Во время Второй мировой войны Пьюзо служил в армии, но не участвовал в боевых действиях из-за плохого зрения. После войны он вернулся в Нью-Йорк и занялся писательской деятельностью [1, с. 198].
В центр внимания в романе Пьюзо ставится мафия и описание её порядков и обычаев. Охватывая десятилетие 1940-х и 1950-х годов, «Крестный отец» рассказывает о семье Корлеоне и ее участии в преступном мире Нью-Йорка. Во главе с могущественным доном Вито Корлеоне семье угрожают соперничающие мафиозные семьи, четверо могущественных кланов, борющиеся за влияние и богатство. Крёстным отцом и другими мафиози движут жадность и стремление к власти. Одержимость деньгами разрушает любые моральные препятствия к материальному благополучию. Младший сын дона, Майкл, со временем становится сильным лидером, который пытается защитить свою семью любой ценой. Тема патриархата в романе «Крёстный отец» тесно связана с темами семьи, власти, справедливости, верности и предательства.
Как и в других мафиозных семьях, в семье Корлеоне доминирует глава семьи мужского пола. «Крестный отец» является романом, в котором доминируют мужчины. Роман в основном о мужчинах, так как большинство персонажей — представители сильного пола. И они постоянно участвуют в борьбе за доминирование над окружающими их людьми. Патриархат является главным средством получения и удержания власти. Исследование власти в романе «Крёстный отец» происходит на двух разных уровнях. Во-первых, в нем рассматривается межличностная и организационная власть, качества, необходимые лидерам для создания и управления организациями. Пожалуй, ярким примером такого лидера является Вито Корлеоне, прототипом которого был гангстер Фрэнк Кастелло. Будучи ребёнком, он пережил смерть семьи от рук мафии на своей родине, в сицилийской деревне. После эмиграции в Америку Вито пришлось бороться за себя, жену и детей, чтобы выжить. Он проявил харизму, незаурядный ум и хитрость, благодаря которому не без поддержки друзей, со временем ставших его капореджиме, превратился из бедного итальянского эмигранта в Дона и главу могущественного мафиозного клана. Убийство криминального авторитета Фануччи стало началом пути превращения главного героя в того, каким его видят читатели в романе «Крёстный отец». Бизнес по импорту оливкового масла — лишь законное прикрытие преступной деятельности клана. Пьюзо заложил в своего героя качества, которые определяют его характер на протяжении всей жизни: он хитрый, дальновидный, дружелюбный, мудрый, уравновешенный, но бывает и жестоким, когда того требует ситуация. С помощью фаворитизма и тонко намекаемых угроз дон смог создать сеть «друзей», включая судей и политиков, чья защита приносит огромную власть преступному бизнесу Вито. Его мудрость, его использование насилия в крайнем случае и готовность помогать тем, кто обещает ему верность, делают его редким голосом разума в бурном преступном мире. Справедливость в руках Вито — это своего рода инструмент подчинения людей себе и мафиозному клану. Дон Корлеоне был очень лоялен и щедр к своим друзьям и союзникам, но всегда мстил, если его предавали. Герой считал верность и дружбу такими же важными, как семья, так как после бегства от людей дона Чичо смог выжить в Нью-Йорке благодаря доброте незнакомых людей. Он также был любящим мужем и отцом для своей семьи. Ему также свойственны вежливость и скромность, благодаря которым сложилась его репутация доброжелательного благодетеля. Несмотря на наличие преступного бизнеса, дон Корлеоне желал, чтобы его младший сын жил как все порядочные люди, подчинялся закону. Вито хотел, чтобы Майкл смог достичь более законного статуса, став честным сенатором или губернатором, но бизнес, который он создал, в итоге затягивает его сына. Во-вторых, Пьюзо исследует различия между властью государства и законных предприятий и властью мафии. В романе «Крёстный отец» законная власть равнодушна к проблемам обычных граждан. Ситуации, в которые попали в начале романа пекарь Назарин, чьему работнику грозила депортацию, и владелец похоронного бюро Бонасера, чью дочь жестоко двое молодых людей избили за то, что она не допустила над собой надругательства, подтверждают это. Дон Корлеоне был их последней надеждой, последним человеком, который смог решить их проблемы, ведь в справедливом обществе невозможно добиться справедливости и получить помощь. Истинного правосудия в романе Марио Пьюзо не существует нигде. В показанном писателем мире нет справедливости, а за фасадом законопослушного общества скрывается коррупция. Ещё одним олицетворением порочной государственной власти является капитан Макклоски, коррумпированный полицейский, работающий на Солоццо.
Стоит получше разобраться в характерах сыновей дона Корлеоне и их поведении в его бизнесе. Старший сын Вито Сантино, или, как все его называют, Сонни, на первый взгляд, обладает задатками лидера: он харизматичен, мужественен и физически доминирует. Когда дон Корлеоне ранен, именно Сонни становится исполняющим обязанности дона. Однако горячая голова и сентиментальность Сонни делают его безрассудным и предсказуемым, чем и пользуется конкурирующая семья Барзини после его попытки отомстить зятю за свою сестру Конни, устраивая засаду, а убивая его. Сантино вспыльчив и импульсивен, предпочитает решать проблемы радикальными по меркам мафии методами. Смерть старшего сына Вито Корлеоне — это последствие того, к чему может привести горячая голова в криминальном мире, где требуются осторожность, хладнокровие и рассудительность, а также логический результат совмещения бизнеса и семьи. Члены семьи вовлечены в криминальный бизнес без их на желание. Средний сын дона Фредерико, или Фредо, общительный и харизматичный человек, не тянет на роль главы мафиозного клана. В силу своего слабоволия и пассивности он непригоден для руководства криминальным бизнесом. Незначительность героя в делах семьи Корлеоне только усилилась, когда он из-за страха не смог защитить отца, на которого Солоццо и его люди совершили покушение. Его характер является примером того, что в мире криминала и мафии есть люди, не готовые к применению насилия. Особое внимание стоит уделить младшему и любимому сыну дона Корлеоне Майклу. Он является своеобразной «белой вороной» в семье, так как не хотел иметь ничего общего с криминальным бизнесом своей семьи, что подразумевает готовность младшего сына дона нарушить семейный традиции. Даже его имя олицетворяет его отличие от других родственников, так как имя «Майкл» не итальянского происхождения. Майкл Корлеоне — герой войны, он учится в Дартмутском университете и встречается с американкой Кей Адамс. Этот герой введён автором в произведение как пример того, что сила мафии необъемлемая и всепоглощающая. Покушение на отца послужило началом своего рода перерождения Майкла. Из обычного гражданина США, который старался жить по закону и не иметь ничего общего с преступностью герой превращается в мстительного, безжалостного и хладнокровного человека, который впоследствии стал главой мафиозного клана. Именно он придумал план по устранению Солоццо и привёл его в исполнение. Сильнее Майкл очерствел после гибели его первой жены Аполлонии, с которой познакомился после бегства на Сицилию, и ставшей жертвой неудавшегося покушения на самого героя. Сюжетная линия Майкла является доказательством того, что личная месть движет коммерческими делами семьи Корлеоне. Она олицетворяет судьбу тех, кто выбрал путь мафии.
Патриархат является фундаментом семьи. В романе «Крёстный отец» их две — семья кровная, то есть члены семьи Корлеоне, и семья суррогатная, то есть мафиозный клан. И криминальному бизнесу оба дона уделяют очень много внимания, даже если это наносит ущерб семье Корлеоне. Вито Корлеоне не был способен оградить семью от плачевных последствий управления делами мафии. Насилие неизбежно затрагивает родных Вито, как бы он не пытался оберегать их от этого. В понимании семьи Корлеоне семья является важной социальной ячейкой. Верность ей ставится превыше всего, а за предательство расплачиваются кровью. И кровной семье в романе предпочитается семья суррогатная. Так, хотя Том Хейген с детства жил в доме Вито и считался полноправным членом его семьи, он не является не приходится ему никем и не является сицилийцем по происхождению, а потому тот факт, что его выбрали консильери, вызвал некое подозрение и предубеждение у других мафиозных семей. И именно поэтому дон Корлеоне «не хотел допустить, чтобы его младший сын был убит на службе у чуждой ему державы», так как считал, что риск мужчины оправдан, если он рискует своей жизнью ради семьи. Взлёт Майкла по криминальной лестнице отчётливо демонстрирует крепкую взаимосвязь двух семей. Мафиозный клан хоть и приносит деньги и власть, но не приносит полного счастья. Судьбы Вито Корлеоне и его сына очень похожи. Они обладают одинаковыми чертами характерами, которые сыграли им на руку в продвижении по социальной лестнице. И Майкл хотел, чтобы его дети были вне дел мафии так же, как отец хотел того же для него.
Традиции также очень тесно связаны с патриархатом в романе «Крёстный отец». Семья Корлеоне живет по обычаям и порядкам старого света и не опираются на американскую демократию, полагаясь на себя и свои силы. Среди героев романа Пьюзо многие из мужчин в романе рассматривают женщин не как равных себе людей, а как объекты, которые можно вожделеть, контролировать и использовать как средство утверждения мужского превосходства в семье и в обществе. Как уже говорилось выше, дон Корлеоне является ярким примером проявления патриархата. Титул «крёстного отца» подтверждает его патриархальный статус. Ведь во многих христианских традициях, особенно в католицизме, которого придерживаются члены семьи Корлеоне, крестный отец — это человек, который свидетельствует о крещении ребенка, следит за его духовным воспитанием и соглашается взять на себя юридическую опеку над ребенком, если с его родителями что-то случится. Пьюзо ссылается на духовную роль крёстного отца, чтобы показать всё могущество его власти над семьей и в бизнесе. Неслучайно дона Корлеоне многие, кто обращался к нему за помощью, сравнивают с Богом из-за его авторитета. Отцовский статус позволял ему формировать лояльность у просителей, оказывая им услуги взамен на пожизненную преданность, что, тем не менее не мешало ему держать ухо востро. Эти люди боятся власти и безжалостности дона, но понимают, что могут многое выиграть, служа ему. Самым верным союзником Корлеоне является силовик Лука Брази. Грозная фигура, убивающая по приказу дона, Брази не боится своих товарищей, не боится смерти или ада, но одновременно боится и любит Вито Корлеоне. Однако подчиненные со временем становятся жадными, и не всегда ясно, сможет ли Крёстный отец обеспечить богатство или безопасность, которые он обещает. В таких случаях происходит предательство. Например, в самом начале романа телохранитель дона Корлеоне, Поли Гатто, хочет заработать больше, чем имеет, и поэтому бросает дона, чтобы люди Солоццо могли совершить на него покушение. А в конце романа, как раз перед тем, как Майкл реализует свой план по возвращению власти Корлеоне. Давний капореджиме Корлеоне Тессио пытается предать его, чтобы он попал в ловушку, расставленную конкурирующей семьей Барзини. Тессио считает, что семья Корлеоне обречена на падение и провал, а потому готовится к жизни без них. Именно верность защищает семью Корлеоне от неприятностей, и они могут завоевать её как любовью, так и страхом.
Но, как и сам мафиозный образ жизни, насильственная мужественность, которой придерживаются многие герои романа, ставит во главу социальное доминирование и физическое насилие не только как инструменты для получения и сохранения власти, но и как способы самоутверждения. Сонни Корлеоне не хранит верность своей жене и флиртует с другими женщинами. Джонни Фонтейн, пользуясь своими известностью и успехом, рассматривает женщин не как людей, а как очередные трофеи. Карло Рицци получает удовольствие и наслаждение от избиения своей жены Конни, от «её обиженного лица», от «слёз, наворачивающихся на её глаза» [2, с. 111]. Это не удивительно, ведь он женился на единственной дочери дона Корлеоне по расчёту, поэтому может доминировать над членом такой влиятельной семьи и упиваться неспособностью Конни дать отпор. Отношение Майкла Корлеоне к женщинам напрямую связана с его внутренним конфликтом. Если сначала, когда герой встречался с Кей Адамс, он хотел жить более американизированной жизнью и держаться в стороне от дел семьи, то после бегства на Сицилию и встречи с Аполлонией, им овладело собственническое чувство. Так, по мере развития сюжета Майкл сильнее втягивается в мафиозный образ жизни, и его отношение к женщинам меняется.
Таким образом, мафия в романе Марио Пьюзо — это преступники со своим собственным представлением о порядке. Дон Корлеоне возражает против торговли наркотиками, и он не хочет ставить под удар свои политические связи. Он относится к преступности как к бизнесу, и у него есть свои представления о более приемлемых и менее приемлемых методах ведения бизнеса. Ради защиты собственной свободы воли мафиози подавляют то же у других, начиная с женщин. Патриархат в романе «» является инструментом создания и усиления власти, однако результаты его влияния и применения могут быть разными, так как всё зависит от самого человека и обстоятельств, с которыми он столкнулся.
Литература:
- Кубарева, Н. П. Зарубежная литература второй половины XX века / Н. П. Кубарева. — М.: Наука, 2010. — 208 с.
- Пьюзо, М. Крестный отец / М. Пьюзо. — М.: Эскмо, 2019. — 720 с.
- Патриархальный тип семьи. — Текст: электронный // дом-родословия.рф: [сайт]. — URL: https:|//xn----dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/patriarxalnyj-tip-semi (дата обращения 31.10.2022)
- Патриархат. — Текст: электронный // psihomed.com: [сайт]. — URL: https://psihomed.com/patriarhat/ (дата обращения 31.10.2022)
Похожие статьи
Концепт «Государство» в романе Дж. Клавелла «Тай –Пэн»
В статье рассматривается репрезентация концепта «государство» в романе Дж. Клавелла «Тай-Пэн» в английской и китайской культурах.
Слияние готического и детективного мотивов в новелле М. Р. Джеймса «Два доктора»
В статье автор исследует слияние готических приемов и детективного сюжета на примере новеллы М. Р. Джеймса «Два доктора»
Мотив «гендерное неравенство» в романе Х. Ли «Убить пересмешника»
Мотив «неравенство» красной нитью проходит через большинство произведений литературы США. В статье анализируется реализация мотива «гендерное неравенство» в романе известной американской писательницы ХХ века Х. Ли «Убить пересмешника».
Экфрасис в новелле Чарльза де Линта «В доме врага моего»
В статье анализируются композиционные и сюжетные функции экфразических описаний в новелле «В доме врага моего» канадского писателя Чарльза де Линта, а также рассматривается образ Дома в описаниях вымышленных картин.
Символизм в романе Сьюзен Элоизы Хинтон «Изгои»
В статье автор рассматривает наличие символов в выбранном романе и исследует их значение в произведении американской писательницы.
Проблема мужественности в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб»
В данной статье автор рассматривает мужественность и условия её проявления в романе. Также автором проводится параллель между жестокостью и мужским началом, исследуется их взаимосвязь в произведении одного из известных современных писателей.
Мизогиния в дилогии Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» и трилогии Стига Ларссона «Миллениум»
В статье автором исследуется явление мизогинии в приведённых литературных произведениях, а также рассматриваются её проявления и способы борьбы с ней.
Исторические прототипы преступников в романе «Подросток» Достоевского
Задача предлагаемой статьи, — наметить некоторые исторические параллели, встречающиеся в романе «Подросток». В работе предпринимается попытка прочтения романа Достоевского «Подросток», обращая внимание на сопоставление отрицательных персонажей романа...
Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)
Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.
«Феномен детства» в романе Мариам Петросян «Дом, в котором...»
В статье рассматривается тема детства и юности, через призму романа Мариам Петросян «Дом, в котором…». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы.
Похожие статьи
Концепт «Государство» в романе Дж. Клавелла «Тай –Пэн»
В статье рассматривается репрезентация концепта «государство» в романе Дж. Клавелла «Тай-Пэн» в английской и китайской культурах.
Слияние готического и детективного мотивов в новелле М. Р. Джеймса «Два доктора»
В статье автор исследует слияние готических приемов и детективного сюжета на примере новеллы М. Р. Джеймса «Два доктора»
Мотив «гендерное неравенство» в романе Х. Ли «Убить пересмешника»
Мотив «неравенство» красной нитью проходит через большинство произведений литературы США. В статье анализируется реализация мотива «гендерное неравенство» в романе известной американской писательницы ХХ века Х. Ли «Убить пересмешника».
Экфрасис в новелле Чарльза де Линта «В доме врага моего»
В статье анализируются композиционные и сюжетные функции экфразических описаний в новелле «В доме врага моего» канадского писателя Чарльза де Линта, а также рассматривается образ Дома в описаниях вымышленных картин.
Символизм в романе Сьюзен Элоизы Хинтон «Изгои»
В статье автор рассматривает наличие символов в выбранном романе и исследует их значение в произведении американской писательницы.
Проблема мужественности в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб»
В данной статье автор рассматривает мужественность и условия её проявления в романе. Также автором проводится параллель между жестокостью и мужским началом, исследуется их взаимосвязь в произведении одного из известных современных писателей.
Мизогиния в дилогии Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» и трилогии Стига Ларссона «Миллениум»
В статье автором исследуется явление мизогинии в приведённых литературных произведениях, а также рассматриваются её проявления и способы борьбы с ней.
Исторические прототипы преступников в романе «Подросток» Достоевского
Задача предлагаемой статьи, — наметить некоторые исторические параллели, встречающиеся в романе «Подросток». В работе предпринимается попытка прочтения романа Достоевского «Подросток», обращая внимание на сопоставление отрицательных персонажей романа...
Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)
Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.
«Феномен детства» в романе Мариам Петросян «Дом, в котором...»
В статье рассматривается тема детства и юности, через призму романа Мариам Петросян «Дом, в котором…». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы.