Сюжетные и композиционные параллели в произведениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.10.2021

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Юркова, Ж. Х. Сюжетные и композиционные параллели в произведениях / Ж. Х. Юркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 50-56. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84426/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор производит поиск точек соприкосновения фрагментов произведений, важных для понимания раскрытия образов героев и происходящих событий, утверждения незыблемости понятий чести, долга, верности воинской присяге вне временной зависимости.

Ключевые слова: подвиг, патриотизм, незыблемость традиций, честь, верность присяге.

Интересный диалог происходит между персонажем книги Ю. Короткова «9 рота» Джокондой (рядовой Петровский) и его старшим сержантом Дыгало:

— Ну и что ты сюда припёрся? Малевал бы баб да цветочки в горшочке… Я задал вопрос, воин!

— Видите ли, товарищ сержант, если верить доктору Фрейду, — невозмутимо ответил Джоконда, — любое художественное творчество — это только сублимация подсознательных инстинктов человека, в том числе инстинкта насилия.

Ироничное высказывание новобранца встречает удар под дых и суровое замечание:

— Забудьте все, что вы знали и кем вы были на гражданке! …А людей из вас буду делать я, вот этими самыми руками!

В этом отрывке на философско-бытовом уровне решается вопрос о роли насилия и отношения к нему человека. Но вот уже перед нами не учебка, а афганские горы и разговор на ту же тему:

— Слушай, Джоконда, — сказал Серый. — Вот если честно, без фуфла, чего ты в Афган пошел? … Джоконда вздохнул, подумал. — Смотри, — прищурившись, указал он на стоящий поодаль танк. Красиво, правда? Такая мощь, и ничего лишнего, ни одной черточки. Оружие — это самое красивое, что создало человечество за всю свою историю. … Красота — это когда нет ничего лишнего, никаких условностей, никакой шелухи. А на войне — только жизнь и смерть, ничего лишнего. Война — это красиво.

Пацаны переглянулись. Лютый зло сплюнул под ноги.

— Я не пойму, Джоконда, — ты правда дурак или издеваешься? Красиво ему, когда кишки на гусеницы наматывают! [2]

Этот спор остался незавершённым. Теория войны не сможет разрешить данный вопрос. Только практика. Однако многие теоретики, стратеги, пытаются раскрыть сущность войны. Что же такое война? Способ разрешения конфликта? Средство наживы? Форма самоутверждения? Может, игра? Писатели разных поколений, начиная со «Слова о полку Игореве», заканчивая современными произведениями о войне в Сирии, говорят о результате, финале чего-то, что является фоном для раскрытия характеров людей. Каждый писатель делает это по-своему. Но прочитав произведения о войне разных эпох, я увидел некоторые аналогичные моменты и решил рассмотреть их подробнее, попытаться в этом сходстве найти закономерности.

Глава 1. Сопоставительный анализ фрагментов произведений для раскрытия замысла писателя в обрисовке обстановки действия и её влияния на героев произведений

Представляем произведения русских, советских и российских писателей для анализа:

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»;

Б. Васильев «В списках не значился»;

Ю. Коротков «9 рота»;

А. Тамоников «Грозовые ворота».

Первое, на что надо обратить внимание — это наличие прошлого у героев. «Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны…», — писал А. де Сент-Экзюпери. Для писателя очень важно, какая среда повлияла на главного героя, что было в детстве или в подростковом возрасте приоритетным. В трёх из четырёх представленных произведениях такая обрисовка есть. В четвёртом мы только можем её додумать в своём воображении, исходя из речи персонажа, его мыслей, поведения.

В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин намеренно знакомит нас с семьёй Гринёвых с первых страниц романа. Эпиграфы и всего произведения («Береги честь смолоду»), и первой главы («Да кто его отец») нацеливают нас на обрисовку семьи рассказчика и главного героя: «Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году». [3] Это предельно честный и порядочный человек и настоящий офицер, который считает, что первым местом службы сына должна быть не гвардия, а армия, с её строгими порядками и знанием военного дела. И он не ошибается ни в своих расчётах, ни в своём сыне Петруше.

Каково же было детство Петруши? Обыкновенное, дворянское, с шалостями, ленью, беззаботностью и барскими замашками: « … Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды». [3]

Но уже в продолжение романа мы видим не Петрушу, а Петра — повзрослевшего на наших глазах молодого человека, способного защитить не только себя, но и девушку, которую любит, не нарушая при этом присяги.

В романе Б. Васильева «В списках не значился» указания на детство нет, а вот об отце главного героя Николая Плужникова говорится как об отчаянном офицере с героическим прошлым:

«… комиссар Плужников убит в схватке с басмачами у кишлака Коз Кудук». [1] Сын, закончив военное училище, попадает в Брестскую крепость по распределению, но не успевает стать на учёт. В начале романа мы видим молодого человека пока ещё не закалённого характера. Войну встретил необстрелянным юношей. Николай — герой не от рождения. Чувство страха свойственно и ему. Он даже нарушил приказ замполита: ушёл с бойцами из костёла, с таким трудом отбитого у немцев. Его спасает боец Сальников, причём, дважды. Эти и другие неудачи приводят Плужникова к мысли о самоубийстве. Сын был вполне достоин своего отца, поэтому, отвечая на предложение полкового комиссара служить при училище, сказал так: «Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках, товарищ генерал. … только в войсковой части можно стать настоящим командиром». [1]

Итак, оба героя имеют представление об армии как о месте становления личности.

Совсем по-другому относится к себе Костя Ветров, современный герой из книги А. Тамоникова. Казалось бы, он никогда не избавится от своих пороков — пьянства, гулянок: « Костя проснулся рано, на часах не было и шести утра. Открыв припухшие от обильного ночного возлияния глаза, нащупал рукой возле софы бутылку пива — непременный атрибут его похмельного пробуждения». [4]

Автор рассказывает очень подробно обо всех похождениях Кости, но тут же оговаривается: «По правде говоря, Костя при всех его недостатках имел и ряд достоинств. Он не был трусом, ценил дружбу, зла долго не держал, обиды легко прощал, умел признаваться в собственной неправоте. И слыл отчаянным, хулиганистым малым, дерзким в словах и поступках. Может быть, эти качества и позволяли ему быть авторитетом среди сверстников и пользоваться их уважением». [4]

После очередной выходки Костя попадает в армию, что явно не входило в его планы, так как только полюбил девушку Лену. Отца у Кости не было, его воспитывал отчим. О настоящем отце мы узнаём только в середине книги, когда наш герой отправляется в Чечню. Командир части Смирнов, в которой служил солдат, неожиданно сообщает ему, что его отец геройски погиб и заслуживает боевой награды: «…Это был таран, Костя. Наземный таран. … Благодаря этому экипажу, и твоему отцу в частности, восемнадцать человек избежали неминуемой, страшной смерти». [4] Ветров пересмотрел свои взгляды на жизнь и впоследствии, во время боя на высотке, «Костя с напряжением следил за действиями лётчиков. Когда-то вот также вот на такой же боевой машине его отец воевал в Афганистане». [4]

В отличие от предыдущих героев один из персонажей «9 роты» Ю. Короткова практически не имел пороков. О его прошлом мы мало знаем, только то, что он был студентом филологического факультета, очень мягким и добрым, единственным, кто верил в верность своей молоденькой, почти девочки, жены. Скорее всего, он был из порядочной интеллигентной семьи, а в Афганистан он попал только потому, что можно было подзаработать или получить квартиру. По словам персонажа Лютого, «у нас все пацаны, кто еще не сел, в Афган пошли. Может, хоть что по жизни изменится. Говорят, с орденом придешь — квартиру дадут». [2]

Итак, во всех представленных произведениях просматривается параллель в обрисовке прошлого героев, которое влияет на дальнейшую жизнь героев.

Это далеко не единственная цепь совпадений, которую можно заметить во всех этих книгах. Каждый из персонажей, попав в часть, увидел не то, что ожидал. Пётр Гринев так описывает свои впечатления от Белогорской крепости: «Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором…». [3]

Примерно такое же мнение было и у Николая Плужникова, когда он в темноте старался разглядеть величие Брестской крепости:

— Крепость! — Коля тихо рассмеялся. — Я ведь думал — стены да башни. А она, оказывается, вон какая, эта самая Брестская крепость…

…— Тихо, — шепотом сказал Коля. — И нет никого. [1]

Впечатления бойцов, прибывших воевать, из повести «9 рота» от гарнизона в Афганистане более скромные, но не менее неожиданные:

«Военный городок был неотличим от таких же в России — обнесенные колючкой щитовые дома, казармы, клуб, военторг и солдатская чайная, заглубленные в землю склады, плац и стенды с аляповатой наглядной агитацией». [2]

А вот герои книги «Грозовые ворота» были приятно удивлены тем, что увидели: «Все вокруг было непривычно чисто и ухожено…». Но рады этому не были не все: «… этот порядок кто–то должен постоянно наводить, а кого, как не нас, запрягут поддерживать эту красоту? Мне братан говорил — он в стройбате служил, — нет хуже, если в части порядок. Лучше дедовщина дремучая, чем беспредельная уставщина». [4]

Место, в котором разворачивается действие, важно для понимания содержания текста, поскольку литературное произведение всегда отражает в той или иной мере бытие, объективную действительность.

Примечательно то, что развитие характеров персонажей тоже идентичны во всех перечисленных произведениях.

Петруша Гринев проявляет благодарность, когда дарит заячий тулуп случайному попутчику за оказанную помощь, достоинство — при встрече с Зуриным — отдаёт карточный долг. Защищает честь девушки, в которую влюблён, на дуэли со Швабриным. Даже нарушает приказ, вступая в сделку с Пугачёвым ради спасения сироты, рискуя карьерой и жизнью. Не называет имени Маши на суде, чтобы не подвергать её опасности: «… Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». [3]

Развитие характера Плужникова идёт по тому же пути: в боях проявляются лучшие качества, заложенные в семье. Из младшего лейтенанта он превращается в «русского солдата», и этому способствовали в немалой степени сопутствующие ему персонажи: Сальников — своей дерзостью и отчаяньем, политрук — своим патриотизмом и политической зрелостью, Семишный — самоотверженностью и преданностью Родине, присяге, воинским традициям, Степан Матвеевич — заботой о людях и непримиримостью к врагу, Мирра — лаской и преданностью в любви. Мы видим, как мужает его воля. Николай не ищет оправдания, не жалеет себя. «Я струсил во вчерашней атаке. Я должен искупить вину» . [1] И это не только фраза. С группой бойцов он снова занял костёл. Он не ушёл из крепости, хотя имел на это право: он не числился в списках защитников крепости. Не ушёл Николай и тогда, когда был получен приказ идти на прорыв. «Он был свободным человеком, — пишет автор, — но именно эта свобода и заставила его самостоятельно принять то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения ». [1] Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до конца, как выполнение долга. Долг движет его поступками. Он не может думать о себе, когда Родина в опасности. Он чувствует себя частицей Красной Армии, сражавшейся здесь.

«Убить человека можно, но победить нельзя», — говорит он.

«Теперь я могу выйти, теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он вышел, потому что честно выполнил свой долг. «Крепость не пала. Она просто истекла кровью . Я — последняя её капля». [1]

Защищая свою любовь, Володя Воробьёв первый раз в жизни серьёзно дерётся со своим надоевшим с первой встречи сослуживцем Чугуном, гадко оскорбившим его жену: «Воробей и Чугун дрались молча, страшно, насмерть, руками и ногами, кружили по казарме, оскальзываясь на бурой жиже, с грохотом опрокидывая ведра и табуреты. Пацаны расступались перед ними. Чугун был сильнее, Воробей легче и подвижнее. Оба уже были в крови — у Чугуна перебит нос, у Воробья рассечены брови. Наконец Воробей достал Чугуна тяжелым ботинком по ребрам, сбил с ног и навалился сверху, разбивая с двух рук ненавистное лицо в кровавое месиво». [2]

Впоследствии он становится полноправным обладателем голубого берета — гордости любого десантника:

— Рядовой Воробьев! — выкрикнул полковник.

Воробей, чеканя шаг, подошел, встал на колено, взял протянутый голубой берет, поцеловал его и край знамени, поднялся и надел берет.

— Служу Советскому Союзу! — сияющий, едва сдерживая улыбку, отдал он честь.

В бою мы видим не Воробушка, а бойца: «Воробей, как учили, встретил прыгающего наемника стволом в живот, торцом магазина в лицо, выстрелил в упор и дал очередь вверх, в следующего». [2]

Становление Кости Ветрова как мужчины, смелого человека видно по чеченским главам. Армия для него стала плацдармом мужества, чести, достоинства. До этих пор Костя защищал в юношеских потасовках своё самолюбие и горделивость. Теперь — своих товарищей по оружию. Свой нрав он проявляет не только в разборках со старослужащими. Вместе с Ветровым взрослеют все остальные юноши, они становятся единым организмом, который противостоит врагу. Теперь их судьбы неразделимы: «Колян с остервенением стрелял из своего раскалившегося «РПК». Рядом из автомата бил по врагу Костя с перекошенным от злобы лицом. Они находился во власти боя». [4]

Любовь — определяющее человеческое чувство. Ради любви люди идут даже на смерть. Любовь к Родине, к родным, к девушке… Рассматриваемые произведения не исключение. Именно любовь заставляет людей совершать подвиги.

Любовь для Гринёва — это не просто смысл жизни. Это путеводная звезда, которая определяет жизненный путь героя: « Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование». [3]

Любовь останавливает необдуманный поступок Николая Плужникова совершить самоубийство: «И только Мирра знала, что ей делать: ей надо было, необходимо было вернуть к жизни этого человека, заставить его говорить, действовать, улыбаться…»

…— Ты — Красная Армия, — сказала она. Ты — моя Красная Армия. Как же ты можешь? Как же ты можешь бросить меня? За что? [1]

Это был переломный момент в жизни Плужникова. Любовь воскресила в нём мужчину, дала уверенность в себе, волю. Наутро он уже был другим человеком.

Костя Ветров будто рождается вновь, чувствуя себя влюблённым:

«И вокруг стало как бы светлее, ни о ком, кроме Лены, не хотелось думать, и вообще ему было просто хорошо». [4]

Оленька, жена Воробушка, как она ласково его называла, стала для всех бойцов воплощением красоты, чистоты и верности. Почти богиня, она вселяла надежду в ребят, что ещё кто-то их ждёт там, в другом мире, где нет артобстрелов, миномётного огня:

— Вот гадом буду — специально приеду, посмотрю, что за Оля такая? Чудо природы,– сказал Хохол.

…— Ну, Оля — это святое! — насмешливо сказал Джоконда. — Если Оля бросит — мир перевернется! Значит, нет правды в этой жизни! [2]

Каждая из героинь по-своему влияет на возлюбленного.

Маша Миронова — силой характера: «Нет, Петр Андреич, — отвечала Маша, — я не выйду за тебя без благословения твоих родителей»...

Мирра — силой убеждения: «…она вжимала его руку в собственную грудь, вжимала, забыв о стыдливости, инстинктивно чувствуя, что там, в девичьем упругом тепле, он не нажмет на курок.

— Брось его. Брось. Я не отпущу. Тогда стреляй сначала в меня. Стреляй в меня». [1]

Оленька — детской преданностью:

— Ну не плачь, пожалуйста, — сказал парень, сам едва сдерживая слезы. — Ну не надо, я тебя очень прошу.

Девчонка отрицательно замотала головой: не буду.

— Только два года, — сказал он. — Всего два года, понимаешь?

Она торопливо кивнула, боясь произнести хоть слово, чтобы не разрыдаться. [2]

Лена — независимостью характера и порядочностью: «Просто много сейчас таких, как ты. Полные дискотеки. Кичитесь друг перед другом, как павлины. Одежда — что ты, фирма. А сам, своими руками или мозгами хоть рубль заработал?» [4]

Есть ещё кое-что, что объединяет все эти произведения: финал. Все писатели разных эпох подводят читателя к одной мысли: только правда, какая бы она ни была, может судить о действиях героя. Все из перечисленных героев: Гринёв, Плужников, Воробьёв, Ветров — отстаивают правду и принимают её такой, какая она есть. Каждого ждёт награда. Кого-то посмертно, как Воробушка и Плужникова, кого-то при жизни, как Ветрова и Гринева.

Гринёв: «Из семейственных преданий известно, что он был освобожден от заключения в конце 1774 года, по именному повелению…» [3]

Плужников: « И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти». [1]

Воробьёв: «Мы уходили из Афгана. Мы победили. Мы — девятая рота — мы выиграли свою войну». [2]

Ветров: « Представитель президента поинтересовался: как здоровье героев?.. Тот достал Указ президента и зачитал его. В нем говорилось о том, как доблестно сражалась пятая рота, до конца выполнив свой воинский долг. В конце шел список награжденных…Орденом Мужества наградить …»

Вошедшая с цветами женщина положила на постель букет. Затем такая же процедура с Ветровым». Но самой большой наградой для пацанов было узнать, что их командир Доронин остался жив и что родные Кости сейчас стоят под окнами госпиталя .

А вокруг вовсю кипела весна, светило яркое, мирное солнце, и вся жизнь была впереди! [4]

Глава 2. Жизненные ценности, которыми руководствуются персонажи данных произведений

«Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ», [1] — такими словами завершает свой роман Б. Васильев. Роман о человеке, фамилия которого так и осталась неизвестной, а имя можно приписать любому герою Брестской крепости. Что же заставляет человека забыть об инстинкте самосохранения и отдать жизнь за другого? Какими такими особенностями обладает «русский солдат»?

Вернёмся к эпиграфу произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»: Береги честь смолоду. Обратимся к словарю Ожегова:

ЧЕСТЬ, -и, о чести, в чести, ж.

  1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
  2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
  3. Целомудрие
  4. Почет, уважение.

Все четыре значения могут быть по праву признаны первыми. Писатели постепенно раскрывают значение этого слова для своих персонажей.

Для Гринёва честь — это верность присяге, любви, для Маши — преданность одному человеку; для Плужникова — защита Родины, для Мирры — забота о Николае; для Воробьева — честь жены, для Лютого — исполнение приказа, для Ветрова и его товарищей — защита позиции.

Автор «Слова о полку Игореве» так выражает мысль буй-тур Всеволода: «…ища себе чести, а князю славы…». Наши герои не искали себе славы, их мысли были далеки от мыслей Всеволода или Андрея Болконского. Но в понятии чести не ошибается никто. Сколько веков оно не меняет содержания? Я думаю, не поменяется никогда.

Любовь как всеобъемлющее понятие рождает или обнажает все остальные качества человека, как прекрасные, так и уродливые.

Гринёв и Швабрин одинаково любят Машу, но проявление этой любви вскрывают разные стороны характеров молодых людей. Один становится жалким предателем, другой рискует жизнью ради девушки.

Для Мирры и Плужникова любовь становится отправной точкой и переломным моментом в жизни.

Патриотизм и верность воинскому долгу, присяге присущи всем, кто отстаивает независимость своих рубежей или выполняет интернациональный долг. На рассказ капитана («9 рота») о роли Советского союза в войне в Афганистане один из бойцов говорит: «А не все равно, кого мочить?.. Капитан терпеливо вздохнул и покачал головой.

— Я много раз видел вот такую щенячью самоуверенность, и до добра она никого не доводила…

— Но мы же победим?

— Разве мы воюем с Афганистаном? — удивленно поднял брови капитан. — Солдат, что мы делаем в Афганистане? — указал он на Стаса.

Тот вскочил за столом.

— Выполняем интернациональный долг по оказанию помощи братскому народу Афганистана в отражении империалистической агрессии! — отрапортовал он. [2]

То есть исполнение воинского долга напрямую связано с понятием чести. Смелость, самоотверженность испокон веков не претерпевали изменений, если были проявлены во благо.

К сожалению, такое явление, как предательство, тоже присутствует в жизни и нашло отражение в перечисленных произведениях:

Швабрин: « Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю». [3]

Пленный Прижнюк: «Прижнюк вдруг метнулся в сторону и побежал, громко крича:

— Сюда! Сюда, человек тут! Господин немец, сюда! Лейтенант тут, лейтенант советский!

Федорчук: «От башни к немцам по мосту шел Федорчук. Шел, подняв руки…Он шел в плен так спокойно, так обдуманно и неторопливо, словно возвращался домой после тяжелой и нудной работы. Все его существо излучало такую преданную готовность служить, что немцы без слов поняли его и ждали с шуточками и смехом, и винтовки их мирно висели за плечами». [1]

«Смагин, Коркин и Кузнецов («Грозовые ворота») забежали в пепелище, их пропустили вглубь, где, у самого обрыва, схватили. Кузя верещал, что они сами, добровольно ушли от своих.

Командир–бородач презрительно смотрел на бывших солдат, стоящих в окружении его людей.

— Сами, говоришь? Своих бросил, пусть подыхают, да? Жить хочешь? Твар ты все. Свиния и твар. Убейте их!

Бойцы закричали, но на них навалились по трое. Запрокинув головы, полоснули по натянутой коже длинными, широкими ножами. Так режут баранов. Предательство старослужащих не осталось незамеченным и с высоты, но помешать или предпринять что–либо командир роты уже не мог». [4]

«9 рота» — напрямую указаний на предательство нет, но есть разговор между бойцами:

Может, ты еще лапки поднимешь, Воробей? С белой портянкой пойдешь? — тихо спросил Хохол. — У нас приказ — держать высоту! — бешено заорал он, схватив Воробья за грудки и встряхивая. — До последнего! И они, эти пацаны, все, — указал он на мертвых бойцов, — они это понимали! А ты их тут бросить хочешь, да? Нет, пернатый, будем держать! Зубами! Ты понял? И удержим, ты понял меня?!» Это предательство в мыслях, но, к счастью, оно не состоялось. [2]

Жизненные ценности, которые несут герои, помогают им не просто найти себя в сложной ситуации, сделать правильный выбор, но и закаляют человека, становятся стержневыми, переходят от поколения к поколению.

Глава 3. Отношения между персонажами с целью выявления основных качеств героев, являющихся стержневыми для данного героя

Из предыдущих глав можно сделать выводы, что у каждого персонажа стержневыми качествами являются те, которые раскрывают в полной мере сущность героя. Все эти качества проявляются в отношениях друг с другом.

У Гринёва — это верность долгу, умение любить, качества, присущие дворянину (« Я офицер и дворянин…»):

«Я хотел за ними последовать, но Пугачев сказал мне: «Сиди; я хочу с тобою переговорить». Мы остались глаз на глаз… То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?..

— Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург». [3]

У Плужникова — патриотизм, любовь к Родине и беспощадность к врагу: «Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал. Молчали бросившие работу женщины вдалеке, и охрана их тоже молчала, и все смотрели сейчас на эту фигуру, строгую и неподвижную, как памятник. Потом генерал что-то негромко сказал.

— Назовите ваше звание и фамилию, — перевел Свицкий.

— Я — русский солдат». [1]

У героев афганской войны — выполнение воинского долга:

— Товарищ полковник… Девятая рота… свою задачу выполнила… Колонна может идти… — без выражения произнес он. [2]

У бойцов чеченской кампании — боевой дух, товарищество. Пожалуй, собирательным образом мужества, порядочности, настоящих офицерских качеств является Доронин: — Какое решение принял?

— Единственно возможное. При подходе боевиков на расстояние огневого контакта вызвать огонь дивизиона на себя. Другого решения, в данной ситуации, я не вижу. [4]

Глава 4. Ключевые жизненные понятия, характерные для любой эпохи

Ключевых понятий, определяющих быт и сознание людей, много. Они условно делятся на отрицательные и положительные, т. е. на те, что признаются обществом и нет. Нет смысла повторяться, они уже названы в предыдущих главах.

Но вот кое-что хочется раскрыть особо: что лежит между подвигом и предательством, между поступком и малодушием. Я думаю, не только долг, верность, любовь, но и СТЫД, СОВЕСТЬ. Что будут думать о тебе другие? Что думают о тебе сейчас? Это очень важные для человека вопросы, которые позволяют или не позволяют ему жить в обществе людей.

Вспомним поступки знакомых нам героев.

Петруша проигрывает в карты большую сумму и требует Савельичу выдать её Зурину. На отказ дядьки реагирует по-барски: «Что же ты стоишь!» — закричал я сердито. Савельич заплакал… «Полно врать, — прервал я строго, — подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню». Но как порядочный и совестливый человек, не может простить себе этого: «Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Все это меня мучило». [3] Стыд, чувство вины возвращают герою доброе имя.

Плужникова чувство стыда доводит до мысли о самоубийстве: « Все же он чувствовал себя виноватым: виноватым не по разуму, а по совести… Плужников не пытался сейчас понять, почему все они — все погибшие по его вине… но в его окно, в его бьющую навстречу смерть кинулся не он, а тот рослый пограничник с неостывшим ручным пулеметом. И потом — уже мертвый — он продолжал прикрывать Плужникова от пуль, и его загустевшая кровь била Плужникову в лицо как напоминание». [1] Плужников не мог смириться с этим. Останавливает его Мирра.

Панкратов, казалось бы, избалованный генеральский сынок, стоял на краю бездны, зовущейся предательством. Но солдатское братство останавливает его, и он совершает настоящий подвиг: « …Панкратов продолжал стоять. По лицу текли слезы, все тело мелко, противно дрожало. Когда боевики, сгруппировавшись, подбежали к офицеру метров на пять, старший лейтенант Дмитрий Вячеславович Панкратов поднял голову к небу, закрыл глаза и разжал пальцы. Два взрыва, слившись в один, поставили точку в жизни русского офицера, разметав вместе с ним с десяток так ничего и не понявших бандитов». [4]

В похожей ситуации оказался и Воробьёв, но армейская закалка встала на пути малодушия, он погибает как герой: «Неожиданно из занятых арабами ходов вымахнул наверх Воробей и побежал к своим. Тотчас очередь прошила ему ноги, он упал, выронив автомат, и пополз, упираясь локтями. …Арабские платки мелькали над окопами, приближаясь к нему. Воробей по-прежнему, не оглядываясь, смотрел на своих. Потом отнял от груди дрожащие руки и протянул, как оправдание, на открытых ладонях гранату. Раздался взрыв». [2]

Заключение

Свою статью я начала с размышления о войне — именно в экстремальной ситуации проявляются качества человека. Закончить хочу тем же. Мне хотелось бы выразиться словами автора А. Тамоникова: «…И вдруг наступила тишина.... По обоим склонам в самых неестественных позах лежало множество людей, вернее, то, что от них осталось после массированного артобстрела. В одной из воронок, наполовину присыпанный землей, с открытыми, полными навечно застывшей болью глазами, нашел свое последнее укрытие старший лейтенант Доронин. Рядом, на расстоянии протянутой руки, догорал обезображенный до неузнаваемости труп капитана Егорова. И чуть поодаль почти весь личный состав. Погибший, но не сдавший своих позиций, выполнивший до конца свой воинский долг. А метрах в десяти, не далее, — уничтоженный враг. Смерть смела все, что разделяло их при жизни, — идеологию и вероисповедание, национальность и возраст. Смерть в одно мгновение уравняла всех. И сейчас они лежали с одинаково искаженными от боли и ненависти лицами, с оружием в руках, в непосредственной близости друг от друга. Русский и белорус, чеченец и араб. Солдат Отчизны и платный наемник. Они уже не были врагами. Все они стали жертвами одной ВОЙНЫ, одной политической схватки, цель которой — ВЛАСТЬ. А дым горящих камней, земли и человеческих тел постепенно поднимался ввысь, туда, к неприступным и равнодушным вершинам, унося с собой души погибших». [4]

Да, смерть уравняла всех, но войне нет оправдания. А люди будут проявлять самые лучшие качества, независимо от времени.

Во всех представленных произведениях прослеживается чёткая параллель в сюжете и в композиции:

— обрисовка прошлого героев;

— влияние семейных и народных традиций на личность;

— представление места действия;

— развитие характеров, становление личности;

— женские образы в произведениях;

— предательство как антипод поведения героев;

— описание подвига героев.

Жизненные ценности, которыми руководствуются герои в экстремальной ситуации — долг, честь, самоотверженность, храбрость, любовь — незыблемые понятия, они находятся вне времени.

Литература:

  1. https://www.bookol.ru/proza-main/sovetskaya_klassicheskaya_proza/74068/fulltext.htm - Б. Василев «В списках не значился»
  2. https://booksread.ru/page/9-rota — Ю. Коротков «9 рота»
  3. https://ilibrary.ru/text/107/index.html — А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
  4. https://nice-books.ru/books/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/29374-aleksandr-tamonikov-grozovye-vorota.html — А. Тамоников «Грозовые ворота»
Основные термины (генерируются автоматически): Афганистан, жизнь, герой, любовь, честь, война, нет, произведение, рука, Брестская крепость.


Ключевые слова

патриотизм, честь, подвиг, незыблемость традиций, верность присяге

Похожие статьи

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Тема героизма военного и послевоенного времени в немецкой литературе XX века

В статье авторы пытаются определить феномен героизма в произведениях немецких писателей, также рассматриваются особенности отношения к героическим поступкам с учетом исторического прошлого немецкого народа.

К эпическим источникам нравственных ценностей

В статье ведется анализ фольклорных и литературных источников где просматриваются элементы нравственных традиций кыргызского народа. Источником морали становятся ценностно-нормативные понятия, морально-мировоззренческие принципы.

О патриотическом воспитании старшеклассников на уроках литературы

В статье автор говорит о важности воспитания любви к родине, становлению гражданственности на уроках литературы через содержание изучаемого материала, рассматривает вопрос формирования гражданского воспитания старшеклассников в современном образовате...

Родословная семьи как отражение истории развития страны

В статье рассматривается влияние исторических событий Казахстана на родословную моей семьи. В современное время особо актуальна проблема воспитания патриотизма у молодёжи, интереса у нее к истории своей страны, особенностях своей нации и традициям.

Туркменские принципы мира и доверия

В статье рассказывается об историях и духовных смыслах мира и доверия, которые являются прекрасными характеристиками туркменского народа и мира, и их роль в современном туркменском обществе. В сознание туркмен представлены свидетельства из историческ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Направления формирования гражданской идентичности у школьников

В статье определена проблема сложности формирования гражданской идентичности у школьников, развития идейности и патриотизма в результате недостаточной активности внеурочной деятельности. Тем не менее, именно этот инструмент погружает школьников в раз...

Героизм — высшее проявление самоактуализации своего «Я»

В статье рассмотрены вопросы соотношения потребностей и мотивов в героической деятельности, где героическое предстает не только как объективный и просоциальный по содержанию бескорыстный акт в интересах другого, но и как форма самореализации личности...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Тема героизма военного и послевоенного времени в немецкой литературе XX века

В статье авторы пытаются определить феномен героизма в произведениях немецких писателей, также рассматриваются особенности отношения к героическим поступкам с учетом исторического прошлого немецкого народа.

К эпическим источникам нравственных ценностей

В статье ведется анализ фольклорных и литературных источников где просматриваются элементы нравственных традиций кыргызского народа. Источником морали становятся ценностно-нормативные понятия, морально-мировоззренческие принципы.

О патриотическом воспитании старшеклассников на уроках литературы

В статье автор говорит о важности воспитания любви к родине, становлению гражданственности на уроках литературы через содержание изучаемого материала, рассматривает вопрос формирования гражданского воспитания старшеклассников в современном образовате...

Родословная семьи как отражение истории развития страны

В статье рассматривается влияние исторических событий Казахстана на родословную моей семьи. В современное время особо актуальна проблема воспитания патриотизма у молодёжи, интереса у нее к истории своей страны, особенностях своей нации и традициям.

Туркменские принципы мира и доверия

В статье рассказывается об историях и духовных смыслах мира и доверия, которые являются прекрасными характеристиками туркменского народа и мира, и их роль в современном туркменском обществе. В сознание туркмен представлены свидетельства из историческ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Направления формирования гражданской идентичности у школьников

В статье определена проблема сложности формирования гражданской идентичности у школьников, развития идейности и патриотизма в результате недостаточной активности внеурочной деятельности. Тем не менее, именно этот инструмент погружает школьников в раз...

Героизм — высшее проявление самоактуализации своего «Я»

В статье рассмотрены вопросы соотношения потребностей и мотивов в героической деятельности, где героическое предстает не только как объективный и просоциальный по содержанию бескорыстный акт в интересах другого, но и как форма самореализации личности...

Задать вопрос