Перспективы государственно-частного партнерства в российском здравоохранении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XLIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2022)

Дата публикации: 21.07.2022

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Оглобличева, В. М. Перспективы государственно-частного партнерства в российском здравоохранении / В. М. Оглобличева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 8-13. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/459/17396/ (дата обращения: 03.05.2024).



В настоящей статье описывается нынешнее состояние механизмов государственно-частного партнерства, а также перспективы его развития в сфере здравоохранения. Автор рассматривает ГЧП как ключевой элемент развития проектов по прохождению реабилитации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Ключевые слова: медицинские учреждения, новая коронавирусная инфекция, санаторно-курортный комплекс, медико-реабилитационный туризм, государственное управление.

Нынешнее состояние и будущие перспективы государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере здравоохранения является актуальным вопросом, который поднимается как в научных работах, так и на экономических форумах и конференциях.

Прежде всего, необходимо отметить нормативно-правовую базу, на основании которой реализуются проекты ГЧП в Российской Федерации. В 2013 году Минэкономразвития России был разработан Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [3]. Исходными для разработки долгосрочного прогноза являются основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596–606, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и другие документы долгосрочного характера.

Только в 2015 году был утвержден Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ, который определяет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта государственно-частного партнерства. Кроме того, на основании 224-ФЗ утверждены Постановления Правительства РФ и Минэкономразвития России [1].

В 2009 году в России было организовано некоммерческое партнерство «Центр развития ГЧП» с целью содействия привлечению частных инвестиций, эффективных управленческих решений и технологий в проекты по развитию общественной инфраструктуры [2]. Эксперты центра в 2010 году инициировали разработку федерального закона о ГЧП, а к 2012 году центром была опубликована первая в России база реализуемых проектов. В дальнейшем на базе информационного ресурса по ГЧП была разработана Платформа поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА». Национальный Центр ГЧП признан Всемирным банком как официальный институт развития ГЧП в России. К основным видам деятельности Центра относится активное взаимодействие с большинством субъектов РФ, в том числе консультирование в вопросах отбора и экспертизы перспективных проектов, а также проведение обучения проектных команд и деловых мероприятий, направленных на повышение освещенности тематики развития инфраструктуры. История развития центра доказывает заинтересованность сторон в развитии ГЧП в России, так как Национальный центр ГЧП занял лидирующую позицию по курированию всех проектов ГЧП в России всего за 10 лет, в том числе предложения по нормативно-правовой базе и создание первого информационного ресурса. Стремительное развитие центра стимулируется заинтересованностью государства и частного сектора во взаимовыгодных проектах, при которых финальной точкой является гражданин РФ.

Нельзя не заметить влияние проектов ГЧП на сферу здравоохранения, как на наиболее важную с точки зрения качества жизни людей и их возможности личностного и коллективного развития. Так, на Петербургском международном экономическом форуме-2021 (ПМЭФ) проводилась дискуссия на тему развития качественной и доступной медицинской помощи в стране посредством проектов ГЧП. Исполнительный директор Национального центра ГЧП Максима Ткаченко отмечает преобладание частных инвестиций в отрасли здравоохранения. Согласно информации, размещенной на платформе «РОСИНФРА», в настоящее время реализуется 155 проектов ГЧП сферы здравоохранения на общую сумму 162,2 млрд руб., из которых 125,1 млрд руб. приходится на частные инвестиции. Преимущественным направлением развития ГЧП проектов является создание специализированной и высокотехнологической медицинской помощи в регионах России. Около 72 проекта на 79,4 млрд руб. направлены на разработку объектов современной и эффективной медицинской помощи. Следующей сферой, требующей активного привлечения инвестиций является первичная медицинская помощь, на которую ориентированы 44 проекта на 52,8 млрд руб. (39 млрд руб.— частные средства). Кроме того, 12 проектов на 12,2 млрд руб. реализуется в секторе обслуживания медицинского оборудования, 9 проектов на 6,9 млрд руб. направлены на развитие медицинской реабилитации в условиях санаторно-курортного лечения. Проекты ГЧП также представлены в производстве лекарственных препаратов, патологоанатомических услугах, лечебном питании [4].

Кроме того, Максимом Ткаченко были отмечены преимущества привлечения профильного инвестора на принципах ГЧП:

  1. снижение размер участия государства;
  2. формирование эффективного управления объектом в эксплуатационный период;
  3. оснащение объектов высокотехнологичным оборудованием в рамках выделенных средств;
  4. расширение перечня и повышение качества оказываемых медицинских услуг в регионах;
  5. создание доступной медицинской помощи в отдаленных регионах.

Государственно-частное партнерство особенно положительно влияет на развитие регионов в условиях ограниченного бюджета. На сегодняшний день у регионов существует большой запрос на реализацию проектов ГЧП в области первичной медико-санитарной помощи в связи с износом материально-технической базы и необходимостью обеспечить медицинскую помощь в шаговой доступности, что создает положительную динамику по проектам ГЧП.

Государственно-частное взаимодействие в России позволило активно развивать такие направления медицинской помощи, как ПЭТ/КТ-диагностика и лучевая терапия. Таким образом, за последний два года увеличилось количество пациентов по России, получивших помощь в медицинских учреждениях, а также активно увеличилась доля строительства. Ярким примером государственно-частного взаимодействия является проект «МедИнвестГрупп» и правительства Московской области, в рамках которого спроектированы, построены и оснащены онкологические центры в Балашихе и Подольске.

Особую актуальность и востребованность проекты ГЧП в здравоохранении начали обретать в период появления новой коронавирусной инфекции. Взаимодействие бизнеса и государственных структур позволило компенсировать повышенные расходы, требуемые для борьбы с распространением и лечением новой коронавирусной инфекции, и поддержание качества оказываемой медицинской помощи по иным направлениям развития здравоохранения. В качестве примера также может быть использована статистика группы компаний «МединвестГрупп», согласно которой вклад частного бизнеса позволил увеличить количество проводимых в медицинском центре исследований в сутки. Разница между количеством исследований в сутки в государственных центрах и частных может достигать 43 % в пользу последних.

Стоит отметить активно развивающееся и обсуждаемое направление в сфере здравоохранения — реабилитации после COVID-19. Большое количество россиян перенесли заболевание новой коронавирусной инфекцией и столкнулись с различными последствиями заболевания, что вызывает спрос на услуги по оздоровлению организма. Таким образом, формируется система потребительских предпочтений, которая характеризуется желанием российских граждан совмещать медицинский и рекреационных туризм. Несмотря на серьезные экономические последствия, связанные с введенными ограничениями в период пандемии коронавируса, в настоящее время здравницы России пользуются особенным спросом среди переболевших COVID-19. Настоящий факт указывает на необходимость совершенствование организации реабилитации граждан перенесших COVID-19 в условиях санаторно-курортного лечения.

В настоящее время не представлена разработанная государственная программа по реабилитации переболевших новой коронавирусной инфекцией, но уже готовится нормативно-правовая база по данному вопросу. Развитие медико-реабилитационного туризма внутри страны может положительно повлиять как на качество жизни граждан, так и на социально-экономические показатели регионов страны. Несмотря на большое количество санаторно-курортных комплексов, предоставляющих услуги по программам реабилитации после COVID-19, россияне не могу отправиться на санаторно-курортное лечение по ОМС. Предположительно, развитие проектов ГЧП по направлению медико-реабилитационного туризма позволит дополнительно развить сферу медицинского туризма на территории РФ, что в настоящее время является популярным направлением развития в европейских странах.

К числу основных трудностей, с которыми сталкиваются федеральные санатории последние годы относится недостаточное бюджетное финансирование на капитальный ремонт. Состояние зданий санаторно-курортного комплекса, требующее капитального ремонта, формирует неблагоприятные условия для пребывания пациентов, что снижает спрос туристов на посещение санаторно-курортного комплекса.

Кроме того, наблюдается недостаточное бюджетное финансирование на приобретение медицинского и бытового оборудования. Современные санаторно-курортные комплексы требует современного и качественного оборудования для привлечения пациентов, а также квалифицированного персонала. Условия работы в медицинском учреждении играют важную роль при выборе места трудоустройства. Высокая оснащенность медицинским и бытовым оборудованием позволяет привлекать молодых профессионалов, которые готовы предоставлять качественные услуг, что формирует спрос на рынке санаторно-курортного лечения со стороны пациентов.

Использование механизмов ГЧП в процессе развития медицинского туризма позволит сформировать реестр санаторно-курортных комплексов, готовых предоставлять медицинские услуги по реабилитации и профилактике заболеваний. Качество предоставляемых услуг и размещения в нынешних санаторно-курортных комплексах требует серьезных улучшений с целью привлечения медицинских туристов. Привлечение инвестиций в сферу здравоохранения позволит обеспечить санаторно-курортные центры высокотехнологичным оборудования, что является одним из важнейших критериев при выборе места прохождения лечения медицинскими туристами.

Важно отметить то, что ГЧП в сфере здравоохранения имеет большую востребованность, на что указывает увеличивающееся количество успешных ГЧП проектов в условиях ограниченного бюджетирования со стороны государства и потребности в развитии инфраструктуры в сфере здравоохранения. Современная тенденция указывает на необходимость использования механизмов государственно-частного партнерства в рамках программ реабилитации сферы здравоохранения.

Литература:

  1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ
  2. Вирабова М. Р. и др. Мониторинг государственно-частного партнёрства СКФО в социально-экономическом аспекте региона //Экономика и предпринимательство. — 2018. — №. 6. — С. 395–399.
  3. Клепач А. Н. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (в соавторстве) //М.: Минэкономразвития России. 328 с. — 2013.
  4. Майнулова А. Совместные инициативы [Электронный ресурс]: Review Итоги Петербургского международного экономического форума. Приложение № 99 // Коммерсант: [сайт]. [2021]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4847945 (дата обращения: 38.04.2021)