Проектный подход в управлении воспроизводством лесов (на примере Пензенской области)
Автор: Железнова Анастасия Анатольевна
Рубрика: 15. Экономика
Опубликовано в
XL международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2022)
Дата публикации: 25.05.2022
Статья просмотрена: 56 раз
Библиографическое описание:
Железнова, А. А. Проектный подход в управлении воспроизводством лесов (на примере Пензенской области) / А. А. Железнова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XL Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 42-49. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/448/17235/ (дата обращения: 22.12.2024).
Ключевые слова: проектное управление, проектная деятельность, национальный проект, сохранение лесов, воспроизводство лесов.
Вводная часть
Начиная с 2011 года площадь сплошных рубок устойчиво превышала площадь лесов, на которых осуществляется лесовосстановление. За последние годы накопленная площадь невосстановленных вырубок составила около 0,5 млн. гектаров [5, с. 1]. Учитывая разрыв между площадью выбытия и восстановления лесов, требуется проведение дополнительных объемов лесовосстановительных мероприятий на лесных участках, не переданных в аренду, и расположенных в защитных и эксплуатационных лесах. В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 [6, с. 1] нашла свое отражение задача по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, которая в настоящее время реализуется в рамках отдельного федерального проекта «Сохранение лесов», входящего в состав Национального проекта «Экология» [2, с. 1].
Актуальность проектного управления обусловлена новыми вызовами к системе государственного управления в России. В современных условиях критически важной становится способность исполнительного аппарата реализовать запланированные проекты и задачи и достичь поставленных целей в срок и в рамках установленных бюджетов.
Цель исследования — изучить практику внедрения проектного управления в государственных органах страны и провести анализ, в частности, показателей эффективности реализации федерального проекта «Сохранение лесов». В статье рассмотрены аспекты внедрения системы проектного управления в государственных органах власти, изучена практика внедрения проектного управления в России и за рубежом.
Данные о методике исследования
При написании статьи был реализован комплексный подход к исследованию вопросов проектного управления. Порядок реализации механизмов проектного управления представляет собой алгоритм последовательных действий и мероприятий, направленных на инициирование, подготовку, реализацию, управление изменениями, мониторинг, оценку и завершение приоритетных проектов (программ) в рамках положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации») и методических рекомендаций. В целях осуществления проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти сформированы органы управления проектной деятельностью. [3, с. 1] «Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» определяют подходы, принципы, порядок внедрения проектного управления и формализуют типовые шаблоны нормативных методических документов для их внедрения в органах исполнительной власти [4, с. 1]. Вводится модель проектно-ориентированной системы управления, включая набор процессов и инструментов управления ресурсами, предназначенных для достижения целей органа исполнительной власти. [9, с. 86–94]. Организационная поддержка проектной деятельности осуществляется путем внедрения таких инструментов, как Проектный комитет, Проектный офис, функциональные проектные офисы, проектные офисы на уровне отдельных проектов. Вводится информационная система управления проектами.
Таким образом, для целей организации проектной деятельности федеральной орган исполнительной власти должен организовать комплексную систему управления проектной деятельности, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в данной области.
1. Степень изученности вопроса
Большое внимание в научных публикациях отечественных и зарубежных ученых уделено вопросам внедрения проектного управления в отраслях и сферах народного хозяйства. К примеру, преимущества проектного подхода реализации государственных программ в сельском хозяйстве описаны в работе М. А. Смирнова «Использование проектного подхода при реализации государственных программ» [10, с. 79–88]. Один из примеров перехода на проектное управление в рекреационных предприятиях обобщен в работе С. К. Кирильчука и Е. В. Шевченко [8, с. 9–15].
Научные работы по внедрению проектного управления в сфере природопользования представлены исследованием С. Н. Бобылева [7, с. 34–44] о необходимости учета принципов зеленой экономики при реализации проектов и программ. По мнению А. И. Татаркина проведение программно-проектной модернизации в субъектах Российской Федерации способствует достижению устойчивого регионального развития [11, с. 71–80].
Одним из примеров зарубежного опыта реализации проектов в сфере природопользования в соответствии с принципами проектного управления является исследование Д. Дино, С. Даниельсен и К. Кьяппино [12, с. 412–416], в котором отражаются проектные инструменты управления, применяемые при разработке программ по переработке отходов горной промышленности в Италии и Норвегии, что способствует сохранению ресурсов и увеличению утилизации отходов. В работе исследователей Х. Лю, Ж. Юань, С. У., C. Янь [13, с. 216–224] описывается опыт реализации проекта по производству природного газа из кукурузной соломы в Китае как пример внедрения принципов циркулярной экономики в сельском хозяйстве.
2. Внедрение проектного управления в области воспроизводством лесов
15 октября 2016 года Правительством РФ подписано Постановление № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», которое определило значение таких терминов, как: проект, программа, проектная деятельность. 31 октября 2018 Правительство РФ приняло новое Постановление № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Согласно этому постановлению: ««проект» — комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений; «проектная деятельность» — деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов» [3, с. 1].
Внедрение проектного управления — это не просто инструмент для успешной реализации государственных проектов, это один из инструментов развития экономики страны, ее конкурентоспособности на мировой арене, повышения качества жизни населения, а также инструмент для смены устаревшего бюрократического закрытого мышления. В последние годы в государственных органах все активнее развивается проектное управление.
Как уже показывает практический опыт, внедрение методов и подходов проектного управления применимо и к воспроизводству лесов. В соответствии с национальными целями, определенными пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 [6, с. 1], разработан федеральный проект «Сохранение лесов» национального проекта «Экология».
Федеральный проект «Сохранение лесов» реализуется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» [1, с. 1] и национального проекта «Экология» [2, с. 1]. Целью проекта является обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100 % к 2024 году. Задача проекта: сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
В рамках реализации проекта планируется модернизация материально-технической базы государственных учреждений специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием посредством оснащения учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов. В рамках проекта планируется приобрести 25 % от потребности учреждений в специализированных машинах и оборудовании для воспроизводства лесов.
На территории Пензенской области региональный проект «Сохранение лесов реализуется с 2019 года.
За истекшие 3 года реализации проекта реализованы все запланированные мероприятия с целью достижения показателей регионального проекта:
— ГАУ ПО «Никольский лесхоз», ГАУ ПО «Юрсовский лесхоз», выполняющие мероприятия по воспроизводству лесов оснащены на 100 % специализированной техникой для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению на территории Пензенской области;
— увеличена площадь лесовосстановления, повышено качество и эффективность работ по лесовосстановлению на лесных участках площадью 484,6 га, непереданных в аренду, на территории Пензенской области;
— ГБУ ПО «Лесопожарный центр» оснащен на 91 % лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров на территории Пензенской области;
— сформирован запас лесных семян для лесовосстановления в размере 3,2 тонны на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений на территории Пензенской области.
В ходе реализации регионального проекта «Сохранение лесов» в Пензенской области в 2021 году были достигнуты следующие результаты:
— «Ущерб от лесных пожаров» — 440,0тыс. руб.;
— «Площадь лесовосстановления, лесоразведения» — 0,4846 тыс. га (101 % от запланированного на 2021 год — 0,4820 т);
— «Количество населения, вовлеченного в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов (в т. ч. тушения лесных пожаров, посадке леса, очистке лесов, охране лесов от правонарушений, участий в деятельности школьных лесничеств)» — 2390 чел.;
— «Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения» — 3,2 т (100 % от запроектированного на 2021 год — 3,2 т).
Выполнение целевого показателя «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» в рамках регионального проекта «Сохранение лесов» в 2019 году составило 80,5 % (при плане 75,6 %), в 2020 году — 113,6 % (при плане 84,7 %), в 2021 году (по состоянию на 01.12.2021) — 122,4 % (при плане 92,6 %). Таким образом, с момента реализации федерального проекта «Сохранение лесов» на территории Пензенской области наблюдается положительная динамика воспроизводства лесов.
Выводы
В целом можно сказать, что проектное управление применительно к сохранению и восстановлению лесов обеспечивает соблюдение баланса выбытия и воспроизводства лесов Российской Федерации, улучшение их качества и повышение продуктивности. Площадь лесовосстановительных работ в Российской Федерации выросла с началом федерального проекта «Сохранение лесов». Если раньше такие мероприятия охватывали около 800 тысяч гектаров в год, то сегодня уже около 1,1 миллиона гектаров. К 2024 году, когда завершится федеральный проект, площадь ежегодного лесовосстановления должна достичь 1,5 миллиона гектаров — именно столько необходимо для того, чтобы сбалансировать площади леса, который в силу разных причин выбывает, и того, который восстанавливается.
Кроме того, проектное управление способствует повышению плановости и прозрачности освоения бюджета в течение финансового года, снижению низкоэффективных расходов бюджета.
Литература:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 318 (с изменениями Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 393). — Текст: электронный // mnr.gov.ru: [сайт]. — URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_programmy/gosudarstvennaya_programma_rossiyskoy_federatsii_razvitie_lesnogo_khozyaystva_s_izmeneniyami_postano/ (дата обращения: 24.03.2022).
2. Паспорт национального проекта «Экология». — Текст: электронный // government.ru: [сайт]. — URL: https:// http://government.ru/info/35569/ (дата обращения: 24.03.2022).
3. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 24.06.2021) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»). — Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 24.03.2022).
4. Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 № 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти». — Текст: электронный // economy.gov.ru: [сайт]. — URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depStrategy/201404181 (дата обращения: 24.03.2022)
5. Распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. № 312-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года». — Текст: электронный // www.garant.ru: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400235155/ (дата обращения: 24.03.2022).
6. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 — Текст: электронный // publication.pravo.gov.ru: [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 24.03.2022).
7. Бобылев, С. Н. «Зеленая» экономика. Проектный подход / С. Н. Бобылев, А. А. Горячева, В. И. Немова. — Текст: непосредственный // Государственное управление. Электронный вестник. — 2017. — № 64. — С. 34–44.
8. Кирильчук, С. П. Комплексный анализ готовности туристско-рекреационных предприятий к проектному подходу / С. П. Кирильчук, Е. В. Шевченко. — Текст: непосредственный // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2018. — № 1. — С. 9–15.
9. Рафаилов, М. К. Реализация федерального проекта «Сохранение лесов»: создание механизма экономической устойчивости организаций лесного комплекса при воспроизводстве лесов / М. К. Рафаилов, Ю. Ф. Арефьев. — Текст: непосредственный // Лесотехнический журнал. — 2018. — № 3. — С. 86.
10. Смирнов, М. А. Использование проектного подхода при реализации государственных программ / М. А. Смирнов. — Текст: непосредственный // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. — 2016. — № 1. — С. 79–88.
11. Татаркин, А. И. Пространственное развитие региональных и территориальных экономических систем с использованием программно-проектных подходов / А. И. Татаркин. — Текст: непосредственный // Проблемы экономiкi. — 2012. — № 3. — С. 71–80.
12. Dino, G. A. Recycling of rock materials as part of sustainable aggregate production in Norway and Italy / G. A. Dino, S. W. Danielsen, C. Chiappino. — Текст: непосредственный // Quarterly Journal of Engineering Geology and Hydrogeology. — 2017. — № 50. — С. 412–416.
13. Experience of producing natural gas from corn straw in China / H. Liu, X. Ou, J. Yuan, X. Yan. — Текст: непосредственный // Resources, Conservation and Recycling. — 2018. — № 135. — С. 216–224.
Ключевые слова
проектная деятельность, проектное управление, национальный проект, сохранение лесов, воспроизводство лесовПохожие статьи
Кластеры как форма интеграции агропромышленного комплекса
В статье рассматриваются преимущества кластерного подхода в сравнении с вертикальными формами интеграции. Кластеризация АПК, как фактор конкурентоспособности регионов.
Зеленое строительство в Российской Федерации и за рубежом
В данной статье анализируются тенденции в применении зеленых стандартов, перспективы и проблемы внедрения их в России. А также рассмотрены основные подходы к оценке экологичности проектов жилищного строительства.
Управление землями сельскохозяйственного назначения в России
Статья рассматривает проблемы и перспективы управления землями сельскохозяйственного назначения в России. Основываясь на анализе зарубежного опыта и национальной практики, выявляются ключевые проблемы, такие как размытость системы управления, неэффек...
Озеленение городов: теория и практика правового регулирования
В статье авторы исследуют теоретические и практические аспекты правового регулирования озеленения городских парков.
Систематизация базовых методов «зеленых» технологий в строительстве
Данная статья посвящена «зеленым» технологиям в строительстве, различным методам обеспечения экологического строительства. В статье отражается актуальность данной темы в современной строительной отрасли, приведены базовые критерии экологического стро...
Системный подход к управлению качеством городской среды
В статье представлены результаты исследования системы управления качеством городской среды, обоснована необходимость использования системного подхода для достижения целевых результатов социально-экономического развития муниципальных образований.
Похожие статьи
Кластеры как форма интеграции агропромышленного комплекса
В статье рассматриваются преимущества кластерного подхода в сравнении с вертикальными формами интеграции. Кластеризация АПК, как фактор конкурентоспособности регионов.
Зеленое строительство в Российской Федерации и за рубежом
В данной статье анализируются тенденции в применении зеленых стандартов, перспективы и проблемы внедрения их в России. А также рассмотрены основные подходы к оценке экологичности проектов жилищного строительства.
Управление землями сельскохозяйственного назначения в России
Статья рассматривает проблемы и перспективы управления землями сельскохозяйственного назначения в России. Основываясь на анализе зарубежного опыта и национальной практики, выявляются ключевые проблемы, такие как размытость системы управления, неэффек...
Озеленение городов: теория и практика правового регулирования
В статье авторы исследуют теоретические и практические аспекты правового регулирования озеленения городских парков.
Систематизация базовых методов «зеленых» технологий в строительстве
Данная статья посвящена «зеленым» технологиям в строительстве, различным методам обеспечения экологического строительства. В статье отражается актуальность данной темы в современной строительной отрасли, приведены базовые критерии экологического стро...
Системный подход к управлению качеством городской среды
В статье представлены результаты исследования системы управления качеством городской среды, обоснована необходимость использования системного подхода для достижения целевых результатов социально-экономического развития муниципальных образований.