Изменения после прихода к власти Мишустина | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

XXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2021)

Дата публикации: 02.07.2021

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Куликов, А. А. Изменения после прихода к власти Мишустина / А. А. Куликов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 35-42. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/398/16634/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассмотрена деятельность Михаила Мишустина на посту премьер-министра. 16 января депутаты Госдумы большинством голосов одобрили назначение Михаила Мишустина премьер-министром. Через несколько дней он предоставил Владимиру Путину список кандидатов на должности в новом правительстве — все они были одобрены главой государства. Согласно указу «О структуре федеральных органов исполнительной власти», состав нового кабинета министров был изменен почти наполовину, причем изменения коснулись как профильных ведомств, так и состава вице-премьеров правительства. По мнению экспертов, основными задачами, поставленными перед новым премьером и его командой, были реализация национальных проектов, развитие отстающих регионов и формирование бюджетной дисциплины. Именно для решения этих вопросов были назначены так называемые новые менеджеры. Согласно проведенному исследованию, Мишустин провел ряд реформ, положительно отразившихся на экономическом и социальном положении страны, однако он также потерпел некоторые неудачи на своем посту, при этом не стоит забывать, что его работа была осложнена разразившейся пандемией covid-19.

Ключевые слова: Мишустин, Правительство РФ, премьер-министр, реформы, результаты.

Введение. В начале 2020 года главными событиями в политической жизни страны стали отставка правительства и предложения президента об изменении основного закона российского государства — Конституции [9]. Отставка правительства Дмитрия Медведева была объяснена снижением динамики работы коллегиального органа власти и необходимостью кадрового обновления. Правительство Михаила Мишустина оказалось в беспрецедентной ситуации отсутствия традиционного «медового месяца» — спокойного предварительного периода подготовки новых экономических решений, направленных на стимулирование экономического роста. Вместо этого новое правительство немедленно столкнулось с кризисами, которые должны были быть решены в принудительном режиме: кризис коронавируса, кризис цен на нефть.

Президент России Владимир Путин при назначении нового премьер-министра выразил надежду, что правительство Михаила Мишустина сможет в ближайшее время добиться экономического роста и, в свою очередь, повысить уровень жизни населения.

Однако вскоре стало ясно, что смелые планы по реализации национальных проектов и переводу российской экономики на новый путь придется отложить. Правительство Мишустина столкнулось с новым серьезным вызовом — пандемией коронавируса. 29 января при правительстве Мишустина был создан оперативный штаб по предотвращению завоза и распространения в стране новой коронавирусной инфекции.

Впоследствии именно по инициативе премьер-министра был создан координационный совет по борьбе с коронавирусом.

Вводная часть и новизна. Был сделан анализ реформ, проведенных премьер-министром Михаилом Мишустиным, что позволило сделать вывод о их влияние на страну и население.

Данные о методике исследования. В ходе исследования было изучено большое количество публикаций, касающихся деятельности Михаила Мишустина на посту премьер-министра. При вступлении в должность на него возлагались большие надежды, касающиеся улучшения экономического состояния страны и социального положения населения. В настоящее время некоторые эксперты говорят, что Мишустину удалось воплотить большинство задуманных программ в жизнь, другие считают, что несмотря на все успехи премьер-министр потерпел множество неудач на своем посту.

Экспериментальная часть, анализ, обобщение и разъяснение собственных данных или сравнение теорий.

Одной из главных задач, поставленных перед кабинетом Министров в прошлом году, было оказание финансовой поддержки наиболее пострадавшим и уязвимым слоям населения. Правительство Михаила Мишустина справилось с этой задачей более чем эффективно.

Уже в апреле кабинет министров установил специальные выплаты медицинскому персоналу, работающему с больными коронавирусом — не только врачи, но и медсестры и санитары смогли рассчитывать на ежемесячные выплаты, которые достигали 80 тысяч рублей. [5]

С точки зрения поддержки бизнеса одной из наиболее значимых мер стала выдача беспроцентных кредитов на выплату заработной платы. Средства были предоставлены банками-агентами при поддержке Банка России в течение первых шести месяцев, и ставка составила 0 %, в то время как гарантии по кредитам были предоставлены ВЭБА Российской Федерации (до 75 %).

МСП были предоставлены кредитные и налоговые каникулы, а выплаты малому бизнесу из пострадавших отраслей были произведены в размере 12 130 рублей на одного сотрудника. В 2020 году аэропортам и организациям были предоставлены субсидии из бюджета за счет средств Резервного фонда РФ в размере 10,9 млрд рублей, а в условиях пандемии было принято решение о поддержке авиакомпаний в размере 23,4 млрд рублей.

Строительный сектор получил значительную поддержку в виде льготной ипотечной программы, которая стимулировала спрос, доведя объем ипотечных кредитов до рекордного уровня.

Эти меры позволили ограничить рост безработицы в стране и сохранить рост реальной заработной платы. Кроме того, удалось избежать негативных тенденций в корпоративном кредитовании. Реализация мер поддержки также способствовала поддержанию кредитного портфеля банка на стабильном уровне, и к концу 2020 года в рисковом сегменте МСБ было зафиксировано снижение доли просроченных кредитов. Было также отмечено заметное улучшение в секторах, наиболее пострадавших от пандемии.

В части поддержки граждан наиболее значимыми мерами стали выплата пособий на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, единовременные выплаты в размере 10 тысяч рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, ежемесячные выплаты в течение апреля-июня 2020 года семьям, имеющим детей в возрасте до трех лет, дополнительная выплата на каждого ребенка в возрасте до восьми лет в размере 5 тысяч рублей и увеличение размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет в два раза–до 6752 рублей.

Кроме того, была оказана поддержка гражданам, потерявшим работу. Так, максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 12 130 рублей, минимальный-до 4500 рублей, а в случае несовершеннолетних детей пособие выплачивалось в увеличенном размере.

Эти меры смогли ограничить снижение доходов населения и, как следствие, поддержать потребительский спрос. [2]

Реформа госаппарата, о которой премьер-министр М. Мишустин объявил в конце прошлого года, завершилась сокращением почти на 10 % чиновников.

В конце декабря прошлого года премьер-министр Михаил Мишустин поручил оптимизировать 45 министерств и ведомств. В частности, сократить 74 подразделения и уволить 37 заместителей руководителей федеральных ведомств.

По состоянию на конец марта численность госслужащих сократилась на 10 %, было ликвидировано 66 структурных подразделений и уволено 33 заместителя руководителей федеральных ведомств. Также под сокращение попала штатная численность центральных офисов (213 единиц) и территориальных органов (31 642 единицы). [8]

Премьер-министр утвердил новую систему управления госпрограммами. После переходного периода 2021 года все они, кроме обороны, будут подчинены, как и национальные проекты, целям национального развития, им будет выделена проектная и процессная часть, каждая получит куратора-вице-премьера, целевые показатели, должностных лиц, ответственных за каждый компонент госпрограмм, и санкции за невыполнение целей. Регионам рекомендуется принять аналогичные принципы. Сами госпрограммы станут проще: они уменьшатся в объеме и приобретут однородную структуру. [7]

М. Мишустин подписал распоряжение о финансировании программы детского кэшбека. Речь идет о путевках, когда дети едут в летний лагерь. Кабинет Министров выделяет на эти цели 5 млрд рублей. [4] В целом правительство продолжает поддерживать семьи с детьми. С 1 июля выплаты будут назначаться женщинам, состоящим на учете на ранних сроках беременности. Они также будут поддерживать родителей с низкими доходами, которые воспитывают ребенка в одиночку.

Премьер-министр Михаил Мишустин отредактировал правила предоставления бюджетных средств, которые направляются в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала. Теперь все медицинские организации, работающие по системе ОМС, а не только те, которые оказывают гражданам первичную медицинскую помощь, смогут получить дополнительное финансирование на эти цели. При этом размер самого резерва увеличится с 15 до 20 % от общего объема нераспределенных средств. [10]

Еще одним важным достижением Мишустина является долгожданный старт проекта Северного морского пути. Этот торговый маршрут в будущем будет иметь стратегическое значение для российской экономики. И именно при новом премьер-министре этот проект приобрел отчетливые очертания-например, в конце декабря был подготовлен прогноз грузопотока по Северному морскому пути.

Мишустин подчеркнул важность скорейшего перехода на «цифровую» экономику. Расширен перечень государственных услуг, которые можно получить дистанционно (например, стало возможным получать нотариальные услуги через сайт государственных услуг). [3]

Правительство рассмотрело поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят штрафы для компаний за незаконный сбор данных клиентов. Об этом сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства. Теперь за такие нарушения будут налагаться штрафы, но глава Кабмина не уточнил размер денежного наказания. [6]

Одной из главных проблем, с которой пришлось столкнуться правительству, стал рост цен на социально значимые продукты. Правительство выделило около 15 млрд рублей на поддержку производителей муки, хлеба, сахара и других видов агробизнеса. Экспортная пошлина в виде субсидий теперь возвращается производителям. [1]

Первый год работы Михаила Мишустина ознаменовался некоторыми неудачами, о которых, в частности, говорил президент страны. Так, обращаясь к членам правительства, Путин заявил, что правительство осенью и в начале зимы допустило резкое повышение цен на основные продукты питания. Кроме того, президент раскритиковал работу Кабинета министров в части проработки вопросов гармонизации законодательства в сфере физической культуры и спорта. Наконец, экономический блок в целом также показал неудовлетворительные результаты, что привело к публичной критике министра экономики Максима Решетникова.

Вывод. Правительство М. Мишустина изначально не было создано для антикризисного управления, в которое ему пришлось окунуться по мере роста угроз. Шансов раскрыть свой потенциал в амплуа менеджеров новой формации и новой цифровой культуры, в котором министров нанимали на работу, у них не было. Буквально с первых дней, как правительство Мишустина начало работать, возникла пандемия и необходимо было быстро принимать те решения, которые поддержали бы граждан и предотвратили резкий спад в экономике. Новый премьер-министр справился с этой задачей. Кабинет Мишустина оперативно разработал комплекс мер по поддержке наиболее пострадавших отраслей экономики: транспорта, туризма, розничной торговли, сферы услуг и общественного питания. Премьер-министру также удалось реализовать большое количество программ и реформ, которые улучшили экономическую и социальную ситуацию в стране.

Конечно, в его работе были некоторые неудачи, такие как резкий рост цен на основные продукты питания. Однако в такой напряженный год, конечно, было трудно работать полностью без шероховатостей. На данный момент в целом работу М. Мишустина на посту премьер-министра можно оценить положительно, но правильнее будет судить о результатах его деятельности через год — в январе 2022 года, поскольку из-за коронавируса правительство было вынуждено отложить выполнение задач по реализации нацпроектов.

Литература:

  1. Иванов Г. Как победить бюрократизм? Главное из выступления Мишустина в Госдуме // Еженедельник «Аргументы и Факты».2021. № 20. [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/politics/russia/kak_pobedit_byurokratizm_glavnoe_iz_vystupleniya_mishustina_v_gosdume (дата обращения: 28.05.2021)
  2. Каплинская Д. 2020: итоги работы правительства Мишустина // Независимая газета. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/economics/2021–01–20/5_8061_2020.html (дата обращения: 28.05.2021)
  3. Кривякина Е. Год Мишустина: 10 главных дел на посту премьера // Комсомольская правда. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/daily/27227.5/4353168/ (дата обращения: 28.05.2021)
  4. Крутов В. Михаил Мишустин подписал новое распоряжение, касающееся детей // Аргументы и Факты VL.AIF.RU. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://vl.aif.ru/money/mihail_mishustin_podpisal_novoe_rasporyazhenie_kasayushcheesya_detey (дата обращения: 28.05.2021)
  5. Липавский К. Год Мишустина: главные итоги работы российского премьера // ПолитРоссия. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://politros.com/194748-god-mishustina-glavnye-itogi-raboty-rossiiskogo-premera (дата обращения: 28.05.2021)
  6. Лисицына М., Батманова А. Мишустин анонсировал штрафы за незаконный сбор данных покупателей // РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/27/05/2021/60af7ed59a79474a39d0f231(дата обращения: 28.05.2021)
  7. Бурная эффективность госпрограмм не устроила Мишустина // Konkurent.ru — Деловые новости. [Электронный ресурс]. URL: https://konkurent.ru/article/39005 (дата обращения: 28.05.2021)
  8. Мишустин сократил 10 % чиновников в рамках реформы // Федеральное интернет-издание «Капитал страны». [Электронный ресурс]. URL: https://kapital-rus.ru/articles/article/mishustin_sokratil_10_chinovnikov_v_ramkah_reformy/ (дата обращения: 28.05.2021)
  9. Михаил Мишустин // Свободная Пресса. [Электронный ресурс]. URL: https://svpressa.ru/persons/mihail-mishustin/ (дата обращения: 28.05.2021)
  10. Теперь все медицинские организации. Что изменил Мишустин // KONKURENT.RU. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://konkurent.ru/article/36067 (дата обращения: 28.05.2021)

Похожие статьи

Актуальные проблемы гражданского права и процесса в деятельности органов внутренних дел

Статья посвящена проблемам правового регулирования деятельности органов внутренних дел. В разных аспектах рассмотрено понятие системы правоохранительных органов. Исследованы нормативно-правовых акты, на которых основывается правоохранительная система...

К вопросу о выполнении «дорожной карты» по оплате труда на примере сферы государственного здравоохранения Санкт-Петербурга

Для исполнения указа «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Президента Российской Федерации, в Санкт-Петербурге принята Программа развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года. Важным пунктом является выполнение ц...

Сравнительный анализ конституционно-правового статуса эмбриона в России, США и Японии

XXI век связан существенными достижениями в сфере биомедицинских технологий, активно практикуются трансплантация органов и тканей человека, часто раздаются голоса об использовании стволовых клеток для продления человеческой жизни. Благие намерения вс...

Аргентина в XXI веке: основные векторы внутриполитического развития

В конце XX — начале XXI в. в Аргентине произошли глубокие экономические и социально-политические изменения. В 1990-е гг. при президенте К. Менеме были проведены неолиберальные экономические реформы, с одной стороны способствовавшие развитию крупного ...

Повышение роли провинциальных и местных органов управления в решении региональных и городских проблем

Дана краткая характеристика проблем, выявленных в устоявшихся взаимоотношениях между регионами и городскими поселениями. Определена главная причина возникновения проблем в сфере построения коммуникативных отношений между местными и провинциальными ор...

Психологические особенности ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации

В статье представлено исследование ценностных ориентаций работников уголовно-исполнительной системы на разных этапах профессионализации. В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены ведущие терминальные и инструментальные ценности раб...

Сравнительный анализ денежных реформ Алексея Михайловича и Петра Алексеевича

В данной статье рассмотрена проблема преемственности в денежной политике Алексея Михайловича и Петра I. На основе анализа исторической литературы были определены причины, благодаря которым денежное преобразование Петра Великого, в отличие от реформы ...

Развитие системы высшего образования от императора Николая II до становления советской власти в России

В данной статье автор анализирует проекты развития высшего образования в Российской империи от императора Николая II начала XX века, до создания Совета по делам высших учебных заведений под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева ...

Влияние неоконсерваторов на вторжение США в Ирак в 2003 году

В статье рассматривается влияние неоконсерваторов и их идеологии на вторжение США в Ирак в 2003 году. Проводится анализ интересов неоконсерваторов в Ираке и в свержении режима Саддама Хусейна, а также идёт рассмотрение роли нефтяного лобби, которое в...

Военные реформы Герхарда фон Шарнхорста и Ханса фон Секта. Сравнительный анализ

Одними из наиболее катастрофических событий в прусской и германской военной истории стали поражения в кампании 1806–1807 гг. и Первой мировой войне 1914–1918 гг. Одинаковыми последствиями этих разгромов становились всестороннее изучение причин пораже...

Похожие статьи

Актуальные проблемы гражданского права и процесса в деятельности органов внутренних дел

Статья посвящена проблемам правового регулирования деятельности органов внутренних дел. В разных аспектах рассмотрено понятие системы правоохранительных органов. Исследованы нормативно-правовых акты, на которых основывается правоохранительная система...

К вопросу о выполнении «дорожной карты» по оплате труда на примере сферы государственного здравоохранения Санкт-Петербурга

Для исполнения указа «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Президента Российской Федерации, в Санкт-Петербурге принята Программа развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года. Важным пунктом является выполнение ц...

Сравнительный анализ конституционно-правового статуса эмбриона в России, США и Японии

XXI век связан существенными достижениями в сфере биомедицинских технологий, активно практикуются трансплантация органов и тканей человека, часто раздаются голоса об использовании стволовых клеток для продления человеческой жизни. Благие намерения вс...

Аргентина в XXI веке: основные векторы внутриполитического развития

В конце XX — начале XXI в. в Аргентине произошли глубокие экономические и социально-политические изменения. В 1990-е гг. при президенте К. Менеме были проведены неолиберальные экономические реформы, с одной стороны способствовавшие развитию крупного ...

Повышение роли провинциальных и местных органов управления в решении региональных и городских проблем

Дана краткая характеристика проблем, выявленных в устоявшихся взаимоотношениях между регионами и городскими поселениями. Определена главная причина возникновения проблем в сфере построения коммуникативных отношений между местными и провинциальными ор...

Психологические особенности ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации

В статье представлено исследование ценностных ориентаций работников уголовно-исполнительной системы на разных этапах профессионализации. В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены ведущие терминальные и инструментальные ценности раб...

Сравнительный анализ денежных реформ Алексея Михайловича и Петра Алексеевича

В данной статье рассмотрена проблема преемственности в денежной политике Алексея Михайловича и Петра I. На основе анализа исторической литературы были определены причины, благодаря которым денежное преобразование Петра Великого, в отличие от реформы ...

Развитие системы высшего образования от императора Николая II до становления советской власти в России

В данной статье автор анализирует проекты развития высшего образования в Российской империи от императора Николая II начала XX века, до создания Совета по делам высших учебных заведений под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева ...

Влияние неоконсерваторов на вторжение США в Ирак в 2003 году

В статье рассматривается влияние неоконсерваторов и их идеологии на вторжение США в Ирак в 2003 году. Проводится анализ интересов неоконсерваторов в Ираке и в свержении режима Саддама Хусейна, а также идёт рассмотрение роли нефтяного лобби, которое в...

Военные реформы Герхарда фон Шарнхорста и Ханса фон Секта. Сравнительный анализ

Одними из наиболее катастрофических событий в прусской и германской военной истории стали поражения в кампании 1806–1807 гг. и Первой мировой войне 1914–1918 гг. Одинаковыми последствиями этих разгромов становились всестороннее изучение причин пораже...