Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» и его реализация на примере Волгоградской области | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

XXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2021)

Дата публикации: 09.05.2021

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Таболина, А. И. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» и его реализация на примере Волгоградской области / А. И. Таболина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/396/16544/ (дата обращения: 22.12.2024).



Таболина Анна Ивановна

магистрант Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС

E-male: anka.feshina@mail.ru

Тел: 89064096611

Tabolina Anna Ivanovna

Master student of the Volgograd Institute of Management — RANEPA branch

Предмет данного исследования заключается в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» на примере конкретного субъекта РФ — Волгоградской области. Автор дает содержательное описание данного национального проекта, делая акцент на его региональном осуществлении. В статье приведены данные по исполнению национального проекта МСП по Волгоградской области, а также представлены конечные цели и промежуточные итоги, выявлены основные проблемы ведения бизнеса в данном регионе.

Ключевые слова: национальный проект, предпринимательство, малый и средний бизнес, Волгоградская область.

The subject of this study is the implementation of the national project «Small and Medium-sized Entrepreneurship and support for entrepreneurial initiative» on the example of a specific subject of the Russian Federation-the Volgograd region. The author gives a meaningful description of this national project, focusing on its regional implementation. The article presents data on the implementation of the national SME project in the Volgograd region, as well as presents the final goals and interim results, and identifies the main problems of doing business in this region.

Keywords: national project, entrepreneurship, small and medium-sized businesses, Volgograd region.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Минэкономразвития России разработало новую структуру паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», которая включает четыре федеральных проекта:

  1. Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами;
  2. Создание условий для лёгкого старта и комфортного ведения бизнеса;
  3. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами.

В нацпроекте предусмотрены необходимые меры по поддержке предпринимательства на всех этапах развития бизнеса — от появления идеи до экспорта: финансы, недвижимость, образование и другие.

Речь идет о льготных процентных ставках по кредитам, возможности брать небольшие ссуды или ссуды под госгарантии. Помимо финансовых услуг, можно получить оборудование в лизинг, получить поддержку государства, описанную в специальных программах развития моногородов, получить поддержку сельского хозяйства, стать резидентом индустриального парка или технопарка, участвовать в закупках.

Например, для предпринимателей, продвигающих продукцию за рубежом, на базе центра «Мой бизнес» создан центр поддержки экспорта. В нем предприниматели имеют доступ к финансовым и нефинансовым услугам, что позволяет им увеличивать географию поставок и расширять свой бизнес. Это организация выставок и бизнес-делегации, содействие предпринимателям в подписании экспортных контрактов, помощь в патентовании, экспортный анализ, а также страхование, оплата участия в международных выставках и т. д.

Цель проекта — поддержка бизнеса на всех этапах его развития: от первоначальной идеи до расширения и экспорта. Устранение административных барьеров и популяризация имиджа предпринимателей.

Для достижения целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в структуру Волгоградского НП «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», реализуются следующие региональные проекты:

  1. «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» Бюджет: 83 235 015,1 тыс. рублей.
  2. «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам в том числе к льготному финансированию». Бюджет: 423,79 млн. руб. из них: 415, 32 млн. руб. — федеральный бюджет 8,48 млн. руб. консолидированный региональный бюджет.
  3. «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». Бюджет: Всего 1031, 37 млн. руб., из них: 866, 58 млн. руб. — федеральный бюджет 164, 8 млн. руб. — консолидированный региональный бюджет.
  4. «Популяризация предпринимательства». Бюджет: Всего 177,30 млн. руб., из них: 109,78 млн. руб. — федеральный бюджет 67,53 млн. руб. — консолидированный региональный бюджет.
  5. «Экспорт услуг». Бюджет: Всего 111,1 3 млн. руб., из них: 91,33 млн. руб. — консолидированный 1 9 8 млн. руб. региональный бюджет — внебюджетные источники.
  6. «Системные меры поддержки и развития экспорта Волгоградской области». Бюджет: Всего 66, 35 млн. руб., из них: 66,35 млн. руб. — консолидированный региональный бюджет.
  7. «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях». Бюджет: Всего 132,97 млн. руб., из них: 132.97 млн. руб. — федеральный бюджет

За время реализации нацпроекта уже более 8,5 тысячи жителей смогли бесплатно обучиться основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности. Семь тысяч субъектов МСП получили имущественную, консультационную, финансовую помощь, поддержку в продвижении на международные рынки и прочие услуги. В Волгоградской области увеличилось количество самозанятых граждан — сегодня этот статус имеют 20,9 тысячи человек, что значительно превышает целевые показатели. По данным комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, во время пандемии предпринимателям доступно свыше 30 антикризисных мер федерального и регионального уровней — в общей сложности уже оказана помощь на сумму свыше 26 миллиардов рублей. Поддержку получили порядка 37 тысяч представителей МСП — как компании, расположенные в областном центре, так и действующие на территориях муниципальных образований.

Бюджетные ассигнования на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (МСП) по состоянию на 1 ноября 2019 года исполнены на 71,6 % (37 936,2 млн рублей).

Вместе с тем, анализ показывает, что к мероприятиям (результатам), предлагаемым к реализации в рамках Национального проекта МСП, относятся те, которые ранее реализовывались в рамках Национальной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» и Приоритетных проектов «Инициативы малого бизнеса и индивидуального предпринимательства». Это не оказало существенного влияния на рост занятости в секторе МСБ. По состоянию на 10 августа 2019 года количество сотрудников в секторе малого и среднего бизнеса составляло 449,9 тыс. человек. И это ниже базового значения национального целевого показателя проекта МСП (852 тыс. человек по состоянию на февраль 2020 года).

Несмотря на все предпринимаемые меры предприниматели Волгоградской области массово продают бизнес.

Если верить цифрам и экспертам, то ситуация с малым предпринимательством в Волгограде, к сожалению, выглядит очень печально. По данным Росстата, только за последние пять лет в Волгоградской области закрылась каждая пятая компания и количество юрлиц и ИП продолжает уменьшаться.

Так, по данным аналитиков Авито, проанализировавших рынок готового бизнеса, в прошлом году выставлять на продажу существующие компании стали на 8 % чаще. Из-за низкого спроса они подешевели на 11 %.

Волгоградская область по многим показателям значительно проигрывает соседям — Краснодарскому краю, Ростовской области, а в последнее время даже Саратовской и Астраханской областям. Уровень экономического развития в регионе низкий, как и уровень доходов населения, поэтому у людей часто не хватает средств на покупку каких-то товаров или услуг, не говоря уже о развлечениях. Заметны и демографические проблемы — смертность превышает рождаемость, молодые и активные покидают регион.

Сами бизнесмены говорят о том, что вести дело в Волгоградской области сложно ещё и из-за давления со стороны власти, проверяющих и контролирующих органов, а также «инквизиционной» позиции налоговой.

При малейшем нарушении предпринимателю могут заморозить счета в банке и устроить прочие трудности ведения бизнеса. Кроме того, для предпринимателей Волгоградской области остаются актуальными следующие проблемы:

— высокая арендная плата за помещения;

— рост цен на энергоносители, сырье, тарифы;

— падение инвестиционной привлекательности.

В связи с данными проблемами, автор предлагает начать повышать инвестиционную привлекательность региона. Как известно, инвестиционная привлекательность Волгоградской области находится не в самом лучшем состоянии, поэтому для того, чтобы создать наиболее комфортные условия для открытия и дальнейшего ведения бизнеса в данном регионе необходимо модернизировать всю систему поддержки инвестиционной деятельности, а также попытаться снизить административные барьеры, что в дальнейшем благоприятно скажется на ситуации. Стоит добавить, что получение статуса инвестиционного региона дает получение прямой поддержки специалистов со стороны государственных органов власти, содействие в реализации проектов в регионе.

Поэтому нужно понимать важность развития инвестиционной привлекательности, которая, в первую очередь, благоприятно скажется на бизнесе области. Прежде чем разрабатывать новый план повышения инвестиционной привлекательности, следует определить характеристику Волгоградской области, чтобы выявить и разработать наиболее перспективные инвестиционные проекты в регионе. Для этого рекомендуется рассмотреть предлагаемые инвестиционные проекты и выбрать наиболее выгодные, определив параметры их реализации.

Следующий шаг — это изучение списка потенциальных инвесторов и дальнейшее привлечение их в кластеры. Также важным остается и создание на территории Волгоградской области логистических парков, и дальнейшее стимулирование развития государственно-частного партнерства (в данный момент регион находится на начальном этапе этого развития).

Как уже было сказано, что проблемой региона является высокая арендная плата, в связи с этим рекомендуется предоставлять инвесторам льготы при аренде недвижимости для осуществления инвестиционной деятельности, которая, в свою очередь, будет связана с арендуемой недвижимостью. Для региона важно сохранить и не терять приобретенных партнеров, поэтому следует поощрять повторное инвестирование. Конечно, самой распространенной проблемой любого региона остается коррупция, в этом направлении нужно продолжать борьбу и стараться минимизировать коррупционные проявления.

Кроме того, необходимо разработать единый стандарт информационных материалов для общего и отраслевого продвижения инвестиций (на разных языках), а также разработать и внедрить маркетинговый план, включая организацию получения этой информации по различным каналам (в том числе электронным).

Литература:

  1. Предпринимательство, рынок и экономический рост. М.: Институт экономики РАН, 2020. — с 38.
  2. Предпринимательство, экономический рост и рынок. М.: Институт экономики РАН, 2019. — с 63.
  3. Малое и среднее предпринимательство в России // Росстат. 2020. URL: (https://rosstat.gov.ru/small_business_2020) (дата обращения: 28.04.2021).
  4. Закон Волгоградской области от 4 июля 2008 года N 1720-ОД «О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» (с изменениями на 26 декабря 2020 года). URL:(https://docs.cntd.ru/document/819055116)(дата обращения: 28.04.2021).

Похожие статьи

Современное состояние и проблемы предпринимательства в Липецкой области

В статье представлены особенности современного состояния предпринимательства в Липецкой области, а также выявлены проблемы, присущие малому и среднему бизнесу как наиболее распространенной категории предпринимательства. В рамках исследования представ...

Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан на примере Кызылординской области

В данной статье рассматриваются особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан на примере Кызылординской области. Также предложены пути совершенствования малого бизнеса в Республике Казахстан. Целью данной статьи является выявл...

Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом

В статье анализируется процесс становления налогового стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в России, говорится о специфике развития налоговых отношений между государством и налогоплательщиками, дается оценка сделанных достижений в эт...

Особенности регулирования малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона

Государство и его политика, касающаяся регулирования малого предпринимательства, играют важную роль в условиях модернизации экономики регионов Р. Ф. В данной статье рассмотрены особенности регулирования малого предпринимательства на федеральном, реги...

Роль ПАО «Сбербанк России» в инвестиционном развитии Белгородской области и основные направления финансирования проектов в 2015–2016 годах

В статье изложены результаты исследования роли ПАО «Сбербанк России» в инвестиционном развитии Белгородской области и основные направления финансирования проектов в 2015–2016 годах: изучена структура распределения сумм инвестирования по отраслям экон...

Основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России

Целью данной работы является анализ малого и среднего бизнеса в России, с рассмотрением основных проблем их кредитования, а также способы решения данных проблем. Актуальность данной темы обусловлена тем, что малый и средний бизнес играет большую рол...

К вопросу о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне (на примере Тюменской области)

В статье рассмотрен вопрос о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации. Содержится краткий экскурс в историю сельскохозяйственной потребительской кооперацией конца XIX- начала XX века. Рассматривается динамика роста числа сельскохо...

Проектный подход к формированию региональной программы импортозамещения на примере Московской области

В настоящей статье, на основе общего анализа импорта и его структуры, показана значимость формирования и реализации программ импортозамещения в РФ на современном этапе. Рассмотрев модели промышленной политики, сформулированы основные положительные ас...

Инвестиционный потенциал агропромышленного комплекса Новосибирской области как фактор, влияющий на развитие сельского хозяйства

В статье приведена инвестиционная стратегия Новосибирской области до 2030 года, включающая данные инвестиционного потенциала агропромышленного комплекса Новосибирской области. Рассмотрены показатели объема производства продукции сельского хозяйства и...

Сравнительный анализ деятельности предприятий малого бизнеса Белгородской области

В статье проведен сравнительный анализ основных показателей деятельности предприятий малого бизнеса Белгородской области в динамике; рассмотрена институциональная структура и формы поддержки малого предпринимательства в регионе, а также основные напр...

Похожие статьи

Современное состояние и проблемы предпринимательства в Липецкой области

В статье представлены особенности современного состояния предпринимательства в Липецкой области, а также выявлены проблемы, присущие малому и среднему бизнесу как наиболее распространенной категории предпринимательства. В рамках исследования представ...

Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан на примере Кызылординской области

В данной статье рассматриваются особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан на примере Кызылординской области. Также предложены пути совершенствования малого бизнеса в Республике Казахстан. Целью данной статьи является выявл...

Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом

В статье анализируется процесс становления налогового стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в России, говорится о специфике развития налоговых отношений между государством и налогоплательщиками, дается оценка сделанных достижений в эт...

Особенности регулирования малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона

Государство и его политика, касающаяся регулирования малого предпринимательства, играют важную роль в условиях модернизации экономики регионов Р. Ф. В данной статье рассмотрены особенности регулирования малого предпринимательства на федеральном, реги...

Роль ПАО «Сбербанк России» в инвестиционном развитии Белгородской области и основные направления финансирования проектов в 2015–2016 годах

В статье изложены результаты исследования роли ПАО «Сбербанк России» в инвестиционном развитии Белгородской области и основные направления финансирования проектов в 2015–2016 годах: изучена структура распределения сумм инвестирования по отраслям экон...

Основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России

Целью данной работы является анализ малого и среднего бизнеса в России, с рассмотрением основных проблем их кредитования, а также способы решения данных проблем. Актуальность данной темы обусловлена тем, что малый и средний бизнес играет большую рол...

К вопросу о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне (на примере Тюменской области)

В статье рассмотрен вопрос о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации. Содержится краткий экскурс в историю сельскохозяйственной потребительской кооперацией конца XIX- начала XX века. Рассматривается динамика роста числа сельскохо...

Проектный подход к формированию региональной программы импортозамещения на примере Московской области

В настоящей статье, на основе общего анализа импорта и его структуры, показана значимость формирования и реализации программ импортозамещения в РФ на современном этапе. Рассмотрев модели промышленной политики, сформулированы основные положительные ас...

Инвестиционный потенциал агропромышленного комплекса Новосибирской области как фактор, влияющий на развитие сельского хозяйства

В статье приведена инвестиционная стратегия Новосибирской области до 2030 года, включающая данные инвестиционного потенциала агропромышленного комплекса Новосибирской области. Рассмотрены показатели объема производства продукции сельского хозяйства и...

Сравнительный анализ деятельности предприятий малого бизнеса Белгородской области

В статье проведен сравнительный анализ основных показателей деятельности предприятий малого бизнеса Белгородской области в динамике; рассмотрена институциональная структура и формы поддержки малого предпринимательства в регионе, а также основные напр...