Проблемы правового регулирования частных военных компаний | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2020)

Дата публикации: 30.10.2020

Статья просмотрена: 706 раз

Библиографическое описание:

Козлова, О. Е. Проблемы правового регулирования частных военных компаний / О. Е. Козлова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/382/16127/ (дата обращения: 20.04.2024).



Автор рассматривает большое количество международных нормативных актов, которые регулируют деятельность частных военных компаний, а также отмечает, что деятельность частных военных компаний в России не урегулирована законом, так как запрещена. Однако, это не говорит о том, что в Росси отсутствуют такие объединения.

Ключевые слова: частные военные компании, военные конфликты, наемники.

Актуальность темы состоит в том, в современном мире потребность в частных военных компаниях только увеличивается. Теперь для участия в военных конфликтах люди руководствуются не идеями патриотизма, а поиском личной выгоды.

Частные военные компании — это коммерческое предприятие, предлагающее специализированные услуги, связанные с охраной, защитой кого-либо и чего-либо, нередко с участием в военных конфликтах, а также со сбором разведывательной информации, стратегическим планированием, логистикой и консультированием.

Обратимся к правовому регулированию деятельности частных военных компаний международным правом.

Еще в принятой 14 декабря 1979 г. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН отмечается, что «наемничество — это угроза международному миру и безопасности и, подобно убийству, пиратству и геноциду, является повсюду преступлением против человечества».

В соответствии с Дополнительным протоколом I 1977 года к ст. 47 Женевской конвенции 1949 года «наемник» — это лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для непосредственного участия в вооруженном конфликте, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и с такими же функциями из числа личного состава вооруженных сил данной стороны.

И уже в 1989 г. ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников, которая вступила в действие лишь только в 2006 году. Она закрепляет наемничество как уголовное преступление и устанавливает взаимодействие государств по противодействию и борьбе этому явлению. На данный момент участниками Конвенции являются 24 государства. Россия не подписала и не ратифицировала данную Конвенцию, так как она не в полной мере отражает суть явления «наемничество», которое тесно связано с такими преступлениями, как терроризм и агрессия. США, например, также ее не ратифицировали. Примечательно, что США и Великобритания уже долгое время легализируют деятельность ЧВК.

Однако, перечисленные мной ранее и многие другие нормы международного права признаны обычными нормами, то есть обязательны для всех других стран, вовлеченных в военные конфликты.

Таким образом, исходя из положений норм международного права, наемники — это преступники, которые должны быть привлечены к ответственности за свою деятельность. Более того, государства, привлекающие наемников в ходе вооруженного конфликта, также не должны остаться безнаказанными.

Сразу возникает вопрос: «почему частные военные компании широко распространены во всем мире?»

На него сложно дать однозначный ответ. По мнению некоторых специалистов, понятие «наемники» не является синонимом к частным военным компаниям. В международном праве о них нет ни одного упоминания. А, следовательно, правовой статус частных военных компаний не определен из-за пробелов в законодательстве.

Можно предположить, что данный факт вовсе не означает свободы деятельности ЧВК во всех отношениях. При их участии в вооруженных конфликтах они, как минимум, должны подчиняться нормам международного гуманитарного права. В частности, соблюдения принципов различия и пропорциональности. Например, невозможно четко определить статус участника ЧВК, относится он к комбатантам или же к некомбатантам.

Первым шагом к решению задачи установления контроля над ЧВК стало принятие таких документов, как «Документ Монтрё" и «Международный кодекс поведения частных охранных компаний». Однако, они не имели обязательной юридической силы и носили рекомендательный характер.

В России частные военные компании начали появляться с 1990-х г., что в основном было обусловлено распадом СССР и сокращением численности вооруженных сил. Конечно, официально таких компаний в нашей стране до сих пор нет. Статья 359 Уголовного Кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за участие наемников в вооруженном конфликте. А также Статья 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем» [2]. Даже несмотря на это, в России ЧВК достаточно распространены.

Например, ЧВК Вагнера, бойцы которой уже длительное время участвуют в боевых действиях на востоке Украины и в Сирии. Формально эта частная армия нигде не числится. Она участвует в сирийском конфликте с 2013 года, была задействована в возвращении Крыма, а также на территории Луганской области. Особенностью ЧВК Вагнера является то, что она имеет большой процент потерь, которые даже не учитываются при официальном подсчете. Но люди все равно тянутся к такому виду деятельности. Сотрудники российских ЧВК также, как и все, мотивированы на прибыль. Но, в силу русского менталитета, российские военные специалисты существенно отличаются от своих иностранных коллег, сохраняя и пропагандируя забытые за рубежом моральные ценности.

Отличием ЧВК в России и на Западе считается то, что на Западе это фирмы, которые ведут бухгалтерский учет, платят налоги, официально трудоустраивают. В России же эта сфера деятельности вообще незаконна, и любого, кто в нее вовлечен, всегда можно посадить.

Открытой остается проблема правового регулирования частных военных компаний — необходимость легализации ЧВК или ее отсутствие. Нормы международного права — это основная нормативная база для ЧВК, но, учитывая особенности современной обстановки, следует отметить, что роль международно-правовых норм падает, и государства все чаще не придают им должного значения.

Так может все-таки необходимо легализировать частные военные компании? Можно предположить, что на данный момент такой потребности у государства нет. Безусловно, это разрешило бы какие-либо проблемы в обществе, например, появление новых официальных рабочих мест, устранение пробела в праве. Более того, в России в 2014 году уже рассматривался законопроект о регулировании деятельности частных военных компаний. Однако, как можно заметить, государственные органы предпочли оставить этот вопрос нерешенным. Ведь, несмотря на положительные моменты, легализация ЧВК повлечет за собой и необратимые последствия. В частности, подорвет принцип монопольного права государства на легитимность применения силы, расширит круг лиц, которые официально имеют право на вооружение и многое другое.

Подводя итог, следует выделить сильные и слабые стороны частных военных компаний. К их преимуществам относится: их способность к быстрому реагированию; высокий профессионализм; для государства такие частные армии иногда обходятся дешевле, чем регулярная; население проще реагирует на их участие в вооруженных конфликтах. Недостатком является противоречие их деятельности нормам международного гуманитарного права; отсутствие идейной и идеологической мотивации, денежный интерес; отсутствие единого центра управления и многое другое.

Таким образом, частные военные компании с течением времени только набирают популярность, по-прежнему действуют «вне закона» в некоторых государствах. Определить их правовой статус достаточно сложно даже в международном гуманитарном праве, поскольку сотрудников ЧВК нельзя в полной мере называть «наемниками», о которых там говорится.

Литература:

  1. Женевские конвенции и протоколы к ним. Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml (дата обращения: 21.03.2019)
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ по сост. на 03.02.2014 // Собрание законодательства РФ. — 17.06.1996. — N 25. — С. 2954.
  3. Башкиров Н. Международно-правовые аспекты использования частных военных компаний // «Зарубежное военное обозрение». — 2013. — № 8 (797). — C. 10–18.
  4. Коновалов И. П., Валецкий О. В. Эволюция частных военных компаний // Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. — 136 с.
  5. Саврыга К. П. Частные военные и охранные компании по международному праву // Международное право и международные организации. — 2013. — № 4. — C. 456–464.
  6. Peter Warren Singer. Corporate Warriors: The Rise of the Privatized Military Industry. — Cornell University Press, 2003.

Ключевые слова

частные военные компании, военные конфликты, наемники