Государственное регулирование негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 24.09.2019

Статья просмотрена: 1156 раз

Библиографическое описание:

Иванкин, С. А. Государственное регулирование негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности в Российской Федерации / С. А. Иванкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62470/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье приведен анализе и раскрытие административно-правовых и организационных аспектов частной детективной и охранной деятельности в современный период, а также обосновании направлений совершенствования государственного регулирования частной детективной и охранной деятельности.

Ключевые слова: государственное регулирование, негосударственные (частные) детективные организации, негосударственные (частные) охранные организации, частный охранник, частный детектив, проблемы современного регулирования негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности.

The article analyzes and discloses legal, administrative and organizational aspects of private detective and security guard activities in recent period, as well as the justification for improving the state regulation of private detective and security guard activities.

Keywords: state regulation, non-state (private) detective activities, non-state (private) security guard activities, private security officer, private detective, problems of modern regulation of non-state (private) detective and security guard activities.

Радикальные для российского общества социально-экономические преобразования нового тысячелетия, безусловно, привели к изменениям в общественных отношениях. Формирование полноценной рыночной системы, имевшее место в России в 1990-е годы, существенно изменило процессы, происходившие в социально-экономической жизни страны, которые в основном были связаны с коренной трансформацией имущественных отношений и развитием предпринимательства. В то же время появление новых субъектов хозяйственной деятельности было достаточно сложным, как из-за определенной инерции общественного сознания, так и из-за заметного отставания в формировании новой правовой системы в России, призванной обеспечить условия для формирования правового государства в стране, защищающего интересы как предпринимательства, так и отдельных граждан [1].

Рынок негосударственных охранных услуг начал формироваться задолго до распада СССР и перехода к рыночной экономике. Так, к концу 1980-х годов начали действовать «первообразы» частных охранных организаций — промышленные кооперативные предприятия, в уставах которых предусмотрена возможность предоставления охранных услуг. В тот временной период сложилась парадоксальная ситуация: нелегальные советские предприниматели пользовались нелегальными спецслужбами.

К основным факторам, определившим особенности эволюции негосударственных (частных) охранных и детективных организаций в постсоветской России, следует отнести процессы криминализации российской жизни: формирование теневой экономики, формирование крайне неблагоприятной правовой среды, рост насильственной преступности, и более того, снижение доверия общественности к правоохранительным органам. Таким образом, испытываемые тогда российскими предпринимателями трудности, связанные с негативным влиянием преступности, потребовали принятия адекватных мер защиты, что привело к появлению негосударственных (частных) детективных и охранных структур — наиболее значимого элемента негосударственной системы безопасности и бизнеса.

Оценивая деятельность охранных и детективных структур в условиях законодательных беспорядков, необходимо признать, что в основном ее параметры определялись острой потребностью в физической защите формирующегося слоя отечественных предпринимателей. В то же время проблема отсутствия специализированного опыта в России была крайне острой, что не могло быть компенсировано опытом советских правоохранительных органов, а также заимствованием зарубежных образцов. В связи с этим сотрудникам первых охранно-детективных структур пришлось буквально склеивать ценный опыт, накапливая его на практике.

Объективные потребности в обеспечении безопасности частного бизнеса уже на рубеже 1990-х годов диктовали необходимость создания четкой правовой среды для деятельности стихийно возникающих структур безопасности. В связи с этим установлено, что стремительное изменение социальной среды серьезно опережало процесс законотворчества, создавая известный правовой вакуум. Частные охранные и детективные агентства родились и развивались на крайне шаткой правовой основе Закона РСФСР 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности», что порождало постоянные разногласия с правоохранительными органами, а также способствовало проникновению в этот бизнес криминальных элементов.

Изначально ВС РСФСР достаточно быстро отреагировали на сложившуюся ситуацию и в целях регулирования отношений в этой сфере в 1992 году был принят Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [2]. С этого периода в России динамично развивается частный охранный и детективный бизнес как специфическое направление услуг в сфере безопасности, которое развивалось в условиях либерализации экономических отношений и совершенствования законодательства о частной охранной и детективной деятельности [3].

Таким образом, частные детективы (агентства, ведомства) как субъекты правоохранительной системы государства в начале XXI века приобрели большее значение в механизме реализации правоохранительной функции современного государства.

Необходимо отметить, что законодательством не раскрывается полное правовое содержание термина «охрана» как исходной предпосылки возникновения охранной деятельности. Негосударственная (частная) детективная и охранная деятельность в Российской Федерации, как отмечалось ранее, получила новые возможности развития после появления Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г.

Примечательно, что по действующему законодательству негосударственной (частной) детективной и охранной деятельностью являются два отдельных вида деятельности, которые имеют различное содержание, характер выполняемых ими услуг. Частный детектив направлен на осуществление детективной деятельности, которая включает в себя сбор информации в рамках детективных услуг. Охрана — это деятельность по защите жизни и здоровья физических и юридических лиц, а также по обеспечению сохранности их имущества.

Можно заключить, что негосударственная (частная) детективная и охранная деятельность — это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Законность негосударственной (частной) детективной деятельности определяется: во-первых, фактом государственной регистрации гражданина Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя; во-вторых, наличием у него специального разрешения (лицензии) на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности, выдаваемой органами внутренних дел сроком на пять лет [4] на основании положения о лицензировании частной детективной деятельности [5].

Давая характеристику сущности негосударственной (частной) детективной деятельности в Российской Федерации, В. В. Горовенко уточняет: «Частная детективная деятельность — это правоохранительная, самостоятельная, рисковая деятельность, направленная на получение прибыли от удовлетворения потребностей физических и юридических лиц по обеспечению реализации и защите имущественных и неимущественных прав и законных интересов, осуществляемая посредством оказания особой совокупности сыскных и охранных услуг при помощи специфических способов и средств, коммерческими организациями, получившими в специальном порядке лицензию, работники которых должны иметь российское гражданство» [6].

Согласно ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», частная детективная деятельность в России осуществляется в форме сыска. Частные детективы в соответствии с законом могут решать индивидуальные задачи, хотя и не идентичные тем, которые решают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, но в какой-то степени схожие с ними.

Так, частные детективы могут: 1) узнать биографические и иные персональные данные физических лиц (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных договоров; 2) осуществить поиск пропавших без вести лиц; осуществить поиск утраченного имущества гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями; 3) собрать информацию по уголовным делам на договорной основе со сторонами процесса, при условии, что в течение суток с момента заключения договора с клиентом о сборе такой информации частный детектив письменно уведомил лицо, производящее дознание, следователя или суд, в производстве которого находится уголовное дело и др.

Затрагивая концепцию ограничений в действиях негосударственных (частных) детективных организаций, следует отметить, что законодатель определил четкие границы деятельности негосударственного (частного) детектива, которому категорически запрещено: 1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты подготовки, совершения или совершенных преступлений; 2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов; 3) собирать сведения, связанные с личной жизнью (поскольку, в соответствии со статьей 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются), а также информацию, связанную с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц; 4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в офисе или ином помещении без письменного согласия соответствующих должностных или физических лиц и др. Однако в рамках сбора информации по уголовному делу действия негосударственного (частного) детектива не относятся к процессуальным или оперативно-розыскным мероприятиям, а материалы, полученные по данному делу, не являются доказательствами. Тем не менее, даже при таких проблемах негосударственные (частные) детективы своей деятельностью способствуют получению необходимой информации как заказчиками, так и правоохранительными органами (например, при расследовании преступлений экономической направленности) [7].

Негосударственные (частные) охранные мероприятия включают: 1) защиту жизни и здоровья граждан; 2) защиту имущества граждан, и даже в случаях, когда осуществляется их перевозка; 3) консультации и подготовка рекомендаций лицам по вопросам правовой защиты от противоправных посягательств; 4) обеспечение безопасности граждан во время массовых или иных мероприятий. Указанные услуги могут оказывать лишь физические или юридические лица, имеющие статус негосударственного (частного) детектива, частной детективной организации или частного охранника, или частной охранной организации, что закреплено на законодательном уровне и контролируется уполномоченным органом.

В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», контроль выражен: 1) проверкой соблюдения лицензиатом лицензионных требований при оказании негосударственных (частных) охранных и детективных услуг, которые осуществляются на основании соответствующих приказов (распоряжений) органа внутренних дел, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа; 2) проверкой наличия, организации хранения и регистрации огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств в соответствии с законодательством, регулирующим оборот оружия и специальных средств [3, c. 21].

Наряду с этим необходимо отметить следующее: негосударственным (частным) детективам фактически не нашлось места в сфере уголовного судопроизводства, за исключением возможности сбора информации по уголовным делам. Более того, закрепляя права, законодатель ограничил свободу частных детективов в выборе и методах деятельности, и не предусмотрел, как будет оцениваться и процессуально закрепляться информация и собранные доказательства, полученные по данному делу. В связи с этим между институтом частных детективов и правоохранительными органами возникает проблема оценки результатов (информации), полученных в ходе частной детективной работы. В настоящее время, этот вопрос остается наиболее актуальным.

Существующие проблемы в деятельности негосударственных (частных) детективных и охранных предприятий, свидетельствует о том, что нынешняя нормативная база, регулирующая деятельность данных предприятий, нуждается в совершенствовании и устранении пробелов и правовых коллизии в регулировании.

Вышеизложенное подчеркивает необходимость проверки деятельности негосударственных (частных) детективных и охранных организаций, которая должна проводиться не чаще одного раза в три года. Однако, законодателю следует установить случаи, когда проверки могут проводиться без предварительного уведомления. К сожалению, в ходе проверок органами внутренних дел выявляются неоднократные нарушения. Наиболее распространенными являются: 1) привлечение лица к деятельности, которое не прошло профессиональное обучение и не имеющее удостоверения; 2) отсутствие уведомления органов внутренних дел о взятии охраняемого объекта, а также о наложении ареста на охраняемые объекты без анализа их принадлежности собственнику; 3) нарушения правил хранения огнестрельного оружия, его потеря или незаконное использование сотрудниками негосударственных (частных) детективных и охранных структур.

Важным условием осуществления негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности в Российской Федерации является наличие лицензии. Лицензирование можно определить, как важный элемент контроля государственных правоохранительных органов за законностью предоставления частных услуг в сфере личной безопасности, общественной безопасности и общественного порядка. При выявлении нарушений, лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии, а в случае, если нарушения не являются грубыми и повторными, он вправе вынести письменное предупреждение или решение о предоставлении времени для устранения выявленного нарушения в установленные сроки.

Положение, касающееся аннулирования лицензии негосударственного (частного) охранного или детективного предприятия, закреплено в статье 20 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и рассматривается по решению суда на основании заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии [8]. Однако и этот случай указывает на имеющуюся сегодня проблему: когда необходимо принять незамедлительные меры к лицензиатам, которые, например, участвуют в разрешении имущественных споров, а иногда нарушают конституционные права граждан, то в действующем законодательстве отсутствует механизм пресечения действий сотрудников негосударственных (частных) детективных и охранных структур [3, c. 22].

Также существенной проблемой в сфере негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности в ряде случаев является некомпетентное решение руководителей организаций принимать лиц с низким уровнем подготовки, получивших профессиональное образование, для работы в качестве частных детективов или охранников в неполный или в кратчайшие сроки, а иногда и за плату вообще без обучения.

Следующей проблемой, законодательное решение которой в настоящее время отсутствует, является запрет частному детективу скрывать от правоохранительных органов ставшие ему известными факты подготовки, совершения или совершенных преступлений.

По результатам детективной работы частным детективом в письменной форме составляется акт выполнения работ. Это своего рода отчет, содержащий ответы на главные вопросы клиента в соответствии с договором. Договор на оказание детективных услуг и акт выполнения работ должен храниться в течение 5 лет. Кроме того, в качестве подтверждения источников информации к составленному частным детективом акту о выполнении работ могут быть приложены фотографии, аудио — и видеоматериалы, а по своему усмотрению и другие предметы или документы, подтверждающие результаты детективной работы. Таким образом, сбор доказательств лицом, занимающимся частной детективной деятельностью, должен осуществляться в соответствии с действующим законодательством, но при условии применения методов расследования, применяемых правоохранительными органами.

Важным является положение о том, что разработка и принятие отдельных Федеральных законов — это только вершина айсберга по совершенствованию законодательства в области охраны. Это необходимая мера, так как «латание» действующего закона не только не решает его проблем, но и создает новые проблемы. В свете сказанного, полагается необходимым наделить негосударственную (частную) детективную и охранную деятельность правоохранительными функциями, в связи с существующими в стране проблемами, в частности, возросшего терроризма и затруднения финансирования деятельности органов внутренних дел.

В заключение следует отметить, что, помимо существующих проблем, встает вопрос о том, могут ли материалы, представленные негосударственными (частными) детективами, быть использованы в качестве доказательств при расследовании преступления и каким образом это должно быть оформлено.

Предлагается закрепить на законодательном уровне обязанности следователя, проводящего предварительное расследование, принимать и рассматривать материалы, представленные негосударственными (частными) детективами. Во избежание злоупотреблений критерии релевантности, допустимости и достоверности доказательств должны предоставляться в той мере, в какой это применимо к сбору информации частными детективами. При этом, если информация, полученная негосударственным (частным) детективом, важна для уголовного дела, она должна не только получить оценку, но и обязательно быть приобщена к делу. Если информация, предметы или документы, представленные негосударственным (частным) детективом, которые имеют доказательственное значение, не обработаны в процессуальном порядке, это может существенно повлиять на исход дела и способность защитить законные интересы участников уголовного процесса.

Литература:

  1. Шушлебин В.В. Становление и развитие частной охранно-детективной деятельности в Российской Федерации (1992 - 1999 гг.) :дис. ... канд. истор. наук : / В.В. Шушлебин // ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет". - Москва, - 2005. - С.13.
  2. Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 января 1992 г. №2487- 1 ФЗ (в ред. от 05.12.2017) // Российская газета. 1992. 30 апреля; СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 167; 2006. - № 30. - Ст. 3294; 2008. - № 52. - Ст. 6227.
  3. Ишмаева Т.П., Ткаченко А.В. О некоторых проблемах контроля частной детективной и охранной деятельности органами внутренних дел. [Текст] / Т.П. Ишмаева // Челябинский государственный университет. № 4 (15). – 2017. – С.20.
  4. Приказ МВД России от 29 сентября 2011 г. № 1039 «Об утверждении административных регламентов Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность, лицензии на частную охранную деятельность и удостоверения частного охранника» (ред. от 30 декабря 2014 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 3.
  5. Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 (ред. от 09.09.2015) «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» Доступ из справ. -правовой системы КонсультантПлюс // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 28.05.2018).
  6. Горовенко В. В. Гражданско-правовое регулирование частной детективной и охранной деятельности: Автореф. дис ... канд. юрид наук. — Екатеринбург, — 2002. — С. 11.
  7. Милованова М. М. Некоторые проблемы собирания доказательств лицом, осуществляющим детективную деятельность. [Текст] / М.М. Милованова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - №5. – 2017г. – С.149.
  8. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 1.01.2018.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 19. – Ст. 2716.
Основные термины (генерируются автоматически): охранная деятельность, Российская Федерация, частное, Россия, детектив, детективная деятельность, орган, частная детективная деятельность, частный детектив, действующее законодательство.


Ключевые слова

государственное регулирование, частный охранник, негосударственные (частные) детективные организации, негосударственные (частные) охранные организации, частный детектив, проблемы современного регулирования негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности

Похожие статьи

Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности

В статье рассматривается правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, обосновывается актуальность защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности. Дается определение понятия рекламы, представлены основные но...

Предпринимательская деятельность в международных организациях: правовое регулирование

В статье рассматриваются критерии разделения организаций на коммерческие и некоммерческие, а также различные аспекты предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ставится вопрос разграничения общественно полезной и предпринимательской...

Государственное регулирование интеллектуальной собственности в сфере услуг

В статье описана роль государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг, обозначены организационно-управленческие предпосылки разработки и реализации национального органа в сфере государственного управления интеллектуальной ...

Правовое регулирование акционерных обществ в отдельных сферах предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены основные направления правового регулирования акционерных обществ в отдельных сфера предпринимательской деятельности. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормат...

Роль судебного контроля в системе защиты прав участников административных правоотношений в Российской Федерации и проблемы развития

В статье рассматривается такой правовой институт как судебный контроль в системе защиты прав человека, граждан и организаций в Российской Федерации, автор приводит практические примеры из судебной практики, раскрывает проблемы данного правового инсти...

Актуальные проблемы управления интеллектуальной собственностью в России

В данной статье рассматривается ряд инструментов управления интеллектуальной собственностью (ИС), таких как: законодательные, нормативные и локальные акты в сфере управления ИС, методы государственного регулирования, способы защиты, учет и оценка объ...

Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены наиболее значимые особенности института государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности. Раскрыто понятие «предпринимательская деятельность». Рассмотрены принципы и формы осуществлени...

Проблемы правотворчества и правоприменения в уголовной политике Российской Федерации

В данной статье рассматриваются формы реализации уголовной политики в Российской Федерации — правотворчество и правоприменение, а также проблемы, связанные с несоответствием нормотворческого процесса и правоприменительной практики в уголовном праве.

Правовые формы и способы государственного регулирования на рынке ценных бумаг

В статье анализируются законодательные и иные нормативные правовые акты, которые регулируют отношения на рынке ценных бумаг, а также практика их применения. Целью предоставленного диссертационного исследования является раскрытие и определение понятия...

Специфические объекты авторских и смежных прав в индустрии спорта

В статье осуществляется доктринальный анализ таких специфических объектов авторских и смежных прав в индустрии спорта, как спортивное выступление и его отдельные элементы, спортивные движения и методы, а также их композиции, спортивные мероприятия, с...

Похожие статьи

Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности

В статье рассматривается правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, обосновывается актуальность защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности. Дается определение понятия рекламы, представлены основные но...

Предпринимательская деятельность в международных организациях: правовое регулирование

В статье рассматриваются критерии разделения организаций на коммерческие и некоммерческие, а также различные аспекты предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ставится вопрос разграничения общественно полезной и предпринимательской...

Государственное регулирование интеллектуальной собственности в сфере услуг

В статье описана роль государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг, обозначены организационно-управленческие предпосылки разработки и реализации национального органа в сфере государственного управления интеллектуальной ...

Правовое регулирование акционерных обществ в отдельных сферах предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены основные направления правового регулирования акционерных обществ в отдельных сфера предпринимательской деятельности. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормат...

Роль судебного контроля в системе защиты прав участников административных правоотношений в Российской Федерации и проблемы развития

В статье рассматривается такой правовой институт как судебный контроль в системе защиты прав человека, граждан и организаций в Российской Федерации, автор приводит практические примеры из судебной практики, раскрывает проблемы данного правового инсти...

Актуальные проблемы управления интеллектуальной собственностью в России

В данной статье рассматривается ряд инструментов управления интеллектуальной собственностью (ИС), таких как: законодательные, нормативные и локальные акты в сфере управления ИС, методы государственного регулирования, способы защиты, учет и оценка объ...

Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены наиболее значимые особенности института государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности. Раскрыто понятие «предпринимательская деятельность». Рассмотрены принципы и формы осуществлени...

Проблемы правотворчества и правоприменения в уголовной политике Российской Федерации

В данной статье рассматриваются формы реализации уголовной политики в Российской Федерации — правотворчество и правоприменение, а также проблемы, связанные с несоответствием нормотворческого процесса и правоприменительной практики в уголовном праве.

Правовые формы и способы государственного регулирования на рынке ценных бумаг

В статье анализируются законодательные и иные нормативные правовые акты, которые регулируют отношения на рынке ценных бумаг, а также практика их применения. Целью предоставленного диссертационного исследования является раскрытие и определение понятия...

Специфические объекты авторских и смежных прав в индустрии спорта

В статье осуществляется доктринальный анализ таких специфических объектов авторских и смежных прав в индустрии спорта, как спортивное выступление и его отдельные элементы, спортивные движения и методы, а также их композиции, спортивные мероприятия, с...

Задать вопрос