Административная ответственность за самовольное занятие земельного участка
Автор: Кошенко Ярослав Олегович
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
XIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2020)
Дата публикации: 26.10.2020
Статья просмотрена: 34 раза
Библиографическое описание:
Кошенко, Я. О. Административная ответственность за самовольное занятие земельного участка / Я. О. Кошенко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/382/16102/ (дата обращения: 16.11.2024).
Земля является важной составной частью природных ресурсов и относится к жизнеобеспечивающей сфере государственной системы, где её роль как основы жизнедеятельности трудно переоценить. Непосредственно в связи с этим отношения, связанные с землепользованием, имеют весомое значение для всех отраслей права, в том числе и для административного права.
Однако в настоящее время существует ряд проблем и недоработок в институте административно-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства. Примером этого служит такая актуальная проблема как самовольное занятие земельного участка.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законодательством прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. К таким характеристикам относятся границы земельного участка, координаты поворотных точек земельного участка и т. п. Владелец земельного участка обязан использовать его в границах своей территории и с учетом координат характерных точек.
Самовольное занятие земельного участка является одним из самых распространенных правонарушений в сфере земельных отношений, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В Конституции Российской Федерации закреплен принцип равной защиты государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности. Для реализации данного принципа, действующим законодательством предусмотрена возможность применения административной ответственности за правонарушения в области охраны права собственности, которая в свою очередь закреплена в главе 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Вышеуказанная статья непосредственно направлена на защиту прав государственной, муниципальной и частной собственности на землю, а также обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею.
При осуществлении своей деятельности у правоохранительных органов и должностных лиц возникают некоторые сложности по применению ст. 7.1 КоАП РФ в части организационного и процессуального характера.
Квалификация административного правонарушения является долгим и сложным процессом, который включает в себя следующие этапы:
- определение и анализ признаков совершенного правонарушения;
- анализ конструкции состава совершенного противоправного деяния, предусматривающего административную ответственность;
- сравнительный анализ результатов оценки признаков деяния и состава правонарушения.
В случае квалификации самовольного занятия земельного участка следует выделить некоторые проблемы:
- определение предмета административного правонарушения;
- установление сроков давности привлечения к ответственности, что обусловлено затруднениями в определении момента совершения рассматриваемого административного правонарушения, связанного с понятием длящегося деяния;
- установление последствий самовольного занятия земельного участка при продолжении противоправного поведения.
Предметом рассматриваемого административного правонарушения является:
1) земельный участок, то есть часть поверхности земли, включая покрывающий ее почвенный слой, который самовольно занимает лицо, не имеющее права на него.
2) часть земельного участка, в том числе почвенный слой.
3) границы земельного участка, описанные и удостоверенные в установленном порядке.
Сложным и неоднозначным при квалификации самовольного занятия земельного участка является вопрос о признании его длящимся правонарушением.
Проводя анализ судебной практики, непосредственно касаемо вышеупомянутой проблемы, следует выделить решение Верховного суда Чувашской Республики, согласно которому самовольное занятие земельного участка не признано длящимся правонарушением, поскольку в отличие от использования оно считается совершенным с момента захвата земли, т. е. является однократным во времени деянием.
Однако в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сформулировано следующее определение длящегося административного правонарушения: «Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом». Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения, либо когда собственнику стало известно о самовольном захвате земли. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока».
Анализируя изложенное следует, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ, является длящимся правонарушением только в части использования земельного участка.
При квалификации самовольного занятия земельного участка необходимо правильно и точно определять правомерные основания использования земельного участка.
На основании ст.ст. 40, 41, 43 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) и ст.ст. 262, 264 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником.
Согласно ст.ст. 5 и 41 ЗК РФ такими лицами являются:
1) землепользователи.
2) землевладельцы.
3) арендаторы.
4) обладатели сервитутов.
Также считаю необходимым рассмотреть сам состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона правонарушения представляет собой активные действия, которые, во-первых, направлены на самовольное занятие земельного участка, которое выражается в фактическом завладении земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т. п., а, во-вторых, направлены на использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Таким образом, при применении ст. 7.1 КоАП РФ возникают определенные сложности, следовательно, компетентным органам и должностным лицам при квалификации самовольного занятия земельного участка следует: выявить, а также проанализировать факт самовольного занятия и использования земельного участка или его части; иметь конкретное представление о наличии правоустанавливающих документов; определить собственника земельного участка, незаконного строения и т. п.; проанализировать обязательные признаки правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ; разграничить указанный состав административного правонарушения и смежные составы правонарушений; установить время совершения самовольного занятия земельного участка, поскольку рассматриваемое правонарушение признается длящимся только в части его использования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года: // СПС «Консультант плюс».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 18.03.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».