В статье автор пытается обозначить проблемы, возникающие при доказывании вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ (Самовольное занятие земельного участка).
Ключевые слова: самовольное занятие земель, административное правонарушение.
Общие нормы о порядке осуществления государственного земельного надзора закреплены в ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу п. 3 указанной статьи предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. [6].
Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок [9].
В соответствии со ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, образует формальный состав административного правонарушения [5].
К самовольному занятию, в частности, отнесено: использование земельного участка до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о его предоставлении; огораживание участка, принятие мер, препятствующих доступу законных владельцев; противоправная застройка земельного участка; расширение границ земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного гражданину участка [10].
На практике проведение контрольных мероприятий за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков вызывает некоторые вопросы. В частности, сложности возникают при установлении факта самовольного занятия земель в случае, когда основанием проведения проверки является поступившая в орган государственного земельного надзора информация о самовольном расширении границ земельного участка, находящегося в частной собственности или аренде, когда такой участок является ранее учтенным. Вынос границ земельного участка в натуру в данном случае не представляется возможным ввиду отсутствия их координатного описания. Проведение обмеров ранее учтенного земельного участка и сверка их с площадью участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), часто не дают результатов, так как соответствие фактической площади ранее учтенного земельного участка и площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, ещё не свидетельствует о том, что самовольный захват в данном случае не имеет места. Ограждение участка может быть смещено правообладателем на земли, государственная собственность на которые не разграничена, либо земельные участки, находящиеся в частной собственности и с сохранением указанной в правоудостоверяющем документе площади.
Привлечение к ответственности лица, вина которого не доказана, недопустимо в силу закона, так как вина является одним из элементов состава правонарушения, а согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии состава административного правонарушения [5].
Одним из ключевых принципов производства по делам об административных правонарушениях является принцип презумпции невиновности. Рассматриваемый принцип сформулирован в ч. 2 — 4 ст. 1.5 КоАП РФ [5] и базируется на положениях ст. 49 Конституции Российской Федерации [4] и нормах международного права [1, 2, 3].
Истоки презумпции невиновности можно отыскать в римской формуле ei incumbit probatio qui dicit, non qui negat, означающей: «тяжесть доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает» [11].
Количество судебных дел об административных правонарушениях по самовольному занятию земельных участков неуклонно возрастает. Анализ судебной практики показывает, что для доказывания своей невиновности лицам, привлекаемым к административной ответственности, необходимо обеспечить проведение кадастровых работ по уточнению границ участка либо исправлению реестровой ошибки, допущенной в документах, представленных в орган регистрации прав, и перенесённой в ЕГРН. Для исправления реестровой ошибки и доказывания факта своей невиновности в самовольном захвате земель привлекаемому к ответственности лицу необходимо обратиться к кадастровому инженеру, в органы, которые допустили ошибку, либо в суд, в случае если исправить ошибку другим способом невозможно [7]. При этом правовые нормы, обязывающие собственников и землепользователей уточнять границы земельного участка или устранять какие-либо ошибки за счёт собственных средств, действующим законодательством не предусмотрены.
Кроме того, из положений ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ следует, что недопустимо возлагать на лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязанность доказывать свою невиновность. При этом отказ от доказывания невиновности не может расцениваться в качестве подтверждающего виновность обстоятельства и являться основанием для наступления каких-либо неблагоприятных последствий для лица, привлекаемого к ответственности [12].
Проведение контрольных мероприятий, предметом которых является самовольное занятие земель, будет существенно упрощено в результате координатного описания границ всех ранее учтенных земельных участков. В целях внесения в ЕГРН сведений о координатном описании местоположения земельных участков статьей 42.2 Федерального закона от 24.07.2007
№ 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» на субъекты Российской Федерации, муниципальные районы и городские округа возложена обязанность обеспечить финансирование выполнения комплексных кадастровых работ [8]. Однако в связи с тем, что такие работы ещё не проведены в полном объеме и их проведение требует существенных временных и финансовых затрат, порядок доказывания самовольного занятия земель, выразившегося в самовольном расширении землепользователем границ ранее учтенного земельного участка, на сегодняшний день остается сложным.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «КонсультантПлюс».
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СПС «КонсультантПлюс».
- Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс».
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // СПС «КонсультантПлюс».
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ред. от 30.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (ред. от 30.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» (ред. от 07.09.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
- Круглова, Е. П. Привлечение к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка / Е. П. Круглова, Е. Ю. Чмыхало. — Текст: непосредственный// Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 14–19. — URL: https://moluch.ru/conf/earth/archive/161/8002/.
- Бабичев Н. Т., Боровский Я. М. Словарь латинских крылатых слов: 2 500 единиц / Под ред. Я. М. Боровского. 3-е изд., стер. М.: Русский язык, 1988. С. 953.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П // СПС «КонсультантПлюс».