От прошлого к настоящему: психологизм Волкова в рассказе В. Г. Распутина «В общем вагоне» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 11 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2020)

Дата публикации: 27.02.2020

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Мубараков М. Б. От прошлого к настоящему: психологизм Волкова в рассказе В. Г. Распутина «В общем вагоне» [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 39-40. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/363/15682/ (дата обращения: 01.04.2020).



Валентин Григорьевич Распутинодин из великих создателей шедевров в жанре «рассказ». Он является выдающейся личностью. Его произведения реалистичны, а ситуации, отчетливо и конкретно описываемые в его произведениях, понятны для всех категорий читателей. Он является мастером описания жизненных реалий. Распутина можно охарактеризовать как «психолога жизни». Каждый писатель по-своему уникален, и Распутин не исключение. Его стиль узнаваем многими, наполнен красками и оттенками конкретики в описании природы человека. Для полного понимания данной мысли, хотелось бы рассмотреть его рассказ «В общем вагоне», где раскрывается психологизм человека, трансформация образа за определенный промежуток времени.

Психологизмэто освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя: его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т. п., причём изображение, отличающееся подробностью и глубиной... [1, с. 584].

А. П. Скафтымов, исследуя проблему психологизма в творчестве В. Распутина, отмечает, что психологизм это — «изображение психики персонажа» во взаимосвязи «с данным моментом, социальной и бытовой обстановкой» [2, с. 165]. Именно в рассказе обстановка и окружение являются толчком для воспроизведения чувств и эмоций главного героя. Они как огромный мост, заставляют пройти нашего героя вместе с читателями минуты воспоминаний и переживаний.

Также Сим Со Ен в своей диссертации «Рассказ и повесть В. Распутина» ссылается на мнение Л. Колобаевой: «Перспективно в научном плане высказывание исследователя JI. Колобаевой по поводу особенностей художественного мира В. Распутина, определяющей его как уникальное явление литературы XX века: «Основа художественного подхода В. Распутина к реальности — измерение её критерием вековых общенациональных и всечеловеческих нравственных ценностей, соединение в его прозе философско-этической, «экзистенциальной» проблематики с остросоциальной» — [3, с. 3]. Мы согласны с этим мнением, ибо особенность художественного мира Валентина Распутина уникальна: каждая тема рассказов и рассматриваемые в ней вопросы — это отражение злободневных, а порой и глобальных проблем.

В. Распутин через сюжет рассказа позволяет нам проследить за тем, как в подсознание главного героя вливается чувство ностальгии, и о том, как проявилось мимолетное влечение, оставившее по нашему скромному мнению едва ли самый глубокий след в его сердце.

Рассказ был написан в 1966 году и в том же году опубликован в журнале «Ангара». Также он входит в его сборник под названием «Человек с этого света», опубликованный в 1967 году.

Главный герой произведения едет в Комарово, в командировку. Его образ непонятлив для читателей, ведь автор не описывает его характер, читатель постепенно узнает о нем все больше и больше. Да и фамилия у него говорящая — «Волков», будто одинокий волк, который отбился от стаи. Он едет в общем вагоне, его спутники: мужчина который любит «свою водку» и две девушки. Анализируемый нами образ немногословен и скрытен; никак не идет на контакт с мужиком, который неоднократно пытается завести разговор с нашим героем. Переполненный вагон раздражал его, мысль о том, что можно было ехать в более комфортной обстановке не покидала его.

Шаг за шагом мы вникаем в процесс изменения внутреннего состояния главного героя.

Волковобычный служака, которому не интересны реалии мира, он отвык от всего, каждый день для него неразнообразен, было чувство, будто дни рождаются в инкубаторе, то есть все они однообразны и похожи. Можно сделать вывод, прочитав о нем, что он затерян в этом мире, как отставший от стаи, одинокий волк. В. Распутин мастерски раскрывает его психологическое состояние — его трансформацию с помощью других персонажей. Внутренний мир Волкова подобен всеми забытому трактору, который пылится в гараже и о нем забыли. А девушка, вставив ключ в замок автомобиля, дала искру в мотор, и трактор заработал как новенький, но не на долго.

Вначале Волков не обращает внимания на девушек, но нечаянно услышав их разговор, вспоминает свое прошлое — молодость: о том, каким он был в их возрасте. В этот момент ему захотелось приобщиться к их радости, но он задает совершенно другой вопрос: «А Комарово далеко от станции девушки?» [3, с. 29]. Так начинается их необычный диалог.

После наступает ночь, Волкова клонит ко сну, и, не выдержав, он засыпает, видя себя во сне, будто он пролетает в вагоне над всеми: «Волков... почувствовал себя высоко над землей. Он плыл над огнями, над лицами, поднятыми вверх, и над крышами…, но никак не мог выбрать себе место…, он сам не знал, что ему нужно…» [3, с. 32]. Волков так крепко спал, что не заметил действия девушки — его согрел неосознанный её поступок. Она сама того не зная, подарила ему тепло, крепко прижавшись и обняв его одной рукой: «Она пришла к нему во сне, от нее было тепло и хорошо, как бывало раньше, словно забытое возвращалось, чтобы обновить чувства» [3, с. 32].

Этот случай возрождает в нем чувства, которые вот уже 16 лет он разучился испытывать. Волков доверился ей, он охранял ее сон, он был счастлив: «Даже во сне он был счастлив от этой нечаянной близости с незнакомой ему девушкой, от которой исходила первая молодость.… Все это его волновало и одновременно успокаивало — он мог шагнуть в одну сторону, а мог в другую, и всюду ему было хорошо. В нем ненадолго сошлись два человека: один — восемнадцатилетний парень, обнимающий свою девушку, второй — пожилой мужчина, обнимающий свою дочь. Случай устроил ему встречу, напоминая ему о чувствах, которые в нем были и которые будут… но он в них не мог разобраться…» [3, с. 32]. Девушка проснулась раньше него, и когда он открыл глаза, она была не рядом. Он пытался заговорить с ней, но она избегала его вопросов, так же, как и при выходе с поезда отказалась от помощи. Почему-то она стыдилась ненавязчивой близости во сне к Волкову. Возможно, потому что восприняла его «пожилым мужчиной, обнимающего свою дочь».

Образ Волкова — это усталый от жизни мужчина, который в поездке обретает некий заряд молодости, поездка освежает ему память.

Всем ходом сюжета автор рассказа пытается убедить читателей, что у всех людей должно быть время для радости и счастья. И у каждого оно проявляется по-разному. Например, спутник Волкова Иван Сергеевич, который уж очень любит выпить и заботится о бутылках с водкой, надев на каждую носок. Его занимательная история о соседе, который всю жизнь вёл трезвый образ жизни, а перед смертью взмолился, чтоб жена принесла бутылку, опустошив которую, тут же умер. Автор вводит в произведение еще одного пассажира, по имени Петро для которого составить компанию Ивану Сергеевичу, является отдушиной.

Покинув поезд, Волков еще долго думает о произошедшем событии, желая вернуть все обратно. Держа в руках серую газету и шагая по уже знакомому тротуару, начинает понимать, что это было веяние молодости, тех беззаботных мгновений, полных ярких ощущений, заботы и тепла.

Таким образом, финальная часть рассказа наводит читателей на мысль, что каждый человек, подобно главному герою рассказа Волкову, не доложен упускать важные моменты в своей жизни. Обернувшись назад, когда воспоминания приятны, и настоящее должно радовать и вызывать чувство удовлетворения, а не пустоту. Приемы психологизма в произведении направлены одной художественной задаче — раскрытию внутреннего мира героя, то есть обдуманному нажатию «кнопок» нравственного выбора и яркий пример — отношение героя к окружению в конце рассказа.

Литература:

  1. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 4 издание Российская академия наук институт русского языка им В. В. Виноградова, — М, 2010.
  2. Скафтымов А. П. О психологизме в творчестве Стендаля и Толстого // Нравственные искания русских писателей. — М.: Художественная литература, 1972.
  3. Сим Со Ен. Рассказ и повесть В. Распутина: структурные связи: автореферат диссертации кандидата филологических наук: 10.01.01; МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 2001.
  4. Распутин В. Г. В общем вагоне. Литературно-художественный и общественно-политический альманах «Ангара», № 2 (71), апрель-июнь, 1966.
Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, внутренний мир героя, сон, пожилой мужчина, одинокий волк, общий вагон, нема, девушка, Волк, художественный мир.

Похожие статьи

Человек и история в художественном мире «Книг Джунглей»

В «Книгах Джунглей» есть мир Джунглей так и мир людей, Джунгли как универсум и джунгли как

Во всех народных сказках волк представлен как отрицательный герой, а Киплинг присвоил волку такие

А главный герой этого произведения — маленький мальчик Маугли, который в...

Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского

Благодаря ему мир переживаний героя обретает свою идеальную, просветленную и обнадеживающую составляющую, — хотя и остающуюся

Формальное отличие «Колокольчика» от предыдущего стихотворения в том, что сон героя фрагментарен. В нем вычленяются две...

Описание одежды как характеристика персонажа...

Халат и главный герой практически сливаются в единое целое.

Для героя это важно, а вот окружающим все равно, так как под одеждой его все равно не видно.

Она не подобрана по принципу «идет — не идет», как это обычно делают молодые девушки, она одела то, что было.

Мотив сна в произведениях Навои (на примере дастанов «Хамса»)

Главные герои дастана – Кунтугмиш и Холбека первый раз встречаются друг с другом во сне.

Герои Навои — представители божественный страсти.

На фоне жутковатой реальности первой части стихотворения мир сновидения , при всей своей фантастичности.

Специфика художественного пространства в лирике Ивана...

В поэтическом мире Ивана Жданова пространство является одной из основополагающих категорий. Автор создает художественный мир, где любое явление тяготеет к своему прообразу, а предметная действительность погружается в свой внутренний смысл.

Мотив смерти в стихотворении Н. С. Гумилева «Заблудившийся...»

Также и лирический герой стихотворения путешествует по загробному миру, где он видит

«Заблудившийся трамвай» — можно назвать сном. Стоит отметить –это то, что герою снится его

Остановите сейчас вагон. Путешествую по загробному миру, лирический герой видит не...

Психологический анализ героев современных детских книг

Каждый из нас, наверное, помнит свою любимую книгу детства, захватывающие приключения, происходившие с главными героями, эмоции, которые испытывали мы сами, переживая за героев. Все эти книги чему-то учили каждого из нас.

Образ волка в японской народной храмовой мифологии

Они же являются и героями произведений японского фольклора, олицетворяя собой те или иные

Однако в этом перечне трудно встретить волка, хотя в действительности волки обитают в

Именно поэтому большой корпус историй о нем сохранился в произведениях японского...

Как воспринимают художественный подтекст современные...

Подтекст в художественных произведениях играет важную роль, так как при помощи завуалированного смысла произведений авторы фактически раскрывают перед читателями внутренний мир своих героев, помогают почувствовать состояние их души, их мысли, чувства.

Похожие статьи

Человек и история в художественном мире «Книг Джунглей»

В «Книгах Джунглей» есть мир Джунглей так и мир людей, Джунгли как универсум и джунгли как

Во всех народных сказках волк представлен как отрицательный герой, а Киплинг присвоил волку такие

А главный герой этого произведения — маленький мальчик Маугли, который в...

Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского

Благодаря ему мир переживаний героя обретает свою идеальную, просветленную и обнадеживающую составляющую, — хотя и остающуюся

Формальное отличие «Колокольчика» от предыдущего стихотворения в том, что сон героя фрагментарен. В нем вычленяются две...

Описание одежды как характеристика персонажа...

Халат и главный герой практически сливаются в единое целое.

Для героя это важно, а вот окружающим все равно, так как под одеждой его все равно не видно.

Она не подобрана по принципу «идет — не идет», как это обычно делают молодые девушки, она одела то, что было.

Мотив сна в произведениях Навои (на примере дастанов «Хамса»)

Главные герои дастана – Кунтугмиш и Холбека первый раз встречаются друг с другом во сне.

Герои Навои — представители божественный страсти.

На фоне жутковатой реальности первой части стихотворения мир сновидения , при всей своей фантастичности.

Специфика художественного пространства в лирике Ивана...

В поэтическом мире Ивана Жданова пространство является одной из основополагающих категорий. Автор создает художественный мир, где любое явление тяготеет к своему прообразу, а предметная действительность погружается в свой внутренний смысл.

Мотив смерти в стихотворении Н. С. Гумилева «Заблудившийся...»

Также и лирический герой стихотворения путешествует по загробному миру, где он видит

«Заблудившийся трамвай» — можно назвать сном. Стоит отметить –это то, что герою снится его

Остановите сейчас вагон. Путешествую по загробному миру, лирический герой видит не...

Психологический анализ героев современных детских книг

Каждый из нас, наверное, помнит свою любимую книгу детства, захватывающие приключения, происходившие с главными героями, эмоции, которые испытывали мы сами, переживая за героев. Все эти книги чему-то учили каждого из нас.

Образ волка в японской народной храмовой мифологии

Они же являются и героями произведений японского фольклора, олицетворяя собой те или иные

Однако в этом перечне трудно встретить волка, хотя в действительности волки обитают в

Именно поэтому большой корпус историй о нем сохранился в произведениях японского...

Как воспринимают художественный подтекст современные...

Подтекст в художественных произведениях играет важную роль, так как при помощи завуалированного смысла произведений авторы фактически раскрывают перед читателями внутренний мир своих героев, помогают почувствовать состояние их души, их мысли, чувства.