К вопросу о возможности броневой защищенности бронетранспортёра на современном этапе развития
Авторы: Калинин Евгений Николаевич, Плюснин Семен Олегович, Ладанов Владимир Ильич, Васильев Вадим Геннадьевич
Рубрика: 7. Технические науки
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2020)
Дата публикации: 23.02.2020
Статья просмотрена: 91 раз
Библиографическое описание:
Калинин, Е. Н. К вопросу о возможности броневой защищенности бронетранспортёра на современном этапе развития / Е. Н. Калинин, С. О. Плюснин, В. И. Ладанов, В. Г. Васильев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/363/15677/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлены требования, предъявляемые к броневой защищенности военной техники. Проанализированы основные недостатки броневой защищенности, а также представлены пути по повышению ее эффективности.
Ключевые слова: броневая защищенность, бронетранспортер, эффективность, надежность, конструкция.
Современные учёные совершили огромный прорыв в области развития бронетехники. Среди многих проблемных вопросов, возникающих при отработке современной концепции бронетранспортёров, первоочередной концепцией является проблема обеспечения их защищенности. Это связано с созданием новейших средств поражения и большими потерями, как среди самих бронированных машин, так и среди их экипажей в ходе вооружённых конфликтов и локальных войнах.
Возможность достижения в ближайшем будущем оптимального сочетания огневой мощи, защищенности и манёвренности является главным преимущественным достоинством современных бронетранспортёров. Это позволяет получить дополнительный резерв для повышения боевой и военно-экономической эффективности усовершенствованных бронетранспортёров и боевых машин, состоящих на вооружении. При этом следует иметь в виду, что в любом случае повышение защищенности бронетранспортёров является наиболее, сложной и трудноразрешимой проблемой, но в то же время и наиболее важной [1].
Система защиты боевых машин основана на независимой конструкции из броневой стали с подобранными модулями защиты от различных средств поражения. Высокие показатели уровня защиты достигнуты за счёт многослойной конструкции отражающей формы в совокупности с дополнительными элементами защиты от мин, а также подбоем, защищающим от осколков разрушенной брони. Уменьшенная радиолокационная сигнатура, низкий уровень шумов, высокая мобильность и система защиты от оружия массового поражения составляют основные особенности, которые составляют показатель степени защиты образца ВВСТ.
Для достижения необходимой эффективности бронетехники и её защищенности существует ряд факторов, одним из которых является конструктивно-техническая обеспеченность боевых свойств бронетранспортёра вследствие усовершенствования компоновки применяемых систем и устройств. При этом считают, что достичь существенного улучшения позволяет:
– размещение экипажа в средней или носовой части корпуса в обитаемом отделении;
– обеспечение эргономии и экологии для работы экипажа как внутри, так и вне бронетранспортёра;
– расположение двигателя в кормовой части и более компактное размещение элементов трансмиссии;
– изменение силуэта и массы башни.
Обеспечение и выбор материалов комплексной и броневой защиты, осуществляется практически в одно время с процессом конструирования корпуса, башни и узлов [2].
Конструкцию корпуса и башни, а также их объёмы принято определять, с учётом компоновки бронетранспортёра, то есть размещения в корпусе и башне рабочих мест экипажа, вооружения и боекомплекта, а также основных механизмов и систем машины.
Внутреннее пространство бронетранспортёра делят на три отделения:
- Боевое отделение — часть внутреннего пространства, в которой находится вооружение, обслуживающие его системы и члены экипажа бронетранспортёра. В БТР–82 оно располагается в средней части машины;
- Отделение управления — внутреннее пространство броневого корпуса и башни, предназначенное для размещения водителя и командира боевой машины. В нем расположены органы управления движением машины;
- Силовое отделение — часть пространства в корпусе бронетранспортёра, как правило, изолированное от экипажа, в котором расположены: двигатель, трансмиссия и системы обеспечения осуществления их работы. Располагается в кормовой части бронетранспортёра.
Современные требования к комплексной защите от обычного оружия формируются на основе общих требований, которые, как правило, входят в программы развития вооружения и другие документы Вооружённых сил.
Тактико-технические требования к бронетехнике являются частью тактико-технического задания, они разрабатываются заказчиком и определяют цель, назначение и его место в войсках национальной гвардии. Кроме того, они регламентируют этапы проведения опытно–конструкционных работ, а также порядок испытаний и приёмки, опытных образцов и сроки выполнения [3].
В большинстве случаев непосредственную разработку, а также предшествующую этому научно-исследовательскую, опытно конструкционную и экспериментальную работу ведут военные и промышленные организации, ответственные за решение данных вопросов, под руководством заказчика и при его финансировании.
В тактико-техническом требовании к воздаваемому или модернизированному бронеобъекту среди других характеристик входят задаваемые характеристики прямой защиты от противотанковых средств поражения броневого корпуса и башни бронетранспортёра.
Среди основных характеристик живучести выделены следующие:
– защита от бронепробивающих средств корпуса и башни в пределах заданных курсовых углов;
– сохранение боеспособности экипажа и боекомплекта, в том числе и при воздействии заданных средств на крышу башни и корпуса;
– наличие дополнительной защиты отсеков для топлива и боекомплекта.
К основным характеристикам живучести добавляют уточняющие характеристики жёсткости, стойкости узлов и деталей и т. п. Часто характеристики устанавливают от результатов, полученных на ранее создаваемых корпусах и башнях. На конструкцию корпуса и башни распространяются ограничения, обусловленные компоновкой расположения рабочих мест экипажа и составных частей, которые влияют на огневую мощь, живучесть, подвижность и другие его свойства.
Малогабаритными ограничениями, прежде всего, являются предусмотренные для корпуса и башни ограничения по массе, габаритным размерам, а также по вместимости и конфигурации внутренних объёмов.
Очевидно, что минимизация масс корпуса и башни имеет большое значение, так как она влияет на экономические затраты и общую массу. Но чрезмерное уменьшение массогабаритных параметров брони нецелесообразно, поскольку вследствие недостаточной площади и массы бронирования образуются места с ослабленной защитой. Как правило, это происходит в так называемых зонах боевых проекций, вероятность попадания в которые особенно велика.
Как известно, еще до второй мировой войны, в результате возникшей необходимости ограничения общей массы танка при усилении его защиты началась резкая дифференциация толщин брони корпусов и башни. Толщина лобовых листов левого и правого бортов корпуса, а также лобовых и бортовых секторов башни, обеспечивающих защиту на основных направлениях обстрела, была наибольшей. Наименьшей была толщина на уровне противопульной брони у листов кормовой части, крыши и днища.
В послевоенные годы с учётом развития средств поражения, разработчики были вынуждены минимизировать потери в боевых условиях путём оптимизации дефрагментация брони конструктивных углов и углов подвода.
Дифференцирование броневой защиты было основано на законах распределения вероятности обстрела, как по дистанциям и курсовым углам, так и снарядных попаданий в элементы брони корпуса и башни.
Эти законы получены в результате моделирования на ЭВМ боевых действий.
Таким образом, видно, что современные отечественные образцы бронетехники нуждаются в совершенствовании своих боевых свойств, обеспечивающих их применение по предназначению. Одним из этих свойств является степень защищенности от современных средств поражения, имеющихся на вооружении сил потенциального противника. Такая тенденция прослеживается на протяжении всей истории применения человеком различных средств поражения и защиты и продолжит существовать, по мере развития вооружения, военной и специальной техники. Получить и проверить требуемый уровень бронезащищенности возможно только по результатам натурных полигонных испытаний.
Литература:
- ГОСТ 14254–96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками.
- ГОСТ 16504–81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
- Шунков В. И. Танки: Справ. Минск: ООО «Попурри», 2000.
Похожие статьи
Совершенствование конструктивно-технологических решений устройства защитных сооружений гражданской обороны
Статья посвящена проблемам состояния защитных сооружений гражданской обороны. Ведется обобщение результатов исследования проблем существующих защитных сооружений. Приводятся рекомендации по устранению выявленных проблем, применению современных разраб...
Критерии правомерности необходимой обороны
Представленная статья посвящена анализу определения современных критериев правомерности необходимой обороны.
Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке
В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.
Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке
В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.
Усовершенствование ходовой части базового автомобильного шасси автомобиля Урал-4320
В статье раскрывается значимость использования военной автомобильной техники войсками национальной гвардии Российской Федерации. Актуализируются вопросы, связанные с модернизацией и совершенствованием автомобильной техники, в частности, предлагаются ...
Анализ существующих типов безопасности автотранспортных средств
Статья раскрывает сущность безопасностей автотранспортных средств, отличительные особенности каждой из них, а также какую роль они имеют в конструктивной безопасности.
К вопросу о пассивной безопасности кабин грузовых автомобилей
На сегодняшней день повышение безопасности автомобиля является важной задачей. В статье проводится анализ повреждений грузовых автомобилей в дорожно-транспортных происшествиях. Предлагается использование метода конечных элементов при проектировании к...
Пути повышения эффективности применения обычных средств поражения
Статья содержит основные результаты анализа соответствия технических характеристик обычных средств поражения предъявляемым к ним требованиям назначения. Предложены конструктивные пути повышения эффективности применения обычных средств поражения.
Анализ состояния проблем огнестойкости железобетонных конструкций с учётом времени и условий их эксплуатации
В статье рассматривается вопрос применения натурных технических обследований на огнестойкость железобетонных конструкций. Практическая значимость позволит сформулировать конструктивные предложения, способствующие повышению остаточной прочности, сниже...
К вопросу о системах управления беспилотными воздушными судами
В статье приведен краткий анализ состояния систем управления БВС, рассмотрены проблемные вопросы. Выделены тенденции развития систем управления БВС. Сделаны выводы об эффективности применения БВС при соответствующем уровне развития систем управления.
Похожие статьи
Совершенствование конструктивно-технологических решений устройства защитных сооружений гражданской обороны
Статья посвящена проблемам состояния защитных сооружений гражданской обороны. Ведется обобщение результатов исследования проблем существующих защитных сооружений. Приводятся рекомендации по устранению выявленных проблем, применению современных разраб...
Критерии правомерности необходимой обороны
Представленная статья посвящена анализу определения современных критериев правомерности необходимой обороны.
Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке
В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.
Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке
В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.
Усовершенствование ходовой части базового автомобильного шасси автомобиля Урал-4320
В статье раскрывается значимость использования военной автомобильной техники войсками национальной гвардии Российской Федерации. Актуализируются вопросы, связанные с модернизацией и совершенствованием автомобильной техники, в частности, предлагаются ...
Анализ существующих типов безопасности автотранспортных средств
Статья раскрывает сущность безопасностей автотранспортных средств, отличительные особенности каждой из них, а также какую роль они имеют в конструктивной безопасности.
К вопросу о пассивной безопасности кабин грузовых автомобилей
На сегодняшней день повышение безопасности автомобиля является важной задачей. В статье проводится анализ повреждений грузовых автомобилей в дорожно-транспортных происшествиях. Предлагается использование метода конечных элементов при проектировании к...
Пути повышения эффективности применения обычных средств поражения
Статья содержит основные результаты анализа соответствия технических характеристик обычных средств поражения предъявляемым к ним требованиям назначения. Предложены конструктивные пути повышения эффективности применения обычных средств поражения.
Анализ состояния проблем огнестойкости железобетонных конструкций с учётом времени и условий их эксплуатации
В статье рассматривается вопрос применения натурных технических обследований на огнестойкость железобетонных конструкций. Практическая значимость позволит сформулировать конструктивные предложения, способствующие повышению остаточной прочности, сниже...
К вопросу о системах управления беспилотными воздушными судами
В статье приведен краткий анализ состояния систем управления БВС, рассмотрены проблемные вопросы. Выделены тенденции развития систем управления БВС. Сделаны выводы об эффективности применения БВС при соответствующем уровне развития систем управления.