История развития и совершенствования военной и специальной техники
Авторы: Микитенко Александр Николаевич, Вяткин Алексей Николаевич, Закиров Рамзиль Фависович
Рубрика: 20. История
Опубликовано в
XIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2021)
Дата публикации: 04.03.2021
Статья просмотрена: 288 раз
Библиографическое описание:
Микитенко, А. Н. История развития и совершенствования военной и специальной техники / А. Н. Микитенко, А. Н. Вяткин, Р. Ф. Закиров. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/392/16429/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье представлена история развития и совершенствования бронетранспортеров.
Ключевые слова: бронетранспортер, бронетанковое вооружение, бронетанковая техника, динамические качества, рулевое управление, тормозные системы, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, специальное оборудование.
На сегодняшний день на вооружение войск национальной гвардии Российской Федерации находится значительное количество бронетанковой техники и вооружения. Раньше к данному виду техники относили такие боевые машины, как: бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки, бронеавтомобили и танки.
В настоящее время в войсках принята следующая классификация бронетанкового вооружения: танки, бронетранспортеры, боевые машины десанта, боевые машины пехоты, боевые разведывательные машины, а также базовое шасси этих машин для установки на них других видов вооружения и техники. В свою очередь к бронетанковому вооружению относятся: танковые тягачи, бронированные ремонтно-эвакуационные машины, подвижные средства технического обслуживания и ремонта, машины технической помощи.
Рассмотрим один из самых востребованных в войсках образцов бронетанкового вооружения — бронетранспортер.
Бронетранспортер — боевая бронированная колесная или гусеничная машина высокой проходимости, предназначенная для транспортирования личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою [2].
В 1950 году на вооружение был принят бронетранспортер БТР-40 (рис.10) сконструированный Горьковским конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова. Выпускалась данная машина с 1950 по 1958 гг. на Горьковском заводе.
Основные узлы и механизмы бронетранспортера БТР-40 были заимствованы с автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Моторно-трансмиссионное отделение на бронетранспортере размещалось спереди, десант размещался на корме.
Рис. 1. Бронетранспортёр БТР — 40
Вооружение бронетранспортера состояло из 7,62 пулемета СГМ Горюнова, который устанавливался на корме при помощи кронштейнов или трубчатый штанге. Корпус машины состоял из сварных броневых листов толщиной от 6 до 8 мм [1].
Силовая установка на бронетранспортере использовалась от автомобиля ГАЗ-40, так как она обладала большей мощностью от силовой установки автомобиля ГАЗ-63. Спереди бронетранспортера устанавливалась лебедка с длинной троса 75 метров и силой тяги 4500 кгс. Доступ к ней осуществлялся через броневой люк.
На основании использования первых четырехколесных бронетранспортеров в военных конфликтах были сделаны выводы, что они не обладают достаточной проходимостью. Исходя из этого было принято решение о создании новых восьмиколесных бронетранспортеров, которые не уступали по проходимости гусеничной технике.
Следующей модернизацией стал бронетранспортер БТР — 60П (рис. 2), который также был создан Горьковским конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова и принят на вооружение в декабре 1959 г. Его серийное производство осуществлялось до 1963 г.
Рис. 2. Бронетранспортёр БТР — 60П
База данного бронетранспортера была оригинальной, отделение управления располагалось спереди, силовая установка располагалась сзади. В средней части машины находилось десантное отделение, которые вмещало 16 человек.
Трансмиссия бронетранспортера размещалась между полом десантного отделения и днищем машины. Корпус сверху был открыт, имел обтекающую форму и также как и его предшественник изготавливался из броневых листов толщиной от 6 до 8 мм. Масса машины составляла 9,8 т.
Следующей модификацией бронетранспортера стал БТР-60ПА (рис. 3), особенностью данной машины был полностью закрытый корпус. Серийно данная версия выпускалась на заводе ГАЗ с 1963 по 1966 гг., за это время с конвейера сошли 2348 единиц.
Рис. 3. БТР-60ПА
Бронетранспортер БТР-70 — боевая колесная плавающая бронированная машина. Вооружение бронетранспортера — 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ, установленные на башенной пулеметной установке.
Бронетранспортер предназначен для транспортирования личного состава мотострелковых подразделений и для их огневой поддержки.
Бронетранспортер четырехосный (восьмиколесный) со всеми ведущими колесами обладает высокими динамическими качествами, проходимостью и плавностью хода, способен следовать за танками, с ходу преодолевать окопы, траншеи и водные преграды (рис.4).
Рис. 4. Бронетранспортер БТР-70
Бронетранспортер БТР-80 (рис. 5) представляет собой боевую колесную плавающую машину, обладающую вооружением, броневой защитой и высокой подвижностью. Он предназначен для использования в мотострелковых подразделениях Сухопутных войск.
Десантное отделение бронетранспортера оборудовано десятью посадочными местами, в частности для командира машины, механика-водителя, наводчиков и стрелков [2].
В башне бронетранспортера размещается пулеметная установка, состоящая из 14,5-мм и 7,62-мм пулеметов. В корпусе имеются лючки для стрельбы из автоматов.
В конструкции бронетранспортера используются устройства и механизмы, предназначенные для защиты экипажа от воздействия ударной волны и радиации, в случае ядерного взрыва, а также от защиты от химического и биологического оружия. Машина оборудована системой запуска дымовых гранат для постановки дымовых завес с целью маскировки. Для тушения пожара в машине имеется противопожарное оборудование.
Рис. 5. Бронетранспортер БТР-80
Бронетранспортёр БТР-90 (рис. 6) имеет высочайшие показатели по проходимости (полноприводность, независимая подвеска, низкое удельное давление на грунт), мобильности (высокие скорости по шоссе, по пересеченной местности, преодоление водных преград сходу), маневренности (малый радиус поворота и возможность движения передним и задним ходом с одинаковой скоростью), живучести (возможность движения даже при полном повреждении четырех колес, пулестойкие шины) [1].
Рис. 6. Бронетранспортёр БТР-90
В заключении необходимо сказать о том, что бронетранспортеры в своем развитии прошли огромный путь от грузовиков или легковых машин с приваренными бронелистами и взгроможденными на них ручными пулеметами до современной техники, каждая деталь которой проектируется и создается с высочайшими требованиями специально для них. А сами БТРы являются грозным оружием, которое может противостоять не только пехоте, аналогичным образцам бронетехники, но и более тяжелым, хорошо бронированным современным танкам.
Литература:
1. Бронетранспортёр БТР — 80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Ч.1, Ч.2; 2000 г.
2. Бронетранспортёр БТР — 60. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Воен. издательство Министерства обороны СССР. Москва — 1980 г.
Ключевые слова
электрооборудование, специальное оборудование, рулевое управление, бронетранспортер, бронетанковая техника, ходовая часть, средства связи, бронетанковое вооружение, динамические качества, тормозные системыПохожие статьи
Анализ логики работы системы автоматического управления вертолетом и её модернизация
В данной статье проведено теоретическое исследование целесообразности усовершенствования системы автоматического управления вертолетом. Представлен анализ логики работы системы и её модернизации с целью реализации новых функций управления вертолетом.
Диагностическая ценность технического состояния электронных систем управления двигателем автомобиля
В статье представлена диагностическая ценность технического состояния электронных систем управления двигателем автомобилей.
Передняя подвеска снегохода: от истории к современным тенденциям
Целью данной статьи является проведение обзора основных вопросов устройства передней подвески снегохода.
Усовершенствование ходовой части базового автомобильного шасси автомобиля Урал-4320
В статье раскрывается значимость использования военной автомобильной техники войсками национальной гвардии Российской Федерации. Актуализируются вопросы, связанные с модернизацией и совершенствованием автомобильной техники, в частности, предлагаются ...
Устройство и разновидности задней подвески современного снегохода
Цель данной статьи заключается в ознакомлении читателя с основными вопросами устройства задней подвески снегохода.
История применения различных типов СЭУ в мировом судостроении
В статье автор описывает различные типы судовых энергетических установок, а также их практическое применение в мировой практике судостроения.
Общие сведения о метрологическом обеспечении вооружения, военной и специальной техники
В статье проводится анализ метрологического обеспечения в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Раскрываются вопросы значимости и эффективности метрологического обслуживания вооружения, военной и специальной техники.
Многоцелевая базовая машина высокой проходимости
В статье приводятся результаты испытания экспериментального образца специального трактора высокой проходимости.
Построение бортовых комплексов управления беспилотным летательным аппаратом стратегического назначения
В статье рассмотрены перспективы производства беспилотных летательных аппаратов ведущими государствами, тенденции развития и проблемные вопросы совершенствования навигационных систем современных беспилотных летательных аппаратов. Приведенная необходи...
Гидроаппаратура распределения и управления, применяемая на летательных аппаратах
В статье представлены основные типы гидравлических аппаратов (гидроаппаратов), которые применяются в системах летательных аппаратов. Раскрыты функции гидроаппаратов, их достоинства и недостатки, а также случаи их применения.
Похожие статьи
Анализ логики работы системы автоматического управления вертолетом и её модернизация
В данной статье проведено теоретическое исследование целесообразности усовершенствования системы автоматического управления вертолетом. Представлен анализ логики работы системы и её модернизации с целью реализации новых функций управления вертолетом.
Диагностическая ценность технического состояния электронных систем управления двигателем автомобиля
В статье представлена диагностическая ценность технического состояния электронных систем управления двигателем автомобилей.
Передняя подвеска снегохода: от истории к современным тенденциям
Целью данной статьи является проведение обзора основных вопросов устройства передней подвески снегохода.
Усовершенствование ходовой части базового автомобильного шасси автомобиля Урал-4320
В статье раскрывается значимость использования военной автомобильной техники войсками национальной гвардии Российской Федерации. Актуализируются вопросы, связанные с модернизацией и совершенствованием автомобильной техники, в частности, предлагаются ...
Устройство и разновидности задней подвески современного снегохода
Цель данной статьи заключается в ознакомлении читателя с основными вопросами устройства задней подвески снегохода.
История применения различных типов СЭУ в мировом судостроении
В статье автор описывает различные типы судовых энергетических установок, а также их практическое применение в мировой практике судостроения.
Общие сведения о метрологическом обеспечении вооружения, военной и специальной техники
В статье проводится анализ метрологического обеспечения в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Раскрываются вопросы значимости и эффективности метрологического обслуживания вооружения, военной и специальной техники.
Многоцелевая базовая машина высокой проходимости
В статье приводятся результаты испытания экспериментального образца специального трактора высокой проходимости.
Построение бортовых комплексов управления беспилотным летательным аппаратом стратегического назначения
В статье рассмотрены перспективы производства беспилотных летательных аппаратов ведущими государствами, тенденции развития и проблемные вопросы совершенствования навигационных систем современных беспилотных летательных аппаратов. Приведенная необходи...
Гидроаппаратура распределения и управления, применяемая на летательных аппаратах
В статье представлены основные типы гидравлических аппаратов (гидроаппаратов), которые применяются в системах летательных аппаратов. Раскрыты функции гидроаппаратов, их достоинства и недостатки, а также случаи их применения.